Всеобщая МОБилизация!
11 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

Не удивляйтесь, если толпа людей на улице вдруг начнет надувать мыльные пузыри или в едином порыве нагнется и станет завязывать шнурки

Не спрашивайте, кого ждут люди с загадочными табличками «1ncb@#7». Не смейтесь, если десятки человек на остановке одновременно снимут обувь, переоденутся в домашние тапочки и в таком виде разойдутся по своим делам. Мир не сошел с ума. Просто вы, сами того не подозревая, стали свидетелями новой игры, которой увлекается молодежь. Имя ей – флэшмоб (моб, или ФМ), что можно перевести как «вспышка толпы». Уже несколько лет этой веселой забавой болеет весь мир, и Узбекистан – в том числе.

Абсурд!
Происхождение флешмоба окутано тайнами и легендами. Самая распространенная гласит, что однажды в нью-йоркский магазин вошли 150 человек и все как один стали требовать «коврик для любви за десять тысяч долларов». Это и была первая акция мобберов. Хотя сами они предпочитают название «смартмоб», или «умная толпа».

Итак, ФМ – это интернет-технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-либо действие. Если один человек на улице наденет очки с розовыми стеклами, это мало кого заинтересует. А если это одновременно сделают 50-100 сограждан, которые к тому же не разговаривают друг с другом и просто идут по своим делам? У окружающих возникает эффект грандиозного совпадения. В этом и заключается идея моба – совершать самые обычные, повседневные действия, но синхронно, в одно время и в одном месте. Зачем? А просто так!

Со страха сгрызла десять чупа-чупсов!
В Узбекистане флэшмоб существует уже больше трех лет. Основное место его прописки – Ташкент. Началось все с небольшой акции «Мобильный хаос», которая прошла на «Бродвее». Выглядело это примерно так: несколько человек достали сотовые телефоны, приложили их к уху… и замерли. Через три минуты «мобиломаны» растворились в толпе.

Ташкентские мобберы тусуются на сайте www.uzmob.com, где обсуждают идеи предстоящих акций, делятся впечатлениями от проведенных и вообще болтают «за жизнь». Хотя в идеале мобберы не должны быть знакомы друг с другом, они давно уже подружились и сплотились в группу единомышленников.

– О ФМ я узнала из глянцевых журналов и была очень удивлена: до чего только народ не додумается! – делится воспоминаниями девушка под ником Freken Snork. – Потом случайно нашла на одном из форумов ссылку на этот сайт. Участвовать в мобе сначала не хотела, боялась выглядеть глупо. Но потом все-таки решилась. Первым моим опытом стала акция «Дерево желаний». Мобберы один за другим подходили к дереву, торжественно привязывали к веткам красные ленточки и делали вид, что загадывают желание. Я пока ждала начала акции, со страха сгрызла десять чупа-чупсов! Но потом привыкла и втянулась.

– А я впервые слово «флэшмоб» услышал в программе «Намедни» Парфенова: там был на эту тему небольшой сюжет, – присоединяется к онлайн-диалогу Alex Madsen. – В ташкентском мобе участвую с самой первой акции. Позже пришла идея все происходящее фотографировать и снимать на видео, материалы выкладываем на сайте. Съемка ведется скрытно. Окружающие не должны догадаться, что все заранее спланировано.

По правилам флэшмоба, участникам акций категорически запрещается употреблять это слово. На случай, если любопытствующие граждане начнут задавать вопросы типа «Что вы делаете?», в сценарии прописываются варианты возможных ответов. На прямой вопрос: «Это флэшмоб?» – надо отвечать недоуменной улыбкой: «Вы о чем?». Также во время акций запрещается смеяться, демонстрировать свое знакомство с другими мобберами. Не допускаются нарушения общественного порядка или иные противоправные действия, но при себе лучше иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Мало ли что…

Где можно столкнуться со «вспышкой толпы»? Конечно, там, где много людей! Ташкентские мобберы особенно любят Фрунзенский торговый центр, остановки около Алайского базара, «Бродвей», «Дружбу народов». Часто после акций молодежь собирается на «афтерпати» – веселые посиделки в кафе. Тут уж можно всласть наговориться, поделиться впечатлениями и обсудить планы на будущее.

Почем хухры-мухры?
Уникальность флэшмоба еще и в том, что предложить свою идею может любой человек. На сайте проходит голосование, и лучший сценарий получает «зеленый свет». Единственное условие – ограниченность акции по времени (три-пять минут) и включение в нее простых действий, не требующих предварительной подготовки и репетиций. Для примера – несколько сценариев, разыгранных ташкентскими мобберами.

…Молодые люди, вооружившись ведерками с H2O и кисточками, рисуют на земле замысловатые фигуры. Водой! На вопросы: «Зачем рисуете?» – отвечают: «Нравится!». «А почему водой?» – «Здесь краской нельзя!».

…Стоит человек с табличкой «Газли сув». Перед ним постепенно выстраивается очередь с кружками. Вдруг кто-то произносит: «Вода кончилась!». Эта фраза передается по цепочке, и, огорченно вздохнув, народ расходится.

…На «Бродвее» появляется парень с ноутбуком. Он останавливается, открывает его и начинает работать. Один за другим мобберы достают клавиатуры, присоединяют их к разным предметам и тоже начинают стучать по клавишам. На расспросы отмалчиваются или объясняют, что работают в Интернете.

…Около входа в «Ташкентленд» идет бойкая торговля. Перед продавцом лежат куски пластилина с воткнутыми в него спичками. «Кому хухры-мухры? Свежие! Всего сто сумов штучка!». «Ух ты, а на Чорсу по двести! – радуются собравшиеся. – Дайте один, пожалуйста…» Торговля продолжается минут десять, а потом так же неожиданно прекращается.

Помимо собственных акций, ташкентские мобберы участвуют в «мобфесте» – всемирном фестивале, который каждый год проходит в одном из крупных городов СНГ. Он задуман как мероприятие, которое объединяет, поддерживает единомышленников из разных стран. Например, в прошлом году мобфест под девизом «Фестиваль подледной рыбалки» состоялся в Днепропетровске (Украина). В Ташкенте прошел марафон акций, который в тот день разыгрывали мобберы из других стран. Так рождается глобальная «вспышка толпы», объединяющая людей в стремлении «исказить» реальность, добавить адреналина и драйва в привычное течение жизни.

«Городские пчелы»
В ноябре 2007 года флэшмоб в Узбекистане шагнул на качественно новый уровень. Тогда в Ташкенте прошла первая игра CityBee – «Городская пчела». Народу она настолько понравилась, что проводить ее стали регулярно.

Итак, что такое CityBee? Как уже было сказано, это игра. Но игра непростая. Происходит все примерно так. Утром около ГАБТ имени Навои собираются все желающие принять участие в CityBee. Они делятся на команды, каждая из которых получает диск с зашифрованными архивами, коды к которым нужно найти самостоятельно.

Задания в CityBee – не просто сложные, а очень сложные. Нужные сведения могут быть зашифрованы в рекламных баннерах, в названиях кинофильмов, в рисунках, нанесенных маркером на стену жилого дома, или даже в штрих-кодах определенных товаров. Отгадывание всех этих загадок занимает уйму времени, поэтому игра затягивается до глубокого вечера. Побеждает та команда, которая первой вернется к организаторам и сообщит финальный «пароль». После этого все дружно отправляются на afterparty и делятся полученными впечатлениями.

В Ташкенте уже прошли четыре игры CityBee. Сообщения о них публикуются на www.uzmob.com и блогах Узнета. Все желающие, welcome!

Автор: Калинина Елена Юрьевна, редакция газеты «Молодежь Узбекистана».
Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте