«IT – сжимая пространство и время»
9 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Евгений Зубарев.

Современный мир меняется стремительно и кардинально. То, что еще вчера было уделом мечтателей-фантазеров и писателей-фантастов, сегодня становится обыденными приметами повседневной жизни, и ни у кого не вызывают особого удивления.

Очень важно в этот момент не отстать от поступательного и безостановочного пути прогресса, соответствовать его требованиям и стандартам. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета, так как поиск информации и ее систематизация вне IT – это «бег на месте», который, как известно, способствует усиленному потоотделению, а никак не продвижению вперед. Большинство современных школьников, студентов и преподавателей в Узбекистане уже активно использует компьютер и Интернет в своей жизни и образовании, прекрасно понимая, что знание IT является не каким-то особенным достижением, а элементарной нормой жизни, особенно если ты ставишь в ней серьезные цели.

В обществе, где бурный информационный рост предъявляет к специалисту в любой области требования учиться и совершенствовать ранее полученные знания практически всю жизнь, избегать совершенствования и пополнения образования – значит, заведомо обречь себя на малопривлекательный статус «лузера», то есть попросту неудачника. Это раньше, в период доинформационной революции, можно было позволить себе роскошь обучиться один раз и далее просто почивать на лаврах, имея солидные дивиденды с базового интеллектуального капитала. Сегодня идея «перманентного образования» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным и, как это ни странно, более эффективным, ведь дистанция позволяет сохранять объективность преподавателю и легко отсеивать балласт в виде нерадивых учащихся.

Особый вопрос в сфере повышения квалификации и получения новых знаний по специальности стоит у преподавателей школ, ведь существующая на сегодняшний момент система курсов, проводимых на базе институтов усовершенствования и повышения квалификации, слишком громоздка, малоэффективна в силу отсутствия дифференцированного подхода к обучению и, главное, отрывает учителя от выполнения его прямых обязанностей на срок от 30 до 45 дней, что, конечно же, негативно сказывается на процессе школьного образования. Стремясь идти в ногу со временем, Республиканский институт усовершенствования и повышения квалификации работников народного образования им. Авлони уже второй год реализует пилотные проекты дистанционного обучения, основанные на широком применении IT и раскрытии творческого ресурса наших преподавателей. Важнейшей особенностью проекта является то, что обучение происходит без отрыва от основной работы и с использованием дифференцированных учебных планов и заданий, что позволяет каждому участнику реализовать себя в полном объеме и без ущерба для выполнения школьной программы.

Свобода принятия решений, гибкость графика и направленности, доступ к качественному образованию при минимизации временных и финансовых затрат – главные аргументы в пользу нового вида обучения. А если заглянуть в будущее (не будем забывать, что его наступление мы можем попросту не заметить, настолько оно связано с настоящим), то после решения вопроса о стандартизации требований к образованию в рамках СНГ, а может быть, и ООН можно будет очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов и стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Кстати, уже сегодня в Узбекистане можно сравнить курсы дистанционного и аудиторного образования в рамках ИПК, и это сравнение явно говорит не в пользу последнего. А значит, у национальных центров получения дистанционного образования большое будущее, и по мере роста востребованности их количество будет существенно увеличиваться. Со временем в Сети должны появиться самые разнообразные курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Возможность обучения в лучших учебных заведениях страны по наиболее эффективным технологиям у самых квалифицированных преподавателей может и должна появиться у жителей всех регионов Узбекистана, что полностью соответствует курсу на развитие альтернативных форм образования, обозначенных в Национальной программе образования.

Дистанционное образование носит более индивидуальный характер обучения по сравнению с обычным, оно значительно более гибкое и приспособленное к потребностям и интересам конкретного учащегося, который не только сам определяет темп и характер обучения, но и может в случае необходимости возвращаться по нескольку раз к отдельным урокам, может сам определять приоритетность и последовательность изучения отдельных разделов и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет слушателя курса заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Обучение на дистанционных курсах делает человека более самостоятельным, мобильным и ответственным. Все эти качества при наличии высокой мотивации к обучению развиваются в процессе учебы и по окончании обучения в свет выходят специалисты, действительно востребованные на рынке образовательных и иных услуг. Использование современных IT и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей или исследователей в какой-то особой области человеческого знания), общаться между собой, обсуждать профессиональные проблемы, успешнее решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д. Не будем забывать и о психологической составляющей — учитель за много лет привыкший ставить, а не получать оценки, изначально не готов к роли экзаменуемого, и кардинальное изменение статус-кво может вызвать у него не только сбой в демонстрации профессиональных умений и навыков, но и психологический стресс или невроз. В свою очередь, внедрение дистанционного обучения значительно уменьшает негативный эффект этого состояния обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Снимается субъективный фактор полученной оценки, а психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или лучшей успеваемостью, показанной другими слушателями, сводится к минимуму и реализуется только во время совместных форумов. Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагает обеспечение максимальной интерактивности за счет проведения видеоконференций, форумов и видеолекций как передаваемых в виде сжатых ZIP-файлов, так и непосредственных, при использовании веб-камер и создания виртуально-единого учебного пространства. Ведь на самом деле обучение только тогда становится полноценным, когда достигается реальное общение с преподавателем, за счет виртуальных в нашем случае возможностей — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать некоторый недостаток личного контакта за счет сетевого общения.

Конечно, не все так просто, и на пути полной реализации этих проектов стоит ряд проблем: необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, которыми хотя и обладают на сегодняшний день свыше двух миллионов наших сограждан, но говорить о полной компьютеризации страны, конечно, пока рано. Необходимость в постоянном доступе к источникам информации. Нужна хорошая, постоянно совершенствующаяся техническая база, ведь то, что делало нас счастливыми и самодостаточными еще вчера, сегодня уже, увы, безнадежно устарело, нужны техническая готовность и умение использования средств дистанционного обучения.

Но, несмотря на временные трудности, развитие дистанционного обучения в системе отечественного образования, конечно же, будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития интернет-технологий и улучшения методов дистанционного образования.

Автор: Зубарев Евгений Александрович, преподаватель истории и граждановедения школы №2 города Фергана

Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте