Мобильная современность в Узбекистане и за его пределами
10 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Эльвира Сулейманова.

Количество все новых предлагаемых функций мобильного телефона поражает своим многообразием. Это уже ставшие неотъемлемой частью жизни современного человека SMS (короткие текстовые сообщения) и MMS (мультимедийные) сообщения, разнообразные Java-приложения от простеньких игрушек до полноценных органайзеров, fm-проигрыватели и диктофоны.

По мере насыщения рынка базовые услуги передачи голоса не обеспечивают должного роста дохода, и операторам сотовой связи приходится искать новые источники прибыли, чтобы обеспечить себе возможность дальнейшего развития. Согласно прогнозам в Западной Европе рост доходов от передачи голоса в период от 2006 до 2012 годов будет составлять менее 3%. Взросление рынка Узбекистана еще только начинается, но уже многие услуги неголосовых сервисов VAS(Value Added Services) внедряются и в нашей стране. Ярким примером тому является услуга RBT.

RBT (Ring Back Tone) – это услуга, позволяющая абонентам оператора связи устанавливать мелодии или фразы, которые будут проигрываться вместо привычных гудков в мобильном телефоне.

Как это работает? Если абонент Б является пользователем услуги и установил мелодию, выбрав ее из списка предложенных оператором (или провайдером услуги), то на этапе установления соединения в предответном состоянии вызывающему абоненту А проигрывается эта мелодия вместо тона вызова. После установления соединения проигрывание мелодии прекращается и устанавливается голосовое соединение между абонентами А и Б. При этом предответная часть звонка не тарифицируется. Если перейти с «технически грамотного», но невнятного языка на обычный человеческий, то RBT позволяет сделать так, что вместо обычного стандартного сигнала «ожидание ответа» («длинных гудков», т.е. сигнала КПВ – контроля посыла вызова) может звучать музыкальная композиция, весёлые звуки или персональное голосовое послание.

От варианта реализации услуги можно назначать звуковое сообщение для замены КПВ:
• конкретному абоненту;
• группе абонентов;
• в соответствии со временем суток;
• в соответствии с днем недели.
Также абоненту могут быть доступны более сложные услуги, такие как:
• формирование персонального списка мелодий;
• запись собственного звукового сообщения;
• использование мелодий персонального списка для замены КПВ;
• прослушивание мелодий персонального списка;
• проигрывание случайной мелодии из пула заказанных мелодий.
Говоря об эволюционировании услуги, часто подразумевают такие дополнительные возможности, как:
• замену КПВ во время исходящих вызовов на звуковое сообщение;
• использование услуги «Мелодия в подарок» (оплатив стоимость заказа);
• использование услуги «Мелодия для двоих» (одновременная установка единой мелодии двум абонентам услуги для взаимных вызовов);
• включение во время разговора «фоновой музыки», которая не будет мешать разговору, но призвана «задавать настроение», к примеру, для корпоративных клиентов – включать мелодии со встроенной рекламой.

Цепочка создания RBT:

pic

Услуга RBT известна в мире с 2002 года, ее проникновение колеблется от 3% до 50% в различных странах, при этом наибольшей популярностью услуга пользуется в азиатских странах, где проникновение достигает наибольших значений. Лидеры в использовании RBT в мире — Корея и Тайланд. К примеру, проникновение услуги RBT в Тайланде в 2006 году составляло 80%, частота загрузки мелодий — 3 мелодии в месяц на абонента. Рынок Тайланда по отношению к RBT является зрелым, так как коммерческая эксплуатация услуги началась еще в декабре 2003 года.

Первооткрывателем RBT в Узбекистане стала компания Unitel (торговая марка «Билайн»), запустив услугу в эксплуатацию в июне 2007 года, а в ноябре этого же года услуга была запущена и у MTC.

pic

Сравнительная таблица цен на услуги RBT в Узбекистане:

pic

Так кому и зачем нужна эта услуга? С одной стороны услуга расширяет возможности персонализации, самовыражения абонента, а с другой носит развлекательный характер. На первом этапе внедрения услуги действует принцип «быть не как все», а с широким распространением услуги и при должной рекламе желание пользователя не отбиваться от модного течения. Приживется ли услуга в нашей стране – покажет время.

Зато другая услуга VAS уже повсеместно применяется корпоративными клиентами для создания справочных сервисов и call-центров. Речь идет о IVR.

Система интерактивного голосового ответа IVR (Interactive Voice Response) позволяет проигрывать заранее записанные сообщения, выполняющие роль маршрутизации в зависимости от действий абонента. Наверняка каждый из Вас хоть раз сталкивался с примером реализации IVR («Здравствуйте, Вы дозвонились в компанию… Нажмите 1… » )

Типовые возможности IVR-порталов:
• развлекательные сервисы (анекдоты, тосты, поздравления, гороскопы и прочее)
• информационные сервисы (новости, прогноз погоды, афиша мероприятий, справки об организациях магазинах, ресторанах)
• голосовая почта;
• мобильные экскурсии;
и многое другое.
На основе этой услуги создаются как call-центры, автоматизированные справочные-системы, так и уже ставшие привычными мобильные викторины и розыгрыши.

Не менее интересной и перспективной, но, к сожалению, еще не представленной на рынке Узбекистана, услугой является LBS.

LBS (Location Based Services) — группа сервисов (служб), основанных на определении местоположения мобильного телефона. Такого рода сервисы находят всё больший отклик среди потребителей мобильной связи. Визуализационные возможности современных мобильных телефонов позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, что позволяет использовать LBS-сервисы для решения различных бизнес-задач. Точность определения положения зависит от густоты сети базовых станций и применяемой технологии поиска.
Методы поиска:

Cell of Origin — простейший метод, позволяющий вычислять местонахождение мобильного телефона по известному CellID (идентификатор соты). Координаты вычисляются на основе примерного знания расположения и радиуса ячеек сотовой сети, в которых мобильные телефоны обслуживаются конкретной базовой станцией. Точность определения местоположения зависит от густоты сети базовых станций.

Time of Arrival — методика, основанная на измерении и сравнении интервалов времени прохождения сигнала от мобильного телефона абонента до нескольких базовых станций. По разности времени поступления сигнала управляющим компьютером сети сотовой связи с помощью триангуляционного алгоритма рассчитывается местоположения передатчика.

Advanced Global Positioning System — основана на встраивании в мобильные телефоны модуля GPS и переносе части вычислительных функций на сотовую сеть для снижения энергопотребления.

Сервисы, основанные на использовании услуги, позволяют отслеживать местонахождения детей; получать информацию о ближайшем отделении банка, станции метро и прочие прелести GPS без приобретения дополнительного дорогостоящего оборудования.

Возможность отслеживать местонахождение абонента заставляет задуматься об использовании сетей сотовой связи в маркетинговых исследованиях и рекламном бизнесе.
Несомненным преимуществом мобильного маркетинга является количество потенциально доступных абонентов. Персональный характер мобильного телефона позволяет проводить более узконаправленные акции (так называемый директ-маркетинг), а двухсторонний канал позволяет организовывать отклик аудитории, что в маркетинговых исследованиях ценится выше численности целевой аудитории. Главное в этих начинаниях не переусердствовать, создавая впечатление спама, а значит и негативного отношения пользователей, побороть которое впоследствии может оказаться куда сложнее. Более развитые рынки уже сегодня предлагают рекламным компаниям эти пути распространения информации, а абонентам, за отдельную плату, просмотр платных сообщений или отказ от них.

Мобильный телефон является удобным каналом распространения не только рекламной информации, но и любой другой, выполняя роль электронного СМИ. Согласно последним изменениям в Законе РУз «О средствах массовой информации», средством массовой информации на территории РУз считается «форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название и выходящая в свет или передаваемая в эфир не реже одного раза в шесть месяцев в печатном виде и/или электронном виде и иные формы периодического распространения массовой информации». Мобильные версии СМИ – попадают под заранее предусмотренные «иные формы распространения информации». Конечно, в нашей стране это пока ново, впрочем как и когда-то веб-сайты в роли СМИ, но многие российские новостные каналы (в частности «НТВ») уже активно продвигают эту услугу.

Прогресс развития моделей телефона позволяет говорить не только о текстовом мобильном СМИ, но и о полноценном мобильном ТВ.

Может показаться странным, что такая услуга как мобильное видео, учитывая малый размер экрана мобильного телефона, может быть востребована. Но сегодня почти любая современная модель телефона обладает встроенной фото/видео-камерой. Пользователи активно используют эту функцию, обмениваются фотографиями и даже снимают на камеру сотового телефона небольшие видео-ролики. Низкое качество – не такой большой недостаток по сравнению с преимуществами сотового телефона, такими как относительная дешевизна моделей и наличие аппарата всегда под рукой.

Сейчас в мире более 2 млрд. абонентов мобильной связи. Публике нужно «хлеба и зрелищ». Конечно, все новое воспринимается с опаской. Так было и с радио и с телевидением. Но телевидение не заменило театра и не стало пародией на «радио-с картинками», следовательно, можно надеяться, что и мобильное ТВ найдет свое место в сфере телекоммуникаций, и будет развиваться самостоятельно.

По данным аналитической компании JupiterResearch, 4 из 10 абонентов мобильной связи заинтересованы в мобильном видео, но операторы должны найти правильную комбинацию качества и цены. Также, согласно проведенным недавно исследованиям зарубежных аналитиков, совокупный годовой доход от предоставления услуг мобильного телевидения к 2011 г. достигнет во всем мире 11,7 млрд. долларов, а число абонентов сотовой связи, использующих сотовый телефон для просмотра телепрограмм, достигнет 446 млн. человек к 2011 г, причем будет расти на 50% в год.

На сегодняшний день уже разработано большое число стандартов мобильного телевидения. В основном, стандарты, разрабатываемые как в Европе, так и в азиатских странах практически одинаковы, и лишь немного различаются технической реализацией. Официальным стандартом мобильного телевидения признан стандарт DVB-H (Digital Video Broadcasting – Handheld).

DVB-H-стандарт, поддерживаемый рядом известных мобильных производителей, включая Nokia и Motorola, основан на методе «time slicing» — делении непрерывного потока данных на короткие сжатые пакеты данных (длительностью порядка 0.2 секунды), передача которых чередуется с паузами (около 4.8 секунды), во время которых телефон находится в энергосберегающем режиме. Каждый пакет передается один раз и может приниматься одновременно всеми абонентами. Протоколом также предусмотрена коррекция ошибок, возникающих из-за интерференции сигнала.

Стандарт DVB-H появился в Европе в 2004 году и на сегодняшний день стал официальным стандартом мобильного телевидения в Европе. Данная технология намного дешевле потокового видео через GPRS, EDGE или 3G, а качество вещания находится на достаточно высоком уровне.

Для кого-то новые услуги мобильных технологий носят лишь развлекательный характер, но у операторов есть информационные продукты и для деловой части общества.

Идея дистанционного управления банковским счетом не нова. Она получила практическое применение в сервисах электронной коммерции. Для доступа к таким сервисам необходимо наличие компьютера и сети передачи данных. Настоящую мобильность электронным платежам может подарить мобильный банкинг.

Мобильные платежи — это услуга, управления электронным кошельком и проведение денежных операций посредством мобильного телефона. Случай, когда в роли электронного кошелька выступает банковский счет называется «мобильным банкингом» и является частным случаем мобильного платежа.
Виды мобильного банкинга:

SMS-banking
Система «SMS-banking» позволяет клиенту в режиме «реального времени» производить операции с банковским счетом, посредством отправки SMS на короткий номер и получать информацию об операциях и состоянии счета, а также курсы валют и новости банка.

Упрощенная версия данного вида банкинга доступна клиентам практически любого банка Узбекистана. Но из-за отсутствия достаточно продуманной и совершенной системы безопасности производить банковские операции посредством SMS пока не представляется возможным. Поэтому пока под громким словом «банкинг» в Узбекистане скрывается простая информационная-справочная система, которая позволяет получать посредством SMS информацию о проводимых операциях. С технической точки зрения, запустить подобную услугу просто — достаточно элементарного SMS-шлюза, с помощью которого отправляются сообщения и данные для авторизации, причем в системе банка можно отслеживать, кому из пользователей и на какой номер отправлена информация по счетам. Обратная связь для пользователя здесь отсутствует. Это уже немало, но еще недостаточно, чтобы говорить о развитии мобильного банкинга в нашей стране.

Помимо вопросов безопасности, сложностью в организации банковских операций посредством мобильного телефона является необходимость специфического набора SMS-команд. Есть два пути решения:
• сокращение вида возможных операций (например возможность оплаты только одной услуги, а значит SMS должна содержать только сумму);
• написание талмудов инструкций, что во-первых оттолкнет потенциальных пользователей, а во-вторых их сложно запомнить

STK-banking
Технология основана на замене SIM-карты абонента. В новую карту зашивается специальное ПО, в результате чего в телефоне клиента появляется дополнительное меню, с помощью которого он и совершает различные операции по оплате товаров или услуг. Главное преимущество этой технологии – наглядность. Клиент не нужно запоминать длинные последовательности команд и правила их набора. Основной недостаток – необходимость замены SIM-карты в случаи кардинальных изменений в ПО. Это создает дополнительные трудности банку, мобильному оператору и самому клиенту. В данном случае банк, предоставляющий сервис, может действовать только совместно с оператором связи, так как только оператор может обеспечить должный уровень защиты передаваемой информации и записать специальное приложение на SIM-карту сотового телефона.

Подобная технология широко используется для записи приложений сотового оператора. Установив SIM-карту Билайн или МТС, вы получаете дополнительные пункты меню. Конечно, пока они не имеют ничего общего с вашим банковским счетом, но для этого достаточно включить банк в цепочку реализации услуги.

Обычно оператор просто меняет SIM-карту, а номер абонента остается прежним. Далее, при незначительных изменениях, обновление версий SIM-карты происходит автоматически, без замены. Смена SIM-карты может понадобиться только в случае критических изменений в архитектуре приложения.

JAVA-banking
Клиент устанавливает на своем мобильном телефоне JAVA-приложение, в результате чего в мобильном телефоне так же появляется специальное меню для проведения банковских операций. Передача данных при этом осуществляется через GPRS либо SMS. Достоинства: максимально возможная наглядность, обеспечиваемая дизайном приложения, относительная простота обновления, фактически отсутствие дополнительных трудностей для клиента и оператора. Недостатком данного вида банкинга является значительная сложность в настройке GPRS или появление дополнительных затрат, если транспортом служит SMS, за отправку SMS-сообщений. Впрочем, SMS-сообщения могут быть и не тарифицируемыми для абонента, если банк договорится о сотрудничестве с сотовым оператором.

В отличие от STK-banking размер JAVA-приложения может достигать 0,5–1 Мб, что позволяет создавать максимально наглядную среду с графическим и интуитивно понятным интерфейсом.

Клиенты Bank of America могут пользоваться собственными мобильными телефонами для оплаты различных счетов, перевода денежных средств, а также для совершения других банковских операций уже с начала апреля 2007 г. По мнению экспертов, к концу 2009 года около 25% абонентов мобильной связи в мире будут пользоваться беспроводными банковскими услугами. А российский рынок электронных платежей уже в 2008 году вырастет на 40-50%.

То, что данная услуга востребована на нашем рынке, доказывают многочисленные системы моментальных платежей (например Paynet и FastPay), число которых постоянно растет.

С другой стороны все банки предоставляют возможность физическому лицу открыть сумовую пластиковую карточку, более того, многие крупные предприятия республики заключают с банками договор на реализацию так называемого «зарплатного проекта» и перечисляют заработную плату сотрудников сразу на счет пластиковой карты. Представьте, как здорово было бы, если бы управление этой карточкой было доступно с сотового телефона. Тогда не нужно платить лишние проценты компаниям-посредникам. Преимущество карточек становится очевидным, а оплата услуг для клиента банка — легкой и доступной.

Автор: Сулейманова Эльвира Ринатовна, магистрант 2 курса ТУИТ, ЗАО «Sharq Telekom», программист

Информация о конкурсе

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте