«IT-дискуссия и оптимизация поиска аргументации»
9 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Евгений Зубарев.

Начало нового века, нового тысячелетия… Эти понятия сами по себе наводят на мысль о подведении, каких-либо итогов, анализе и резюмировании достигнутого и, конечно, попытках прогнозирования будущего.

Человечество сделало гигантский скачок вперед во всех сферах жизни, изменив порой до неузнаваемости свой облик, окружающую среду, сферу информационных и общественных отношений.

Система человеческих отношений, коммуникативность и способы коллективного взаимодействия при поиске истины всегда привлекали внимание общества, так как именно эта область во многом определяет уровень развития цивилизации. Пример силы, которая была ведущим императивом при достижении истины, постепенно уходит в прошлое. Толерантность, поиск взаимоприемлемых компромиссов, плюрализм мнений – эти особенности современного общества не менее важны для его развития, чем достижения в области прикладных наук.

В основу изучения любой школьной дисциплины или конкретной темы должен быть положен конфликт – то есть наличие различных, может, даже в корне противоположных, точек зрения. Данную «культуру противоречий» не слабой, а сильной стороной объяснения, так как именно она может обеспечить действительное творческое понимание сути вопроса, а не его механическое воспроизведение. Эту систему можно упрекнуть в создании искусственной конфликтности и эмоциональности, которые могут помешать пониманию, но механизм активного восприятия, основанный на опровержении «противного», гораздо более эффективен. Конечно, держаться в стороне от острых конфликтов и споров, предлагая ученикам конкретные готовые примеры на все случаи жизни, гораздо спокойнее. Применение же «методики конфликта» к рассмотрению текущих проблем требует подхода, который значительно отличается от лекционной методики или механического заучивания. Проблемы, требующие решения через полемику, необходимо решать, выходя за рамки заучивания и понимания, как основных целей урока и поднятия на более высокий уровень мышления, затрагивающий такие процессы, как и применение знаний, анализ и выработка суждений. Стандартная система образования, основанная на «информационно-понятийной диете» учащихся, разбавленная необходимым количеством «вежливых» дискуссий, не способствует развитию гражданских ценностей и не вызывает интереса к истории или гражданскому образованию. Открытая же острая дискуссия способствует свободному обмену идеями, выбору оптимального варианта решения проблемы и его конкретного закрепления в памяти. Но любая дискуссия содержит в своей основе не только обмен мнениями, но и обязательную базу аргументов, содержание и полнота которой во многом зависит от возможности и способа получения информации.

И в данном случае IT – это не просто новый способ получения информации, это, скорее, безлимитный доступ к сокровищницам знаний, накопленных всей современной цивилизацией, и если свобода – это возможность выбирать, то современные информационные технологии – это возможность поиска и выбора истины в безбрежном океане мнений, аргументов и фактов. Сегодня учащийся освобожден от многотрудного процесса поиска и сбора информации, целиком перешедших под эгиду информационных технологий и может целиком сосредоточиться на ее обработке и использовании, а завтра, возможно, IT обретут признаки активного интеллекта, в поединке с которым человек сможет оттачивать свое понимание познаваемых процессов и совершенствовать навыки логического восприятия действительности. Таким образом, можно сказать, что мы присутствуем при зарождении нового информационного феномена – IT-дискуссий, в которых состязаются уже не возможности по доступу к получению той или иной информации, а реальные аналитические и творческие способности учащихся-исследователей.

«Вдумчивое», то есть построенное на активном соучастии учащегося в образовательном процессе, образование и обучение являются, по моему глубокому убеждению, наиболее эффективным подходом, отражающим подчас противоречивые потребности демократической системы гражданского образования. Есть опасения, что метод критического анализа может привести к отступлению от традиционного подхода к рассмотрению существующего порядка вещей, но выработка таких навыков тесно связана с потребностью общества в активных гражданах, чья гражданская позиция формировалась путем осознанного мышления. Критический анализ предполагает психологическую мотивацию и здоровый скептицизм по отношению к «истине», особенно к преподносимой как априори верной или абсолютной. Но одновременно это повышает требования к «истине», заставляя ее более соответствовать требованиям общества и времени.

«Я не разделяю вашего мнения, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли его иметь…», — это ставшая классической фраза во многом определяет позиции современной дискуссионной системы, в которой стремление к истине не должно быть выше уважения к собеседнику.

Дискуссия…Редкий случай, когда средства порой становятся не менее важны, чем цели. В реальной жизни спор – это то состояние, во время которого по преданию рождается истина (кстати, как показывает практика, она зачастую там же и гибнет). Но целью образовательных дискуссионных методик, является не только поиск истины, но и воспитание культуры общения, при котором аргументами являются логика и убеждение, а не удар каменным топором по голове. Не следует забывать, что применение такого простого устройства, как веб-камера, в сочетании с коммуникативными возможностями Всемирной паутины позволяет практически до бесконечности увеличить круг вовлеченных в дискуссию заинтересованных лиц, не принимая во внимание расстояния, национальные, конфессиональные, государственные и прочие границы, до сих пор стоявшие на страже свободного общения, соблюдая при этом главное преимущество общения «глаза в глаза». Ведь не зря сегодня одним из самых востребованных ресурсов Сети являются ЖЖ («Живой журнал»), призванные создать поле для обсуждения самых разных проблем современности и дать возможность каждому для реализации творческого потенциала и высказывания своей точки зрения.

Разные страны шли к демократии разными путями, и не всегда этот путь был коротким и эффективным (чего стоит пример афинского народного собрания, где мог высказаться каждый, но с непременным условием – веревкой на шее, чтобы в случае, если его предложение не устраивало собрание, не нужно было бы далеко ходить…). Государства так называемой «третьей волны демократии» сегодня испытывают некоторые трудности при формировании гражданского общества, основой которого, как известно, является наличие гражданской позиции у каждого члена общества и возможности высказать эту позицию на любом уровне и без неприятных последствий. Поэтому и вопрос о воспитании уважения к другому мнению, даже если оно диаметрально противоположно вашему, звучит сегодня особенно остро.

Но дискуссия – это состязание, а состязание основано на стремлении к победе, и если вести речь только об уважении к сопернику, то вместо борьбы можно увидеть лишь череду сплошных реверансов, которые никогда не увенчаются успехом.

Поэтому для организации и проведения по настоящему плодотворной дискуссии необходимо и уметь аргументированно высказать свою позицию, найти логический изъян в позиции оппонентов и использовать его в своих интересах, взглянуть на проблему под нестандартным ракурсом, увидеть решение вопроса во взаимосвязи с последствиями. Вот здесь-то IT и приходят на помощь учащимся, ведь имея доступ к информационной сети, можно найти самые различные материалы в подкрепление или опровержение той или иной позиции. Первоначальные опасения в «механизации» процесса поиска аргументов и простом заимствовании информации давно канули в Лету, так как каждому, кто когда-либо имел дело с работой поисковых служб Интернета, понятно, что машина лишь группирует информацию по заданному признаку, но ее последующий анализ и использование всецело остаются за учащимся-исследователем.

Современный Узбекистан – это государство, в котором вопросы образования имеют первостепенную важность, а последовательная и целенаправленная реализация национальных образовательных программ, в которые входит не только строительство и реконструкция учебных заведений различного профиля, но и их обязательная компьютеризация и обеспечение доступа к глобальным информационным потокам, позволяют решать проблемы широкого и повсеместного использования IT в учебной и творческой деятельности учащихся.

Компьютеризация школ, подключение их к сети Интернет, создание широкой сети ресурсно-образовательных центров при вузах и махаллях, расширение возможностей для использования IT-ресурсов в учебной и исследовательской работе создают все необходимые предпосылки для применения IT как важнейшего условия повышения интеллектуального и познавательного уровня нашей молодежи.

Сегодняшние проблемы развития и совершенствования гражданского общества, связанные с неготовностью и неумением отстаивать свою точку зрения, напрямую является следствием той убогой системы образования и воспитания, которые исключают возможность состязательности мнений, полемику, противостояние «авторитетам» и подавляют личностное мировосприятие, заменяя его догматическими клише. Отсюда и роль дискуссионных методик и поиска аргументации с использованием IT в образовании становится не только обучающей, но и воспитывающей, так как формирование новых принципов, систем и подходов в формировании гражданской позиции определяет то, какой станет наша молодежь, а значит, и вся страна завтра.

Автор: Зубарев Евгений Александрович, преподаватель истории и граждановедения школы №2 города Фергана

Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте