Состояние и развитие Портала электронного правительства Республики Узбекистан и государственных информационных ресурсов(веб-сайтов)
13 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

В нашей стране уделяется большое внимание развитию и внедрению ИКТ во все сферы экономики, социальной и общественной жизни населения. В этом плане создание и развитие электронного правительства в республике направлено на повышение эффективности деятельности государственных органов власти и управления на основе широкого использования ИКТ, а также поднятие на новый качественный уровень взаимоотношения государства с обществом и бизнес структурами.

С этой целью в республике за последние годы приняты Законы Республики click here Узбекистан «О связи», «О радиочастотном спектре», «О почтовой связи», «О телекоммуникациях», «Об информатизации», «Об электронно-цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции», Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по реорганизации и совершенствованию управления сферой информационных систем», «О мерах по совершенствованию управления в сфере телекоммуникаций», «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», а также более 15 постановлений КМ РУз., которые создали надежное и качественное правовое условие для развития электронного правительства в Республике Узбекистан.

Вместе с тем, несмотря на принятые руководством и правительством республики меры по развитию ИКТ в республике оснащенность органов государственного управления и власти на местах компьютерной техникой составляет 62%. Доля государственных органов имеющих корпоративные сети составляет 59,2%, около 22% рабочих мест в правительственных учреждениях оснащены персональными компьютерами. Практически все правительственные учреждения имеют доступ к сети Интернет, однако при этом число компьютеров, подключенных к сети, равно примерно 13%.

Низким остается доля безбумажного документооборота государственных органов — в межведомственном обороте их доля составляет 7%, а внутри ведомства 30%. Доля работников центральных аппаратов органов государственного управления и государственной власти на местах, владеющих достаточными навыками работы на компьютерах, составляет 68% процентов, а в региональных структурах еще ниже. Средний уровень знаний и навыков владения офисными программами сотрудников государственных ведомств составляет 88%. Около 89% правительственных учреждений имеют собственный web-сайт или web-страницу в сети Интернет.

На сегодняшний день, согласно Постановлениям Кабинета Министров Республики Узбекистана от 20 февраля 2006г. № 27 «Об утверждении перечня государственных информационных ресурсов, а также государственных органов, ответственных за их формирование, использование и поддержку» и от 16 февраля 2007г. № 34 «О внесении изменений и дополнений в перечень государственных информационных ресурсов, а также государственных органов, ответственных за их формирование, использование и поддержку» в реестре государственных информационных ресурсов и систем существует 57 ГИР, из этих 54 (95%) ГИР зарегистрированы. По 3 (5%) ГИР информация не предоставлена. Более того, были зарегистрированы 1 ГИР и 8 ИС органов госвласти, не включенных в список.

Правительственный портал Республики Узбекистан в сети Интернет
В 2003 г. согласно поручению Кабинета Министров Республики Узбекистан Центром UZINFOCOM был разработан и размещен в сети Интернет Правительственный портал Республики Узбекистан – www.gov.uz

За истекший период Портал постоянно расширялся и пополнялся новыми ресурсами, были осуществлены работы по совершенствованию функциональных возможностей Портала, предоставления удобного для пользователей интерфейса, размещения актуальной и оперативной информации по деятельности органов государственной власти и управления.

В результате создания Портала в него были интегрированы информационные ресурсы органов государственной власти и управления – 61 орган, что позволило предоставлять услуги «в одно окно», т.е. всю необходимую информацию о республике можно получить через один официальный информационный источник.

В настоящее время Портал предоставляет информацию населению республики, бизнес сообществу, иностранным гражданам и госорганам о Президенте Республики Узбекистан, о законодательной, исполнительной и судебной власти республики, о деятельности органов государственной власти и управления. На портале ежедневно размещаются новости и события, происходящие как в Узбекистане, так и во всем мире, освещаются проводимые правительством республики реформы в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.

pic
Рис.1. Главная страница Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет

В связи с принятием постановления Кабинета Министров РУз. № 181 от 23 августа 2007г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий» государственные интерактивные услуги можно будет получить через Правительственный портал, что, безусловно, будет способствовать еще большему развитию Правительственного портала, углублению и расширению взаимодействия между государством и обществом.

В рейтинге посещаемости по версии каталога Национальной информационно-поисковой системы (НИПС) – www.uz Портал занимает 6 место.

Для реализации Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2007г. № 259 «О мерах по дальнейшему развитию Правительственного портала республики Узбекистан в сети Интернет» при Центре UZINFOCOM создана Группа информационного обеспечения и развития Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет. В настоящее время Группа осуществляет работу по развитию и совершенствованию нормативно-правой базы, обновлению структура Правительственного портала, взаимодействию с информационными службами организаций, мониторингу и проведению экспертизы информационных ресрурсов органов государственной власти и управления.на соотвтетсиве требованиям действиующего законодательства

В настоящее время с целью развития и совершенствования Портала готовиться новое правительственное решение в результате, которого структура портала будет максимально приближен к концепции G2C (государство-гражданам). В него будут включены более 40 разделов по различным направлениям социально-экономической и общественно-политической жизни населения, науки, образования, культуры и спорта. В дальнейшем по мере создания и развития, информационные ресурсы в органах государственной власти и управления будут интегрированы и объединены в единую информационную систему, которая в законченном виде будет представлять «электронное правительство».

На данный момент начаты работы по организации и созданию межведомственных и внутриведомственных единых информационных систем, которые впоследующем будут интегрированы и объединены в единое «электроннное правительство».

Анализ веб-сайтов органов государственного управления и власти
В целях развития и внедрения ИКТ в органах государственной власти и управления специальным решением правительства – Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 2005г. № 256 «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации» был придан официальный статус веб-сайтам как информационным ресурсам государственных органов.

Проведенный анализ состояния интернет-сайтов органов государственного управления и власти показывает, что интернет-инфраструктура госорганов приобрела в целом характер самостоятельного направления информационного обеспечения деятельности госорганов.

Интернет-сайты приобретают необходимую степень функциональности и устойчивости в работе, значительно улучшился дизайн, информационное содержание официальных интернет-сайтов госорганов позволяет формировать у населения целостное и объективное представление о Правительстве Республике Узбекистан и его повседневной деятельности.

Среди наиболее успешных проектов по использованию интернет-технологий следует отметить интернет-сайты Минздрава РУз. (www.mzr.gov.uz), Госкомприроды РУз.(www.uznature.uz) и Госкомимущества РУз. (www.gki.uz).

На сегодняшний день Центром осуществляется мониторинг доступности сайтов 61 органа государственной власти и управления: 14-министертств, 8-агентств, 2-комитеты, 7-центров, 14-Хокимиятов. На сегодняшний день из них 58 имеют свои веб-сайты, 3 ведомства — Министерство обороны, Агентство «Драгмет» и «Госкомрезерв» при КМ РУз. до сих пор не имеют сайтов в сети Интернет.

Средняя доступность органов государственной власти и управления за 2007г. представлена на следующей диаграмме (рис.2).

pic
Рис. 2. Средняя доступность сайтов органов государственной власти
и управления за 2007г. (%)

На 23 апреля 2008г. были недоступны сайты «Узкоммунхизмат», Центра ССПО, «Узгосхлебинспкции», Самаркандского и Хорезмского хокимиятов.

Средняя доступность сайтов по типам организаций за 1 квартал 2008г. показана на рис.3. За отчетный период наибольшая доступность отмечается у сайтов Госкомитетов – 94,1%, далее Центры – 90,1% и Министерства- 86,4%. Наиболее худший показатель по доступности отмечается у сайтах Хокимиятов – 60,4% и Комитеты (40,3%).

pic
Рис.3. Средняя доступность сайтов по типам госорганов за 1 кв.2008г.

Средняя доступность за 1 квартал 2008г. по всем типам организаций составила 91,1%

Центром проведен анализ наиболее и наименее доступных сайтов госорганов за 2006-2008гг. (табл.1.). Из таблицы видно, что наиболее доступными сайтами являются сайты УзАСИ, ГЦТ, Центр «Сифат», Хокимията Сурхандарьинской области, а наименее доступными являются сайты Хокимиятов Хорезмской, Ферганской, Кашкадарьинкой областей, Совета Министров РК (всего 8 сайтов органов государственной власти на местах). Таблица 1.

Наиболее доступные и наименее доступные сайты госорганов за 2006-2008г.

pic

На основе результатов мониторинга доступности сайтов органов государственной власти на местах с августа месяца 2006г. по апрель 2008г. можно сказать, наиболее недоступным являются сайты Хорезмского, Ферганского, Самаркандского, Кашкадарьинского хокимиятов и Совета Министров Республики Каракалпакстан (более 300 дней). Вместе с тем, следует отметить, что лишь сайт Хокимията Сурхандарьинской области был доступен за весь период наблюдений (рис. 3).

pic
Рис.3. Доступность сайтов органов государственной власти на местах за август 2006г – апрель 2008г. (в днях)

Результаты мониторинга частоты обновляемости сайтов (размещение новостей, сообщений и др.) за 1 квартал 2008г. показали, что более половина министерств (57%), 36% комитетов, 21% хокимиятов и 12% агентств обновляют сайты чаще 1 раза в неделю (рис.4). Вместе с тем 50% Центров, 43% инспекций, 38% агентств и инспекций, 28% комитетов и 14% министерств вообще не обновляли сайтов за истекший период.

В целом почти у 33% органов государственной власти и управления отсутствует режим еженедельного обновления информации о текущей деятельности ведомства (события в отрасли, сфере ведения), у 41% госорганов сайты обновляются менее 1 раза в неделю и только у 27% госорганов сайты обновляются более 1 раза в неделю.

pic
Рис.4. Регулярность обновления сайтов госорганов по типам организаций (% за неделю)

Результаты мониторинга регистрации сайтов в доменной зоне UZ показали, что все сайты органов государственной власти и управления зарегистрированы в доменной зоне UZ.

Протоколом № 15 от 07 июня 2006 года было закреплено Решение Координационного совета по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий об обязательной установке органами государственной власти и управления на своих официальных сайтах в сети Интернет счетчика посещаемости Национальной информационно – поисковой системы WWW.UZ.

Одной из основных задач развития информационных ресурсов госорганов является приведение их в соответствие с требованиями к официальному сайту и к содержанию официального сайта согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 ноября 2005г. № 256 «О совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере информатизации». Однако как показывают результаты экспертизы сайтов, поставленные данным правительственным решением задачи, решены не в полной мере.

Так, за 2006-2008 г. Центром UZINFOCOM была проведена экспертиза 22 сайтов органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах на соответствие требованиям действующего законодательства.. По результатам экспертизы сайтов можно сказать, что 3 сайта не соответствуют, 5 сайта частично соответствуют, 11 сайта соответствуют и 3 сайта -УзАСИ, Минзрава и ГКИ полностью соответствуют требованиям действующего законодательства (рис.5).

pic
Рис. 5. Результаты экспертизы сайтов госорганов на соответствии требованиям действующего законодательства

Результаты мониторинга размещения сайтов в Узбекистане на 1 апреля 2008 г. показали, что сайты Хокимията г.Ташкента, Комитета по делам религии, Министерства народного образования размещены на зарубежных серверах

На 20 сайтах госорганов из 61 счетчик посещаемости НИПС www.uz не установлен.

Анализ информационного наполнения сайтов органов государственной власти и управления показывает, что у 86,9% сайтов госорганов представлена информация о деятельности, языковая поддержка, структура ведомства и общая информация даны в 67,2% сайтов, а сведения об интерактивных услугах и нормативно-правовых документах даны в 60,7%, и сведения о вакансиях, конкурсах, торгах даны лишь в 13,2% сайтах.

Вместе с тем, сайты отдельных ведомств имеют устаревшую структуру пользовательского интерфейса, затрудняющую оперативный доступ граждан к необходимой информации. Не в полной мере развиты ресурсы, информирующие о порядке работы с гражданами и обращениями граждан в госорганы. Информационные ресурсы по вакантным должностям и государственным закупкам, тендерам, конкурсам представлены крайне редко (рис.6).

pic
Рис.6. Степень присутствия информации на сайтах госорганов

На регулярной основе для размещения информации на Правительственном портале из 61 госоргана предоставляют материалы лишь МВД РУз, Хокимият Сырдарьинской области, Госкомстат, УзАСИ, Минкультуры, ГТК и ГНК, всего 8 органов.

Выводы и решения
На основе анализа и изучения состояния Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет и информационных ресурсов органов государственно власти и управления можно сделать следующие выводы:
1. в настоящее время Портал больше выполняет роль справочника, предоставляет нормативную, справочную и иную информацию о деятельности правительства, а также интерфейсы поддержки начальных сервисов (поисковые, интерактив, запросы). Структура портала достаточно функциональна, и не отражает организационную структуру и модели функционирования правительства (государственного органа). Правительство предстает перед гражданами таким, каким оно себя представляет и каким они хотят его видеть.
2. Хотя на Правительственном портале новостной раздел обновляется ежедневно, многие ресурсы, не соответствуют действительности и не отражают реальную ситуацию в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны. К примеру, в разделах Правительственного портала «Население», «Развитие международных связей» размещена информация 4-х летней давности, в разделе «Наука и образование» — 2-х летней давности, а информация в разделе «Экономика» в последний раз обновлялась в начале прошлого года.
3. Сайты Хокимиятов в большей части времени мониторинга (33%) не доступны, 43% из них не обновляются вообще, а 36% обновляются крайне редко (менее 1 раза в неделю), новые назначение, кадровые перестановки, структурные изменения несвоевременно вносятся для размещения на Правительственном портале.
4. Руководство органов местной власти не проявляет необходимой активности и последовательности во внедрении достижений ИКТ в сферы экономики, социальной и общественной жизни области, в информировании общества посредством технологий сети Интернет о своей деятельности, в разъяснении официальной позиции по социально значимым событиям и принимаемым решениям, в формировании открытых государственных информационных ресурсов и развитии системы общественного доступа к ним;
5. Неразвитость правительственной информационной и коммуникационной инфраструктуры, отсутствие в ней необходимых гражданам ресурсов и сервисов затрудняет становление цивилизованных экономических и правовых отношений, повышает степень социальной незащищенности граждан. Отсутствие современной информационной инфраструктуры не способствует формированию положительного образа страны в глазах мирового сообщества, и прежде в всего инвесторов;
6. Недостаточные объемы финансирования и отсутствие необходимой квалификации у ответственных за поддержку соответствующих государственных интернет-ресурсов специалистов приводит к крайне редкому и нерегулярному обновлению материалов, которое в большинстве случаев происходит с опозданием;
7. Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.
8. Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный и недискриминационный доступ к государственным информационным системам.
9. В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота между правительством, органами государственный власти и управления.
10. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан.
11. несогласованное использование ГИР и ИС различных министерств и ведомств, бессистемный учет ресурсов
12. отсутствие государственных стандартов, определяющих единый формат данных и обмена информацией, требований к построению ИС госорганов
13. недостаточное обеспечение информационной безопасности ИС госорганов
14. неразвитая система подготовки и повышения квалификации кадров, научных исследований в данной области
Для решения вышеперечисленных проблем предлагаем:
1. Разработать и провести программу маркетинговых мероприятий, направленную на освещение в СМИ возможностей и преимуществ Правительственного Портала;
2. Ввести в действие механизмы (базовые технологии) предоставления «социальных» сервисов информационного плана, учитывающих существующие ограничения в области информационной безопасности, для всех вариантов взаимодействий (G2B, G2C, G2G, IEE);
3. Разработать и реализовать альтернативные механизмы доступа к Правительственному Порталу:
4. Повысить уровень публикуемых аналитических материалов до уровня официальных документов (что позволит публиковать их на официальной части Портала), расширить набор предоставляемых аналитических услуг;
5. Разработать программу развития архитектуры Портала, предусматривающую использование новых информационно-технологических решений, имеющих необходимые сертификаты (отвечающих требованиям информационной безопасности) и, вместе с тем, обладающих необходимым набором функционала;
6. Разработать программу развития интерактивной функциональности Правительственного Портала;
7. Перейти на новую архитектуру Портала, предусматривающую использование новых информационно-технологических решений, отвечающих требованиям информационной безопасности и, вместе с тем, обладающих необходимым набором функционала;
8. Усовершенствовать нормативно-правовую базу, обеспечивающую легитимность и регламентированность интерактивной работы с ресурсами и сервисами Портала. Ускорить принятие Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О порядке представления и размещения информации на Правительственном портале Республики Узбекистан в сети Интернет».
9. Создание государственных информационных ресурсов на типовой платформе, несомненно, повлияет на информационное наполнение Правительственного Портала, т.к. информационные материалы для тематических рубрик Портала могут быть взяты именно из ведомственных информационных ресурсов.
10. Регулярно (раз за полугодие) проводить модификацию стратегии развития портала – с учетом результатов исследования сегментов рынка и оценок использования портала, а также изменения внутренних факторов функционирования Правительства и собственно портала. На основании изменения стратегических направлений развития портала вносить уточнение на его функциональность и расстановку приоритетов.
11. в целях увеличение эффективности использования ГИР и ИС, необходимо перейти на разработку и внедрение интегрированных ГИР основанной на единой базе стандартов и единого метода сбора, хранение, поиск, обработки и пользования информации;
12. разработать регламент и порядок регулирующиё межведомственное использование ГИР;
13. создать единую инфоструктуру ГИР на основе изучения передового опыты по формированию и использованию ГИР и ИС стран СНГ и зарубежья;
14. дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере ГИР и ИС;
15. усилить работы по подготовке кадров св сфере ГИР и ИС, на реугялрной основе проводит обучающие семинары для повышения квалификации ответственных за ГИР сотрудников госорганов;

Принятие вышеуказанных мер будет содействовать дальнейшему развитию и повышения качества государственных информационных ресурсов (веб-сайтов), улучшению взаимодействия правительства, населения и бизнес структур, предоставлению гражданам и бизнес структурам качественных интерактивных услуг через Правительственный портал – «единую точку доступа» с целью дальнейшего развития электронного правительства в Республике Узбекистан.
Автор: А.С.Назаров, ведущий сотрудник Центра UZINFOCOM

Информация о конкурсе http://infocom.uz/more.php?id=3385_0_1_0_M

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте