Особенности культуры текстовой мобильной коммуникации
9 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

pic

Сервисы коротких текстовых сообщений (англ. — Short Message Service, SMS), а также мультимедийных сообщений (англ. – Multimedia Messaging Services, MMS) — впервые появились на европейском континенте и за непродолжительное время покорили весь мир.

Социальный феномен текстовой мобильной коммуникации — это феномен новой субкультуры, во многом опирающейся на общекультурную традицию эпистолярного творчества. Как отмечал лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года Сэмюэль Беккет, само по себе слово самоценно и самодостаточно, следовательно, именно слово может быть основным элементом
коммуникативной системы.

В связи с вышесказанным, на наш взгляд, текстовая коммуникация должна рассматриваться в первую очередь как составная часть семиотической культуры, а уже во вторую – с позиции антропологических исследовательских подходов. Говоря иными словами, процессы развития письменной культуры мобильной коммуникации тесно увязаны с «медиальностью», то есть поиском языка, посредством которого личность могла бы выразить себя в новой среде, приняв участие в формировании и трансляции соответствующих культурных кодов. При этом текстовая мобильная коммуникация содержит материальные следы устной культуры межличностных взаимодействий (о которой мы писали в предыдущем параграфе нашего исследования). Основанием для указанного дискурса может служить тот факт, что сообщения SMS сочетают непринужденность устной речи с рефлексивностью эпистолярного жанра. Такой стиль осуществления взаимодействий может нравиться или отторгаться, но выбор коммуникативного канала и паттернов осуществления интеракций всегда остаются за индивидом, косвенным образом подчеркивая его идентичность и культурную компетентность. В данном случае мы имеем пример того, как форма публикации текстов обеспечивает инкультурацию новых средств коммуникации в социальную среду, способствуя возникновению потребности в освоении соответствующих навыков, позволяющих обеспечить понимание. В англоязычных странах для обозначения мобильной текстовой коммуникации употребляется не имеющее аналогов в русском языке слово texting. В Японии аналогичный сервис называют shooto meeru интерпретацию и оценку постсовременных культурных кодов. Как мы покажем по тексту параграфа, для осуществления деконструкции текстовых посланий наиболее оптимально использование постмодернистского метода, поскольку интеракции характеризуются множеством смыслов и контекстов осуществления мобильных взаимодействий. Особо подчеркнем: интерпретация сообщений связана с процессами социально-ролевой дифференциации участников социальных сетей мобильной коммуникации.

В виртуальных социальных сетях умение быстро набирать SMS стало одним из элементов культурной компетентности личности, и это не удивительно, поскольку в наши дни функция передачи коротких текстовых сообщений очень популярна в мире мобильных взаимодействий. В некоторых странах, к примеру, на Филиппинах, за несколько лет процесс осуществления текстовой мобильной коммуникации даже превратился в «национальное времяпрепровождение». Предшественником текстовой телефонной коммуникации была телеграфная коммуникация, а впоследствии – технологии, основанные на использовании пейджеров. Именно с момента появления пейджеров необходимо отсчитывать современную историю семиотических кодов мобильных взаимодействий.

Сегодня мы можем вести речь об институционализации в общественном сознании текстовой мобильной коммуникации. Примеров тому множество. Так, в некоторых странах закон разрешает осуществить развод между супругами с помощью SMS, в Германии священник может отослать таким же способом прихожанам нужную цитату из проповеди, а на Филиппинах в 2001 году посредством SMS повстанцы координировали антиправительственные действия своих сторонников и т.д.

Текстовая коммуникация может быть либо асинхронной (SMS-коммуникация), либо синхронной – мобильный чат. В дальнейшем при рассмотрении коммуникативной системы текстовой и мультимедийной коммуникации основной акцент сделаем на асинхронной коммуникации как наиболее распространенной. SMS-коммуникация может осуществляться как непосредственно по линии отправитель-получатель, так и опосредованно, через электронные масс-медиа: отправитель – телестанция – экран телевизора – получатель. Кроме взаимодействий по принципу «каждый с каждым», широко распространена коммуникативная модель «один ко всем» , примером которой являются тематические SMS-рассылки.

Текстовая мобильная коммуникация обладает рядом преимуществ по сравнению с голосовой связью, на изучении которых мы остановимся более подробно, поскольку именно преимущества являются определяющими при выборе пользователем того или иного коммуникативного канала. При этом технические детерминанты коммуникативной системы, как мы уже подчеркивали ранее, оказывают воздействие на формирование культуры осуществления коммуникации.

Во-первых, полученные асинхронные сообщения могут сколь угодно долго находиться в памяти артефакта. С одной стороны, в данном случае мы имеем дело с инженерным решением, а с другой – с одной из разновидностей ментального протезирования, позволяющего человеку расширить данные ему природой возможности. Соответственно, функция сохранения в памяти мобильного телефона полученных и отправленных сообщений может рассматриваться как элемент внешней памяти человека. Поскольку в электронных посланиях содержится информация о тех или иных мгновениях жизни индивида, мы можем вести речь и об эмоциональном ресурсе личности, часть которого сохраняется в памяти мобильного артефакта. Так, британский исследователь Уолтер Дж. Оун рассматривает процесс письменного творчества (к которому, заметим, относится и текстовая мобильная коммуникация), как часть процесса интериоризации. Именно по этой причине некоторыми исследователями данный вид человеческой деятельности не расценивается как технология.

Во-вторых, взаимодействие может осуществляться в публичных местах без опасения утраты конфиденциальности и нарушения приватности окружающих.

В-третьих, появляется возможность обдумывания и редактирования сообщений, до того как они будут отосланы. При этом каждое сообщение самодостаточно и целостно (что, впрочем, при осуществлении деконструкции транслируемых в процессе коммуникативных взаимодействий смыслов не отрицает необходимости установления логических и эмоциональных связей между коммуникативными
посланиями).

Именно динамическое многообразие смыслов, организованных на началах субъективности, отличает текстовую коммуникацию от иных коммуникативных практик мобильных и стационарных телефонных взаимодействий. В данном случае зачастую используемый в процессе осуществления коммуникации сленг может рассматриваться как один из социальных ресурсов участников виртуального сетевого сообщества, развитие которого определяется как внешней социальной средой, так и когнитивными практиками выявления в минимизированном тексте посланий сокрытого смысла.

В-четвертых, существует множество тем, на которые люди по тем или иным причинам не могут беседовать вслух или же религиозные нормы запрещают осуществлять межличностную коммуникацию «лицом к лицу» с представителями противоположного пола. Существуют в обществе и иные ограничения (пример, телефонная связь с находящимися в тюрьме преступниками) и т.д.

В-пятых, одно из неоспоримых преимуществ текстовой коммуникации состоит в том, что собеседника никогда не перебивают, не дослушав высказываемую мысль. Эта коммуникативная норма является следствием технических особенностей передачи информации и, по мнению участников виртуального общения, способствует повышению качества коммуникационных процессов

Автор: Шакиров Анвар Махсудович, Студент 1-го курса ИуИИ (Института управления и информатики) г. Москва

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте