На стыке оптоволокна и человечности

С давних пор человечество искало пути к самосовершенствованию, к упрощению жизни, к себе и окружающим. Как ни прискорбно это сознавать, но нашим миром движет лень: инженеры придумали множество электронных средств, программисты написали кучу программ – все это только для того, чтобы облегчить себе жизнь. Вот человечество и придумало Интернет…

Как было бы здорово, думала я двадцать лет назад, если бы телефон можно было носить с собой в кармане и общаться с друзьями, уехавшими в другие страны не по обычной почте, а гораздо быстрее… Сегодня я уже не мыслю своей жизни без мобильного телефона и Интернета. Они вошли в нашу жизнь стремительно и бесповоротно.
Не зря умные люди говорят о том, что все повторяется по спирали. Когда-то в нашу жизнь так же ворвалось телевидение. И тогда мы часто слышали разговоры о том, что «нынешняя молодежь постоянно сидит у телевизора и совсем перестала читать». И, тем не менее, та молодежь дала миру новые открытия, прозу и поэзию, новую гражданскую позицию и вошла в историю.

С появлением очередного технологического новшества ситуация повторяется. Перенимая грустную практику предыдущих поколений, мы продолжаем ругать молодежь… И возникает закономерный вопрос, может, для того, чтобы подняться в собственном мнении, нам стоило бы найти другой путь самовыражения и не делать это за счет молодых?

Поколение Интернета

pic

Поколение Интернета – это люди, которым сегодня от 16 до 30 лет. Почему-то принято считать, что молодые люди очень много времени проводят в чатах и на форумах, оставляя там многочисленные записи, используя Интернет только для этого, да разве еще для скачивания рефератов для школы или ответов к экзаменам. На самом деле это не так.

С приходом в нашу жизнь новых технологий мы стали тратить меньше времени на поиск информации, стали более оперативными. Теперь нам не нужно идти в библиотеку, просиживать там часами, искать нужные книги и выписывать все в тетрадку. Поиск нужной информации занимает теперь от силы 5 минут. Что нам это дает? Мы можем быстрее принимать решения, строить стратегию и тактически ее воплощать. Жизнь убыстряется, а главным стремлением молодежи во все века было от нее не отстать…
Да, молодежь действительно в большинстве своем перестала читать… книги. Они их читают с монитора компьютера, по крайней мере, так делает большинство друзей моего сына.

В течение 2007 года фонд информационно-библиотечных центров (ИБЦ) в Узбекистане превысил 26 тыс. наименований, их общий фонд составляет 4,342 млн. экземпляров, имеются электронные версии около 119 тыс. документов, сформирован электронный каталог библиографии и более 240 тыс. книг, диссертаций, авторефератов и журналов.
Газеты молодежь читает тоже в Интернете…

Аудитория сайтов газет продолжает расти: сегодня уже около 15% всех читателей газет читают их только в Интернете, то есть никогда не покупают печатную версию. Эти данные содержатся в свежем докладе исследовательской компании «Scarborough Research», посвященном исследованию аудитории СМИ. Надо сказать, что в Узбекистане сейчас почти все крупные газеты имеют свои сайты, не считая новостных порталов различных направлений, «заточенных» именно под интернет-пользователей.

Количество доменов, зарегистрированных в зоне UZ, на сегодняшний день превысило отметку в 6 тыс. и с начала года выросло на 4%. Согласно статистике, на начало 2008 года данная цифра составляла 5766 доменов.

«Молодежь – основной интеллектуальный потенциал любого общества – сегодня испытывает потребность в получении разнообразной информации. С развитием новых информационных технологий возникают новые задачи – взаимодействия индустрии информации с ее потребителем», – пишет доцент Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека М.В. Сухомлинова.

Социологическому анализу специалистами университета была подвергнута область исследования информационных интересов студенческой молодежи, в результате чего были определены рейтинговые положения реального состояния, выявляющего картину необходимости в получении различного рода информации студентами НУУ. В социологическом опросе участвовали 250 студентов с факультетов социально-политических и естественных наук; философского и экономического факультетов.

Опрос проводился методом случайной выборки. Анкета содержала 10 разнотипных вопросов, выявляющих оценки, суждения, мнения, предложения студентов по поводу их информационных интересов.

Весьма широкий спектр интересов студентов был получен при анализе их информационных потребностей. Так, на вопрос: «Какого рода информация вам лично будет нужна в электронном каталоге библиотеки?» — респонденты обозначили ранги своих предпочтений:
1. Художественная литература.
2. Психология.
3. Научная литература.
4. Учебно-методическая литература.
5. Источники по специальности.
6. Классическая литература.
7. Периодические журнальные издания.
8. Право, юриспруденция.
9. История.
10. Справочники, энциклопедии.
11. Электронные игры.
12. Рефератные научные и периодические издания.
13. Политика, официальная документация.
14. Газетные издания.
15. Информация об университетах мира.
16. Зарубежные новинки литературы.
17. Информация об ученых мира.
18. Фантастика.
19. Обучение иностранным языкам.
20. Русская художественная литература.
21. Новости телевидения.
22. Знакомство с другими студентами.
23. Развлекательная информация.
24. Поэзия.
25. Спорт.

Однако молодежь хочет учиться! «Об этом свидетельствует жажда получения дополнительной, преимущественно научной и учебно-методической информации, – пишет М.В. Сухомлинова. – Несмотря на библиотечные издания художественной литературы, наличие книг, журналов и газет, намечена тенденция предпочтительного использования их электронных версий. Видимо, это связано с определенной тратой сил и времени фактических человеческих ресурсов, то есть поиск, заказ и ожидание получения необходимого издания в библиотеках. Намного легче обнаружить нужную информацию, сидя у компьютера, студенты уже это осознали».

Еще одной тенденцией в отчете обозначен интерес к самопознанию, то есть многие студенты хотят узнать законы человеческой сущности через психологию, знание психологических законов.

Было отмечено также рациональное отношение к использованию электронной информации. «За этим, на наш взгляд, кроется большее — бережное отношение к своим человеческим ресурсам — моральным, материальным, временным», – пишет доцент Национального университета.

Дадим слово молодым?
«Я не знаю человека, которой бы не извлекал пользы, «лазая» по «паутине». Но, на мой взгляд, Интернет особенно нужен тем, кто учится. И суть вовсе не в том, чтобы дома, не вставая с кресла, скачать за пару минут нужный тебе рефератик. Нет. Интернет дает возможность непосредственно учиться», – говорит десятиклассник Бехзод Заманов.

«Есть у Интернета плюс, который, на мой взгляд, является самым важным. И выражается этот плюс банальным словом – самовыражение! Ведь в Сети можно найти множество путей для этого. Одни создают сайты, другие пишут программы и выставляют их на обозрение общественности, третьи публикуют в Сети свои произведения, – говорит студентка Ольга Фролова. – Ведь твой собеседник не знает тебя, не знает, сколько тебе лет, как ты выглядишь, здесь оцениваются только твоя работа (будь то сайт, статья или программа). Разве не это нужно каждому человеку на Земле? Главное для каждого – получить признание общества».

Да, в Сети много разного хлама. Но по большому счету важно не то, как они это делают, а то, что они пытаются обрести себя.

А, может быть, суть и в том, что молодой человек невольно становится частью мира, начинает ощущать себя не иголкой, затерявшейся в стоге сена, а каплей воды, нашедшей свое место в мировом океане?

«Общение – один из главных, если не самый главный, интересов у нас, у молодежи. Через Интернет можно общаться с кем угодно, когда угодно, не задумываясь о том, где находится этот человек. Но не только общение со старыми, но и поиск новых знакомых намного проще, чем в реальной жизни», – подытоживает девятиклассник Зафар Хамдамов.

Нынешний молодой пользователь тщательно просеивает Сеть, выбирая из Интернета только то, что ему интересно. Таким образом, он формирует свое личное информационное пространство.

Еще одно важнейшее достоинство Интернета для подростков и молодежи – это то, что пользователь Сети ощущает себя частью глобального медийного пространства, а не только жителем исключительно своей страны.

Поколение книг и ТВ

По крупинкам, по косточкам была создана Всемирная сеть. И ринулась туда не только молодежь… Интернет открывает нам столько возможностей и экономит такое количество времени, что мы не можем отказать себе в удовольствии использования этого чуда техники.

Интересной находкой исследователей является устойчивый рост количества пользователей в двух специфических категориях: пенсионеров (silver surfers) и технически продвинутых представительниц прекрасного пола (digital women). Первая категория за последний год увеличилась приблизительно на 12%, вторая на 9%. Примерно треть от общего числа пользователей может быть названа «заядлыми», проводящими на просторах Сети более 16 часов в неделю.

pic

По данным исследования, проведенного независимой британской компанией Ofcom, некоторые люди в возрасте от 65 лет и старше еженедельно проводят в Интернете на четыре часа больше, чем их внуки. Таким образом, по мнению ученых, время пребывания в Сети зависит от индивидуальных особенностей и не связано с возрастом. Кроме того, Интернет вовсе не исключает для молодых людей личное общение, уверены эксперты.

Например, мессенджеры не заменяют детям разговор, а, скорее, дополняют его. Что касается информации, полученной из Сети, ценность ее для детей, согласно исследованию, куда ниже, чем слова преподавателей, родственников или тексты в учебниках. Так что право и обязанность дать молодым правильные установки, умение отличить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», остаются за нами.

pic

К сожалению, есть и другая сторона медали. У нас, взрослых, не всегда получается защитить наших детей от нас самих. Потому что пока молодежь скачивала музыку, информацию для учебы, книги и выкладывала в Сеть свои произведения, мы, взрослые, кроме всякого рода полезной информации, выложили туда все свои комплексы, проблемы и извращения. Именно поэтому встала проблема защиты молодежи в Сети именно от такой информации.

Наибольшей популярностью в использовании Интернета взрослыми пользуется возможность мгновенного ухода от реальности, от эмоциональных проблем, даже от серьезных житейских сложностей (обилие работы, трудности в учебе, внезапная безработица, семейные неурядицы). Таким образом, Интернет – рай для людей, желающих убежать от действительности и скрыться в «виртуальном» мире, где можно желаемое выдать за действительное. И поскольку эта проблема существует, я считаю, начинать надо не с молодежи, а с нас самих.

Мы такие же участники Всемирной сети, как и наши дети. Только по жизненному опыту, образованию и любви к ним должны быть мудрее и добрее. Так что, начнем с себя…

Входим в Сеть

И, думаю, здесь никак не обойтись без статистики. Как определяется количество интернет-пользователей в Узбекистане?

По сообщению Узбекского агентства связи и информатизации, количество пользователей Интернета рассчитывается на основе данных операторов и провайдеров сетей передачи данных и оценочных данных, согласно методике, утвержденной агентством в 2002 году.
Эта методика учитывает количество заключенных договоров операторов (провайдеров) с клиентами, по физическим лицам, хозяйствующим субъектам, государственным органам и учебным заведениям с применением весовых коэффициентов в зависимости от типа пользователя. Также при расчете учитывается количество пользователей в пунктах коллективного доступа в Интернет. В среднем посещение одного пункта коллективного доступа в Интернет берется на уровне 4–5 пользователей в день, однако на практике данный показатель в несколько раз больше.

Как показывает практика, расчет пользователей Интернета, проводимый Узбекским агентством связи и информатизации, примерно соответствует оценочным данным, приводимым другими независимыми экспертами, в том числе зарубежными, и даже немного ниже.

По данным официальной статистики, на 1 января 2007 года количество интернет-пользователей в Узбекистане увеличилось в 1,98 раза – до 1,7 млн., или 67,7 на 1 тыс. жителей, количество хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги доступа в Интернет, – до 680 единиц (рост – 26,2%), общее количество портов на сетях передачи данных составляет более 15 тыс. единиц, скорость доступа к международным информационным сетям достигла 230,99 Мбит/сек.

Рост пользователей Интернета в Узбекистане к 2010 году прогнозируется в количестве 3,4 млн. человек. Тем временем скорость доступа к международным информационным сетям составит 512 Мбит/с. Количество пунктов коллективного доступа к сети Интернет составит 2000 единиц. Кроме этого, до 2010 года предусмотрены проекты по качественному наполнению национальных информационных ресурсов в сети Интернет, а также создание познавательно-образовательных порталов, порталов по здоровью, культуре, искусству, информационно-справочных, энциклопедических и архивных порталов. Развиваются проекты по созданию общедоступных информационных ресурсов по законодательству, правовым и консультационным вопросам, а также по поддержке предпринимательства.

Количество хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги доступа к сети Интернет, в Узбекистане на сегодняшний день составляет 797, общее количество пунктов коллективного доступа — 799. Общая скорость доступа к международным информационным сетям составляет 362 Мбит/с, а оценочное число пользователей Интернета возросло до 2133 тыс. человек – около 78,8 пользователей приходится на 1000 жителей республики.

Согласно результатам анализа, собственные информационные ресурсы (веб-сайты) в сети Интернет имеют 92,26% республиканских органов государственной власти и управления.
Уровень использования локальных компьютерных сетей в аппаратах управления данных органов составляет 90,2%, в территориальных подразделениях — 62,06%.

Узбекистан активно входит в мировую сеть. И полностью приветствую осторожность, с которой он это делает. Хорошим примером тому – законодательный запрет пропаганды насилия и распространения порнографии. Я полностью «за» и как журналист, и как мама.
Знаменитый профессор Петр Капица сказал: «Интернет — это слепок нашего общества. Интернет дал возможность молодежи всего мира получить доступ к мировым сокровищницам знаний Оксфорда, Гарварда, Лувра, Эрмитажа и так далее. Давайте создавать больше позитивных интернет-ресурсов и продолжать строить позитивное молодежное интернет-пространство. Если усилия в этом направлении будут последовательны, положительный результат не заставит себя ждать».

Автор: Вдовина Светлана Анатольевна, главный редактор Объединенной редакции
финансово-экономических изданий «Бизнес-вестник Востока» и «BVV Business Report»

Информация о конкурсе

Orphus system