Узнет как бизнес
14 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: .

Сегодня уже никому не надо доказывать роль и значение ИКТ в развитии экономики. Действительно, в условиях глобализации на первое место в экономическом развитии страны выходит её научный и технологический потенциал, а не ископаемые богатства.

Если посмотреть на карту мира, то можно увидеть, что самые передовые страны, это те, которые преуспели в развитии ИКТ. Именно здесь создается наибольшая добавленная стоимость. Ирландия, Новая Зеландия, Индия, Малайзия, Израиль, Китай и этот список можно продолжит. Но в последнее время все большое значение для развития в современной мире начал приобретать Интернет. Возможность свободно пользоваться Интернетом, искать, находит необходимую информацию, быть в курсе всего, что происходит в мире, становится ключевым фактором в создании и накоплении новых знаний и технологий в сегодняшнем мире.

Развитие ИКТ и Интернета в Узбекистане

В нашей стране хорошо осознают значение ИКТ и Интернета в развитии страны. Поэтому она является одной из приоритетных направлений экономических реформ. Государство направляет сюда много средств и усилий. В стране принят ряд законов, касающихся ИКТ, принята Программа Развития Электронной Коммерции до 2010 года. Обратимся к фактам. По данным Узбекского агентства по связи и информатизации, в течение 2007 года предприятиями сферы связи и информационно-коммуникационных технологий предоставлено услуг на 882,2 млрд. сумов (прирост за год составил 151,9 %). Неплохо начался и этот год. В первом квартале 2008 года в сфере ИКТ оказано услуг на сумму 275,8 млрд. сум. Наблюдается рост по всем показателям. Например, общее количество основных телефонных аппаратов на 01.04.2008г. составило 1817,9 тыс. шт. Уровень цифровизации на этот же период составлил 85%. Количество абонентов мобильной связи по состоянию на 01.04.2008 г. составило 7290000 абонентов, прирост за квартал составил 1 млн. 402 тыс. абонентов. В стране работают пять операторов мобильной связи в условиях жесткой конкуренции, и это приносит свои положительные плоды. Согласно данным исследовательской компании Informa Telecoms & Media, в Узбекистане одна из самых дешевых сотовых связей в мире. По этому показателю мы находимся на первом месте среди стран СНГ!

Наблюдается рост хозяйствующих субъектов, которые оказывают услуги доступа к сети Интернет: их количество составило 797, а общее количество пунктов коллективного доступа в республике достигло 799. Растет и количество пользователей интернета. Оценочное количество пользователей Интернет возросло до 2133 тыс. человек — около 78,8 пользователей приходится на 1000 жителей республики.

В развитии доменной зоны uz и узбекского сегмента Интернет свою положительную роль сыграла и меры по децентрализации предоставления услуг регистрации и поддержки доменных имен: количество регистраторов было увеличено с одного до шести. Это привело к снижению стоимости регистрации домена UZ. с 40 долл. США в среднем до 20 долл. США, а также увеличению количества зарегистрированных доменов в зоне UZ. Так, по состоянию на конец апреля 2008 года, количество доменов, зарегистрированных в зоне UZ, по данным администратора зоны ccTLD UZ превысило отметку в 6600. В сентябре 2007 г. в национальной зоне насчитывалось 5000, а годом раньше 4000 доменных имен. Таким образом, прирост числа доменов в зоне UZ за последние 12 месяцев составил более 2000. Всего в прошлом году было зарегистрировано 3224 новых доменов. Согласно результатам анализа, собственные информационные ресурсы (веб-сайты) в сети Интернет имеют 92,26% республиканских органов государственной власти и управления.

Количество субъектов бизнеса, которые занимаются производством программных продуктов, по данным Государственного Комитета Республики Узбекистан по статистике на 1 апреля 2008 года составило 215. Как отмечается в исследовании ПРООН в Узбекистане «Состояние и перспективы развития индустрии экспорта программного обеспечения в Узбекистане», наша страна имеет неплохие шансы и на этом поприще.

Большое значение передается и вопросам подготовки кадров с сфере ИКТ. В соответствии с решением Правительства Республики Узбекистан при Ташкентском университете информационных технологий созданы филиалы в Самарканде, Фергане, Ургенче, Нукусе и Карши. В настоящее время контингент студентов составляет 9249 человек.

Все это играет свою положительную роль в повышении цифровой развитости страны и может стать своеобразным фундаментом в создании новых знаний и технологий. Но все эти достижения не означают, что у нас нет никаких проблем этой в области развития ИКТ, в частности развития и использования интернета. Попытаемся очертить те направления, в которых нам есть куда развиваться.

Электронная коммерция

Не секрет, что с широким развитием интернета электронная коммерция превратилась в составную часть мировой экономики. Интернет дал бизнесу несравнимо большие возможности для повышения эффективности, выхода на новые рынки, оптимизации бизнес процессов, развития торговли. Собственные Интернет сайты стали визитной карточкой компаний. Объемы мировой торговли с участием Интернета растут из года в год. Например, по результатам исследования ACNielsen, проведенного в 2006 году, через Интернет делает покупки каждый десятый житель планеты (627 миллионов человек). В США, ведущем мировом рынке розничная торговля посредством Интернет составил более $180 млрд. в 2006 году. В развитых странах Интернет все больше превращается в составную часть жизни. Так, по данным Forrester Researsh, Япония ныне является интернет-экономикой номер один. В Сеть заходят 9 из 10 японцев. В первую десятку крупнейших интернет-экономик входят такие страны как Канада, США, Южная Корея, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Мексика и Бразилия. В целом, мир все активней использует мировую паутину для самых разных целей.

В Узбекистане тоже постепенно начинает развиваться электронная коммерция. Тем более, что законодательная основа для ее развития была создана в нашей стране одной из первых в СНГ. В узбекском сегменте сети уже работают более двух десятков магазинов самого разного профиля. Функционируют площадки по продаже аудио-видео техники, мультимедийной продукции, книг, софта, продовольствия, подарков. Но многие сетевые магазины пока ориентируются на столичный рынок и сетевые магазины пока не смогли составить существенную конкуренцию торговым точкам, хотя имеют ряд преимуществ перед последними. Развитие сетевой торговли сдерживается несколькими факторами. Основные из них – отсутствие утвержденных правил и процедур их создания и функционирования, несовершенство и трудности в области налогообложения, невозможность рассчитаться «электронными деньгами» и др. Хотя виртуальный аналог сума — WMY существует несколько лет, в реальности он так и не стал полноценным аналогом сума, поскольку для этого не имеется законодательной основы. Им пользуются больше для совершения покупок в сетевых магазинах за пределами страны. Поэтому многие узбекские интернет магазины до сих пор работают за наличный расчет с курьером. Пока эта проблема не будет решена, нельзя говорить о полноценном развитии электронной коммерции в Узбекистане.

Одним их индикаторов развития интернета во всем мире считается сетевая реклама, то есть реклама в Интернет ресурсах. Во многих развитых странах, такая реклама уже напрямую оттесняет печатную и ТВ рекламу. В 2007 году объем мирового рынка интернет-рекламы составил 21 млрд. долларов США. Такие данные наводит американская компания Interactive Advertising Bureau. В нашей стране Интернет реклама появилась совсем недавно. Пионерами в этой области стали операторы сотовой связи, которые первыми начали давать Интернет рекламу своих услуг. О каких-то значительных объемах говорит пока рано. Главное – она появилась и растет. Им начали пользоваться банки, страховые компании, рестораны и гостиницы, провайдеры.

Другим важным показателем развитие интернета в целом может стать вложения средств в коммерческие Интернет-проекты. К сожалению, узбекский Интернет все еще ждет своих настоящих инвесторов. Количество успешных коммерческих Интернет- ресурсов можно посчитать по пальцам. Только в последние годы начали появляться порталы, рассчитанные на получение прибыли. Например, www.pc.uz, www.apteka.uz, www.stroyka.uz, www.norma.uz, www.doda.uz, www.pr.uz и ряд других. Говорить о прибыльности отечественных ресурсов пока очень рано. Примечателен в этом отношении опыт одного из пионеров на рынке онлайн — площадки www.torg.uz По словам создателя ресурса Вячеслава Кана (в интервью Интернет проекту «biznesmen.uz») проект до сих пор не вышел на прибыль. Причин много. Это и недоверие к новому, и отсутствие успешного опыта и проектов, отсутствие четких правил и положений, регулирующих сетевую торговлю. В интервью журналу «Экономическое обозрение» Саид Абдунабиев, менеджер проекта doda.uz отмечает, что “одна из причин отсутствия внимания отечественных предпринимателей к Интернет бизнесу – сравнительная долгая окупаемость вложенных средств». А, по мнению Назара Талибджанова, руководителя проекта ПРООН «Бизнес форум Узбекистана» для еще большего развития Интернет бизнеса в Узбекистане необходимо «увеличить пропускную способность внешних каналов связи. Для этого нужно либерализовать регулирование и лицензирование использования Интернет- тарелок VSAT, а также развивать национальный Интернет контент».

Надо отметить, что пока частный бизнес не обратит внимание на Интернет, трудно будет говорить о его развитии. Об этом говорят и эксперты. Как отметил в одном из интервью один из уважаемых энтузиастов Узнета Евгений Скляревский :«Сеть может стать катализатором общего экономического роста. Для этого нужны некоторые условия – задействовать механизмы, обеспечивающие цифровую подпись, удаленную работу с банковским счетом, удаленные платежи, онлайновую биржу. Тогда бизнес пойдет в Сеть и начнется буйный рост».

Электронное правительство

Другим индикатором развития ИКТ и интернета может стать «электронное правительство». Во многих странах мира ИКТ активно используются правительствами в государственном управлении. Это, по всеобщему мнению, позволит ускорить развитие экономики, снизить затраты на бюрократические процедуры, повысить эффективность работы и производительность труда государственных ведомств, а также расширить возможности населения в формировании гражданского общества за счет улучшения доступа к различного рода информации, создания более прозрачной работы государственных служб, ослабления бюрократических барьеров. «Электронное правительство» подразумевает использование информационных технологий как наиболее удобного средства взаимодействия, для того чтобы доводить правительственную информацию до населения и обеспечит обратный процесс. Исследование, проведенное ООН (Benchmarking E-government: A Global Perspective), показало, что чем выше уровень присутствия правительства в Интернете, чем более развита телекоммуникационная инфраструктура в стране – тем выше индекс человеческого развития и, соответственно, уровень развития страны в целом. В Узбекистане также реализуется комплекс мер, направленных на развитие электронного правительства. Функционирует государственный портал www.gov.uz Уже сейчас и в Узбекистане на сайтах государственных учреждений можно получить базовую информацию о деятельности этих организаций, сведения о режиме их работы, адреса и телефоны отдельных подразделений и даже конкретных чиновников, нормативно правовую документацию. С 2005 года реализуется проект совместно с ПРООН по созданию электронного правительства в Сырдарьинской области с целью повышения взаимодействия между населением и органами местного управления. Кроме этого, Налоговый комитет Республики Узбекистан с 1 января 2008 года реализует проект в нескольких районах г. Ташкента по упрощению работы с налоговой документацией для предпринимателей. Перечень предоставляемых услуг этим не исчерпывается. Но всего перечисленного явно недостаточно и здесь тоже есть что совершенствовать. Простой пример, как показал беглый анализ сайтов хокимиятов областей, большинство из них не отвечает самым минимальным требованиям по информативности. Задача на нынешнем этапе — работать в направлении расширения практического применения э-правительства, увеличить перечень видов и количества электронных услуг населению, обеспечить эффективное взаимодействие всех участвующих сторон.

По индексу развития э-правительства Узбекистан имеет средние показатели
( Диаграмма №1, данные на 2004 г.).

pic

Источник: www.infocom.uz

Национальный поисковик и контент

Одной из серьезных проблем является развитие национального сегмента интернета на узбекском языке. Здесь необходимо решить две проблемы: создание поисковой системы на узбекском языке и развитие контента ни узбекском языке. Одно здесь важнее другого. Сегодня, многие развитые страны работают над созданием национальной поисковой системы на своем языке. Такие работы ведутся в Японии, Китае, Германии, Франции, в скандинавских странах. На это выделены огромные средства. Кстати, это не вызвано желанием отгородиться от всего мира, наоборот, желанием всесторонне развивать свой язык и культуру. Только так мы можем полнее раскрыть себя миру. Известно, Интернет изменил способы получения и усвоения новых знаний. Поэтому целые пласты знаний и духовных богатств, которые созданы нашими предками, должны быть переведены на цифровой формат и доступны молодежи в удобной для них форме. Кроме того, национальный поисковик может выполнить роль своеобразного “кладезя” всех знаний и информации, созданного в той или иной стране. Он может стать тем катализатором создания новых знаний и технологий. Этого за нас не сделает никто и именно поэтому это так важно.

Кстати, создание национального поисковика решило бы задачу вовлечения в Интернет региональных пользователей, которые зачастую не знают русский или английские языки. А сейчас, говоря об Узнете, мы подразумеваем только ту ее часть которая представлена на русском языке. Например, Рунет — это русскоязычный интернет, т.е. совокупность сайтов и сервисов, связанных с интернетом, работающих на русском языке. А узнет пока по лингвистическому принципу не выделяется. Собственно “узбекоязычного” узнета почти что не существует. Количество ресурсов на узбекском языке можно посчитать по пальцам одной руки, и их качество не выдерживает критики. Вследствие этого, они не пользуются должной популярностью у аудитории. Один из наглядных примеров портал http://eguzar.uz, который был ориентирован на “узбекоязычную” аудиторию и занял призовое место в одном из Интернет фестивалей, но сегодня уже не функционирует.

Национальный поисковик был бы интересен всем, кто связан с Узбекистаном и говорит на узбекском языке. В мире по статистическим данным насчитывается около 40 млн. узбеков. Кроме того, он был бы полезен всем, кто интересуется узбекской культурой, языком, историей, в общем, всем пользователям интернета, интересующимся Узбекистаном. Уверен, что таких людей немало. Тем более, нам есть, что показать миру.

У нас тоже ведутся работы в этом направлении. Наглядный пример – проекты www.uz, сеть www.UzSci.net, www.ziyonet.uz, www.ilm.uz и другие. Стоит отметить титаническую работу центра UZINFOCOM по развитию узнета. Но созданием качественного контента на узбекском языке по сути серьезно никто не занимается. По усредненным оценкам, сегодня узбекские пользователи на 85% используют иностранные, в основном российские сайты и ресурсы. Это наглядно показывает недостаточную развитость и качество контента и ресурсов не только “узбекоязычного”, но и русскоязычного узнета. В будущем, это может привести к еще большей отсталости и стагнации всей отечественной сети. Поскольку, без достаточной аудитории никто не будет вкладывать деньги в узнет. И так- по цепочке.

Пока место единого национального поисковика не занято никем. Но тот, кто несмотря на все риски, всерьез возьмется за это дело, будет играть первые роли в Узнете долгие годы.

Кадры, аудитория и цены

Узбекистан имеет неплохие базовые условия для развития отрасли разработки программного обеспечения: у нас достаточно компетентных специалистов и неплохая инфраструктура. Создание тестовой версии первой отечественной операционной системы Doppix-Base говорит само за себя. Как было отмечено выше, специалистов для ИТ -отрасли готовит несколько университетов. Но как ни странно, на рынке ощущается дефицит ИТ- специалистов. Не хватает программистов, менеджеров проектов, сетевых администраторов. Например, ни для кого не является секретом, что в Ташкенте найти хорошего веб -дизайнера или программиста – проблема. В исследовании ПРООН «Состояние и перспективы развития индустрии экспорта программного обеспечения в Узбекистане» отмечается, что рост рынка разработки программного обеспечения и ИТ- рынка в целом, сдерживается и в том числе «нехваткой кадров, вызванная высокими темпами роста рынка и недостаточным количеством подготавливаемых квалифицированных специалистов – программистов, дизайнеров, аналитиков, менеджеров, маркетологов. Вопрос нехватки кадров усугубляется оттоком специалистов в зарубежные страны. В силу дефицита квалифицированных кадров, команды программистов вынуждены работать малыми группами, что соответственно сказывается на объемах экспорта ПО».

Следует отметить, что до сих пор нет точных данных и по количеству Интернет аудитории узнета. Это позволило бы более точно оценитьсостояние узнета и очертить направления для дальнейшего развития. Такая статистика крайне необходима, прежде всего, для отечественных ресурсов, которые по идее должны развиваться за счет привлечения сетевой рекламы. Например, статистика средненедельных показателей Яндекса за последние четыре недели зафиксировала 79238 посещений из Узбекистана (данные на 07.01.08). По статистике www.liveinternet.ru, в декабре 2007 года зафиксировано 50 тыс. посетителей из Узбекистана. Это намного ниже, чем официальные показатели пользователей Интернета.

Кроме того, несмотря на большое количество провайдеров, цены на Интернет доступ все еще остаются высокими, по сравнению с другими странами. Думаем, с развертыванием технологии Wi-Fi и развитием конкуренции эта проблема со временем будет решена. Кроме этого, надо признать, что Интернет развит в основном в столице, а регионы сильно отстают. В будущем это может принести к дифференциации в развитии между столицей и регионами. Решение этих вопросов могло бы дать хороший эффект для развития ИТ- сектора и интернета в целом.

Итоги

Беглый анализ отечественного интернета показал, что Узнет сегодня развивается в основном за счет энтузиастов и усилиями государства. Потенциал частного сектора все еще остается незадействованным. Но без привлечения средств частного сектора не решить проблему инвестиций в сектор. Поэтому для более успешного развития отрасли требуется создание специальных льготных условий налогообложения для потенциальных инвесторов Узнета. Это стало бы стимулом для развития высокотехнологичного сектора. Эта главная задача на данном этапе. Кроме этого необходимо:
— усилить контроль и мониторинг за выполнением положений Программы Развития Электронной Коммерции до 2010 года;
— устранить все препятствия для хождения электронных денег, создать действенную систему для полноценного функционирования сетевых магазинов;
— работать в направлении удешевления доступа к Интернет. Она все еще дорога относительно других стран. Это потребует либерализацию провайдерской деятельности;
— повысить практическую ценность всех государственных электронных услуг государственных органов;
— продолжить и усилить работу по созданию полноценной поисковой системы на узбекском языке и составить каталог всех “узбекоязычных” ресурсов. Проблему финансирования проекта можно было бы решить путем долевого участия государства и коммерческих структур;
— разработать программу развития “узбекоязычного” сегмента Интернета с участием всех заинтересованных сторон.

Все это, наряду с предпринимаемыми усилиями со стороны государства и энтузиастов дало бы новый толчок в развитии узбекского сегмента Интернет, а значит и страны в целом.

Автор: Турдимов Жамолиддин Бекмурзаевич, редактор ООО «Advanta information servises».

Информация о конкурсе Версия для печати

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте