На пороге Арэфайдизации
9 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Алишер Хаитметов.

В последнее время и за океаном, и в Европе крупные компании стараются инвестировать в информационные технологии, что позволяет получать конкурентное преимущество и повышает барьер на пути вторжения на рынок потенциальных конкурентов. Одной из таких информационных технологий является RFID (Radio Frequency Identification – Радиочастотная идентификация).

RFID является простой и гениальной технологией, которая, к примеру, позволяет идентифицировать товар или объект на расстоянии нескольких метров. Использование микроскопических чипов со встроенным радиопередатчиком, питающихся энергией принятого сигнала позволяет обходиться без громоздких батарей. Для считывания информации с чипа достаточно поднести к нему активный сканер.

Как это начиналось…

В 90-е годы началось активное применение радиосистем для оплаты дорожных сборов на скоростных магистралях. Автомобили получили возможность пересекать въездные терминалы, не снижая скорости. Бесконтактные средства оплаты появились на дорогах американских штатов Оклахома, Канзас и Джорджия, а также в районе города Хьюстона. Несколько северо-восточных регионов США сформировали группу E-Z Pass Interagency Group, занявшуюся вопросами стандартизации RFID-методик для автоматизации взимания платы за проезд. И наконец, переломный момент наступил, когда инженеры впервые смогли интегрировать приемопередатчик радиоволн в микросхему, изготовленную по стандартному CMOS-процессу. Это позволило объединить на одной подложке все компоненты, необходимые для функционирования радиометки, и открыло новые возможности дальнейшей миниатюризации.

Что нам может предложить RFID?

Представьте ситуацию, когда вы делаете покупки в супермаркете и вам приходится класть все свои продукты в тележку, потом перед кассой все заново вытаскивать, чтобы кассир подсчитал и потом заново кладете в тележку. Если же снабдить все товары микрочипами и установить на выходе сканер, то вам совсем не обязательно выкладывать все свои покупки перед кассой.

Все, что вам будет нужно, это разместить в торговой тележке и смело идти к кассе, где сканер автоматически считает чипы и выставляет вам счет. Этим и вы, и кассир сэкономите время, да и супермаркет повысит скорость обслуживания потребителей и снизит расходы. Кроме этого, супермаркет может в любое время за считанные секунды произвести инвентаризацию и следить за наличием тех или иных товаров. Менеджеры могут контролировать ассортимент продукции, не поднимаясь с кресла. Подобное решение экономически оправданно: по сведениям маркетологов, вследствие несвоевременного пополнения полок магазинов продажи потребительских товаров снижаются на 6%. Сегодня цена одной радиометки — около 50 центов, что дорого для этикетки, даже с элементами встроенной логики. Широкое производство сделает микросхемы дешевыми (стоимостью порядка 5-10 центов), и это будет стимулировать других поставщиков.

В доброй старой Англии уже практикуется размещать чип с данными человека в его паспорте. Чем это удобно? Рассмотрим на примере аэропортов. Сегодня, когда вы прилетаете в международный аэропорт Ташкента или Самарканда, вам приходится выстаивать долгую очередь к паспортному контролю, что порой занимает до часу, и больше, времени. Если же в вашем паспорте есть чип со всеми данными, то для того, чтобы избежать очередей и разгрузить сотрудников аэропорта, достаточно иметь сканер на выходе. И уже сканер сам будет считывать данные прибывающих или улетающих пассажиров с чипов и заносить их в систему.

Подумайте, какие выгоды можно было бы извлечь от использования RFID при складировании товаров, проверке разного рода документов (студенческие билеты, рабочие пропуска) и, конечно же, в деле профилактики преступлений.

ВСТАВКА к статье
• В Скандинавии оплату за проезд производят с помощью RFID с 2006 г.
• Вашингтон с января 2008 ввел водительские права с RFID
• 19 марта 2008 г. компания «Систематика» успешно завершила проект RFID-автоматизации библиотеки Российского Государственного университета — Высшей Школы Экономики
• Десять учеников одной из средних школ Донкастера (Великобритания) принимают участие в тестировании системы наблюдения при помощи радиочипов (RFID). Чипы вмонтированы в бэдж на униформе школьников.
• Экзаменационный совет Великобритании, Edexcel, планирует снабдить радиоэтикетками (RFID) 620 тыс. сумок с листами для защиты их от преждевременного вскрытия.
• Компания Hitachi, по информации Business-I, разрабатывает крошечные чипы радиочастотной идентификации (RFID), длина стороны которых меньше диаметра человеческого волоса.
• Израильская армия, второй после армии США, внедряет RFID-технологию, чтобы управлять своими материальными резервами. RFID позволит армии управлять складами, контролировать топливные запасы, отслеживать перемещение оборудования со складов на полевые позиции войск
• В США RFID-чипы начали вживлять сотрудникам фирм. Крошечные силиконовые чипы были вживлены под кожу двум добровольцам, чтобы протестировать новую технологию.

Из мировой практики…

На сегодняшний день такие гиганты, как Tesco, Wal-Mart, Gillette, Philips, Benetton, Европейский центральный банк и многие другие компании и организации, всерьез заинтересованы в RFID и инвестируют в эту область миллионы долларов. По данным исследовательской фирмы VDC, рынок RFID оценивался в 700 млн. долл. в 2006 году и в 2 млрд. долл. в 2007 году.

Одним из наиболее спорных для многих активистов защиты права на частную жизнь является проект Европейского центрального банка, сведения о котором попали в прессу четыре года назад. Он предполагает внедрение радиометок в купюры евровалюты нового образца 2005 года. Главная его цель — предотвращение подделок. Помимо всего прочего, финансовые инспекторы смогут контролировать денежные потоки в буквальном смысле этого слова. Проще станет выслеживать вымогателей и грабителей. И даже такая операция, как пересчет купюр, поступивших в банк, после введения меток займет считанные секунды.

Гораздо менее масштабным, но не менее нашумевшим событием стало намерение компании Gillette снабдить радиометками свою бритвенную продукцию. Вместе с двумя крупнейшими сетями магазинов — американской Wal-Mart и британской Tesco — она продемонстрировала миру первый законченный продукт на базе RFID в области розничной торговли. Последствия этого шага, возможно, будут иметь ключевое значение для дальнейшей судьбы технологии. Тем более что подобный прецедент уже имел место. В свое время никому не известный штрихкод начал победное шествие именно после того, как Wal-Mart в 1984 г. заявила о намерении использовать его для автоматизации собственных складских операций.

В марте 2003 года Benetton присоединилась к своим коллегам по цеху 15 млн. пятицентовых чипов i.code производства Philips Semiconductors собрались интегрировать в ярлыки-логотипы одежды марки Sisley так, чтобы они были незаметны для покупателя. Информацию с микросхемы можно считать на расстоянии 1,5 м. В роли системного интегратора выступает компания Lab ID, а специальную версию PDA со встроенным считывателем выпустит фирма Psion Teklogix. Главная заявленная цель эксперимента — упрощение и ускорение складских операций.
Изменения грядут и в авиационной индустрии. Delta Airlines заявила о своем намерении провести масштабный тест с использованием до 40 тыс. радиометок. Ими будет маркироваться багаж: миниатюрные чипы собираются внедрять в картонные ярлыки, которыми обычно снабжается ручная кладь пассажиров. Сегодня компания теряет четыре чемодана при обслуживании каждой тысячи пассажиров, предполагается, что RFID сможет уменьшить количество ошибок при сортировке багажа.

Метки упрощают множество операций, связанных с автоматизацией инвентаризации, идентификации и платежей. Фактически мир с рассеянными в нем RFID-кристаллами позволит компьютерам, наверное, впервые с момента их изобретения получить реальную «власть» над окружающей средой. Предмет со встроенным RFID-тегом понятен и доступен для компьютера или робота. И это радует и пугает одновременно.

Какие угрозы существуют…

Как и любое другое средство информатизации, RFID несет в себе опасность оруэлловского толка. Концепция радиометок изобилует потенциальными «дырами в безопасности» и буквально создана для технической поддержки тоталитарного режима. Иное дело, как ими распорядится общество и насколько грамотной будет реализация.

Мы достаточно наслышаны о случаях, когда люди подключались к неправильно настроенной беспроводной домашней сети и не только пользовались Интернетом бесплатно, но и скачивали информацию с локальных жестких дисков. Всем известен трюк со сканером, который проделывают профессиональные угонщики с наиболее дорогими и совершенными автосигнализациями.

Украденная или подделанная метка-карта обеспечивает своему владельцу простой и безоговорочный доступ в любые защищенные помещения, в которых она авторизована.

Следующий момент связан с государством. С появлением тегов в купюрах оно теоретически получит возможность отслеживать перемещение денег от человека к человеку, а также товаров. Чиновник налоговой службы сможет в мгновение ока провести полную инвентаризацию вашего имущества.

Некоторые активисты требуют приравнять RFID к алкоголю и генетически модифицированным продуктам и заставить производителей снабжать соответствующими этикетками «чересчур коммуникабельные» товары. Кроме того, необходимо дать покупателям возможность при желании отключать метки в приобретенных товарах: по большому счету, решать должен владелец, а не изготовитель или магазин.

Еще одна «отличная идея» — вживление меток людям, страдающим различными умственными расстройствами, детям и животным. Но, в конечном итоге, никто не в состоянии гарантировать вам конфиденциальность сведений об их передвижении.

Учитывая все плюсы и минусы, которые могут быть из-за внедрения RFID, нам решать, нужна ли нам эра арэфайдизации или нам и без этого хорошо…

Автор: Хаитметов Алишер Каримбаевич, Место работы: СП «УЗБАТ А.О.»
Место учебы: Киев – АССА

Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте