Взаимосвязь внедрения информационных технологий в сферу образования с перспективами развития IT в Узбекистане
16 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Хегай Сергей.

В последние годы Узбекистан стоит на пути непрерывного развития в сфере информационных технологий. Судить о том, насколько прогрессивно совершенствуется данное направление в нашей стране, можно хотя бы исходя из количества сайтов, зарегистрированных на сегодняшний день в доменной зоне .UZ.

По сравнению с аналогичными данными двух-трехлетней давности разница будет ощутимой (хотя это, конечно же, и не основной показатель). Чтобы данная тенденция развития не спадала с годами, государству необходимы профессиональные кадры, способные генерировать и воплощать в жизнь свои (и чужие) идеи в лучшем виде и за кратчайшее время.

Стоит уделить особое внимание тому, какие возможности на данный момент предлагает государство учащимся и какие шаги нужно сделать для того, чтобы Узбекистан в скором будущем достойно представлял на мировой арене свои разработки в сфере IT. Попытаемся сформулировать список самых острых проблем в сфере образования на данный момент и постараемся найти их решение с точки зрения IT-индустрии.

Интерес, прежде всего!
Бытует мнение, что школьники и студенты — существа ленивые и, следовательно, не хотят не только учиться, но и вообще что-либо делать, кроме как выставлять себя напоказ. К сожалению, статистика показывает, что это правда для 90%. Оставшиеся 10% — люди довольно рассудительные и талантливые. Но независимо от этого задача преподавателя заинтересовать каждого учащегося. Для этого можно привлечь компьютеры. Ведь даже простая презентация, грамотно составленная на Microsoft PowerPoint (на недостаток этого дистрибутива жаловаться не приходится), эффективнее простой лекции на уроке.

Для чего же тратить время на использование компьютера, ведь можно просто записать конспект по старинке? Ответ уже прозвучал выше – для того, чтобы заинтересовать молодое поколение (и еще чтобы те 10% не потеряли своей заинтересованности). Нужно согласиться с тем, что интерес заставляет человека искать и познавать информацию. А заинтересованность большинства нынешних учащихся, к сожалению, очень ограниченна и поверхностна.

Хотя и винить школьников и студентов не приходится. Откуда может взяться интерес, когда на предмете информатики (слава богу, что такой еще существует), они вынуждены тратить свое время на изучение «оконного» Paint-a или ворошить скудные просторы памяти жесткого диска на Total Commander (и подобных ему)? Причем все эти мытарства не недельной длительности.… Почему бы не заменить Paint мощным и функциональным Photoshop-ом? Студент будет доволен =). Или еще лучше сразу приступать к программированию, а «рисовальщиков» проходить параллельно.

Что ж, пока что ситуация в этом направлении такова что всем заинтересованным в своем образовании студентам можно порекомендовать не останавливаться на достигнутых результатах и самим заняться самообразованием. Во Всемирной сети Интернет при некотором умении, а главное желании можно найти огромное количество руководств, сайтов, специализирующихся на дистанционном образовании, цифровых версий популярных учебников и многих других полезных ресурсов. Однако стоит понимать, что хоть подобных проектов в Сети великое множество, ни один из них не заменит полноценного проведенного урока с профессиональным учителем. Ни одна страница не может поделиться с учеником своим опытом и секретами работы.

У кого учиться?
Мы уже начали с молодого поколения – основного новатора в скором будущем — продолжим преподавателями. Эти люди уже давно позабыли про парты и экзамены, а зря. Нужно делать большой упор на повышение их квалификации путем предоставления им бесплатных курсов и тренингов, альтернативой которым может стать дистанционное обучение через Интернет (такие образовательные порталы, как http://www.intuit.ru, http://edu.ru и другие). Но самое главное — это чтобы преподаватель сам был заинтересован в своем роде занятости, и он должен искать новые идеи и пути их реализации.

Необходимость знания информационных технологий очевидна для каждого преподавателя, ведь, помимо учебы, он может заниматься и исследовательской деятельностью. Для примера хочу привести идею, вполне осуществимую в будущем (да и в настоящем).

Начальная математика не предполагает особых способов представления информации, но при изучении алгебры наглядные примеры просто необходимы, что уж говорить о научных исследованиях. Но чего стоит программное обеспечение таких фирм, как Wolfram Research (пакет «Mathematica» http://www.wolfram.com). Ни одно учебное заведение не сочтет необходимым приобретать подобные программы. Самое главное то, что оно и не нужно! Любой программист (а тем более группа) без затруднений реализует программу, позволяющую строить графики функций, что значительно упрощает их исследование и общее усвоение информации. Но вся идея в том, чтобы не просто создать локализованную единичную версию программы, а сделать полностью интерактивный ресурс, которым бы в любое время могли пользоваться как студенты, так и преподаватели любых учебных заведений. Можно было бы реализовать обновления для подобных программ через Интернет, а в места, где подключение к Всемирной сети отсутствует, дистрибутив можно было бы доставлять на портативных носителях. Я думаю, что в любом учебном заведении (возможно, за исключением гуманитарных) всегда можно найти группу одаренных людей для доработки программ на основе программного кода. Это позволило бы изменять содержание программы под нужды преподавателя для ведения более насыщенного урока.

pic
На основе этих разработок создалась бы своеобразная информационная пирамида (рис. 1).

Подобные методы внедрения интерактивных способов обучения с помощью IT осуществим в любой отрасли. А главное, при разработке подобных программ многие талантливые молодые программисты получили бы рабочее место и неплохую практику, что является залогом их дальнейшего успеха.

Что же делать дальше?
Мы рассмотрели некоторые проблемы в системе образования, и теперь нужно отметить, что главнейшей проблемой все же остается текучесть кадров в нашей стране.

Однако здесь намечаются и положительные тенденции. Раз старт развития IT-сферы уже дан, то в скором времени должны появиться и рабочие места. Увеличится уровень трудоустройства среди молодых специалистов.

Вывод
Для успешного развития в сфере IT нужно построить надежный фундамент, первый кирпич которого надо заложить уже сегодня. В результате этого установится взаимообратная связь между качеством образования и поднятием информационных технологий на новый уровень.

pic

Остается сказать, что развитие IT неизбежно, ну, а вот как оно будет происходить, семимильными шагами или метровыми скачками, зависит только от нас самих. И не стоит надеяться на зарубежных спонсоров. Нужно просто создать все условия для работы, и уже через несколько лет Узбекистан сможет стать конкурентоспособным новатором IT на мировой арене. Что же, как все получится, покажет время. А пока что мы с надеждой смотрим на светлое будущее, мы не будем останавливаться на достигнутом, а будем идти вперед к новым целям с новыми идеями!

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте