СМИ – реальные, виртуальные…
11 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

Развитие информационно-коммуникационных технологий коренным образом изменило природу СМИ. Сам термин «средства массовой информации» наполнился новым содержанием. Сегодня это целостная система, объединяющая традиционные масс-медиа, глобальные телекоммуникационные средства (сеть) и технологии, направленные на работу с массовой аудиторией, – PR, рекламу и другие.

Структуру масс-медиа изменили такие характеристики Всемирной паутины, как:
интерактивность (диалоговость заложена в саму технологию Сети),
мультимедийность (возможность использования наряду с текстом звукового, видеоряда и иных знаковых систем),
персональный подход (появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя или группы читателей),
измеримость (Сеть обладает инструментами, например, счетчики сообщений, позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации),
гибкость (позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживая таким образом у них постоянный интерес),
взаимосвязанность (гипертекстовая структура в интернет-публикациях связывает между собой огромное количество различных информационных блоков),
экономичность и т.д.

Еще один важнейший элемент информационно-коммуникационных технологий – это оцифровка, или дигитализация, т.е. перевод содержания СМИ в цифровую форму. Газеты набираются на компьютере, и в Интернете доступны их электронные версии. Цифровое радио позволяет увеличить количество частот, и его можно слушать через компьютер, подключившись к Интернету. Телевидение также становится цифровым. Это упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ.

В Узбекистане процесс интеграции масс-медиа и СМИ тоже набирает обороты. Первыми печатными изданиями, создавшими сетевые версии, были газеты «Народное слово» и «Зеркало 21 века»1. Сегодня же собственными интернет-версиями обладают многие традиционные СМИ Узбекистана.

Медийный сектора Узнета представлен двумя категориями изданий. Одна появилась на основе эволюции традиционных СМИ, которые вышли в мировую паутину со своими электронными версиями. Другая – оригинально сетевая – изначально возникла на базе веб-технологий и продолжает функционировать исключительно в среде Интернета.

Первую категорию условно можно разделить на следующие группы:
1) Эквивалентные копии традиционных СМИ, или «клоны».
Обычно создание «клона» происходит по следующей схеме: берется текущая версия газеты и выкладывается на сайт. При этом не задается вопрос ни о целесообразности, ни об экономической модели, ни о целевой аудитории данного интернет-издания.

Большинство газет и журналов Узбекистана уже обзавелись сетевыми версиями. Для этих целей Общественный фонд поддержки и развития независимых СМИ и информационных агентств выделил специальные гранты. На сайте фонда www.mmf.uz можно найти раздел со списком интернет-адресов созданных сайтов.

При ближайшем знакомстве выясняется, что для большинства сетевых версий узбекстанских газет и журналов характерны одни и те же ошибки. В основном интернет-версии обновляются только в момент выхода «бумажного» издания, а то и вовсе оказываются заброшенными. Нет ничего более удручающего, чем сайт газеты или журнала, на главной странице которого «вывешены» новости полугодичной давности. Бывает, что на сайте заявлено много рубрик («Экономика», «Политика», «Образование»…), но заполненными оказываются только одна-две.

Еще одна проблема «клонов» – публикация материалов без адаптации для интернет-аудитории. Если в обычной газете возможны отвлеченные заголовки типа «Эффективная реализация проектов» или «Важный фактор мира и стабильности», то в интернет-версии они должны быть точными и конкретными.

Затрудняет чтение и большой массив текста на одной странице. Это характерно, например, для интернет-версии сайта «Правды Востока» www.pv.uz. Статьи здесь выкладываются без разбивки на абзацы, используется мелкий шрифт. Ни к одному материалу нет иллюстраций.

Лишь немногие редакции используют интерактивные возможности Сети: снабжают статьи линками, предоставляют возможность RSS-рассылки, организуют обсуждение статей на форумах. Связано это с тем, что узбекистанские СМИ еще не осознают всей важности своего присутствия в Интернете, не понимают, для чего им нужны сайты.

На самом деле создание интернет-версии требует профессионального подхода и соответствующих затрат. В идеале в редакции должен существовать особый отдел, который бы занимался разработкой и обновлением веб-сайта, готовил материалы для размещения в Сети.

По такой схеме работает редакция журнала InfoCOM.UZ. Интернет-версия издания представляет собой самостоятельный, профессионально сделанный веб-проект. Если сам журнал выходит раз в месяц, что ограничивает возможности размещения здесь оперативной информации, то интернет-версия возмещает этот пробел.

По словам главы редакционной коллегии журнала А.Сучкова, электронная версия журнала InfoCOM.UZ является экономически убыточной. Но редакция понимает, что с ее помощью можно увеличить читательскую аудиторию, публиковать ежедневные новости. В общем, постоянно быть на связи. «Самое страшное – это когда ты за неделю ничего не сказал своим читателям, – считает Александр Анатольевич. – Все равно, что не поздоровался…»

Хороший пример – интернет-версия газеты Uzbekistan Today (www.ut.uz). Приятное бело-голубое оформление сайта, регулярно обновляющаяся новостная лента, RSS-рассылки новостей, архив, удобная навигация – все это является залогом успеха у интернет-аудитории.

Неплохие интернет-версии – у журнала «Экономическое обозрение» (www.review.uz), газеты «Новости Узбекистана» (novostiuzbekistana.st.uz), «Зеркала XXI века» (zerkalo21.uz).

2) По сути, интернет-версия www.infocom.uz представляет уже не «клон» журнала, а модифицированную онлайн-версию традиционного СМИ («гибрид»). Они возникают на почве своих оффлайновых прототипов, но не копируют их, а проводят собственную информационную политику с целью охвата новых сегментов рынка (вводят новые рубрики, используют гипертекст, интерактив). При этом в целом эти издания остаются в типологических рамках своих брендов.

Совсем недавно начал работать сайт научно-популярного журнала «Фан ва турмуш» www.fvat.uz (“Наука и жизнь»), который в полной мере можно отнести к категории «гибридов». С первого взгляда сайт привлекает внимание красивым и нестандартным дизайном, флэш-анимацией, обилием интересной научной информации. У пользователей есть возможность комментировать статьи. На сайте действуют два авторских блога – главного редактора Шухрата Эгамбердыева и «Занимательно о науке» (ведет Евгений Скляревский). Еще одна фишка сайта – возможность «пролистать» мини-копию нового номера журнала. В целом сайт производит приятное впечатление и вполне может претендовать на звание научного онлайн-издания.

Вторая категория сетевых изданий включает медиапроекты, возникшие в Интернете и не имеющие оффлайновых прототипов. Начиная поиск своего профиля с нуля, они выстраивают в рыночных условиях собственные маркетинговые стратегии.

В этой категории сетевых изданий можно выделить две отдельные группы:
1) Информационные порталы – многофункциональные интернет-службы, подразумевающие многообразие тем, жанров и сервисов наряду с непрерывными потоками информации.

К этой категории относится портал экономической информации UzReport.Com. Первая информация здесь появилась в 1999 году. Проект принадлежит объединенной редакции газет «Бизнес-вестник Востока», «BVV Business Report». Аккумулирует ежедневные новости из разных сфер политической, экономической и культурной жизни Узбекистана. Информация на www.uzreport.com размещается на трех языках – русском, узбекском и английском. В течение трех первых дней новость открыта для всеобщего пользования, потом переходит в категорию закрытых и доступных только после оплаты.

Еще один проект подобного рода – информационный портал bir.uz, посвященный развитию предпринимательства в Узбекистане. Ресурс создан по инициативе Ассоциации бизнес-инкубаторов Узбекистана. Задача ресурса – предоставлять наиболее полную и актуальную информацию, ориентированную на субъектов малого и частного предпринимательства. Вместе с тем портал может быть полезен и более широкой аудитории (студентам, экономистам и т.д.). Информация разделена по тематическим блокам «Финансирование», «Оборудование», «Инновации», «Стипендии и гранты» и другие.

К информационному порталу можно отнести сайт Национального информационного агентства УзА www.uza.uz. В прошлом году были запущены обновленные версии сайтов на русском, узбекском и английском языках. Впервые узбекская и английская версия состоят из рубрик, соответствующих русской (раньше новости публиковались в виде одной ленты). Стало больше фотографий, которые теперь показываются и на страницах рубрик. Сначала агентство хотело внедрить платный доступ к полной версии отдельных материалов, но впоследствии отказалось от идеи.

2) Электронные газеты и журналы, которые формируются по принципам, имитирующим оффлайновые издания, с определенным графиком «выпусков», с преобладанием аналитических материалов над новостными. Пример – сетевая газета Gazete.Uz (www.gzt.uz), посвященная общественно-политической и социально-экономической жизни Узбекистана.

Долгое время одним из самых авторитетных сетевых изданий Узнета был электронный журнал по информационной безопасности Security.uz. К сожалению, новые материалы здесь появляются редко. Последняя новость датируется февралем 2008 года.

Помимо вышеупомянутых сетевых СМИ, в Узбекистане развивается и так называемая гражданская журналистика (civil journalism), или веблоги (weblog, blog). Такие сетевые проекты, которые предоставляют всем желающим сервисы для публикации дневниковых записей, свидетельств, комментариев, являются ярким проявлением интерактивных возможностей Интернета.

В Узнете сегодня создано много интересных блогов, посвященных разным темам. Например, блог «Афиша.уз» www.blog.afisha.uz рассказывает о культурной жизни Ташкента. «Барбарис.уз» www.barbaris.uz описывает события Узнета, сетевые технологии. «Сказочная сторона» skazka.uz – это блог, на котором выкладываются аудиозаписи детских сказок в формате MP3. «Модный блог» fashionblog.uz освещает события в сфере fashion-индустрии, как местной, так и зарубежной.

Новый этап в развитии сетевых СМИ Узбекистана наступил в январе 2007 года, когда была принята новая редакция Закона РУ «О средствах массовой информации». В нее впервые была включена статья, присваивающая статус СМИ не только газетам, радио, телевидению, но и «веб-сайтам в общедоступных коммуникационных сетях». Также в новой редакции закона упоминается возможность существования электронной версии периодического печатного издания. Согласно статье 27, оно является одним из способов распространения и не требует дополнительной регистрации в качестве самостоятельного СМИ. Правда, это правило соблюдается только «при условии идентичности содержания печатной и электронной версий». Допускается сокращение объема материалов, а также исключение и замена печатных рекламных сообщений.

В апреле 2007 года вышло постановление Кабинета министров Узбекистана о внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации СМИ в Узбекистане. Указанным постановлением определен упрощенный список представляемых документов при регистрации электронного СМИ в виде сайта. Он включает в себя заявление установленной формы, документ о регистрации имени (домена) и квитанцию об оплате соответствующих сборов. Согласно постановлению, ставка регистрационного сбора снижена с 10 минимальных заработных плат до одной.

Онлайн-будущее
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что интернет-журналистика в Узнете развивается. Конечно, нам еще очень далеко в этом плане, например, до Рунета: действительно качественные узбекистанские интернет-СМИ можно перечислить по пальцам. Стоит острая проблема нехватки ресурсов на узбекском языке. Ощущается острый дефицит местных новостей, который могут восполнить только отечественные журналисты.

Кроме того, интернет-журналистика в Узбекистане пока не приносит прибыли. Основной источник дохода для сетевых СМИ – это размещение на своих сайтах рекламных баннеров. В Узнете посещаемость сайтов небольшая: интернет-пользователи составляет всего несколько процентов от общего числа населения. Соответственно, у рекламодателей пока нет стимула вкладывать деньги в сетевую рекламу.

Еще одна проблема – нехватка квалифицированных кадров, умеющих писать для Интернета. Ведь подача материалов в сетевой журналистике отличается от той, которая используется в обычных газетах, на радио и ТВ. На журфаке Национального университета Узбекистана действует кафедра интернет-журналистики, но качество обучения здесь нуждается в существенном улучшении.

В заключение хотелось бы привести несколько советов и рекомендаций для журналистов, пишущих для Интернета. Они разработаны журналом The Guardian и службой ВВС.

«…Целью любого новостного сайта является представление важной информации своим пользователям наиболее эффективным, элегантным и эффектным образом. Сам процесс написания статей для онлайна мало чем отличается от традиционной журналистики. Основные правила те же, есть лишь небольшая разница, которая диктуется платформой (то есть, в данном случае, Интернетом).

Особенности веб-сайтов. Если вы пишете для веб-сайта, не связанного с другими типами журналистской продукции, можете писать так, как посчитаете нужным, естественно, в рамках вашей редакционной политики. Необходимость следовать редакционной политике еще важнее, если веб-сайт входит в медиа-концерн. Например, если он связан с телеканалом, или является интернет-версией печатного издания, газеты.

Неограниченное пространство. Было время, когда думали, что одним из преимуществ Интернета является неограниченное пространство. То есть журналисты могут писать, сколько захотят, не беспокоясь об объеме статей. И это правда. Но если не пользоваться свободой правильно, то в результате статьи журналиста могут стать раздутыми и многословными. Новостные материалы должны иметь стандартизованный стиль и формат. Новости всегда должны быть написаны коротко, ясно и сжато. Другое дело – более объемные материалы, в которых объясняется то или иное событие.

Структура статьи. Заголовок должен быть ясен и прост. Лучше, чтобы он был грамматически оформлен как короткое предложение. Сама статья – это ряд предложений, складывающихся в абзацы. Каждое предложение должно содержать лишь одну мысль, а абзацы должны быть короче, чем вы привыкли. Интернет не любит плотных текстовых массивов. Каждое предложение должно добавлять новую информацию. К тому моменту, как вы напишете 100 слов, основные элементы статьи должны быть представлены. Остальные 400 слов (а 500 слов – оптимальный формат для новостной статьи в Интернете) – это разъяснение события с использованием цитат, статистики и аналитики.

Одна история, рассказанная в нескольких статьях. Если вы чувствуете, что новостной материал, над которым работаете, заслуживает больше, чем 500 слов, и достоин, скажем, статьи, объемом 1500 слов, то попробуйте следующую технику: разложите все факты и посмотрите, как можно их объединить в небольшие, но взаимосвязанные части. Каждая из них станет отдельной статьей.

В результате основные факты все-таки будут описаны в 500 словах, однако на той же странице будут помещены линки, отсылающие к другим статьям, где раскрываются и объясняются дополнительные факты, связанные с вашей историей. Это значит, что пользователю не будет предложен слишком большой массив текста.

Врезки: текст, хронология, информация. Используя технологию врезок, можно привлечь внимание читателей к особо важным фактам, разместить в них информацию, дополняющую содержание статьи. Врезка, замещенная на главной странице сайта, может информировать о самом важном событии дня и вести на страницу с соответствующей информацией.

Рисунки. Рисунками можно прекрасно проиллюстрировать основные факты статьи. Это может быть сделано так, что сразу обратит на себя внимание и будет информативным. Они не заменят хорошо написанный текст, но могут подчеркнуть или отметить важные места. Например, когда российская атомная подводная лодка «Курск» потерпела крушение в августе 2000 года, один из новостных веб-сайтов создал специальный раздел, посвященный этому событию. В нем были помещены два простых рисунка, обобщавшие два важных факта. На одном был изображен «Курск» рядом с пассажирским самолетом, а на втором – «Курск», лежащий на дне моря, а рядом – Эйфелева башня. Таким образом, пользователи могли сразу увидеть размер подлодки, и на какой глубине Баренцева моря она находилась.

Фотографии и подписи к ним. Фотографии, особенно те, которые ставятся на заглавную страницу, должны привлекать внимание читателя. Фото, на которых изображены лишь чьи-либо голова и плечи, редко когда являются наилучшим выбором, хотя в некоторых случаях, например, когда в статье речь идет о политических встречах, их очень трудно избежать.

Фото также должны смотреться на странице. Если на веб-сайте фотографии всегда справа от статей, то человек, изображенный на ней, по возможности не должен смотреть вправо. Ведь тогда он будет отворачиваться от материала, а не смотреть на него.

Подписи под фотографиями должны добавлять информацию к пониманию изображения и стимулировать интерес. Это не наклейки. Они не должны говорить об очевидном. Цель журналиста – писать ясно, четко и привлечь интерес читателя, чтобы ему захотелось прочесть всю статью.

Внешние линки. Исследования показывают, что для некоторых читателей линки являются одним из важнейших элементов статей. К линкам нужно относиться как к части статьи. Они вставляются не для того, чтобы повторить сказанное, а чтобы добавить информацию, которую не смогли дать сами. Типичным примером является линк к научной статье, написанной об открытии, о котором говорится в новостном материале.

Внутренние линки. Другим способом помочь пользователю найти интересующую его информацию или предоставить дополнительные сведения являются внутренние линки. То есть такие, которые отсылают к содержанию вашего же материала. Пользователь может, не уходя со страницы, кликнуть на ключевые слова и получить дополнительную информацию. В длинных аналитических статьях иногда бывает полезным поместить в начале материала несколько линков, которые укажут на ключевые моменты в самой статье.

Специальные проекты. Иногда событие бывает настолько важным, что для него нужно бывает создать отдельный раздел, который принято также называть «Специальный проект» или «Специальный раздел». Обычно это делается тогда, когда событие вызывает огромный интерес и в распоряжении редакции много материалов о нем. Например: война в Ираке или расширение Европы, экологическая катастофа и так далее. Содержание спецпроектов – смесь новостных материалов, аналитики и других компонентов, которые могут включать в себя интерактивные карты, аудио и видеофайлы, фотографии и фотогалереи, интерактивное голосование и множеством других форм подачи информации.

Вовлекайте пользователей. В большинстве случаев стоит вовлечь пользователей в разговор. Это можно сделать, организовав интерактивный форум или голосование. Онлайн-служба Би-би-си организовала форум после землетрясения в Турции в 1999 году. Были повреждены международные линии связи, и в страну невозможно было дозвониться, но в самой Турции телефоны работали. Родственники со всех концов мира, беспокоясь о своих родных и близких, стали использовать этот форум для того, чтобы найти их».

Автор: Калинина Елена Юрьевна, редакция газеты «Молодежь Узбекистана».
Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте