Экологические ресурсы в УзНете. Узкая тематика, не помеха популярности?

В современном обществе, подвергающемся различным неблагоприятным влияниям, накопилось большое количество проблем, связанных с состоянием окружающей среды. Эти проблемы требуют скорейшего решения. Общество должно знать о них, знать, какую угрозу их здоровью и благополучию представляют те или иные факторы воздействия на окружающую среду, о том, кто принимает экологически важные решения, какие конкретные действия предпринимаются (или должны быть предприняты) для решения таких проблем

И главное, какой вклад может внести каждый человек в изменение экологической ситуации к лучшему не только на локальном, но и на глобальном уровне. Именно средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан. От СМИ во многом зависит то, как общество будет относиться к окружающей среде, зависит уровень экологической культуры в данном регионе. Они выполняют не только сугубо информационные, но и образовательные, и просветительские функции. От профессионализма журналистов, от их экологической грамотности, от качества подачи экологически значимой информации в СМИ разного уровня зависит сегодня экологическая культура общества в целом.

Как специализация, экологическая журналистика оформилась сравнительно недавно, за последние 20-30 лет. В Республике Узбекистан появились специализированные издания и программы, посвященные вопросам охраны окружающей среды, а понятие «экологическая информация» уже прочно вошло в нашу речь. Экологическая информация может быть представлена в самых разных видах – книги, статьи, радио- и телерепортажи, CD-ROM диски, видео, базы данных, сайты в Интернете. Именно последние информационные источники и являются объектом исследования данного материала. Можно утверждать также, что экологическая журналистика и Интернет в том числе – один из инструментов решения экологических проблем. Следует принимать в расчет возрастающую роль и популярность сетевых ресурсов, соответственно все большее количество людей будут получать информацию посредством «мировой паутины».

В нашей стране пока наблюдается дефицит информации экологической тематики. Но положительным фактором служит то, что в настоящее время активно развивается экологическая пресса – появляются новые издания общественных организаций, растут тиражи у журнала «Экология хабарномаси — Экологический вестник», практически у каждого уважающего информационного ресурса есть рубрика, посвященная теме экологии. Есть серьезные успехи в сфере электронных СМИ, еженедельно появляются новые ресурсы сети Интернет, и некоторые из них посвящены вопросам охраны окружающей среды.

Состояние окружающей среды зависит от отношения и действий населения к среде, которая их окружает, а они зависят от информированности населения. Интернет—наиболее оперативный способ распространения информации. Демократичность Интернета в том, что практически каждый человек может создать сайт на определенную тему. И несомненно, одной из животрепещущих тем является проблема экологии. Ресурсы сети, посвященные экологии, можно разделить на две категории. Собственно, периодические издания и обыкновенные сайты, на которых, кстати, можно заказать книги по экологии и, конечно, узнать о происходящем в мире. Поскольку тема экологии очень актуальна, то исследователям сети Интернет не приходится отдыхать от наплыва информации.

Функции экологических сайтов
Функции экологических сайтов можно определить следующим образом:
• информационная функция: предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;
• просветительская функция: знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду;
• организационная функция: «стимулирование» населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям.
• контролирующая функция: информируя о деятельности властей, предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды.

На какие группы делятся экологические сайты
Сайты можно разделить на следующие группы: общие (или общественно-политические) СМИ традиционно определяют как освещающие в той или иной степени все стороны современной жизни: политику, экономику, спорт, международные отношения, социальную сферу, культуру. Аудитория таких ресурсов может быть самой разной, различаясь по уровню подготовленности к восприятию информации, отсюда разделение на так называемые массовые и качественные ресурсы. Экологическая тема – одна
из возможных тем, затрагиваемых в такого рода сайтах.
Специализированные (тематические) сайты рассчитаны на аудиторию, объединенную определенным общим интересом. Это специализированные женские и мужские, научные и развлекательные. Для детей, подростков, автомобилистов, любителей домашних животных, фотографов, бизнесменов, программистов. Среди всех этих изданий занимает свою нишу и экологическая (или «зеленая») тематика. Цель таких сайтов – не только информирование о существующих экологических проблемах, но и содействие повышению экологической грамотности и экологической культуры своей аудитории.

Содержание конкретного сайта в значительной степени определяется как целями его создания, так и тем, кто его создал. Значительная часть сайтов, посвященных вопросам охраны окружающей среды, создана различными международными проектами. На таких сайтах, как правило, публикуется информация о задачах, характере деятельности, текущих и будущих мероприятиях проекта, в итоге – отчеты по завершенным проектам. Плюсы подобных ресурсов — это возможность оплаты работ у зарекомендовавших себя вэб-студий, и соответственно работоспособный, четко структурированный сайт. Когда подобный сайт появляется в сети, то его владельцы явно не будут регулярно заниматься ребрэндингом ресурса. Также можно с уверенностью сказать, что обновляться станут в основном разделы новостей, фотогалерей и публикации. Так как основной контент сайта будет уже внесен, поэтому стабильность как плюсовой фактор можно занести в актив.

Что же касается пассива или выражаясь точнее недостатком подобных ресурсов, то это период времени существования подобных сайтов, а также незаинтересованность в их дальнейшей раскрутке. Часто названия выбираются невнятные и практически ничего не значащие для обычного потребителя, обычно аббревиатура проекта. Продвижение ограничивается первичной регистрацией, которую провела компания, получившая заказ на разработку сайта. Дальнейшее продвижение и популяризация ресурсов уже никого не интересует. Но самое печальное, это то, что эти сайты затем в большинстве своем «умирают мучительной смертью» вслед за окончанием проекта, срок гибели зависит от сроков проплат за доменное имя и хостинг.

Из наиболее интересных ресурсов этой группы отмечу сайт программы по окружающей среде Узбекистана www.nature.uz, проект по сохранению тугайных лесов www.tugay.uz. Часто использую для работы сайт www.climate.uz, это сайт Проекта по изменению климата. Данный проект нацелен на разработку учебных и информационных материалов об изменении климата; участие общественности в решении проблем изменения климата посредством развития информационной сети и другое. А наиболее активным в продвижении своих новостей и событий считаю сайт http://iba.uz, этот ресурс посвящен деятельности Проекта «Важнейшие орнитологические территории Узбекистана».

Отдельной подгруппой стоят специально созданные информационные ресурсы (например, базы данных), или электронные версии публикаций и докладов, подготовленных организацией к какому-либо событию. Такие сайты имеют особенность единовременного наполнения информацией и в дальнейшем уже не обновляются.

Международные организации отражают на своих сайтах деятельность организации, проводимые мероприятия и т.п. Нередко там можно найти и доклады, посвященные экологическим проблемам глобального и регионального уровня. Примером может служить сайт www.undp.uz Программа развития ООН в Узбекистане (ПРООН). Если на предыдущем ресурсе материалов оказалось недостаточно, можно заглянуть на сайт Программы ООН по охране окружающей среды в Узбекистане http://www.nature.uz

Сайт может быть создан образовательной или научной организацией. Там зачастую представлены научные, методические и просветительские материалы, подготовленные учреждением. К сожалению, и здесь можно отметить нерегулярное и крайне редкое обновление новостей и материалов. Что также мешает популяризации ресурсов у потребителя, ведь его нужно постоянно прикармливать интересной и полезной информацией.

В этой группе полезными для пользователя могут оказаться сайты института зоологии www.zoology.fan.uz и Научно-исследовательского гидрометеорологического института (НИГМИ) Узгидромета www.meteo.uz. Достаточно часто я пользуюсь порталом http://www.cawater-info.net. Этот портал создан в рамках проекта «Региональная информационная база водного сектора Центральной Азии (CAREWIB)», финансируемого Швейцарским управлением по развитию и сотрудничеству и реализуемого НИЦ МКВК. Целью проекта служит улучшение информационного обеспечения водного и экологического секторов в бассейне Аральского моря.

Государственные учреждения публикуют в Интернете информацию о своей деятельности — тексты законов, сообщения о своих программах и т.п. Такой «электронной гласности» в последнее время придается большое значение. Публикуют свою информацию и наши природоохранные органы. На сайте Государственного комитета РеспубликиУзбекистан по охране природы www.uznature.uz содержатся электронные версии национальных докладов о состоянии окружающей среды. Полезными и интересными бывают новости, размещенные на сайте. Для посетителей сайта из-за рубежа интересны фотографии ОПТ (охраняемых природных территорий) Узбекистана. Пока, правда, реже обновляемыми оказываются сайты некоторых региональных комитетов по охране окружающей среды. Хотя в плюс можно занести сам факт их наличия, функциональности и желания предоставления доступа граждан к экологической информации. Кстати, полный перечень областных комитетов размещен на головном сайте Госкомприроды. Там же можно найти и ссылки на адреса организаций и подразделений ведомства.

Серьезно в сети развивается «Третий сектор», факт, что за последние годы он действительно довольно быстро набирает обороты. ННО Узбекистана одни из первых в стране вышли на просторы «всемирной паутины». Достаточно много их было представлено доменными именами третьего уровня на ресурсе www.freenet.uz. И в настоящее время действующие ННО понимают необходимость наличия собственного ресурса в сети, так как это наиболее малозатратный и эффективный путь продвижения информации о своей организации.

Давно в сети активно функционирует сайт Экофорума ННО Узбекистана, пока этот сайт можно найти по адресу http://ecoforum.sarkor.uz, в планах покупка доменного имени второго уровня. В прошлом году наконец-то собственным сайтом «обзавелась» наиболее известная общественная организация в Узбекистане, МО «Экосан»- адрес ее ресурса www.ecosan.uz

Интернет-страницы и сайты могут быть созданы различными журналистскими организациями. Пока в нашей стране таких экологических ресурсов нет, но особую надежду я возлагаю на набирающий силу ежегодный конкурс экожурналистики. Организаторы данного конкурса планируют открыть отдельный сайт, где будут размещаться работы конкурсантов. Благодаря такому решению повысится и прозрачность конкурса.

Стоит обратить внимание также и на СМИ, размещающие свою информацию в Интернете. В последнее время такие «электронные дубликаты» становятся все более распространенными. В этой группе основной плюс — стабильность, так как эти сайты являются поддерживающими информационными ресурсами. Им практически не грозит «смерть» от недостатка информации или денег. Есть ли угрозы и риски от «прохладного отношения» руководства или недостаточного внимания сотрудников издания?

Некоторые из общетематических изданий довольно активно публикуют (размещают на сайте) экологические материалы. Активность в этом плане проявляет сайт газеты «Зеркало 21», расположенный по адресу www.zerkalo21.uz. И некоторые региональные издания, например газета «Сариосие» www.sariosie.uz

Из специализированных экологических изданий, где конкуренции практически нет, свою электронную версию имеет единственное периодическое издание журнал «Экология хабарномаси – Экологический вестник», издаваемый экологической издательской компанией «Чинор ЭНК». Сайт www.econews.uz был создан для решения задачи повышения информированности населения в области экологических знаний. Коллектив экологической издательской компании «Чинор ЭНК» постарался создать разноплановый, доступный и постоянно обновляющийся экологический информационный интернет-ресурс. Одно из достоинств сайта — новостная рубрика, где оперативно публикуется информация о происшедших событиях, связанных с охраной окружающей среды, различные семинары, тренинги и экологические акции. Все новости снабжены фотоиллюстрациями. На сайте можно познакомиться с номерами журнала и с публикациями издательства. Из последних размещенных на сайте изданий особой популярностью пользуются Красная книга Республики Узбекистан и экологический толковый словарь.

Стратегия продвижения экологических сайтов

Один из ключевых этапов – выбор целевых информационных сегментов. Нужно определить, сколько и какие именно группы пользователей являются адресными для сайта и соответственно какая стратегия должна проводиться. Вариантов здесь несколько:

1. Стратегия массового продвижения, когда в одном продукте в комплексе с информаций разного характера продвигаются экологические идеи. То есть, привлекая на сайт «разношерстной» информацией, в большинстве своем более популярными темами (мода, спорт, культура, бизнесс и т.д.) предлагается в комплексе (ненавязчиво в нагрузку) и экологическая информация. В этом случае практически все новости должны быть с экологическим уклоном. В качестве примера можно привести: «Фотомодель против истребления животных ради меха» или «Футболисты популярной команды за альтернативную энергетику». При этом, однако, есть существенный риск, что для популяризации ресурса и борьбы за пользователя уже в более весомой категории сайтов «все обо всем», немногие удержатся от соблазна более легкого пути (отбраковки анти-экологических новостей, но очень популярных), и задача продвижения экологической составляющей уже не будет основной.

2. Стратегия одного сегмента, когда все усилия концентрируются только на одном направлении. При этом существует опасность малой популярности, а следовательно, низкой эффективности продвижения экологических идей. Экологическая информация пока сильно проигрывает в популярности более массовым сферам жизни. Популярным экологам в отличие от популярных представителей шоу-бизнеса или спорта не предлагаются многомиллионные контракты на рекламу. Соответственно, вся работа будет вестись на приобретение авторитета в своей узкоспециализированной нише. В этом случае расчет будет не на массовость пользователя, а на адресность. Пользоваться таким сайтом будут только те, кто сам заинтересован в такой информации или нуждается в ней по роду службы. Наличие целевой группы и неразмытость по направлениям очень ценится среди рекламодателей, так как реклама на таких ресурсах более эффективна.

3. Стратегия нескольких сегментов, когда для нашего основного сегмента (в нашем случае экология) определяются «паровозом», еще несколько тем и направлений — «родственных» или схожих по тематике. В качестве примеров можно привести более популярные у пользователя тематики: туризм (экотуризм), энергетику (альтернативная энергия), домашние питомцы (фауна). Это сильно снижает риск от малого количества пользователей, но требует несколько больших затрат. При этом не теряется целевая группа, у сайта остается «экологическое лицо», и при этом привлекаются дополнительные посетители

Например, интересна задумка создателей сайта www.lfl.uz Позиционирующий себя как «School Connect» — сайт для школьников, изучающих английский язык, желающих улучшить разговорные навыки; это общение со сверстниками из различных стран мира, участие в увлекательных дебатах на самые разные темы. Основные направления: дебаты, образование, экология, устойчивое развитие. Есть несколько сайтов, посвященных домашним животным,которые также смело можно включить в экологические ресурсы. Среди них отмечу www.budka.uz и www.aquatropic.uz, соответственно рассчитанных на любителей собак и аквариумных рыбок.

Выбор стратегии зависит от целого ряда факторов: конкурентных, финансовых, ресурсных. Самое главное — определить цель и создать продукт, который пользователя будет интересовать. И желательно на постоянной основе.

Популярность экологических сайтов в Узбекистане
Анализ показывает, что общественная популярность тех или иных информационных экологических ресурсов зависит от научного профессионализма, активности, настойчивости и, в конечном итоге, целеустремленности природоохранной пропаганды. А популярность, естественно, определяет и благосклонность общества к действиям, направленным на сохранение природной среды. Естественно, что в разных странах планеты эффективность пиара «зеленых сайтов» различна, имеет она и региональные особенности. В учет принимается уровень ответственности общества перед природой и количество активных пользователей Интернетом. В Узбекистане сайты, отнесенные к экологическим, имеют неплохую посещаемость. Так наиболее авторитетный рейтинг каталога www.uz демонстрирует, что три сайта регулярно входят в сотню самых популярных ресурсов УзНета. Это сайты www.uznature.uz, www.aquatropic.uz и www.econews.uz. Следовательно, экологическая информация востребована в нашей стране и рост интереса к ней продолжается. Но в этом случае «рано почивать на лаврах».

Как показывает мировая практика, где в рейтингах экологические сайты не входят даже в 5-ю тысячу самых популярных ресурсов. Близок день конца такой «приятной картины», «на пятки наступают» более разноплановые и массовые ресурсы. Поэтому с развитием интернет-услуг, роста их проникновения и нарастающим увеличением количества сайтов (что сейчас и происходит в Узбекистане), узкоспециализированным и узкотематическим сайтам будет практически невозможно входить в группу самых популярных. Поэтому настоящее время можно обозначить как «золотой век» экологических сайтов с позиции рейтингов, но с позиций влияния и привлечения новых пользователей все только впереди.

Самое главное — не забывать о просветительской функции экологических сайтов. То есть их задача состоит в том, чтобы заинтересовать людей вопросами охраны окружающей среды, привлечь их к участию в конкретных мероприятиях разного уровня, направленных на улучшение ситуации. Какие бы практические вопросы ни затрагивала экологическая журналистика, она неизменно упирается в такие глобальные проблемы, как экологизация всех сфер жизни.

Автор: Насыров Мурад Дамирович, экологическая издательская компания «Чинор», информационные ресурсы: журнал «Экология хабарномаси – Экологический вестник», сайт www.econews.uz.

Информация о конкурсе Поделиться в FaceBook Добавить в Twitter Сказать в Одноклассниках

Orphus system