10 шагов к построению успешного сайта
10 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Кирилл Яровенко.

Каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с необходимостью создания корпоративного сайта своей организации. Часто заказчик недооценивает те преимущества, которые может дать грамотно созданный сайт.

pic

Проведем аналогию с организацией выставочного стенда. Не секрет, что для участия в выставке компания подчас бросает все силы на подготовку своего стенда. Это легко объяснимо — стенд увидят множество гостей, заинтересованных лиц, потенциальных клиентов. К тому же нужно сделать не хуже, чем у конкурентов. Заказывается макет оформления стенда, готовятся красочные буклеты и раздаточные материалы, сотрудники проходят тщательный инструктаж и оттачивают мастерство презентации своего товара или услуги. И это правильно. Зачастую подход к созданию сайта почти полностью противоположен.

Сайт — это тот же самый стенд, на котором представлены товары или услуги компании. Но вместе с тем он имеет ряд серьезных преимуществ:
• Сайт могут посмотреть люди из любой точки мира и в любой момент. Это многократно расширяет аудиторию потенциальных клиентов, партнеров, инвесторов, дилеров и других заинтересованных лиц.
• Сайт является динамичным объектом, то есть информацию на нем можно постоянно дополнять и совершенствовать, отвечая тенденциям быстроменяющегося рынка.
• Сайт работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

Этот незатейливый пример говорит нам о том, что к сайту нужно относиться так же серьезно, как и к другим своим представительствам, будь то филиал предприятия или дилерская точка реализации.

Перейдем к практической части вопроса. С чего же начать, как приступить к созданию сайта? Как спланировать все так, чтобы сайт не стал неудачным проектом или результатом выброшенных на ветер денег. Если вы решились всерьез подойти к созданию сайта, то следует учесть следующие десять этапов работы над проектом:

1. Грамотное планирование.
На время проекта рекомендуется выделить одного своего сотрудника для непосредственного курирования всего процесса создания сайта. Это не значит, что сотрудник будет заниматься только сайтом и ничем другим. Он вполне может выполнять свои повседневные обязанности, но часть работы по возможности следует переложить на других. На этом этапе заказчик часто допускает ошибку, так как поручает надзор за разработкой сайта сотруднику, как говорится, «в нагрузку». Это чревато тем, что проект пустят на самотек. Поэтому важно, чтобы у сотрудника была мотивация на курирование работы над сайтом и, конечно же, чтобы часть его повседневных обязанностей были временно делегированы.

2. Определение целей.
Хотя Интернет и представляет практически безграничные возможности для реализации своих идей, но не стоит начинать разработку сложного веб-портала, если у вас еще не было опыта в прошлом. Рекомендуется обозначить ключевые цели, которые вы ставите перед своим будущим сайтом. Цели могут быть самые разные:
• Вы желаете коротко рассказать о своей компании, представить каталог продукции и разместить контактную информацию для дальнейшей связи с вами.
• Ваш бизнес уже достаточно успешен в оффлайне, и вы планируете предоставлять своим покупателям дополнительные услуги через Интернет. Для этого можно открыть интернет-магазин или онлайн-консультации клиентов.
• Бывает и так, что вы хотите особо выделить конкретный товар или услугу, так как она является уникальной на рынке. Для этих целей лучше всего подойдет промо-сайт. Он в красочной форме и в выгодном свете преподнесет ваш товар или услугу.

3. Выбор исполнителя.
Это, пожалуй, один из самых сложных этапов работы над проектом. На рынке Узбекистана представлено немалое количество веб-студий, готовых с радостью взяться за разработку сайта, но не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Для начала вам нужно сформировать список из числа студий с кем вам хотелось бы работать над созданием своего сайта. Это можно сделать следующими способами:
• В Узнете существуют сайты-каталоги, в которых представлены ссылки на сайты той или иной тематики. Вам нужно отыскать рубрики «Интернет», «Веб-студии». Там вы найдете информацию по наиболее известным студиям Узбекистана.
• Можно расспрашивать своих партнеров о том, у кого они заказали себе сайт и каковы отзывы о той или иной студии.
• Третий способ — узнать, кто был разработчиком сайтов, которые привлекают вас в узбекском сегменте Интернета. Обычно студии указывают свои авторские права внизу каждого созданного ими сайта.

Таким образом, вы сформируете первоначальный список студий. Примерно он должен состоять из 10-12 компаний. Теперь нужно отсеять студии, которые заведомо вызвали у вас недоверие. Часто достаточно зайти на сайт самой студии и посмотреть раздел «Портфолио», в котором представлены выполненные ранее работы. Если большинство работ вам пришлись не по душе, то вероятность плодотворного сотрудничества с этой студией весьма невелика. Кроме того, если вы замечаете, что на сайте студии тексты написаны с ошибками, фотографии и изображения плохого качества, то это тоже должно навести на некоторые размышления относительно серьезности компании. Следует обратить внимание на количество выполненных работ. Богатое портфолио исполнителя свидетельствует о том, что он имеет достаточный опыт и знания для выполнения вашего проекта и сможет помочь профессиональным советом на всех этапах работы.

Зачастую клиенты при выборе студии ориентируются на самую низкую стоимость из всех предоставленных предложений. Это может стать главной ошибкой. Профессиональная студия не может дешево взять за свою работу, потому что к процессу разработки сайта подключается целая команда специалистов. Подумайте, что сделает для вас компания, в которой максимум два человека осуществляют весь процесс разработки. Достаточно ли они компетентны? Затраты при этом существенно ниже, но и качество остается под сомнением. Вопрос долгосрочной поддержки сайта также остается спорным.

4. Согласование проектной документации.
Качественно подготовленная проектная документация является залогом успеха дела. Приложите немного усилий на этом этапе, и вы будете вознаграждены отличным результатом работы. Серьезная веб-студия должна согласовать и подписать с вами ряд документов по проекту. Перечислим основные этапы документооборота по проекту:
• Подписание договора.
• Написание технического задания. Оно служит фундаментом работы и описывает все технические стороны. Кроме того, техническое задание должно содержать план работ по проекту и приблизительные сроки сдачи каждого из этапов.
• Подготовка и согласование с вами структуры будущего сайта. От грамотно составленной структуры зависит, насколько понятно и легко будут сформированы разделы сайта, чтобы пользователь не запутался в бесконечных разделах и подразделах. Прислушивайтесь к советам исполнителя. Грамотный исполнитель всегда подскажет, как назвать тот или иной раздел и что следует разместить на главной странице сайта.
• Далее идет бриф на дизайн, который сформирует основные пожелания относительно внешнего вида вашего сайта. Не стоит в брифе строго ограничивать исполнителя, как и что нужно расположить на сайте, какого именно размера шрифты использовать. Доверьтесь профессионалам, они сами всецело заинтересованы, чтобы ваш сайт смотрелся максимально выигрышно и украшал их портфолио.
• Следующим документом являются «метаданные сайта» — это полное название сайта, его описание и ключевые слова. Эта информация понадобится в самом конце проекта для регистрации сайта в поисковых системах и каталогах.

5. Утверждение дизайна.
После заполнения вами брифа на дизайн и подготовки структуры сайта исполнитель приступает к созданию дизайна. Этот процесс является творческим и не терпит суеты. В среднем на создание макета главной страницы исполнитель может затратить от одной до двух недель. Не стоит торопить студию на этом этапе, чтобы не получить наспех сделанный макет. За это время дизайнеры студии готовят два или три макета, но часть из них не проходит одобрение арт-директора или старшего дизайнера. В результате вы получаете вариант дизайна, который прошел контроль качества профессионально компетентного человека.

Нередко случается так, что видение дизайна студией отличается от того, что представлял себе заказчик. Это не значит, что студия показала свою некомпетентность или клиент ошибся в выборе исполнителя. Часто после обсуждения первого макета с заказчиком обе стороны приходят к какому-то согласию, которое находит свое воплощение во втором макете.

Важно помнить, что к обсуждению дизайна не следует привлекать всех своих сотрудников. Каждый компетентен в своей области. Дизайн является субъективной средой, и здесь мнения могут быть крайне разносторонними. Даже если вы сильно уважаете и цените мнение своего менеджера по закупкам, не стоит возводить его точку зрения на представленный макет в ранг единственно верного и требовать от студии полной переделки сайта с нуля без выставления объективных замечаний. Если у вас появились сомнения по реализации того или иного элемента на сайте, обратитесь к менеджеру студии за разъяснениями. В большинстве случаев исполнитель может четко и доходчиво рассказать, почему был использован именно этот шрифт, а плашка была залита именно таким цветом.

После утверждения главной страницы сайта дизайнеры студии приступают к внутренним страницам. Это могут быть обратная связь, страница фотогалереи, архив новостей и прочие.

Окончательные макеты утверждаются актом сверки дизайна.

6. Подготовка материалов на сайт.
Этот этап может начинаться сразу же после утверждения структуры сайта. Подготовка материалов для сайта — достаточно долгий и трудоемкий процесс, особенно если сайт имеет сложную структуру и несколько языковых версий. Поэтому не стоит откладывать сбор информации напоследок. Как раз на этом этапе от менеджера проекта со стороны заказчика потребуется большой объем работ. Следует предоставить ему все возможности для сбора актуальной и значимой информации со всех отделов предприятия. Далее совместно с менеджером со стороны исполнителя информация сортируется и приводится к такому виду, в каком она будет опубликована на сайте. При подготовке информации часто выясняется, что она нуждается в стилистической и орфографической корректировке. Профессиональная дизайн-студия должна предложить клиенту такие услуги. Но, как правило, перевод сайта на другие языки лучше доверить бюро переводов.

7. Наполнение сайта.
Исполнитель должен провести первичное заполнение сайта всеми имеющимися материалами по следующим причинам: текст является еще одним ключевым звеном успеха вашего сайта. От его красивого и аккуратного расположения будет складываться общее впечатление о сайте. Одна небрежная таблица или сплошной поток текста, не разделенный на абзацы, может отбить желание знакомиться с материалами сайта.

8. Окончательное тестирование и запуск сайта.
Это самый волнительный момент всего процесса разработки — последние мелкие корректировки и запуск сайта в большое плавание, где его увидят ваши многочисленные партнеры, клиенты, инвесторы и даже конкуренты. Отладочное тестирование лучше проводить силами обеих сторон. Здесь вы можете активно задействовать максимальное количество вашего персонала. Важно, чтобы все ссылки работали правильно, формы обратной связи заполнялись корректно, результаты голосования посетителей обсчитывались верно и т.д.

9. Продвижение сайта.
Сайт готов, наполнен, отлажен и ждет своих первых посетителей. Отлично! Но статистика посещения сайта показывает нулевые значения? Теперь вам нужно заявить о своем сайте. Сделать это можно следующими способами:
• При подготовке проектной документации упоминался документ — «метаданные сайта». Вот он и сослужит нам службу. Исполнитель должен провести регистрацию сайта в наиболее популярных поисковых системах и каталогах определенного сегмента Интернета. В русскоязычной части Интернета очень популярны поисковые службы: Яндекс, Mail.ru (Gogo.ru), Рамблер. Помимо поиска данные службы содержат тематические каталоги, в которые отбираются сайты модераторами из числа наиболее полезных и качественных. В Узнете весьма популярным является каталог www.uz. Процесс индексации сайта (именно так называется процесс обхода роботом-поисковиком всех страниц сайта) может быть достаточно длительным и занимать от двух недель до месяца. Добавление сайта в каталог вообще может обернуться неудачей из-за скудного и малоинформативного контента.
• Помимо продвижения сайта в онлайне не стоит забывать писать его адрес на визитках, сувенирной продукции, указывать название в буклетах и раздаточных материалах.
• Кроме того, рекомендуется проинформировать ваших текущих клиентов и партнеров о вашем детище. Возможно, они найдут там полезную информацию для себя или помогут советом, как улучшить проект и сделать его полезнее.

10. Поддержка сайта.
К сожалению, сайт не ограничивается лишь его разработкой. Для успешной работы сайта требуется постоянный технический контроль специалистов. Обычно техническую поддержку осуществляет этот же исполнитель. Важно, чтобы информация на сайте была в актуальном состоянии, новостная лента обновлялась не реже одного раза в месяц или чаще. Следует помнить, что посетитель сайта должен оперативно получать ответы на свои вопросы, которые он может написать через форму обратной связи. Не стоит оставлять без внимания пожелания и замечания.

Если следовать этому нехитрому набору правил и рекомендаций, можно быть уверенным, что ресурс получится действительно современным и полезным как для клиентов, так и для вас.

Автор: Яровенко Кирилл Валерьевич, Sarkor Solutions
Информация о конкурсе

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте