Творим добро… с ИКТ!
12 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

«Социально уязвимые слои населения» – эта официальная формулировка часто появляется в СМИ. Воспитанники детских домов, люди с ограниченными возможностями, пенсионеры… Сколько их – людей, нуждающихся в помощи и поддержке! Развитие ИКТ открыло новую страницу в истории благотворительности, осуществлении социально значимых проектов. В этой статье мы расскажем о нескольких инициативах, осуществляемых в Узбекистане с помощью ИКТ.

Милосердие в “Паутине”
Морозным декабрьским утром 2006 года к дому “Мехрибонлик” №24 подъехала машина, доверху груженая подарками. Сладости, фрукты, игрушки – все это предназначалось детворе, которая высыпала на улицу встречать гостей. Заранее прибывший “десант” уже показывал малышам мультики, в то время как у ребят постарше проходил праздничный концерт с выступлениями, танцами, песнями. Потом состоялось посещение кинотеатра Premier Hall, где шло замечательное представление “Морозко”. Поездка прошла на “ура”, и дети, немного утомленные, но довольные, отправились в обратный путь…

Так прошла первая благотворительная акция, организованная участниками форума Afisha.Uz. Информация о готовящемся событии была размещена в Интернете, на нее откликнулось много неравнодушных людей. С тех пор подобные акции стали проводиться в Узнете регулярно, собирая все большее количество участников.

Идейный вдохновитель многих социальных проектов – активная “узнетчица” Камола Наво. Многие интернет-пользователи отзываются на ее призыв собрать для ребят из домов милосердия одежду, игрушки, купить сладости. Благодаря поддержке друзей и единомышленников также удалось организовать благотворительные концерты, в которых приняли участие звезды узбекской эстрады.

«Поможем детям Ташкента!» – кнопочка с таким призывом на протяжении нескольких месяцев красовалась на сайтах Узнета. Она призывала всех желающих принять участие в благотворительной акции, посвященной 1 декабря – Международному дню инвалидов. На собранные средства организаторы устроили праздник для ребят из художественного центра детей-инвалидов Sanvikt.

«Поделись своей добротой» – еще один благотворительный проект, информация о котором выложена в блоге Камолы Наво – стартовал 21 апреля этого года. Цель – помочь детям, находящимся на лечении в городской онкологической больнице. Все желающие могут внести посильный вклад в обустройство детской библиотеки и игровой комнаты для малышей: принести книги, карандаши, альбомы, краски, бумагу. Акция продлится до 21 мая и завершится праздничным концертом.

Эти примеры доказывают: Интернет помогает соединить тех, кто нуждается в помощи, и тех, кто способен ее оказать. В Узнете социально ориентированные проекты набирают обороты, и это не может не радовать. Пока это отдельные акции, но вполне возможно, что скоро они перерастут в целое интернет-движение. В России, например, это уже произошло. С 2002 года здесь работает группа Helpchildren.ru, которая шефствует над детскими домами. Существует интернет-сообщество Otkazniki.ru, помогающее детям-сиротам, живущим в больницах. Есть и другие организации, действующие через Интернет: благотворительный фонд “Созидание”, программа частных пожертвований “Им нужна ваша помощь”, “Помоги.орг” и другие.

Не так давно в Узнете появился сайт www.Deti.uz, посвященный «проблемам детей из детских домов и их решению общими усилиями». Создатели ресурса сообщают, что здесь будут собраны сведения о детских домах, размещаться информация о том, в чем именно они нуждаются и какая помощь им необходима. Пока информации на сайте немного, поэтому приветствуется участие всех заинтересованных лиц в создании контента.

Net ничего лучше!
С помощью Интернета можно не только проводить социальные акции, но и помогать людям с ограниченными возможностями. В Узбекистане осуществляется несколько таких проектов. Один из них – интернет-школа для детей-инвалидов, действующая в Бухаре.

– Наш проект позволяет получить среднее образование тем ребятам, которые не могут посещать обычную школу по состоянию здоровья, – говорит директор Центра образовательной и ресурсной сети iEARN города Бухары Анатолий Кочнев. – Система дистанционного обучения разработана нашим центром и Бухарским областным отделением ОДМ “Камолот”. Также сотрудничаем с Бухарским гороно, совместно с ним проводился отбор педагогов.

Первых учеников интернет-школа приняла летом 2006 года. Их было двенадцать – мальчиков и девочек, чьи родители согласились на участие в виртуальном “эксперименте”. Ребята получили компьютеры и бесплатный доступ к Интернету. Перед началом учебы школьники и их родители прошли трехмесячные ознакомительные курсы, после которых общение с “умными машинами” стало простым и понятным.

Юлия Антипова: “Благодаря интернет-школе я научилась работать на компьютере. Переписываюсь с подругами, общаюсь по Yahoo Messenger с учителями. Хочу лучше разбираться в технике, чтобы в дальнейшем это стало моей профессией!”.

В интернет-школе ребята изучают русский и английский языки, обществознание (историю, право, культуру и искусство Узбекистана, народов мира). Обучение проходит в форме электронных уроков, которые размещаются на сайте проекта www.school.iearn.uz. Ученик заходит на ресурс под своим логином (именем) и получает доступ к нужной информации. Отвечать на вопросы и выполнять задания ребенок может в любое удобное для него время. Но есть определенные сроки, в которые надо уложиться. Ответы отправляются по электронной почте и оцениваются педагогами.

– К ученикам у нас индивидуальный подход, учитываем знания и способности каждого, – говорит консультант по английскому языку Малика Нарзуллаева. – Сначала практически никто из детей не знал английского языка. Мы составили индивидуальные планы занятий, и постепенно результат стал улучшаться.

Хочу отметить, что наш проект не является основным источником образования для детей, это дополнительное обучение. С такими мальчиками и девочками на дому должны заниматься школьные учителя. В первые годы обучения это легко, так как один педагог преподает разные предметы. Со временем их становится больше, и не все учителя могут справляться с дополнительной нагрузкой. Поэтому многие дети-“надомники” плохо знают физику, иностранные языки, историю, географию. Наш проект позволяет заполнить пробелы. Но самая главная задача – помочь ребятам найти себя в обществе, овладеть профессией.

Дильшод Акрамов: “Планирую стать программистом или мастером по починке техники. Знаю, что для этого необходимо много читать, хорошо учиться. В интернет-школе, помимо тех предметов, которые уже проходим, хотелось бы изучать математику, технические дисциплины”.

Шахло Собирова: “С детства интересуюсь иностранными языками. Сначала хотела стать гидом, но родители сочли эту профессию неподходящей для девушки. Поэтому решила поступить в университет, стать учителем английского языка. Занятия в интернет-школе помогут достичь поставленной цели”.

Когда слова не нужны
Еще один проект, помогающий людям с ограниченными возможностями, – это компьютерные курсы для глухих и слабослышащих людей, действующие в Узбекско-японском центре развития людских ресурсов.

Эти курсы были организованы в январе 2005 года в сотрудничестве с Республиканским обществом глухих и кафедрой информатики Ташкентского государственного педагогического университета. Основная цель – предоставить людям с различными нарушениями слуха возможность изучить компьютерную грамотность, программное обеспечение, графические редакторы, а также основы веб-дизайна и компьютерных сетей. Создатели курсов ставят перед собой задачу не просто познакомить людей с компьютером, но помочь им в дальнейшем устроиться на работу, получить новую профессию.

В Узбекско-японском центре преподаются компьютерные курсы четырех уровней сложности – для начинающих (изучение MS Office, основ Интернета и электронной почты) и более продвинутых пользователей (веб-дизайн, Corel Draw, компьютерные сети, Macromedia Flash). Продолжительность каждого курса – три месяца, занятия проводятся бесплатно. Во время обучения используется специальная демонстрационная система, которая позволяет студентам и преподавателям общаться между собой. Педагог не читает лекцию в устной форме, а пишет ее содержание и дополняет демонстрацией на своем компьютере. Учащиеся могут наблюдать за действиями наставника с помощью дополнительных мониторов, установленных около каждой машины. Это значительно повышает эффективность работы.

Учебная программа постоянно совершенствуется, в нее добавляются новые элементы. Наряду с опытными преподавателями и сурдопереводчиками, занятия проводят сами выпускники компьютерных курсов.

В ходе обучения преподаватели стараются сориентировать студентов на практическое применение приобретенных навыков: например, создание визиток, календарей, буклетов.

Помимо утренних и дневных, в центре проводятся и вечерние курсы. Они организованы для того, чтобы удовлетворить высокий спрос на компьютерное образование, существующий среди работающих людей с нарушениями слуха.

Более подробная информация о курсах, их расписание – на сайте www.ujc.uz.

Поверь в себя!
Проект под таким названием был реализован в Узбекистане в 2006 году. Но этот опыт представляется таким интересным, что имеет смысл рассказать о нем подробнее. А вдруг эта инициатива получит продолжение?..

Проект преследовал цель помочь женщинам с ограниченными возможностями найти свое место в обществе путем приобретения знаний в сфере использования компьютера и Интернета. Инициаторами проекта выступили Комитет женщин Узбекистана, ПРООН, агентство «Узархив».

С августа по декабрь 2006 года женщины с ограниченными возможностями учились работать с документами и электронными таблицами, осваивали графические программы, возможности Интернета. Занятия проводили участницы проекта «Девушки века информации» – школьницы в возрасте от 12 до 16 лет.
Вот что рассказывает консультант проекта «Поверь в себя» Марина Панкратова (г. Наманган):

– Я принимала участие в проекте «Девушки века информации» и, когда нам предложили обучать женщин с ограниченными возможностями, с радостью согласилась. Изначально понимала, что передо мной стоит непростая задача, ведь даже обычного человека достаточно сложно чему-либо обучить. Но все-таки решила попробовать…

Моей ученицей была Гульмира Исхакова – очень жизнерадостный и любознательный человек. Она изучала корейский язык, занималась маркетингом и хотела научиться работать на компьютере. Новую информацию Гульмира-апа усваивала с легкостью, задавала много вопросов. Особенно она обрадовалась, когда мы ей создали электронный ящик и она смогла переписываться со своими родственниками…

Участие в проекте дало мне многое: я получила опыт преподавательской деятельности, к тому же познакомилась с замечательным человеком. С Гульмирой-апой общаюсь до сих пор. Я научила ее компьютерной грамотности, а она меня – жизненной мудрости, стойкости, умению добиваться поставленной цели.

Проект помог и Ларисе Шайхутдиновой из Термеза. Женщина, с детства страдающая церебральным параличом, дает частные уроки для учеников начальных классов. Научившись работать на компьютере, Лариса получила возможность искать в Интернете учебные материалы и сразу же приступила к разработке собственных методических пособий. За активное участие в проекте Лариса получила от организаторов подарок – компьютер.

Интернет – бесплатно
С апреля 2008 года Узбекское общество инвалидов (УзОИ) начало реализацию еще одного интересного проекта – предоставление людям с ограниченными возможностями бесплатного доступа к Интернету.

Как сообщается на сайте www.uzoi.uz, в нашей республике насчитывается более 2 миллионов инвалидов. Членами УзОИ являются более 107 тысяч людей с особыми нуждами.

В 2004 году общество разработало и представило на рассмотрение в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан проект по созданию телекоммуникационных центров во всех областных центрах Узбекистана. Цель – организация и предоставление людям с ограниченными физическими возможностями постоянного бесплатного доступа в Интернет по месту их проживания.

В рамках проекта будет создано 13 телекоммуникационных центров в Республике Каракалпакстан, всех областных центрах Узбекистана и городе Ташкенте. Это позволит организовать доступ к сети передачи данных по коммутируемым линиям телефонной сети общего пользования на скорости от 9,6 до 56 Кбит/с.

Благодаря данному проекту люди с ограниченными возможностями получат квалифицированную помощь (включая онлайн-консультации), возможность общения, доступ к многочисленным интернет-услугам, в том числе – заработок через Сеть.

Более подробная информация – на сайте www.uzoi.uz.

Осуществление подобных проектов и акций свидетельствует о том, что ИКТ могут оказать неоценимую помощь во всех сферах жизни. Учебные курсы, благотворительные акции, дистанционное образование – чем больше таких социально значимых инициатив будет в нашей стране, тем лучше!

Автор: Калинина Елена Юрьевна, редакция газеты «Молодежь Узбекистана».
Информация о конкурсе http://infocom.uz/more.php?id=3385_0_1_0_M

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте