ИКТ и образование. Что такое “два в одном”?
12 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Ильдар Мударисов.

Разработанная и внедренная в Ташкентском профессиональном колледже информационных технологий (ТПКИТ) компьютерная программа «Два в одном» позволила не только символически увеличить число компьютеров в этом учебном заведении в два раза, но и реально обеспечить каждого учащегося персональным рабочим местом при проведении учебной практики.

Идея новой компьютерной технологии принадлежит заместителю директора колледжа Улугбеку Рахмонову. И ее история уже обросла легендами. По одной из них все происходило приблизительно так же, как и в случае с законом всемирного тяготения. Только на этот раз вместо яблока был.. пакетик «МасСоffеe» с броской рекламной надписью «3 в 1». Преподаватели смаковали кофе и иронизировали над рекламой, утверждая, что если количество сахара и впрямь немного увеличилось, то вот про кофе этого не скажешь: оно как и было, так и есть — «1 в 1»!

Улугбек в этот момент задумчиво смотрел на ряд ПК в компьютерной лаборатории — 13 мониторов, 13 процессоров, 13 клавиатур и 13 «мышек». «Посадить перед каждым экраном по два человека — вот тебе и «2 в 1» , — сказал в шутку Рахмонов. А потом всерьез задумался. Мысли при этом работали приблизительно в таком направлении — экран монитора, конечно, нужен каждому учащемуся, как, впрочем, и мышка, и клавиатура. А вот процессор? При этом вспомнилось программное обеспечение, с которым он познакомился на одной из столичных выставок, когда к одному процессорному блоку были подключены два монитора одновременно.

Вот так по «легенде» родилась идея, затем воплощенная в новой компьютерной технологии «Два в одном», при которой создается два персональных рабочих места (при использовании одного процессора), позволяющих каждому учащемуся (из двух) самостоятельно и независимо от партнера трудиться со своей программой.
— Преимущества новой технологии очевидны, — объясняет мне Улугбек Рахмонов. — Если средняя цена компьютера в сборе — 650-700 тысяч сумов, то покупая монитор с клавиатурой за 200 тысяч, мы экономим немалые деньги, что очень важно для учебного заведения.

Успешно применив и освоив новинку, благодаря которой число комьютеров символически увеличилось вдвое, в колледже на этом не успокоились. Здесь вскоре была разработана еще одна новая технология, аналогичная предыдущей — «Четыре в одном», а затем еще и «Шесть в одном». Однако для эффективного функционирования таких программ необходимы суперсовременные мощные процессоры, которые отсутствуют и в данном учебном заведении, да и вообще их крайне мало в Ташкенте.

При этом важно отметить, что оснащенность компьютерной техникой в этом колледже — одна из самых высоких среди средних специальных профессиональных учебных заведений нашей страны. На 3180 учащихся здесь приходится 160 персональных компьютеров. Учитывая, что занятия проходят в две смены, получается один ПК на десять учеников (!). Столь высокая компьютерная оснащенность объясняется участием ТПКИТ в качестве пилотного колледжа в интереснейшем узбекско-немецком проекте «Содействие развитию профессионального образования в сфере ИКТ», благодаря чему сюда было поставлено 78 ПК и оборудование для пяти компьютерных лабораторий. Кроме того, все преподаватели колледжа, участвующие в данном проекте, получили ноутбуки. Тем не менее руководство данного учебного заведения на этом не успокоилось.
— Мы поставили задачу довести в ближайшее время оснащенность колледжа самыми современными ПК до уровня лучших средних учебных заведений развитых стран мира, то есть, чтобы на один компьютер в среднем приходилось менее пяти учеников, — говорит директор ТПКИТ Агриппина Шин. — Для достижения этой цели рассчитываем на помощь из самых разных источников, в том числе и спонсоров.

Кроме того, предприимчивая и энергичная руководительница пообещала, что все без исключения преподаватели, даже те, кто ведет непрофилирующие дисциплины, также будут иметь в своем распоряжении современный ПК. Учитывая, что информационно-ресурсный центр колледжа имеет электронные версии нескольких десятков учебников и учебно-методических пособий, дальнейшая его компьютеризация позволит значительно усовершенствовать учебный процесс.

Но и сейчас, задолго до сплошной компьютеризации, использование новых технологий типа «Два в одном», позволяют улучшить эффективность как теоретических занятий, так и производственную практику и готовить специалистов высокого уровня. Например, более 80 процентов выпускников прошлого года, вовлеченных в вышеназванный узбекско-немецкий проект, устроились на работу по приобретенной специальности. Остальные поступили в вузы, часть ребят служит в армии, и практически нет ни одного, кто трудится не по специальности, которую приобрели в этом колледже.

Автор: Мударисов Ильдар Фаридович, обозреватель газеты «Народное слово»

Информация о конкурсе Версия для печати

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте