Аукцион для домена UZ
14 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Самандар Атоев.

Интернет-сообщество очень быстро сообразило, что доменное имя может стать очень выгодным источником дохода, если правильно организовать его перепродажу – например, путем аукционных торгов.

На сегодня аукцион доменных имен стал очень популярным и выгодным видом бизнеса. Примерами тому могут стать аукцион доменных имен от RU Center (www.auction.nic.ru) и аукцион MyDomain.RU (www.mydomain.ru) в России и Domain Auction House (www.domainauctionhouse.com) в США. Одним из крупнейших и быстро развивающихся аукционов доменных имен в мире является Sedo (www.sedo.com) в Германии. Число доменных имен, представленных на продажу на этом аукционе, достигает 11,5 миллиона. А самым дорогим доменным именем, которое когда-либо продавалось, был Business.com (7 500 000 долларов США, 1999 год), пока этот рекорд не был побит доменными именами Porn.com (9 500 000 долларов США, 2007 год), Sex.com (в пределах 11 000 000 – 14 000 000 долларов США, 2006 год)1. pic Привлекательность аукциона доменных имен «Аттрактивность» продажи доменных имен через аукцион заключается в экономичности механизма перепродажи и относительно легкой прогнозируемости успеха сделки. Экономичность механизма перепродажи обеспечивается тем фактором, что первоначальная (условно назовем ее – «стандартная стоимость») цена доменного имени не очень высокая, и она равна для всех заинтересованных в регистрации доменного имени. А при перепродаже действительная стоимость доменного (условно назовем ее — «действительная стоимость») имени может быть намного выше стандартной стоимости в зависимости от определенных факторов, которые влияют на цену перепродаваемого доменного имени. Цена доменного имени Стоимость доменного имени зависит в первую очередь от следующих основных факторов: Краткость. Краткое доменное имя обычно пользуется большей популярностью, чем длинное, так как оно легче запоминается. Кроме того, краткое доменное имя почти безошибочно пишется на адресной строке браузера, и тем самым снижается риск случаев тайпсквоттинга. Коммерческая полезность. Если доменное имя выражает обобщающее понятие вещей, предметов, товаров и услуг, профессий и т.п., то спрос на него будет выше. Потому что такие доменные имена не требуют много затрат на маркетинг или, иными словами, на «раскрутку». Например, voda.uz обладает больше коммерческой полезностью, чем, например, chistayavoda.uz, gazirovannayavoda.uz т.п. Учитывая эти основные факторы, можно легко определить успешность перепродажи. Однако для правовой безопасности такой сделки следует также учитывать правовой характер доменного имени, что является следующим фактором, влияющим на действительную стоимость доменного имени. Практика и правовая позиция Следует задуматься, насколько привлекателен наш домен UZ, чтобы в нем развивать аукцион доменных имен. На практике уже встречались попытки перепродать доменное имя за более высокую цену, чем его стандартная стоимость. Примером является известный случай с доменным именем avto.uz. Однако это не означает, что домен UZ не очень привлекательный или люди просто не умеют этим заниматься. Кстати, домен UZ достаточно привлекателен и для иностранных пользователей, которые готовы купить доменные имена в домене UZ «пачками». И такая оптовая покупка была бы выгодна для них лишь с одной целью – перепродать эти доменные имена, установив их действительную стоимость. Основной, может, и единственной, причиной того, что такая практика не получила развитие в домене UZ, является в правовой позиции в регулировании домена UZ. Так пункт 5.2.1 Положения «О порядке пользования доменными именами национального сегмента сети Интернет» за № 117 от 2005 года устанавливает, что «запрещается регистрировать домены для перепродажи». Однако следует задуматься: кто же больше всего выигрывает и кто проигрывает от такого положения дел. На первый взгляд, нам может казаться, что запрет на перепродажу, а равно на проведение аукциона доменных имен тормозит развитие домена UZ, приостанавливает его популяризацию, в частности, широкое использование доменных имен национальными пользователями (имеется в виду владелец доменного имени в домене UZ – гражданин Республики Узбекистан, действительно заинтересованный в продвижении своих интернет–проектов в домене UZ). Ведь бизнес, основанный на перепродаже доменных имен через аукцион, мог бы быть очень прибыльным для многих национальных пользователей. pic Однако одно обстоятельство позволяет выступить за защиту положения о запрете перепродажи доменных имен. Снятие запрета перепродажи или разрешение проведения аукциона доменных имен стимулировало бы развитие киберсквоттинга и домен-греббинга, что в большинстве стран признается неправомерным. Кроме того, иностранный пользователь намного опередил бы национального пользователя в массовой регистрации доменных имен для перепродажи их через аукцион. Потому что национальный пользователь все еще не проявляет достаточной активности в использовании доменных имен в домене UZ. Такая неактивность национального пользователя объясняется ее недостаточной финансовой состоятельностью или недостаточного понимания выгоды использования доменных имен. К тому времени, когда национальный пользователь достигнет достаточного уровня финансовых возможностей или созреет до хорошего интернет-проекта, многие «сладкие» или подходящие для его проекта доменные имена окажутся в руках иностранных пользователей. Не следует, конечно, утрировать это предположение, но все же в данном случае возможности иностранного пользователя будут преобладать. Аккумуляция большого количества «сладких» доменных имен в руках иностранного или маленького круга лиц может привести к ущемлению прав других пользователей, а также к утечке финансовых средств из страны. По большому счету, истинным пользователем, выражающим действительный спрос к национальному домену, остается национальный пользователь. То есть национальный пользователь больше всего заинтересован в развитии своего интернет-проекта в домене UZ, чем иностранный пользователь (не все, конечно), который хочет зарабатывать лишь огромные деньги, рассчитывая на поздний «расцвет» домена UZ. Однако такое обстоятельство не должно быть причиной торможения доменного аукциона и, следовательно, развития домена UZ. Ибо правильно организованный аукцион доменных имен может обеспечить достаточную защиту прав и интересов национальных пользователей, а также стабильное развитие домена UZ. Для этого следует разработать и внедрить концепцию национального аукциона домена UZ. Особенности национального аукциона домена UZ (концепция) Концепция национального аукциона домена UZ могла бы основываться на следующих особенностях: Перепродажа разрешается. Для открытия пути к аукциону доменных имен следует в первую очередь разрешить перепродажу доменных имен. Так как доменное имя не может находиться в собственности, под перепродажей имеется в виду передача прав администрирования доменным именем другому лицу. Конечно, возможность перепродажи не исключает также случаи перепродажи с ущемлением прав и законных интересов других лиц. Так, например, это может привести к множественной регистрации доменных имен, выражающих объекты интеллектуальной собственности, имена и фамилии, наименования фирм и компаний других лиц. Кроме того, перепродажа приведет к развитию недобросовестной конкуренции, которая выражается в тайпсквоттинге. Поэтому должны быть четко разграничены случаи, когда запрещается перепродажа доменного имени. К таким можно отнести киберсквоттинг, тайпсквоттинг и домен греббинг. Для адекватного понимания содержания этих понятий следует дать им официальное определение в специальном нормативном акте. Не важно, какое определение дается этим понятиям в Википедии или других источниках, но для домена UZ должны быть применены понятия, установленные в соответствующих нормативных актах. В нашем случае это было бы, например, Положение «О порядке пользования доменными именами национального сегмента сети Интернет». pic Так предлагается принимать следующее определение в качестве официального: Киберсквоттинг — это регистрация или использование доменного имени с нарушением прав третьих лиц в целях получения выгоды либо другого вида преимущества. Тайпсквоттинг – это регистрация доменного имени, схожего по написанию либо звучанию до степени ее смешения с доменным именем, фирменным наименованием, товарным знаком или иным объектом интеллектуальной собственности третьих лиц, направленная на получение выгоды или иного преимущества, основываясь на ошибках пользователей при написании зарегистрированного доменного имени. Домен греббинг — это преднамеренная регистрация одним лицом большого количества доменных имен, выражающих родовые понятия или состоящих из родовых понятий, в целях их перепродажи потенциально заинтересованным лицам за цену значительно выше фактических расходов, потраченных на регистрацию и использование доменного имени, получения преимущества перед потенциальными конкурентами, предотвращения доступа потенциальных конкурентов к рынку товаров и услуг, препятствование предпринимательской деятельности конкурирующих хозяйствующих субъектов. Предлагаемые определения киберсквоттинга и тайпсквоттинга не вызывает больших споров, но определение домен греббинга может не восприниматься большинством интернет-сообщества. Потому что большая часть интернет-сообщества не вкладывает в понятие домен греббинга неправомерный характер, считая его честным видом бизнеса. Именно для предотвращения таких разногласий необходимо установить официальное определение термина домен греббинг в предложенном виде, который придает неправомерный характер к действию домен греббинг. Таким образом, мы можем намного сократить возможность злоупотребления правом на перепродажу доменного имени. Кроме того, сужая круг возможностей перепродажи доменного имени, мы сможем обеспечить соблюдение еще одного принципа, который в данный момент обеспечивается запретом на перепродажу. Принцип равноправного доступа. Домен UZ должен сохранить принцип равноправного доступа пользователей к регистрации и использованию доменных имен. Принцип «кто первый, тот забрал» (first come, first save), который столь удачно применяется в регистрации доменных имен в мировой практике, не должна применяться в ущерб принципа равноправного доступа. Не должно быть допущено, чтобы при существовании равных условий для всех пользователей одни закупали доменные имена по стандартной стоимости только для дальнейшей перепродажи в будущем, когда другие из-за ограниченных финансовых, временных, кадровых, творческих или иных возможностей «не успели» зарегистрировать подходящее доменное имя. Действительная стоимость доменного имени в руках перепродавца не должна служить рычагом, закрывающим другим лицам, действительно заинтересованным (можно сказать, нуждающимся) в данном доменном имени, доступ к регистрации и использованию доменных имен. Но справедливость в данном случае заключается в том, что заслуга перепродавца не равна тому, что он требует за «сладкое» доменное имя. Допустим, что действие перепродавца не попадает под понятия киберсквоттинг, тайпсквоттинг и домен греббинг, которые мы определили выше. То есть при регистрации доменного имени он не нарушал права других лиц и действовал добросовестно. Однако его действия могут иметь лишь некоторые характеристики киберсквоттинга и домен греббинга, в силу чего его сложно подвести под какое-либо понятие. Это регистрация доменного имени исключительно для передачи его определенному третьему лицу, если такое действие вызвано корыстным намерением, направленным на получение выгоды, рассчитанным на потенциальный интерес других лиц или иного потенциально заинтересованного лица. В данном случае не нарушаются никакие права (то есть не совсем киберсквоттинг), а регистрация единичная (то есть не домен греббинг). Но это именно тот случай, который приводит к нарушению принципа равноправного доступа других лиц к регистрации доменных имен. Несправедливой является регистрация доменного имени лишь только в целях перепродажи его другому потенциально заинтересованному лицу за завышенную цену. Справедливой была бы, например, перепродажа уже «раскрученного» доменного имени, а не «свежего». Тогда были бы справедливыми требования перепродавца, так как «раскрученность» домена выражает финансовый, творческий или иной вклад перепродавца. И именно за этот вклад он вправе требовать определенную выплату, которая превышает стандартную стоимость доменного имени. Перепродавать можно, но… Кажется, что практически все случаи перепродажи запрещены. А зачем тогда разговор об аукционе доменных имен? — Несмотря на сужение круга возможностей перепродажи, мы все еще имеем достаточное поле для развития аукциона доменных имен. Согласно предлагаемой концепции, перепродавать доменное имя можно будет (в частности) в следующих случаях: «Вторичный рынок». Доменное имя, которое освобождено по воле его (первого или предыдущего) владельца, может быть перепродано на «вторичном рынке». Первый владелец доменного имени может потерять интерес к доменному имени и добровольно освободить его. В таком случае ему должно быть дозволено продавать свое доменное имя другому заинтересованному лицу за договоренную между сторонами цену. Если владелец доменного имени освобождает его и не захочет заниматься перепродажей, то любое другое заинтересованное лицо должно быть вправе зарегистрировать его и перепродать или выставлять на аукцион. В данном случае одним из дополнительных факторов, определяющим действительную стоимость доменного имени, является «раскрученность» доменного имени. «Креативный домен». Доменное имя может самостоятельно являться результатом творческого мышления, то есть оригинальное сочетание букв и слов, выраженных в доменном имени. Если такое доменное имя не ущемляет права на интеллектуальную собственность других лиц, например, право на товарный знак, название научно-творческих произведений (книг, фильмов, музыки и т.п.) и др., то владельцу такого доменного имени должно быть дозволено перепродавать свое доменное имя как собственный творческий труд, цену которого он вправе устанавливать по своему усмотрению. А в этом случае, кроме всего прочего, уровень творческой оригинальности становится дополнительным фактором, влияющим на действительную стоимость доменного имени. «Домен под ключ». Справедливой была бы также продажа доменного имени вместе с его веб-сайтом или интернет-проектом. Тогда в цену действительной стоимости включаются расходы на создание веб-сайта и иные затраты, направленные на осуществление интернет-проекта. Настоящий перечень не исчерпывает все случаи, когда разрешена перепродажа. Поэтому при определении правомерности перепродажи следует лишь проверить, не относится ли рассматриваемый случай к категории запрещенных. Риск Не исключена возможность злоупотребления правом на перепродажу доменного имени даже в перечисленных случаях. Так, например, сложно определить доменное имя, перепродаваемое на «вторичном рынке» действительно освободилось по воле предыдущего владельца или нет. Домен же может освободиться из-за технических причин, что на практике домена UZ тоже имело место. Также сложно определить, является ли «креативное доменное имя» действительно результатом творческого труда или оно создано простым сложением нескольких букв и слов, или же оно выражает родовое понятие. А «домен под ключ» может быть лишь маскировкой и использован в целях киберсквоттинга, тайпсквоттинга или домен греббинга. А определить это будет очень сложно. Также сложно определить случаи, запрещающие перепродажу. Например, в случае домен греббинга возникает много вопросов: какое количество доменов, зарегистрированных на одного лица, квалифицируется как домен греббинг; как определить действительное намерение или цель перепродавца; кто такое потенциально заинтересованное лицо и т.п. Все эти вопросы являются относительно спорными и в зависимости от необходимости нуждаются в разъяснении или в зависимости от случая – в разрешении. В предлагаемой концепции считается целесообразным, что администратор домена UZ – Центр UZINFOCOM выполняет такую разъяснительно-разрешительную функцию, обеспечивая стабильное развитие домена UZ и пресекая распространение различного рода вредной практики в использовании доменных имен. Даже при установлении всех вышеназванных ограничительных и разрешительных мер нельзя исключить, что иностранные пользователи будут опережать национальных пользователей в регистрации «сладких» доменных имен и перепродавать их национальным пользователям за намного завышенную цену. Это можно предотвратить лишь тем, что право перепродажи дается только национальному пользователю. Кроме того, это также обеспечивает сохранение финансовых средств национальных пользователей внутри страны, гарантирует национальному пользователю получать выгоды от перепродажи доменных имен и тем самым стимулирует национального пользователя активно участвовать в развитие домена UZ. Национальный аукцион Для того, чтобы перелагаемая в этой концепции схема национального аукциона доменных имен рационально работала, необходимо создать единую платформу аукциона доменных имен, которая управляется администратором домена UZ. Это обеспечивает эффективный контроль над соблюдением установленных правил регистрации и использования доменных имен в домене UZ. А средства, полученные в качестве комиссионных от успешных сделок на аукционе или иных выплат, направляются, кроме поддержки самого аукциона, также на поддержку и стимулирование развития домена UZ. А более того, такая схема не допускает возникновения хаоса и бесконтрольности в перепродаже доменных имен, обеспечивая рациональное использование ресурсов (запасы доменных имен) домена UZ. Настоящий пример поможет понять некоторые мысли, выраженные в концепции: pic 1Дополнительную информацию о самых дорогих доменных именах можно читать в статьях «Самые дорогие домены 2007 года», Авторы: Сергей и Марина Бондаренко, Источник: http://www.astera.ru/news/?id=53870; Most Expensive Domain Name, Источник: http://most-expensive.net/domain-name; Most Expensive Domain Names Ever — June 1, 2007, Источник: http://www.justsearching.co.uk/JustBlog/most-expensive-domain-names-ever.html Автор: Самандар Атоев, специалист по праву информационных технологий. Преподаватель Международного Вестминстерского Университета в Ташкенте. Предмет: Интернет-право (Право ИКТ) Информация о конкурсе http://infocom.uz/more.php?id=3385_0_1_0_M

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте