Интернет и сотовая связь… под землей
10 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

Насколько необходимы городу и востребованы населением телефонизация и «интернетизация» метро? И насколько эффективно для интернет-провайдеров и сотовых компаний строить подземные сети? Как скоро окупятся инвестиции и насколько повысится лояльность благодарных клиентов?

Ответ на эти актуальные вопросы применительно к крупным городам, таким, как Ташкент, зависит от многих факторов.

Во-первых, от общего проникновения Интернета и сотовой связи в жизнь горожанина. Для Ташкента в сравнении с крупнейшими российскими городами эта цифра пока не очень велика и еще довольно далека от показателей других мегаполисов, однако перспективы роста очень многообещающие. На сегодня количество сотовых абонентов в стране приближается к семи с половиной миллионам абонентов, причем в Ташкенте проникновение приближается к 50%, а количество интернет-пользователей в столице давно превысило миллион.

Во-вторых, от количества «подземных путешественников» и среднего времени пребывания под землей тех, кто пользуется телекоммуникационными услугами. Для Ташкента сравнительно, к примеру, с Московским метрополитеном эта цифра также не очень велика, но с каждым годом она растет. Прибавляются новые станции, увеличивается пассажиропоток, меняется социальный портрет постоянных клиентов Ташкентского метрополитена, и чтобы пересечь город из конца в конец с учетом пересадок с ветки на ветку, уже требуется не 15-20 минут, как лет десять назад, а значительно больше. Это означает, что общее время скучающего под землей горожанина, использующего метро 2 раза в день, может составлять около 5% от его общего времени активной деятельности. Таким образом, если, к примеру, средний «подземный» IT-трафик каждого четвертого пассажира составит даже 5% от его общего трафика, уже можно рассчитывать на ощутимую отдачу от вложенных средств на внедрение IT «под землей».

В-третьих, от среднего трафика в Интернете (передачи данных) и среднего времени разговоров по мобильному под землей. Поскольку в той же Москве пассажирами метро по небходимости часто становятся автовладельцы и бизнесмены, не желающие опоздать на встречу из-за пробок, то и здесь средний трафик может различаться в разы, особенно трафик передачи данных, включающий в себя наряду с WAP, мобильный Интернет еще и такой удобный под землей сервис, как, например, SMS. Например, при среднем голосовом трафике около 300 минут в месяц и сравнимом с российскими цифрами количестве SMS доля трафика мобильного Интернет и Wi-Fi может быть поначалу гораздо ниже из-за того, что на руках у населения меньше аппаратов, необходимых для выхода во Всемирную паутину, да и стоимость подобных услуг значительно выше расценок на мобильную связь.

В-четвертых, от качества самих телекоммуникационных услуг, возможности их предоставления не только в переходах с ветки на ветку, не только на станциях, но и в вагонах метро в движении между станциями, а также от уровня комфорта пассажиров, разговаривающих по мобильному во время движения поезда, и не только разговаривающих, но и обменивающихся SMS, MMS, e-mail сообщениями, читающих интернет-новости и так далее. Немаловажное значение имеет также возможность в любое время связаться со специальной службой метрополитена, отвечающей за безопасность, или позвонить в службу спасения.

В-пятых, от насыщения рынка телефонами, поддерживающими интернет-сервисы и, в частности, Wi-Fi (или WiMax). Стремительное развитие технологии Wi-Fi в первую очередь объясняется сравнительно небольшими затратами на внедрение, простотой в применении и, по сути, бесплатным трафиком для конечного пользователя. Если спустившись в метро, любой владелец ноутбука, карманного компьютера или смартфона с поддержкой Wi-Fi сможет заходить в Интернет на комфортной скорости, то это может даже увеличить пассажиропоток. Причем более современный WiMAX или даже новейший беспроводный paдиo-Ethernet по зоне охвата, скорости и минимальным инвестициям в разы превосходит Wi-Fi. Таким образом, как полигон для испытания новейших IT-технологий, метрополитен подходит не менее других общественных мест, а если смотреть с точки зрения массового внедрения IT, даже может считаться наиболее перспективным местом для мобильной «Интернет-революции» в масштабах большого города. Метро – прекрасная возможность для создания общественной IT-сети, охватывающей самую массовую аудиторию: от молодежи до предпринимателей различного уровня. И Wi-Fi — один из наиболее доступных сегодня инструментов для решения этой социально важной задачи. Конкуренцию этим технологиям под землей может составить только мобильный Интернет от сотовых операторов (GPRS, EDGE, WCDMA, CDMA, EVDO).

В-шестых, от разнообразия и доступности IT-сервисов, а также тарифного разнообразия, предоставляемого поставщиками мобильных IT-услуг. Полученные сотовыми операторами лицензии на продвижение стандарта 3-го поколения сотовой связи и связанные с этим планы развития дополнительных услуг рано или поздно приведут к тестированию первых услуг 3G и подземный Интернет станет таким же привычным явлением, как, например, мониторы на некоторых станциях, появившиеся всего несколько лет назад. Метро уникально тем, что потенциального пользователя Интернета или других мобильных развлечений, как правило, ничто не отвлекает. Можно слушать музыку, одновременно находясь в «аське», и время, проведенное под землей, пролетит приятно и незаметно. Это открывает новые возможности и для контент-провайдеров.

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно прогнозировать эффект от интернетизации и телефонизации Ташкентского метрополитена в конкретных цифрах:

Средний трафик мобильного Интернета около 10 Мб в месяц.
Средний голосовой трафик абонента на массовых тарифных планах около 300 минут в месяц.
Средний трафик SMS (включая SMS-контент, международные, развлечения и пр.) – около 20 в месяц
Среднее время наиболее активного состояния человека 10-12 часов в день.
Среднее время, которое пассажир находится в метро, — два раза по 10…20 минут или около получаса в день. В процентном выражении, это около 5% от всего времени, когда человек находится в наиболее деятельном состоянии: работает, передвигается, активно общается, получает и передает информацию.
5% от 10 Мб = это 0,5 Мб, которые при средней стоимости 1 Мб=$0,3 приносят оператору $0,15 в месяц.
5% от 300 минут = это 15 минут, которые при средней стоимости 1 мин=$0,3 приносят оператору $0,45 в месяц.
5% от 20 SMS = это 1 SMS, которое стоит в среднем $0,02.
То есть полчаса, проведенные под землей каждым пассажиром, могут принести $0,62 в месяц в среднем.

Еще проще, если рассчитывать, исходя из средних расходов абонента на связь и Интернет около $10 в месяц. Даже и от этой суммы расходов 5% составят не менее $0,5 в месяц.

При пассажиропотоке около 50 тыс. человек в день и проникновении сотовой связи в Ташкенте на уровне 30% можно прогнозировать 15 тысяч пользователей в день, которые могут приносить не менее $7.500 в день, или $225.000 в месяц.
Даже 10% от этой оптимистически прогнозируемой суммы могут в течение нескольких лет окупить основные затраты на поэтапное оснащение не только станций, но и обеспечение 100% покрытия туннелей на всем протяжении пути передвижения пассажиров.

Кроме того, надо учесть, что в замкнутом пространстве метрополитена Интернет, WAP, MMS и SMS-сервисы станут занимать все большую долю в расходах на связь, то есть, находясь в метро, люди станут больше пользоваться наиболее дорогими по цене услугами.

Если с учетом хотя бы этих перечисленных факторов прогнозируемая доля «подземного» оборота сможет окупить расходы по инвестициям в течение 3-7 лет, то можно надеяться, что уже в ближайшее время у владельцев сотовых телефонов появится возможность звонить из-под земли, отправлять SMS, «сидеть» в Интернете и пользоваться всеми остальными преимуществами мобильной связи, а в дальнейшем появятся и первые подземные точки доступа Wi-Fi или даже более перспективного протокола — WiMAX.

Тем более что успешный опыт телефонизации метро в Узбекистане уже есть. Освоение метрополитена было первым шагом в истории сотовой связи в Узбекистане, когда технология CDMA только начинала свое развитие в нашей стране. Сейчас перспективы у внедрения «подземных» IT стали еще шире.

И главной причиной прихода провайдеров и операторов в метро можно назвать стремление предоставлять услуги Интернета и связи везде, где могут находиться клиенты: не только на земле, но и под землей. Отсутствие связи в метро может с течением времени повлиять на рост числа клиентов, лояльности приверженцев торговой марки и на изменение доли рынка той или иной IT-компании.

Границы IT-взаимодействия и мобильного общения расширяются, и метро – неплохой способ доставить немало приятных минут пассажирам, расширяя их кругозор, позволяя всегда оставаться на связи, быть в курсе событий, делая поездку в метро веселой, разнообразной и даже еще более безопасной.

pic

Автор: С.А. Подольский главный специалист отдела маркетинга и рекламы “ST-Servis”, аспирант ТГПУ им.Низами.
Информация о конкурсе

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте