Непрерывное IT-образование для всех
10 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .
Когда Учителем становится IT…

Во многих публикациях на темы экономики, образования и информационных технологий (далее по тексту — IT) преобладают темы, связанные с практическими, «прикладными» вопросами.

Не так много сейчас предлагается решений общих и стратегических проблем, связанных с развитием высокотехнологичного образования мирового класса, с доступностью IT для всех, созданием социально-экономических программ, непосредственно влияющих на кредитоспособность и мотивацию граждан к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Данная статья посвящена массовому непрерывному и высокотехнологичному образованию. Это попытка по-новому взглянуть на суть и характер новых жизненных реалий, на результаты и последствия коренных изменений в характере экономических отношений, вызванных стремительным развитием IT и рыночных отношений.

Времена, когда люди учились только в школе и школа была единственным местом получения образования, рано или поздно пройдут. В мире IT-обучение постепенно становится процессом свободного индивидуального выбора. Обучение и самосовершенствование не прекращается на протяжении всей жизни современного человека, разумеется, если он располагает соответствующими ресурсами. К созданию «учебной ситуации» в идеале должны стремиться обе стороны: источник знаний и их получатель, учитель и ученик. Это естественным образом достигается в атмосфере, хорошо знакомой и доступной обеим сторонам. Такую атмосферу создают глобальные коммуникационные сети (Интернет), семья, системы непрерывного образования с применением IT.

Весь мир, состоящий из взаимодействующих в сети интернет-пользователей, действительно может стать Учителем, гармонично соединяющим теоретические знания с практическими навыками и умениями. Поэтому общество будущего наверняка будет совершенствовать систему обучения и профессиональной подготовки за счет увеличения образовательной функции семьи, открытости глобальных сетей. Соблюдение принципа социально-экономической справедливости и доступности IT, основанного на обеспечении детей средствами для получения платного образования, специализации и статуса кредитоспособности неизбежно должны привести к осознанию большинством граждан неизмеримой ценности человеческой личности как совокупности духовного капитала и капитала финансового.

Другими словами, процветание и экономический рост демократически развитого общества достижимы только при наличии реальных стимулов и возможностей для приобретения каждым ребенком всех необходимых конституционных и гражданских прав в целях приумножения своего духовного и финансового капитала на благо своей семье и обществу. Не только будущее, но и настоящее наших детей зависит от стартового интеллектуального и финансового капитала, от кредитоспособности и полноценной мотивации вступающего в жизнь молодого человека.

Расширение рынка интеллектуальной собственности нуждается в дополнительных правовых гарантиях защиты основных конституционных прав гражданина, одно из которых очень важное, — это право на высококачественное образование с применением IT.

Мир меняется вместе с развитием информационного общества. Меняются модели образования, труда, общественной жизни. Значимость происходящих перемен осознается всеми странами мира, где осуществляются стратегические вложения в совершенствование процессов управления, в развитие IT, науки, образования, информационно-коммуникационной инфраструктуры, системы мотивации инноваций. Регулярно появляются документы, подводящие промежуточные итоги развития информационного общества и ставящие новые цели.

Актуальные для любого государства экономические проблемы непосредственно взаимосвязаны с главной проблемой, продолжающей преследовать человечество в третьем тысячелетии, — с проблемой неравенства в доходах граждан и информационного неравенства. Поэтому важно принять ряд стратегических и дальновидных решений относительно дальнейшего развития IT. Это заставляет задуматься о рациональности существующего развития непрерывного образования с применением IT и об оптимальном социально-экономическом механизме, гарантирующем всем новым поколениям возможности для приобретения статуса высокообразованного, кредитоспособного, полноценного и полноправного гражданина своей страны.

Наиболее оптимальными при решении подобных проблем представляются модели, связывающие социальную и кредитную политику с концепциями непрерывного образования. Особенно привлекательны в этом отношении экономические схемы, создающие условия и стимулы для получения каждым ребенком высококачественного образования, желанной специальности, высокооплачиваемой работы и надежной правовой, социальной защиты, а также таких общечеловеческих прав, как право на счастливое детство, приобщение к истинно культурным и духовным ценностям, полноценная реализация творческого, интеллектуального дара и деловой активности, доступность международного общения и непрерывного совершенствования своего конституционного, правового и гражданского статуса.

Ниже описан механизм реализации условной гражданской кредитно-финансовой политики, создания условий и стимулов для получения непрерывного образования, профессиональной подготовки, кредитоспособности, роста предпринимательской активности, увеличения доли сбережений и инвестиций в производство, усиления социальной защиты молодежи.

Предельно упрощая, можно свести этот принцип к ежегодному распределению запланированного бюджета между банковскими счетами всех родившихся в текущем году граждан в форме условных кредитов (с периодическим начислением процентов и условной их выплатой в форме социальной поддержки с целью изначальной компенсации родителям всех расходов, необходимых для подготовки ребенка, и предоставления каждому человеку стартового капитала для самообразования, реализации своей профессиональной и деловой активности.
Даже доли процента от денег, которые общество создает каждый год, могут обеспечить весомый стартовый капитал каждому новорожденному гражданину XXI столетия, если эти средства распределять в виде долгосрочных условных кредитов, позволяющих периодически получать в виде банковских процентов суммы, сравнимые с размерами существующих социальных пособий и компенсаций.

Новая концепция непрерывного образования призвана ответить на один из важнейших вопросов, являющийся одновременно целью любого профессионального обучения в целом: как смотивировать познавательный интерес и обеспечить его реализацию с применением IT без ущерба для экономического роста государства.

Решить проблемы обучения возможно с помощью долгосрочного условного кредитования детей денежным капиталом, приносящим проценты, при котором для государства обеспечивались бы относительные гарантии инвестиций в образовательные программы. Это могло бы активизировать систему образования и развития IT в целом.

Основа подобной Программы условного кредитования и развития IT — это ежегодное распределение бюджета Программы между банковскими счетами всех новорожденных в форме условных кредитов с периодическим начислением процентов каждые пять лет и условной выплатой этих процентов в зависимости от рейтинга непрерывного образования гражданина, полученного им на специальном тестировании с применением IT.

Попробуем описать, как это работает:
1. IT-ФОНД. Формируется фонд социальной поддержки молодежи (в дальнейшем – Фонд), в который ежегодно поступает определенная часть (до 1%) бюджета. Управление, контроль и правовую защиту кредитно-финансовых потоков обеспечивает комиссия из региональных директоров-распорядителей, банковских лидеров, представителей образовательных и IT-структур. На этом этапе достигается мобилизация значительных финансовых средств, которые как находились в «обороте» банков, так и будут находиться.
2. БАНКОВСКИЕ СЧЕТА. Ежегодно в региональных государственных банках для каждого новорожденного в текущем году создается два типа банковских «накопительных» счетов (или WM-кошельков):
• кредитный счет — собственно для кредитного капитала, распределяемого в дальнейшем условно только для кредитоспособных граждан
• текущий счет — для начисляемых процентов с суммы капитала на кредитном счете.
3. ПРИНЦИП РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. Общая сумма Фонда, отражающая ежегодный прирост ВВП государства, каждый год распределяется равными долями между всеми закрытыми кредитными счетами новорожденных. Доступ к счетам гарантирован для гражданина при выполнении определенных условий, что подтверждается независимым органом контроля (например, общей комиссией Фонда, защищающей интересы гражданина). На этом этапе начинается реализация Программы.
4. УСЛОВИЯ ДОСТУПА К СЧЕТАМ:
4.1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЧИСЛЕННЫХ ПРОЦЕНТОВ.
Право на безвозмездное получение сумм процентов, начисляемых банком на сумму кредитного счета и накапливающихся на текущем счете, приобретает гражданин, достигший совершеннолетия, не имевший никаких правонарушений и имеющий сертификат, удостоверяющий рейтинг непрерывного обучения, полученный им на специальном тестировании. Доступ к текущему счету новорожденного гарантирован его родителям каждые пять лет до момента совершеннолетия ребенка, и суммы выплат прямо пропорциональны рейтингу непрерывного обучения ребенка, который он получает на специальном тестировании, предназначенном контролировать его активность и уровень знаний, самостоятельно им полученных. Рейтинг непрерывного обучения складывается из суммы баллов, которые ребенок каждые пять лет набирает на тестировании, проходящем на компьютерах в присутствии независимой комиссии, и результат тестирования определяется для каждого испытуемого в виде цифры, отражающей количество правильных ответов из каждой сотни предложенных вопросов по десяти специально выделенным и рыночно востребованным отраслям знаний. Программа непрерывного образования может включать для примера: 100 тестов по иностранному языку, 100 — по информационным технологиям (Интернет, языки программирования, веб-дизайн), 100 — по основам права и экономических знаний; 300 тестов из общеобразовательной программы; 400 — по выбранной специализации. Именно эта сумма набранных баллов, отражающая рейтинг и документально зафиксированная комиссией в соответствующем сертификате, по завершении тестирования предоставляет право родителям гражданина (а по достижении совершеннолетия и самому гражданину) на получение соответствующей величине рейтинга части суммы, накопившейся за пять лет на текущем счете своего ребенка (т. е. при рейтинге, допустим, в 75 % банк выдает лишь 75 % от начисленных за пять лет процентов на сумму). Условия, при которых эти суммы выплачиваются, создает для родителей гражданина весомые стимулы для осуществления всех необходимых затрат времени и средств, связанных с обучением и воспитанием ребенка, стимулируют гражданина к скорейшему достижению кредитоспособности.
4.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОВ. Право на получение кредитного капитала с закрытого счета приобретает гражданин, достигший статуса кредитоспособности, то есть получивший образование, не привлекавшийся к уголовной и административной ответственности, имеющий определенный стаж работы и доход, позволяющий погасить кредит на долгосрочной основе, а также предоставивший реальный и достоверный план краткосрочного погашения. Кредитоспособность устанавливается на основании бизнес-плана и документов, подтверждающих образование и совокупный доход. Это условие мотивирует гражданина к скорейшему достижению кредитоспособности в рамках существующих норм и законов
4.3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЕДИТОВ. Выплаты могут осуществляться поэтапно: на краткосрочной основе — без уплаты ссудного процента, на долгосрочной основе — с уплатой ставки ссудного процента по прогрессивной шкале соответственно темпам инфляции. Гражданин, полностью выплативший условный кредит в течение двух лет, приобретает право на получение индивидуальных кредитов от банка и Фонда на льготных условиях. Это условие стимулирует гражданина к совершенствованию своей предпринимательской активности и росту внутренних инвестиций (в том числе в IT-образование).
4.4. НАСЛЕДОВАНИЕ. Все текущие счета гражданина передаются по наследству обычным завещательным порядком за вычетом возможных долгов.
Пример реализации программы
Пояснить эту взаимовыгодную для правительства, банков, образовательных учреждений и граждан стратегию распределения кредитов и начисленных на них процентов можно на конкретном примере.

Предположим, бюджет страны – 10 млрд. у.е. Допустим, что в этом году в стране 100 тыс. новорожденных. Всем им открыли банковские счета или WM-кошельки, на которые перечислили по 10000 у.е. Прошло 5 лет. На эти 10 тыс. у.е. банк за эти годы начислил в качестве процентов 6000 у.е. Чтобы получить эти 6000 у.е., родители новорожденного заинтересованы подготовить его к тестированию по 1000 вопросам. Если ребенок отвечает правильно хотя бы на половину вопросов, то родители получают половину от 6000 у.е., то есть 3000 у.е. в качестве социального пособия. А остальные 3000 у.е. остаются в банке вместе с кредитом в 10000 у.е. , и еще через 5 лет банк начислит на них проценты в сумме уже 7800 у.е., затем – еще большую сумму. По достижении совершеннолетия юный владелец счета уже вправе сам получать проценты со своего счета, а по достижении статуса кредитоспособности сможет взять первоначальные 10000 у.е. в качестве кредита на развитие собственного малого бизнеса или на совершенствование своего образования и профессиональной подготовки. И так на протяжении всей жизни гражданина с правом наследования его потомками.

В любом случае и родители, и ребенок получают серьезную мотивацию для самосовершенствования и получают для этого необходимую социальную поддержку, а общество имеет отдачу от инвестиций в образование.
В то же время право на получение процентов и самого кредита гарантировано только лояльным и законопослушным гражданам, причем, чем лучше гражданин подготовлен, тем больше он получает, что напрямую стимулирует граждан совершенствовать не только свое образование и профессиональную подготовку, но и свой конституционный, правовой, гражданский статус, а также уровень кредитоспособности.

Банковские выплаты каждые пять лет на текущий счет ребенка позволят его родителям компенсировать многие необходимые расходы, связанные с непрерывным образованием и профессиональной подготовкой (книги, учебные материалы, компьютер, доступ в Интернет, платное обучение в вузах, профессиональные курсы и т. д., обеспечив каждому достойному гражданину к 20-25 годам (то есть к моменту вероятного достижения им кредитоспособности) солидный стартовый интеллектуальный и финансовый капитал для реализации и совершенствования им своей деловой активности. Эти накапливающиеся суммы предназначены для компенсации семье многочисленных расходов на образование, воспитание и соответствующую профессиональную подготовку своего ребенка.

Располагая такой социальной поддержкой, родители смогут приобрести недорогой компьютер, учебное программное обеспечение, вспомогательные материалы, иметь круглосуточный доступ в Интернет, подготовить ребенка для поступления в вуз.
При этом о потерях для государственного бюджета и отрицательном влиянии на темпы экономического роста говорить не приходится, так как речь идет о размерах кредитов, привычных для государства и банковской практики.

А в случае перспективной реализации программа открывает доступ к международному высокотехнологичному образованию.

Предлагаемая социально-экономическая стратегия развития IT и непрерывного образования вовлекает в кредитно-финансовые отношения и предпринимательскую деятельность максимальное количество молодежи в наиболее оптимальный период развития ее деловой активности, стимулирует каждого ребенка к достижению им статуса достойного и кредитоспособного гражданина с тем, чтобы, получив условный кредит полностью или частично, приумножить его и вернуть, рассчитывая на новые кредитные поступления и совершенствуя свою деловую активность и предпринимательские качества.

Данная экономическая схема заставляет деньги работать с максимальной пользой по следующей формуле: взять незначительную часть от государственного бюджета и выдавать ее равными долями в форме долгосрочных условных кредитов для новорожденных, задействовав накопительную банковскую систему начисления процентов с денежного капитала, как наиболее заинтересованного в долгосрочных капиталовложениях от государства и граждан посредника.

В процессе самовозрастания капитала, которым активно оперирует банковская сфера, кредиты, никуда не исчезая, приносят проценты всем достойным гражданам, мотивируя их к выполнению условий достижения кредитоспособности и получения стартового капитала для полноценной реализации и совершенствования своих способностей.

Накопительная система и условное распределение средств фонда в виде банковских процентных выплат с текущего счета способны компенсировать практически все расходы, связанные с образованием.
При этом для государства обеспечиваются относительные гарантии инвестиций в образовательные IT-программы, а гражданам предоставляется возможность получения качественного IT-образования.
Развитие подобных форм государственной поддержки нового поколения предполагает осознание большинством граждан неизмеримой ценности человеческой личности как совокупности духовного капитала и капитала финансового, а также грамотное управление собственным капиталом, что потребует от каждого гражданина уже с малого возраста непрерывного совершенствования своих гражданских и деловых качеств, а вместе с тем и большей ответственности по отношению к образованию и воспитанию своих детей.

Автор: С.А. Подольский главный специалист отдела маркетинга и рекламы “ST-Servis”, аспирант ТГПУ им.Низами.
Информация о конкурсе http://infocom.uz/more.php?id=3385_0_1_0_M

pic

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте