Офисный компьютер
14 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

Сразу, с места в карьер, заявлю: офисные компьютеры в большинстве офисов и магазинов собираются неоптимально. Не берется в расчет основное отличие домашнего компьютера от офисного – чаще всего он в офисе не один.

Это в первую очередь означает, что некоторую часть оборудования и программного обеспечения будут делить между собой несколько компьютеров, а также то, что у конкретно взятой машины будет узкий спектр задач. Гнаться за тотальной универсальностью не нужно, хотя в некоторых редких случаях это может быть оправданно.

Каковы требования к типичному офисному компьютеру? Разумный минимум: надежное и неприхотливое железо с возможно большим коэффициентом производительность/цена, по возможности малошумящее и компактное. Не стоит упускать из виду, что в организации компьютеры обновляются не так часто, как дома, поэтому комплектующие нужно выбирать с расчетом «на ближайшее будущее». Программное обеспечение также должно быть надежным и функциональным, и по возможности недорогим.

Вначале рассмотрим компоненты, одинаковые (или почти одинаковые) для любого офисного ПК, независимо от его назначения, чтобы не повторяться в конкретных описаниях.

Мониторы в офисе желательны жидкокристаллические. Выглядят они намного престижней, потребляют меньше энергии и соответственно выделяют меньше тепла. Да и изображение их оптимизировано в основном под офисное применение. Эти достоинства вполне оправдывают их цену (примерно в полтора раза дороже, чем аналогичный «обычный» CRT-монитор).

Цена потерянных данных в организации намного выше, чем у кого-то дома, потому нужно обязательно озаботиться периодической архивацией данных (бэкапах), а также защитой от сбоев по питанию. Нормальное электропитание, кстати, весьма благоприятно отразится на сроке службы оборудования.

Чтобы избежать страстей по поводу потерянного годового отчета или проекта, готового к сдаче клиенту, нужно предусмотреть приобретение UPS (ИБП, источник бесперебойного питания) хотя бы для самых важных компьютеров, а, в идеале, и для всех. В некоторых организациях «экономят», подключая к одному ИБП два системных блока и не подключая мониторы. Это, возможно, защитит от кратковременных «подмигиваний» электросети, а вот что делать, если питание пропало надолго? Без монитора, «на ощупь», далеко не каждый пользователь сможет сохранить данные и завершить работу системы. Кроме того, нередко сотрудник, уходящий с работы раньше, по привычке нажимает переключатель на UPS, что приводит к взаимным обидам и развивает чувство юмора у остальных работников.

Если все же хочется немного сэкономить на защите питания, можно приобрести на каждую пару компьютеров UPS мощностью 1200-1500 ватт и подключить к ним и системные блоки, и мониторы. Некоторые интеллектуальные модели такой категории еще и наблюдают за подключенным оборудованием и просто не выключаются, пока не пропадет нагрузка – это защитит от неумышленного саботажа.

В организации покрупней практичней будет приобретать один мощный UPS на группу пользователей — это обойдется дешевле, да и обслуживать централизованную конструкцию проще и дешевле.

Как показывает практика, у офисного пользователя может не быть ИБП, но сетевой фильтр с 5-6 розетками валяется (именно валяется) под любым столом. Зачастую это даже и не фильтр, а просто удлинитель с выключателем и многоразовым предохранителем, которые у нас называют «пилотами». Обычно при перегрузке плавится и сгорает именно выключатель, назначение же предохранителя пока не выяснено. В комбинации с UPS такой удлинитель еще можно пережить, а вот если у компьютера нет и не предполагается ИБП, желательно покупать фильтр подороже, например марки APC или MGE – в них действительно есть фильтры и предохранители служат по назначению. Фильтр (удлинитель) желательно закрепить шурупами на стене или ножке стола, чтобы защитить его и вилки от грязи, пинков и швабры уборщицы.

Мышь и клавиатура – дело вкуса. Я вообще придерживаюсь мнения, что эти устройства сотруднику нужно позволять выбирать самостоятельно, они совсем недороги, и серьезный офис вполне может позволить себе покупать новую пару при найме нового сотрудника. Клавиатура имеет свойство быстро засоряться и стираться, кроме того, кому-то нравится бело-серая расцветка, кому-то черная, а некоторые везде ходят со своей, AT/XT совместимой механической «доской». Но поскольку без средств ввода никак, в расчет будем брать «стандартные» объекты под маркой Genius – мультимедийная клавиатура и оптическую мышь – они достаточно надежны и прилично выглядят. Не надо, кстати, забывать о коврике для мыши (лучше взять чуть подороже, но с закругленными и склеенными краями, иначе тканевое покрытие быстро пообтреплется и потребуется замена).

Касательно поставщика платформы нужно сказать следующее. Компьютер на базе процессора AMD в некоторых случаях может оказаться выгодней и/или быстрее аналога от Intel, но, к сожалению, AMD на нашем рынке представлена недостаточно широко, а это может вызвать проблемы, когда появится необходимость заменить вышедшую из строя плату или процессор. Кроме того, приобрести у одного поставщика необходимое количество плат или процессоров AMD одновременно может быть проблематично по той же причине – невысокая популярность, потому рассматривать мы будем исключительно железо от Intel.

О дисковых накопителях также нужно сказать особо. При упоминании о жестких дисках подразумевается SerialATA-устройство среднего класса (у нас в нем представлены диски марки Seagate, Samsung и Western Digital).
Привод для компакт-дисков, на мой взгляд, логично приобретать только в варианте DVD-RW, разнообразные урезанные варианты ненамного дешевле, а хорошая «писалка» никогда не помешает.

Собственно компьютер – это еще полдела (ну, максимум процентов 60). Каким современным не было бы оборудование, без соответствующего программного обеспечения – это просто груда металлолома, пластика и кремния. Необходимый минимум для любого офисного компьютера – это операционная система, офисный пакет и ПО для общения внутри организации (именно внутри).

Операционную систему выбрать недолго – для большинства сотрудников единственной, понятной и удобной ОС является Microsoft Windows. Вопрос посложней – какая именно Windows? Vista потихоньку перебирается из разряда загадочных новинок в мейнстрим, но тем не менее поддержка XP продлена на несколько лет. Поступим так – для большей части компьютеров (с железом посовременней) приобретается Виста, а для компьютеров попроще и сотрудников, которым необходимо ПО, плохо совместимое с Vista, приобретем XP, благо они будут вполне благополучно сосуществовать в одной сети.

Офисный пакет – вещь не особо заметная, но крайне полезная (этот текст я набираю в OO Writer, хотя в основном использую SciTE – каждой задаче свое). Мне кажется, что практично будет сделать так: пользователям, постоянно работающим с офисным пакетом (менеджеры, бухгалтерия, секретари и т.д.), приобрести MS Office 2007, а тем, кто пользуется офисом постольку поскольку (набрать заметку, записку начальству или сохранить интересный кусок текста), например, программистам, установить OpenOffice 2.

Вообще говоря, ОС Windows и пакет MS Office, всегда казались нам дорогим удовольствием, но если внимательно изучить условия продажи лицензий, можно обнаружить, что Microsoft предлагает для компаний-клиентов, ведущих малый или средний бизнес систему скидок и рассрочек, так что «страшные цены» на лицензии оказываются вполне посильными.

Общение внутри организации (читай: внутри сети) обычно реализуется двумя-тремя способами: электронная почта и порталы общего доступа вроде SharePoint (популярно в очень крупных и серьезных организациях) и LAN-чаты. Для организации внутрикорпоративной почты потребуется сервер (о сервере позже), на клиентских же компьютерах какой-нибудь почтовый клиент обязательно найдется (это Outlook Express для Windows, Evolution для Linux или Thunderbird для обеих систем).
Внутрисетевой чат обычно не требует сервера, достаточно его просто установить и запустить. Могу посоветовать Vypress Chat (Он платный, но зато умеет пересылать не только сообщения, но и файлы. Имеется бесплатный вариант для Linux — Trix) или Ichat (простенький, передает только сообщения, зато быстрый и совершенно бесплатный).

Безопасность компьютеров и данных – вопрос тоже не праздный. В организации подключение к Интернету обычно централизованное и от сетевых атак можно защититься в одной точке, а вот атаки (пусть невольные) изнутри сети – дело обыденное. Потому на каждом компьютере обязательно должно иметься антивирусное ПО. Выбор антивируса – дело вкуса администратора, но я бы не стал советовать Kaspersky Antivirus – при всех его достоинствах он «страдает» привычкой блокировать все подряд, при этом требуя от компьютера недюжинных вычислительных способностей. На мой взгляд, эффективней будет корпоративный Norton Antivirus либо NOD32.

Все вышесказанное относилось к офисному программному и аппаратному обеспечению в общем. Теперь постараюсь более или менее подробно рассмотреть несколько отличных друг от друга категорий рабочих мест «околокомпьютерных» сотрудников.

Электронный помощник
Не каждый сотрудник все время проводит за компьютером. Существует и будет существовать категория работников, для которых компьютер – не основной инструмент, а просто помощник, что-то вроде записной книжки. Пример: сотрудник в приемной или разнообразные «сотрудники-мыслители» (референты). Что входит в его круг задач? Общение с клиентами и посетителями, ответы на телефонные звонки: выдача разнообразных справок и запись заметок о посещениях и вопросах, вполне возможно, что потребуется возможность ввода каких-то текстов или таблиц.
Минимальный требуемый набор ПО, соответственно будет таким:
Операционная система: Windows XP или Vista, офисный пакет и органайзер: Microsoft Office 2007 (в целях экономии можно заменить на OpenOffice 2, а в качестве органайзера использовать Microsoft OneNote).

Круг задач получается не особо широким и требовательным к оборудованию. Исходя из этих соображений, компьютер нужно спланировать на плате материнской mini-ATX, имеющей на борту необходимые видеокарту и сетевой адаптер. Дальше есть два пути – максимальная экономия средств и оптимальный вариант. В случае, если материальные ресурсы очень ограничены, выбираем процессор Celeron D и 512 Мб памяти. Если денег можно выделить чуть больше – берем Celeron Core Solo и гигабайт памяти. На такую конфигурацию уже можно установить Windows Vista, первая система ее вряд ли потянет. Жесткий диск выбираем минимальный из доступных на рынке – 80-120 Гб. Если компьютер в офисе не один и в штате числится системный администратор (в большом офисе, где уже есть приемная, без него будет тяжко), CD-привод в список включать не обязательно — он понадобится только для установки ПО, после чего будет использоваться не по прямому назначению. Вообще говоря, чем меньше возможности передачи данных будет у такого компьютера, тем лучше, желательно заблокировать все порты, включая USB.
Вполне достаточным будет 15»-17» монитор, а вот вопрос с кейсом заставляет призадуматься. Монструозный полноразмерный ящик с огромными вентиляторами только помешает, желательно выбрать что-то размерами поближе к mini-atx и дизайном построже. Идеальным (хотя несколько дороговатым) вариантом будет slim-корпус, обычно снабжаемый малошумным блоком питания (мощный блок питания такому компьютеру не особо-то и нужен, вполне хватит 300-350 ватт). У нас в этом классе в основном представлена продукция Goldenfield. Такой корпус можно установить и вертикально, и горизонтально (поставив сверху монитор), экономя место, кроме того, он будет смотреться весьма респектабельно – посетители у входа в офис будут видеть аккуратное и стильное, но без излишнего шика место.

«Начальственный» компьютер
Да простит меня директор какой-то фирмы за крамольные высказывания, но вышеприведенная конфигурация (улучшенная) вполне подходит и для начальника любой организации. Как показывают мои наблюдения, в кабинете руководителя компьютер служит по большей части для набора и распечатки текстов, просмотра презентаций, поиска информации в Интернете и изучения отчетов сотрудников.
Итак, за основу возьмем «редкоиспользуемый» компьютер, что верно, поскольку (я серьезно) в основном думает шеф, а подчиненные делают, что сказано. Итак, за основу положим плату mini-atx, Celeron Core, гигабайт памяти и жесткий диск 80/120гб в таком же небольшом корпусе с блоком питания мощностью 350 ватт. К этому базовому железу добавим DVD-привод (начальнику довольно часто приходится просматривать информацию с компакт-дисков) и недорогую видеокарту, например GeForce 7100 или Radeon X550, чтобы презентации и видеоролики не подтормаживали. А вот монитор впишем побольше – 17 или 19 дюймов, шеф в отделе один, можно позволить себе и потратиться. Нельзя забывать и звуковую систему. Хорошо, если в мониторе будут встроенные динамики, если нет – нужно выбрать небольшие, но не самые дешевые стереодинамики под цвет монитора.
Принтер для кабинета шефа (или для его секретаря) желательно приобрести отдельный. С распечаткой документов, создаваемых одним-двумя людьми, вполне справится, к примеру, HP LaserJet 1010.

Если бюджет позволяет некоторые вариации в сторону «подороже», я бы посоветовал включить в комплект радиомышь и радиоклавиатуру – на заваленном бумагами столе (часто довольно большом) провода ни к чему, да и престижу подобные мелочи весьма способствуют. Я бы посоветовал комплект Office iOutlook марки A4Tech – он не очень дорог, расцветкой вписывается в темное покрытие стола и всякие там кожаные органайзеры.

Программное обеспечение — достаточно тривиальное: Vista, MS Office 2007 и антивирусный пакет. В комплекте с видеокартой (во всяком случае, Radeon поступают к нам в нормальной комплектации) обычно есть лицензия на DVD-проигрыватель, и ею не стоит пренебрегать. Желательно установить еще и какой-нибудь просмотрщик картинок, например, платный ACDSee или бесплатный IrfanView, чтобы иметь возможность видеть результаты работы «графических» сотрудников.

Рабочее место менеджера
Большинство сотрудников сейчас называются модным словом «менеджер», хотя выполняют они самую разную работу. Правда, выполняют ее они довольно однообразными и стандартными способами, и требования к программному обеспечению у них не особо высоки.

Среднестатистический офисный сотрудник (тот самый менеджер) в основном пользуется офисным пакетом, реже – 1C или какой-то еще базой данных.

Возможно, кому-то это покажется неправильным, но в основу я снова положу плату формата mini-atx со встроенным видеоадаптером (внешние видеокарты хороши для квейка, для PowerPoint сгодится и встроенная видеокарта). Памяти хватит и гигабайта (даже для Windows Vista, хотя при ее использовании можно поставить и 2), а вот процессор желательно установить помощней – скажем, Core Duo E2160, имея в виду привычку пользователей запускать множество программ одновременно. Жесткий диск выберем средних размеров: 120 или 160 Гб – для офисных документов его хватит за глаза.
Устанавливать в такой компьютер DVD-RW или нет? Это, наверное, вопрос политики компании. На мой взгляд, CD-привод большинству сотрудников для работы не нужен. Если потребуются установка или переустановка какого-либо приложения, системный администратор (если он есть) придет со своим приводом либо скопирует нужные пакеты по сети.

Все железо вполне уместится в уже рекомендованном выше низкопрофильном корпусе, при желании можно выбрать и стандартный ATX, но большая часть места в нем останется незанятой. Блок питания подойдет мощностью в 300 ватт.

Семнадцатидюймовый монитор будет вполне достаточным, но можно выбрать и 19″ — разница в цене невелика.

Если сотруднику приходится работать с печатным документами и вводить их в компьютер, незаменимым помощником станет планшетный сканер. Не обязательно гнаться за высокими разрешениями — офисным документам вполне хватит максимального разрешения 1200dpi, а то и 600 (хотя таких сканеров уже и не производят). В любом случае при сканировании текста используется разрешение в 200, реже в 300 точек на дюйм.

На вышеприведенной конфигурации вполне можно одновременно запустить несколько приложений из Microsoft Office и десяток программ попроще и вполне комфортно с ними работать.

Компьютер для разработчика
Столь модным сейчас словом «разработчики» я назвал программистскую братию — специалистов, чья работа сводится к размышлениям и набору кода, а не слепому кликанью мышью и без которых компьютер по полезности равнялся бы тумбочке.
Деятельность программиста — процесс творческий, и для творчества программисту обычно нужно много разного (часто дорогого) софта.

Разумеется, программисту, как и любому пользователю, нужны операционная система, а также основная среда программирования (выбор ее зависит от стоящей задачи, умений программиста и политики компании, обычно выбор состоит из CodeGear Delphi и Microsoft Studio). Плюс к этому могут потребоваться какие-то компоненты, библиотеки, утилиты и еще куча всего, что и не перечислишь. Что-то из этого будет бесплатным, что-то — нет.

Дешевле всего обходятся разработчики PHP и веб-мастера вообще, так как имеется тенденция перехода их на более приспособленный для этого Linux, который, как известно, бесплатен (то-то расплодилось сейчас веб-студий).

Оборудование, на котором заработают все эти программистские колокольчики и бубенчики, в общем-то, мало чем отличается от компьютера менеджера — в принципе, и там, и там в основном идет работа с текстом. Неплохо было бы установить два жестких диска в отказоустойчивом массиве RAID 1, добавить в комплект DVD-RW и заменить процессор на серию E4xxx.

Часть 2.
В прошлой статье мы начали рассматривать офисные компьютеры как оборудование и программное обеспечение. Были рассмотрены варианты компьютера достаточно простого (и недорогого) рабочего места. Теперь же обратим взор на тех сотрудников, которым необходимо высокопроизводительное рабочее место.

Компьютер для работы с графикой
Я специально не стал называть конфигурацию «графическая станция», так как наcтоящая графическая станция просто покупается, например, у HP или Dell, и давать рекомендации по ее содержимому таким компаниям мне просто бессмысленно.

Независимо от «сорта» обрабатываемых изображений (будь то печатная страница, растяжка-банер или фотография) основной набор программного и аппаратного обеспечения будет примерно одинаковым.

Какой софт нужен дизайнеру (верстальщику)? Разумеется, операционная система (лучше, если пока это будет Windows XP, чтобы выжать из оборудования максимальную скорость) и один-два любимых графических пакета.

По популярности и полезности лидирует Adobe Photoshop (нынче в версии CS3), без него не обойтись практически никак (разве только привыкать к Corel Photo Paint). Поскольку «фотошоп» — стандарт в редактировании растровых изображений, приобрести его, скорей всего, придется.

Векторные изображения обрабатываются или в Corel Draw (последняя версия — X4), или в Adobe Illustrator (CS3). Какой именно пакет устанавливать на компьютеры – вопрос сложный, и решить его нужно, исходя из предпочтений большинства сотрудников. Можно, конечно, установить всем пользователям разные программы, если это позволит бюджет (при покупке нескольких лицензий на один пакет большинство поставщиков делает скидку, с учетом высокой цены большинства графических редакторов скидка будет ощутимой).
Если направление работы организации – печатные СМИ, к списку необходимых программ добавятся пакеты, специфичные для редакций и типографий – пакеты для верстки (Quark Xpress, мощный, но дорогой, или вариант попроще — Adobe InDesign, упорно старающийся догнать конкурента) и разнообразные утилиты (например, Adobe Acrobat (PDF Distiller).
В эту же категорию графических «занятий» можно включить и AutoCAD (ArchiCAD и тому подобные программы). Несмотря на их «трехмерность», требования к оборудованию у них не так уж и высоки.

Всем «графическим» сотрудникам желательно иметь небольшие, но крайне полезные утилитки вроде ACDSee, сочетающего в себе просмотрщик и разнообразные конвертеры.

По железу расклад получается такой: чем больше, тем лучше. За основу возьмем плату на чипсете P35, в которую желательно установить процессор E8xxx (попроще) или что-то из серии E9xxx (вариант помощней). Оперативной памяти желательно побольше, крайний минимум – гигабайт, нормальным количеством будут 2 гигабайта (если используемое программное обеспечение полностью совместимо с Windows Vista, можно установить 3-4 Гб памяти и Висту).

В работе с «плоской» графикой трехмерное ускорение не особо помогает (вплоть до «абсолютно бесполезно»), так что видеокарту можно также взять средненькую, скажем, nVidia 7300GT или x1600 Pro, а то и попроще.

Быстрый и емкий жесткий диск в серьезном компьютере для обработки графики гораздо важней, чем любая видеокарта (файл, обрабатываемый в Photoshop, может занимать на диске и 100, и 400 Мб), поэтому я советую не поскупиться и установить два жестких диска, объединенных в массив RAID 0 уровня (для повышения производительности), либо если на компьютере хранятся и обрабатываются исключительно важные данные – четыре диска в отказоустойчивом RAID 10. Объем дисков также весьма критичен, хорошо если объем каждого диска будет не меньше 250 Гб – при таких конфигурациях RAID это даст в сумме 500 Гб.

Как вариант можно рассматривать один или два (в зеркальном RAID 1) скоростных диска WD Raptor.

Еще одним вариантом (чуть более экономным) может стать приобретение одного Raptor или двух обычных дисков в RAID небольшой емкости для размещения операционной системы и обрабатываемых данных и обыкновенного диска большой емкости для данных, используемых нечасто, вроде архивов или коллекции изображений.

В конфигурацию также нужно включить DVD-привод и, возможно, кардридер, если в рабочем процессе используется фотоаппарат.

Все это оборудование (особенно жесткие диски) требует много энергии и, соответственно, выделяет много тепла, потому разместить его желательно в просторном корпусе Big Tower и снабдить достаточно мощным блоком питания мощностью не менее 450 ватт (если жестких дисков четыре – 500) и достойной системой охлаждения (как минимум грамотно расставленными вентиляторами). Это, кстати, справедливо для любого компьютера, тем более офисного – при покупке на вентиляторах и креплениях кабелей экономят 4-5 у.е., а в итоге перегрев оборудования приводит к сбоям и отказу, что обходится зачастую намного дороже.

Монитор для дизайнера — вопрос весьма спорный. Помимо высокого разрешения, здесь потребуется хорошая цветопередача, которую, к сожалению, недорогие модели LCD-мониторов Samsung и LG не дают. Погрешность не настолько велика, но все же может иногда приводить к неприятным эффектам при печати. Для газетного дела или, например, уличной рекламы это не страшно, а вот дизайнеру глянцевого журнала желательно приобрести LCD- или CRT-монитор высокого класса, например, что-то из профессиональной или полупрофессиональной линеек ViewSonic или того же Samsung. Минимальное нормально поддерживаемое разрешение монитора для дизайнера должно равняться 1280х1024 (это в большинстве случаев мониторы с диагональю 19 дюймов, а лучше 20 или 21).

Желательно (а часто просто необходимо) приобрести для дизайнера профессиональный или полупрофессиональный сканер, благо они недороги. В целях экономии можно обойтись одним сканером на несколько сотрудников, если поток сканируемого материала не очень велик и не займет большую часть времени «счастливого» обладателя сканера.

Клавиатуру выбрать можно любую, а вот мышь — минимум среднего класса, скажем, что-то из серии A4Tech iOutlook (лучше лазерную, цена лазера и обычной оптики различается всего на доллар-два).

Компьютер для работы с трехмерной графикой
Трехмерная визуализация по праву занимает одно из первых мест по требуемой вычислительной мощности, особенно если просчитывается не один кадр со сценой, а видеоролик.

Одно из самых востребованных направлений — архитектурное моделирование. Обычно просчитываются (рендерятся) не видеоролики, а статичные «снимки» интерьера и экстерьера. Внутри здания обязательно будут сложное освещение и отражение (нагрузка на процессор), а снаружи (ночной кошмар дизайнера) — кусты и деревья под солнечным светом (потребность в оперативной памяти растет в геометрической прогрессии).

Программное обеспечение для трехмерного моделирования традиционно очень дорого и часто обходится дороже самого компьютера. Трехмерных пакетов можно назвать достаточно много — Autodesk 3ds MAX и Maya, NewTek Lightwave и Maxon Cinema 4D. Maya и Cinema 4D имеются в варианте не только для Windows, но и Linux, что дает некоторую свободу в выборе ОС. В дополнение к самому пакету моделирования может потребоваться пакет визуализации (тоже очень и очень недешевый), такой, например, как V-Ray или Final Render.

Если не рассматривать вариант с рабочей станцией, то предыдущий комплект «для работы с графикой» в принципе сгодится и здесь желательно только выбрать видеокарту помощней (лучше, если это будет не средняя карта нового поколения, а мощная карточка серии помладше с большим количеством вычислительных конвейеров (к примеру, Radeon X800 будет эффективней X1600). Процессор серии 6xxx — обязательный минимум (время — деньги, потому можно порекомендовать и четырехъядерный процессор серии QX). Минимум оперативной памяти — 2 гигабайта, лучше четыре. Дисковую подсистему можно установить и обычную — объемы данных не так велики, как у растровой графики, важней надежность, так как работа трехмерщика длительна и потому дорога. Выберем два жестких диска WD или Hitachi, объединенных в зеркальный RAID 1.

Если все же хочется приблизить можность компьютера к профессиональной графической станции (точней, ее и собрать), следует выбрать, например, один или два четырехъядерных процессора на ядре Woodcrest, соответствующую материнскую плату и память плюс профессиональная видеокарта Nvidia Quadro FX или ATI FireGL. Более подробное описание, к сожалению, выходит за рамки статьи.

Если планируется создание высококачественных и длительных видеороликов (а их просчет может длиться и сутками, и неделями), возникает необходимость в рендер-станции (компьютер или массив компьютеров (кластер), используемый исключительно для финального просчета). Если расчет будет делаться на рабочем компьютере дизайнера, все это время ему будет негде работать. Если такое положение дел нежелательно, проблему решит приобретение второго компьютера (или даже нескольких).
Рендер-станция желательна мощностью как минимум такой же, как и рабочее место дизайнера, а лучше мощней (с тем исключением, что монитор ей не особенно-то и нужен).

Мышь, клавиатура и корпус выбираются по образу и подобию предыдущей конфигурации (хотя некоторые 3dшники капризны в этом плане и выбирают средства ввода сами, например, кто-то любит трекболы вместо мышей).
Основное требование, предъявляемое к монитору трехмерщика, — возможно большее разрешение (и возможно большее количество самих мониторов).

Компьютер для видеомонтажера
Видеомонтажное оборудование и софт — тема настолько широкая, что для ее обсуждения потребовалась бы отдельная статья, поэтому я ограничусь только тем аппаратным обеспечением, которое находится непосредственно в системном блоке компьютера.

Логично будет взять за основу конфигурацию, рекомендованную выше для «плоской» графики: задача сейчас стоит примерно та же. При обработке потока видео не столь важен обьем памяти, сколько вычислительная мощность: уж лучше 2 Гб памяти и процессор E6xxx, чем 4 Гб и E4xxx. С задачей вывода на экран справится любая современная видеокарта среднего класса, обработка видеопотока вместо видеокарты возьмет на себя карта видеомонтажа (скорее всего, марки Pinnacle, конкретная модель выбирается, исходя из предстоящей задачи).

Популярное у нас программное обеспечение для обработки видео производится небезызвестной фирмой Adobe и работает в операционной системе Windows (Mac OS мы не рассматриваем ввиду недоступности оборудования — Apple на нашем рынке, к сожалению, никак не присутствует), так что без приобретения Adobe Premiere и, возможно, After Effects, никак не обойтись.

Рабочее место системного администратора
О сисадмине сложилось впечатление как о человеке, сидящем в серверной за полуразобранным компьютером, вокруг которого разбросаны инструменты, мелкие запчасти, обрывки провода и пустые коробки. Впечатление это… верное, если администратору не созданы должные условия. Компьютер администратора всегда в странном беспорядке, потому что в нем он тестирует «глючащие» железки сотрудников, хотя в крупной организации это должно делаться на специальном стенде (материнская плата, процессор, память и жесткий диск — все они могут быть не особо производительными, так как при тестировании на отказ в основном важен факт работы, а не ее скорость). Для инструментов, запчастей и мелочей вроде джамперов и винтиков нужно заранее предусмотреть какие-то шкафчики или хотя бы полочки, иначе мелочь начнет скапливаться в банках от кофе и коробках от материнских плат и на полу.
Для сисадмина вполне сгодится «менеджерский» вариант компьютера, естественно, DVD-RW в нем обязателен. Также администратору понадобится и DVD-ROM с USB-интерфейсом. Он очень пригодится, если возникнут проблемы с одним из компьютеров, не имеющих собственного привода для компакт-дисков.

Разумеется, администратору тоже нужны операционная система и набор ПО. Не думаю, что сисадмин будет использовать все возможности Microsoft Office, потому его ему можно и не приобретать, пусть пользуется OpenOffice (кроме того, среди сисадминов наибольший процент линуксоидов, юниксоидов и разнообразных красноглазиков).

Вполне можно ожидать, что администратор попросит приобрести ПО для резервирования (бэкапа) дисков компьютера, например Acronis TrueImage или Norton Ghost, программы для работы с жестким диском на низком уровне (Partition Magic), утилиты для восстановления данных (GetDataBack) и еще некоторые программы попроще и подешевле (а может, и дороже, я за всех не поручусь).

Серверы
Где админ, там и сервер. И серверов даже в небольшой организации можеть быть много.

Самая популярная (часто используемая) разновидность сервера — прокси-сервер, или роутер. Задача этой машины — «раздавать» внешний канал (Интернет) остальным компьютерам, и, как показала, практика, именно эта машина позволяет наибольшие вариации в наборе ПО.

Начнем с того, что компьютер-роутер можно заменить ADSL-модемом со встроенным роутером. Плюсы такого устройства в его надежности (не боится частых перезагрузок и сбоев электропитания), миниатюрности и низком энергопотреблении (ADSL-роутер — коробочка размером с CD-привод с внешним блоком питания).

Минусы, к сожалению, тоже имеются, и довольно ощутимые. Первый из них — невозможность контролировать трафик, проходящий через роутер. Не разберешь, что сколько скачал и откуда. Если у организации подключение к Сети с оплате по трафику, такой вариант роутера нежелателен — обязательно найдется недобросовестный сотрудник, который «намотает» несколько гигабайт. Плохо и то, что большинство недорогих роутеров не страдает высокой производительностью и не сможет обслуживать много пользователей. Для D-LInk D500, скажем, 15-20 активных пользователей — уже нетривиальная задача, устройство требует частых перезагрузок (вытаскивания блока питания из розетки и обратно — кнопка «рестарт» на нем не предусмотрена).

Если модем-роутер вас по одной из причин не устраивает, нужно приобрести компьютер-роутер. Как быть с операционной системой и прочим ПО? Если ПО устанавливается пиратское, то выбор — вопрос личных предпочтений администратора, если легально — вопрос кошелька (бюджета) организации, так как серверное ПО довольно недешево.

Позволю себе небольшое отступление, так как с роутерами общался довольно долго и «наболело». Надо сказать, что роутер (именно роутер) под управлением Windows Server удобней, нежели под Linux. Для Windows созданы очень удобные программные пакеты для роутинга и маршрутизации, начиная с проксирующего и относительно простого UserGate и кончая навороченным Kerio WinRoute Firewall, позволяющим сделать с трафиком все, что душа пожелает, начиная с блокировки рекламы и кончая балансировкой канала между активными «качальщиками». Все это имеет красивый и удобный интерфейс, позволяет генерировать разнообразные отчеты и крайне просто и удобно в настройке и сопровождении. Но за эти плюсы нужно заплатить четырехзначную сумму в долларах, а то и в евро. Если организация может себе это позволить, приобретите Windows Server 2003 (или более поздний, если ваш администратор в нем разберется) и Kerio WinRoute (В Windows есть встроенный роутер и фильтр пакетов, но он не очень функционален).
Если же организация пока невелика и не может себе позволить такое ПО и соответствующее ему оборудование (широкие возможности, к сожалению, требуют высокопроизводительного оборудования) или имеются другие причины, выбирайте Linux или BSD, при условии, что сисадмин сможет их запустить (в *nix есть высокопроизводительные роутер iproute и прокси-сервер squid, но их конфигурирование (серьезное) — удел шамана с бубном). Имеет смысл на этой же машине установить сервер корпоративного антивируса, другие серверы нежелательны — роутер находится под большой нагрузкой, он служит форпостом на пути разнообразных вредносных данных из Интернета, потому важные данные на нем лучше не располагать, а «спрятать» их за фильтрами роутера.

Прокси-серверы я не рекомендую по причине их недостаточной гибкости, хотя их можно использовать в паре с роутерами.

Какие еще могут потребоваться серверы?
Веб-платформу рассматривать нет никакой возможности — она потребует отдельной статьи, а то и двух, да и как-то не совсем относится к офисной сети и офисным компьютерам.
В крупной и серьезной сети желательно централизованное управление — это и удобно, и безопасно, потому для организации с 40-50 рабочими станциями желательно развернуть сервер Active Directory (контроллер домена). Это позволит администратору следить за сохранением конфиденциальных данных в безопасности и увеличит защиту от «кривых рук» некоторых пользователей, кроме того, вышеозначенный WinRoute умеет работать с AD, привязывая каждый скачанный килобайт к конкретному пользователю, что поможет при выяснении каких-то «темных дел».

Для облегчения совместной работы с данными (да и совместной работы вообще) давно разработаны удобные системы, которые незаслуженно обходятся вниманием. Это системы документооборота, общего доступа к данным и управления персоналом.
Наиболее широко распространены сейчас системы контроля версий и общего доступа к коду программ. Наверное, это вызвано сознательностью программистов, которые требуют от сисадмина улучшения тяжких условий труда. В любом случае, роль контроллера версий и хранителя миллионов строк кода сейчас часто выполняет бесплатный кроссплатформенный пакет Subversion (бывший CVS). Традиционно он запускается на платформе Linux, хотя ничуть не хуже работает в Windows. Я бы посоветовал использовать Linux — Windows в этой области никаких преимуществ над ним не имеет.

А вот контроль занятости «обычных» офисных сотрудников (да и программистов тоже) и их общение куда как лучше реализуется сервером под управлением Windows, в частности пакетом SharePoint Portal от Microsoft. Помимо собственно общего доступа к редактируемым документам, пакет помогает обмениваться заданиями и поддерживать их списки для каждого пользователя, вести заметки и всячески помогать в решении многих других задач. Разумеется, пакет не бесплатен, но свою цену он оправдывает.

Организации, в зависимости от профиля, может потребоваться еще множество серверных приложений и самих серверов, как например, сервер 1C или сервер корпоративной электронной почты. Кому-то могут потребоваться и специфические серверные пакеты вроде Quark XPress Server.

Оборудование сервера… Тема очень широка и вряд ли серверное оборудование попадет в руки неквалифицированного сборщика. Скажу так — если финансы организации позволяют приобрести «настоящий» сервер (в принципе, 3d-графическая станция близка к серверу, особенно если исключить видеокарту и использовать «набортную» материнской платы), приобретите его у авторизованного дилера. Если сервером будет служить обычный десктопный компьютер (скажем, компьютер дизайнера), он вполне справится с запросами небольшой организации при одном обязательном условии — хорошее охлаждение.

И последний по порядку, но не последний по важности вопрос — принтер или принтеры. Приобретать для каждого сотрудника принтер может быть оправданным шагом только в том случае, если основная задача — производство «бумажек». В таком случае (постоянная печать) следует установить нуждающимся в принтерах сотрудникам аппараты, рассчитанные на среднюю загрузку (категория office, но не home office, такие принтеры не выдержат постоянной

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте