Внимание: мобиломания
12 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

В Узбекистане сотовой связью пользуются уже более семи миллионов человек. Но многие ли из нас слышали о таком понятии, как «мобильный этикет»?

…Долгий рабочий день подошел к концу. Желание только одно: поскорее сесть в «родной» автобус и доехать до дома. С трудом протискиваюсь в переполненный салон и попадаю на… дискотеку. Ее устроила юная барышня с мобилой в руках: модные рингтоны, проигрываемые на всю громкость, чуть не свели пассажиров с ума. «Девочка-диско» не обращала внимания на возмущение окружающих и продолжала слушать музыку.

…Театр. На сцене двое влюбленных прощаются навсегда. Но молодого человека в зрительном зале интересуют совсем другие проблемы. Их он, конечно, решает по мобильнику (хотя перед спектаклем звучала просьба их отключить). «Ты чё вчера не приехал? А мне без разницы, что машина сломалась. Чтоб деньги сегодня же завез!». И весь зал узнает о том, что именно он сделает с «провинившимся», если тот его вновь «кинет».

И так – каждый день. На улице, в транспорте, театрах, школах, библиотеках, музеях. Мы постоянно становимся жертвами телефонного хамства и даже не представляем, что может быть по-другому. А ведь может.

Крикну, а в ответ – электрошок
Использование мобильников в общественных местах – проблема, без преувеличения, общемировая. В каждой стране с ней пытаются бороться по-своему. В Италии в знаменитом оперном театре «Ла Скала» зрители должны сдавать телефоны на хранение. Во Франции принят закон, позволяющий владельцам театров и музеев устанавливать оборудование, заглушающее сигнал мобильников. Сотовые компании выступают против «глушилок», но и сами не остаются в стороне: выпускают просветительские ролики, комиксы на тему «Ты не должен звонить в храме» и даже вводят должность менеджера по этикету. Кое-кто предлагает и вовсе суровые методы: на рынке появились телефоны, которые… бьют током своих владельцев, когда те начинают кричать или ругаться.

В СНГ первой страной, начавшей активно пропагандировать мобильный этикет, стала Россия. В 2006 году компания «Билайн» провела «Неделю мобильной вежливости», которую поддержали учреждения культуры и искусства. Напоминание выключить «сотку» или перевести ее в беззвучный режим встречали посетителей в театрах, библиотеках, вузах. Была принята «хартия мобильного этикета», в которой прописаны несложные правила пользования телефоном.

В школах и на дорогах
В нашей стране еще не так давно мобильник считался роскошью и был предметом тайной зависти окружающих. Сегодня «трубки» есть даже у первоклассников.

Родители часто покупают сотовый телефон ребенку, чтобы знать, где чадо находится, – говорит преподаватель английского языка Феруза Азимова. – Но что в итоге получается? Во время уроков дети, вместо того чтобы слушать учителя, пишут друг другу смски, перезваниваются, играют в игрушки. Не помогают ни просьбы, ни угрозы отобрать телефон. К тому же наличие современного мобильника для школьника – это возможность завоевать авторитет в классе, привлечь внимание сверстников.

Со школьной скамьи нужно учить детей правильному «обращению» с мобильником: отключать телефоны во время уроков, звонить только на переменах и так далее. Например, в Южной Корее изучение мобильного этикета даже включено в школьную программу. Уроки начинаются с того, что дети складывают телефоны в коробку, дабы сотовая связь не мешала учебному процессу. Подобный опыт пригодился бы и нам…

Мобильный этикет – это не только показатель общей культуры человека. Некоторые правила диктуются из соображений безопасности: например, недопустимость «мобильных» разговоров за рулем автомобиля, в самолетах. Работающая «труба» может стать причиной ДТП или даже авиакатастрофы.

Недаром в Узбекистане с 1 января 2007 года введен запрет на пользование сотовыми телефонами во время управления транспортным средством. Нарушитель может быть оштрафован в размере одной минимальной заработной платы. Если правонарушение совершается повторно в течение года после наложения административного наказания, водитель подвергается штрафу в размере трех минимальных зарплат или же лишается прав на полгода. Это нововведение способствовало сокращению количества дорожно-транспортных происшествий.

Конечно, нельзя весь мобильный этикет свести к системе штрафов и запретов. Поэтому единственное, что остается работникам театров, музеев, библиотек, – это уповать на сознательность граждан, обращаясь с просьбой отключать мобильники и развешивая соответствующие таблички. К сожалению, часто эти призывы остаются неуслышанными…

Даешь новую моду!
Горькая правда такова: несмотря на всеобщую «мобилизацию» населения, культура общения по телефону остается на низком уровне. Можно это как-нибудь изменить? Да. Скажем, создав моду на… мобильную вежливость.

Как? Например, организовав просветительскую программу, в которой примут участие операторы сотовой связи, министерства, учебные и культурно-просветительские учреждения. Чем масштабнее, ярче и креативнее будет эта программа, тем лучше. Можно провести «круглые столы», конкурсы, викторины, посвященные мобильному этикету. Развесить по городу красочные постеры, поставить пьесу на «мобильную» тему, запустить рекламные ролики на радио и телевиденье… Да мало ли что можно придумать, чтобы сделать нашу жизнь легче, приятнее и этичнее. Было бы желание.

Вставка к статье
Некоторые правила мобильного этикета:

1.Отключайте или переводите телефон в бесшумный режим во время встреч и совещаний, находясь в театрах, музеях, больницах, на занятиях и т.д.
2.Не прерывайте разговор на полуслове, чтобы ответить на звонок.
3.При совершении делового звонка поинтересуйтесь, удобно ли вашему собеседнику разговаривать.
4.Поменяйте установки телефона, чтобы кнопки нажимались бесшумно.
5.Не оставляйте мобильник на столе, если включен режим вибрации.
6.Не забывайте забирать телефон с собой, если покидаете рабочее место, или переводите в бесшумный режим.
7.Не разговаривайте громко (у телефона чувствительный микрофон). Если есть возможность, ограничьтесь отправкой sms.
8.Не звоните раньше 8.00 и позже 22.00.
9.Не используйте на звонке громкую, раздражающую музыку, а также фразы, оскорбительные для окружающих.
10.Не стоит держать телефон на видном месте: цеплять на пояс, вешать на шею или выкладывать на стол в ресторане.
11.Фотографируя или снимая видео, спросите при этом разрешения.
12.Помните: кроме мобильного телефона, существуют и другие средства связи!

Автор: Калинина Елена Юрьевна, редакция газеты «Молодежь Узбекистана».
Информация о конкурсе

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте