Дюжина вопросов ведущей веб-студии (часть 2)
29 мая 2008
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

1. История «Arsenal D» началась в 2004 году. В начале карьеры было Слово, которое замолвили где надо. Счастливчики.

1. История «Arsenal D» началась в 2004 году. В начале карьеры было Слово, которое замолвили где надо. Счастливчики.

В 2004 году СП East Telecom создало структурное подразделение под названием ColorIT Design, которое предоставляло полный спектр услуг доступа в сеть Интернет, создавало web-сайты и регистрировало доменные имена в зоне UZ.

В 2006 году ColorIT Design перенаправило свои технические возможности для предоставления широкого спектра телекоммуникационных услуг по технологии беспроводного доступа WiMAX. Появившийся в результате реорганизации оператор стал называться Max Line.

В 2006 году ColorIT Design прошло перерегистрацию и активно вышло на передовые позиции рекламной индустрии, называясь ColorIT Design Inc..

В 2006 году Max Line выступило одним из основных учредителей при создании веб-студии и регистратора доменных имен Arsenal D. Arsenal D стал правопреемником всех договоров по созданию web-сайтов, программных разработок, а также регистрации доменных имен в зоне UZ, заключенных ColorIT Design и Max Line.

СП East Telecom — это первый оператор сетей нового поколения.
Max Line — это первый оператор беспроводного доступа.
ColorIT Design Inc. — это первый оператор светодиодной рекламы.
Если продолжать логическую цепочку, то и Arsenal D — это первый ….

В чем Arsenal D первый — решать не нам, а истории. Потому что когда не знаешь, что завтра будет дефицитом, то сегодня приходится брать от жизни все. Все, что можешь взять. Так и первым стать проще, и жить интересней, ведь если вас ждут великие дела, то надо быть вежливым и не заставлять их себя ждать.

На сегодняшний день мы делаем вид, что работаем – раз право на труд уже завоевали, можно и отдохнуть.

На самом деле пашем как «раб на галере» (копирайт ВВП). Уже заняв свое «место под солнцем», мы планируем на этом месте обосноваться и «закрепиться на высоте» для воплощения своих творческих амбиций. При этом общая задача не «перегреться» и не «зазвездиться».

Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся.
О. Холмс

2. Невозможно сказать. Для дизайнеров это одно, для технарей другое, контент-менеджерам нравится третье, а «финики» говорят про работу с самым высоким показателем финансовой отдачи. Через полгода приоритеты опять поменяются, ведь выполняются новые работы, оттачивается мастерство, приходит вдохновение, и на прежние работы смотришь разве что с ностальгией.

Мы считаем, что создание веб-сайтов, как сплетенное воедино искусство различных технологий, техники и дизайна, имеет один принцип – принцип достижения своего наивысшего состояния. Если кто-то достиг этого состояния, ему пора сходить с дистанции.

3. Масштабы оценить не можем, как-то не приходилось. Перспективы могли бы подсказать, у нас талантов много, но ведь в этом вопрос.

4. Мы так не считаем. Мы считаем, что нет разницы в форме «фрилансер» или «студия», есть разница в мастерстве. В этом смысле главное, и тем, и другим идти по дороге «виртуального единоборства» (весьма важным считаем организацию ежегодных интернет-фестивалей национального домена UZ как создание благоприятной почвы для подобных состязаний). Состязания помогают нам вскрыть наши слабости и недостатки и ведут по пути самопознания и самосовершенствования.

В нашей практике примеров сотрудничества не было. Мы не идем на контакт ни с фрилансерами, ни со студиями, не хочется выяснять, знаете ли, чье кунг-фу лучше.

5. Потому что общедоступно и широко используется. Кстати, далеко не все наши сайты используют MySQL как базу данных, большинство работает на PostgreSQL.
Хотя можно хоть на С++, главное, чтобы хостинг не стал проблемным и сайт соответствовал используемым технологиям.

6. Мы пожалеем чувства читателя данной статьи. Если он не наш конкурент, ему наверняка не интересно, что мы думаем об этом. Мы придерживаемся мнения, что если от лекции мрут мухи, лучше всего ее читать в столовой.

7. А мы сделали, сделали этот непростой раздел.
У себя на сайте в разделе тарифы мы подробно ознакомили потенциального заказчика с причиной отсутствия прайс-листов.

Прежде всего создание сайта — это творческий процесс, а только после — технический.

К примеру, если вам необходима фотокарточка 3 на 4 для документов, любая мало-мальски оснащенная фотостудия сделает ее для вас за час, и обойдется это вам максимум в 1,5 доллара, а профессиональная студия откажется от этой работы. Почему? Потому что профессиональная студия сначала рассмотрит суть заказа. И если она возьмется за ее творческую реализацию, то предложит вам услуги фотохудожника, работающего на студийном оборудовании, в специально оборудованном для этого помещении, в специально отведенное для вас время, и еще много чего специального, профессионального и высококлассного. И стоить это удовольствие будет вам до 2000 евро за одну фотографию.

Мы беремся изготавливать в нашей мастерской не простые, а золотые ложки, а они дороги даже после обеда.

8. На этот вопрос у каждого веб-мастера свое мнение. Мы не используем готовые CMS при разработке сайтов. Мы пользуемся собственной разработкой. Хотя стоит признаться, что не стараемся изобрести велосипед – часто используем логику готовых Open-Source продуктов для того, чтобы применить на собственном «движке». Для этой цели в нашей лаборатории постоянно происходят опыты над готовыми, подопытными CMS, часто с печальным для них результатом.

9. Все это важно, но в меру. Это стандарты, к ним необходимо стремиться, но допустимый уровень отклонений приемлем.

10. Нет, мы не выращиваем «инкубаторских». И к летно-посадочным мероприятиям тоже не готовим.

Какими системными требованиями нужно обладать, чтобы поступить к нам в студию?
Окрыленных много, крылатых мало. Если вы способны летать в нелетную погоду, добро пожаловать, отправляйте нам свое резюме.

11. Мы не будем набивать себе цену, ведь мы всегда стараемся на совесть и скупиться не будем.

Изюминки и особенности представлены на нашем сайте www.arsenal-d.uz, а харизма проявляется в нашем ежедневном общении с клиентами, партнерами и конкурентами.

12. С какой просьбой вы обратились бы ко мне, если бы я был Волшебником?

От всей команды Arsenal D

Дорогой Волшебник!
Если сможешь, пожалуйста, сделай всех читателей журнала InfoCOM.UZ счастливее и богаче!
Если останется время, сделай так, чтобы к нам приходили солидные клиенты и заключали с нами договоры, не торгуясь.

Ты Волшебник, ты сможешь, мы в тебя верим, в конце концов, придумай что-нибудь.
А, и еще! Вкусы меняются, безвкусица — никогда. Реши для наших потенциальных клиентов эту дилемму в положительную сторону. Знаешь, как порой это достает?
Еще раз, просим – всех счастливее и богаче.
И про солидных клиентов — не забудь.

Общалась команда Arsenal D

Штурман. Стар.пом. Навигатор. Худ.рук. Контент-менеджер. Шифровальщик.

pic

V)
Компания Sarkor Solutions http://www.solutions.uz/

pic

1. Этот вопрос нам задают, наверное, несколько раз в день. Мы пишем обо всем на сайте, печатаем буклеты, пресс-релизы, а нам все равно задают этот вопрос. Наверное, люди просто устают от письменной информации и хотят расслабиться, послушать нас «вживую».

Не буду отказывать вам в этом удовольствии. Мы – компания Sarkor Solutions, которая работает на рынке уже пять лет (что является приличным сроком для веб-студии в Узбекистане).

Мы разрабатываем веб-сайты и внедряем различные программные решения. В основном это решения по управлению сайтами. Мы также работаем и с другими заказами: фирменный стиль, техническая поддержка созданных проектов, автоматизация каких-либо задач клиента (пока что в небольших масштабах).
Что мы сделали? Без ложной скромности могу заявить, что мы влили в Узнет около сотни качественных сайтов, наработали имидж стабильной и действительно перспективной компании.

Что хотим сделать? Хотим развиваться вместе с требованиями клиента, предлагать все более комплексные веб-решения для выполнения бизнес-задач, совершенствовать уровень обслуживания и поддержки клиентов.

2. А что именно считать своей лучшей работой? Самый красивый сайт и или тот, что был выполнен в сложных авральных условиях? Самый посещаемый сайт, выдерживающий огромные нагрузки, или небольшой сайт, за который мы получили больше всего положительных отзывов? Самый функциональный сайт или тот сайт, что запомнился нам самым теплым сотрудничеством с заказчиком? Каждый сайт в портфолио имеет свою историю, которую знаем только мы, по-своему оценивая победы. А гордиться, я считаю, нужно не отдельным сайтом, а в целом рабочими процессами в компании. Удалось преодолеть какие-то сложности в компании, оптимально решить проблемы – это и есть самые большие победы.

3. Отечественная веб-индустрия – это и есть один сплошной аутсорсинг. Разработчики привыкли жаловаться: мол, условий нет никаких, местные клиенты плохо платят, государство не помогает, денег никто в нашу сферу не вкладывает и так далее. А я считаю, что проблемы все в самих разработчиках, которые просто не хотят вкладывать свои силы в своеобразное «воспитание» рынка. Зачем пытаться формировать здесь нормальные цены и нормальные условия? Работать с местными клиентами и приучать их к цивилизованным отношениям? Легче засесть где-нибудь в подвальчике и работать на какую-нибудь студию из ближних и дальних стран, получая свои заказы.

4. С фрилансерами нет никаких проблем до тех пор, пока они четко осознают свой сегмент рынка (довольно-таки большой). Я знаю успешных и очень талантливых молодых людей, которые трудятся, делают яркие работы и растут прямо на глазах.
Проблема начинается тогда, когда студия приходит на какой-то крупный тендер на разработку корпоративного или государственного сайта, а там у заказчика натуральный ступор из-за разброса цен между студиями и фрилансерами, которых тоже на тендер почему-то пригласили.

Проблема – это когда крупная компания со статусом и с огромными доходами отправляет нам запрос, а в строке «Кому» я вижу не только студии, но и список всех студентов Ташкента.

Проблема – это когда к нам приходит заказчик, который заказал сайт легендарному Васе Пупкину, а тот уехал в Париж или на Багамы, и мы вместе не можем найти не только исходных материалов, но и даже каких-то паролей доступа к сайту.

5. А почему, собственно, PHP&MySQL? Мы будем работать с любыми технологиями, за которые нам адекватно заплатят. А платить сейчас готовы в основном только за эту самую экономичную связку.

6. Вопрос нечеткий. Одно дело говорить о людях, другое – об инструментах, третье – о бизнес-процессах. О любом из этих вопросов можно рассуждать часами, только кому это сейчас интересно? Я просто обобщу: в нашей компании к менеджменту проектов всегда отношение было очень чуткое. Постоянно штудируется соответствующая литература, ищутся и находятся новые инструменты для проектирования, оттачиваются решения. MS Project мы не используем, у нас используется Atlassian Jira и другие, очень эффективные инструменты для решения повседневных задач. Вся проектная документация в компании ведется на высоком уровне, и вы не найдете у нас проекта, который не был бы детально описан. Сейчас мы работаем над автоматизацией запросов по технической поддержке: ни одна задача в компании не будет ставиться устно. Я не буду подробно останавливаться на этих вопросах, не хочется облегчать жизнь конкурентам. :-)

7. Запорожец или Мерседес, а также Запорожец с тюнингом – это все равно готовый товар с фиксированной ценой. Сайт – это услуга, и если вы уж так любите его с чем-то сравнивать, то давайте сравним со строительством дома хотя бы. Каким материалом мы будем пользоваться, в каких условиях мы будем работать, кто будет работать с нами, что именно мы собираемся строить – слишком много вопросов, которые необходимо учитывать в конечной цене. Наличие прайс-листа, кроме того, практически исключает первичный контакт с заказчиком, который нам так нужен. У нас услуги не носят массовый характер, и мы готовы потратить свое время на общение с каждым заказчиком, который обратился к нам, а не просто заключить контракт по выбранной графе в прайс-листе.

8. Смотря какие CMS. Использовать готовые системы управления сайтом стоит в тех случаях, когда есть определенные объемы публикуемой на сайте информации, определенная периодичность ее обновления, определенные требования заказчика к функциональности сайта. А вообще такие вопросы мы решаем непосредственно с каждым клиентом в каждом отдельном случае, готовых рецептов нет.

9. Мы не думаем, мы занимаемся этим ежедневно.
Насчет типографики – мы всегда стараемся правильно оформлять тексты на сайте и, передавая управление сайтом, просим клиента в дальнейшем придерживаться простых правил, но пока клиент как-то очень быстро забывает о них. Типографика больше зависит не от нас в данном случае.

Насчет правильного HTML. Мы первыми начали верстать блочно, просто как-то особо не афишировали это. Сайты проверяются на всех популярных браузерах и разрешениях. Мы действуем согласно внутреннему своду правил, которые мы сами для себя выработали и постоянно пополняем.

Но я должна подчеркнуть, что у нас принцип «верстка для сайтов», а не «сайты для верстки». Мы достаточно гибки в этом плане и всех к этому призываем. Местные специалисты вроде научились читать всякие умные исследования по юзабилити, но не научились прислушиваться к клиенту, что именно для него стоит на первом плане, для кого он этот сайт разрабатывает и что стремится посредством него донести. Мы получаем иной раз на почту от молодых людей такие возмущенные, письма что у нас там-то графики много, а здесь-то сайт на 800х600 не уместился (один раз это был я – прим. Т.Г. ). Спешу всех успокоить – мы очень хорошо знаем, что делаем.

10. Инкубатор – это громко сказано, определенная школа имеется. Для того, чтобы попасть к нам на обучение и работу, необходимо отправить нам на почту письмо (info@solutions.uz), где честно рассказать о себе без преувеличения своих навыков. Все письма очень внимательно читаются. Там, где человек не подходит, иногда приходится оставлять письмо без ответа. Заранее просим у всех прощения, но мы пока не уверены в том, как отвечать на письма такого рода, потому что после нашего ответа, как правило, начинается совершенно неконструктивная беседа на тему «специалистами не рождаются, вы еще пожалеете, что не взяли меня» и т.д.

11. После пяти лет работы на рынке уже не об изюминках хочется говорить, а о реальных гарантиях, которые клиент приобретает, работая с нами.

12. Я бы хотела ответить на вопрос, какой должна быть цена на разработку сайта. Его нам тоже задают довольно часто.
Цена не должна быть низкой, как бы это банально ни звучало. Цена должна учитывать не только себестоимость разработки сайта и обязательные отчисления. Уже сегодня мы должны закладывать в стоимость услуг нормальное обучение своего персонала, предоставление ему различных социальных льгот, приобретение качественного оборудования для работы и покупку только лицензионного программного обеспечения. Только так мы можем гарантировать своему клиенту стабильное развитие своих услуг, чтобы и завтра качество оставалось на соответствующем уровне.
Фируза Аскарова.

VI)
ООО ERAVA GROUP http://www.erava.com

pic

1. ООО «ERAVA GROUP»- молодая и динамичная команда специалистов, специализирующаяся в области информационных технологий и разработки программного обеспечения. Наша компания предлагает услуги в области информационного менеджмента, web-дизайна и разработки web-приложений. Вы понимаете, что создание и развитие собственных информационных ресурсов — важный шаг к расширению границ вашего бизнеса. Мы предлагаем комплексное решение данной задачи!

Компания образована в 2004 году и динамично развивается. Несмотря на юный возраст, компания зарекомендовала себя как надежный партнер, о чем свидетельствуют постоянная растущая база наших клиентов – за 4 года смогли подружиться с более чем 40 компаниями, разработали более 70 проектов. В то же время компания является автором собственных разработок систем управления сайтами, информационными ресурсами, решений в области электронной коммерции. На сегодняшний день мы также сотрудничаем как с местными, так и иностранными партнерами в сфере разработки онлайн-услуг.

2. Знакомство с любой компанией начинается с осмотра выполненных работ. Мы гордимся каждой нашей разработкой, будь это сайт или комплексная система управления бизнес процессами. Так что, всю нашу гордость можно посмотреть на нашем сайте по адресу http://www.erava.com

3. Сегодня аутсорсинг является актуальным во всех отечественных индустриях, потому что руководству компании необходимо сконцентрироваться на развитии бизнеса и поиске новых решений, рынков, продуктов, при этом доверив рутинные операции профессионалам в соответствующей области.

Рынок аутсорсинга веб-разработок в Узбекистане пока еще находится на этапе своего становления и является небольшим по масштабам. Тем не менее есть огромный потенциал для дальнейшего роста, а именно: высококвалифицированные специалисты, высокое качество представляемых услуг, относительно невысокие затраты на оплату труда, быстрое реагирование на требования рынка и другие факторы, привлекающие иностранных заказчиков. На сегодняшний день аутсорсингом в основном занимаются фрилансеры – индивидуальные разработчики. К сожалению, некоторые административные, налоговые и таможенные регулирования ограничивают компании в этой деятельности. В то же время внутренний аутсорсинг является очень востребованным. К примеру, для многих компаний в сфере разработки и интеграции ПО, сетей или других информационных технологий, а также рекламных агентств, бывает накладно поддерживать команду веб-разработчиков, и когда клиенту необходимо готовое решение, компании передают часть заказа фрилансерам или же компаниям типа нас, специализирующимся в разработках веб-приложений.

4. Я не думаю, что фрилансеры и компании конкурируют, так как у каждого свой рынок и своя целевая аудитория. Во многом они дополняют друг друга. Бывают случаи, когда есть срочный проект, а все специалисты, как на зло, заняты или же не знают специфических тонкостей программирования, требуемых проектом. Вот в таких ситуациях и компании начинают искать ходы и выходы. Нанимать на постоянную работу нового сотрудника со знаниями нужного «языка» программирования не имеет смысла, так как такие проекты могут быть только раз в год. Приходится либо сотрудничать с другими компаниями, или же на временную трудовую занятость брать фрилансера. На рынке уже сложился свой «рейтинг» фрилансеров, есть ребята, которые делают все с умом, но есть такие же, за которыми нужно бегать и доделывать работу. У нас было и успешное сотрудничество, и плохое, на которым мы учились.

5. РНР — один из самых гибких языков программирования для WEB. Синтаксис языка, естественно, понятен, это особенно важно, когда сталкиваешься с проблемой модифицирования и использования чужого кода.

Его объектно-ориентированная модель легка в понимании и проста в использовании, что позволяет нескольким разработчикам заниматься разными частями одной задачи. Этот язык программирования распространяется бесплатно. Мало того, он распространяется также в исходном коде. А это, в свою очередь, позволяет самому собрать данный язык программирования с нужными конфигурациями или дополнить его своими модулями, конечно, если владеешь программированием на Си.

РНР легко устанавливается на любую операционную систему, и он установлен почти на 100% всех хостинг-серверов. И эта его распространенность — преимущество по сравнению с другими языками программирования.

Для того, чтобы информация хранилась и динамически менялась без особых ухищрений, обычно используют СУБД. Наиболее легко управляемой СУБД является MySQL. Она легко интегрируется с РНР, так как для взаимодействия с MySQL в РНР предусмотрено множество функций, что делает их взаимосвязь эффективной и простой.

MySQL также распространяется бесплатно и тоже в исходном коде. Она также установлена почти на 100% всех хостинг-серверов. При том, что она не очень требовательна к ресурсам машины, на которой установлена, она дает мощные инструменты манипулирования данными.

7. Это, пожалуй, самый распространенный вопрос. Какие бы дискуссии ни велись об услугах, сроках, условиях, рано или поздно все заканчивается вопросом: «Сколько?» На цену влияют разные факторы: тип и класс сайта, виды услуг, выбранные этапы, схема работы, сроки, характер взаимодействия, оперативность согласований и утверждений и т.п. Главным вопросом является не стоимость услуг, а соотношение стоимости к объему, качеству работы и гарантиям. Четких прайс-листов у многих нет, так как нет единых устоявшихся терминов и стандартов на объемы, качество работ и гарантийное обслуживание.

8. Действительно, использование готовых движков не всегда оправданно. Ведь бывают и одностраничные сайты, и сайты в несколько страниц, которые не обновляются вообще никогда, или очень редко. Все зависит от концепции сайта и технического задания. Иногда мы так и поступаем, пишем простой статический сайт и при необходимости специально для этого сайта пишем пару специфических скриптов, позволяющих реализовать требуемую функциональность.
Однако в большинстве случаев использование готовых движков ускоряет, упрощает, а значит, и удешевляет работу. Зачем каждый раз изобретать велосипед, если весь мир уже на автомобилях ездит? Готовый движок позволяет просто использовать наиболее распространенные функции сайта — писать новости, статьи, создавать фотогалереи, управлять пользователями и т.д. Если перед сайтом стоят стандартные задачи, подойдет движок со стандартными функциями. Если к сайту предъявляются более расширенные функции, их можно реализовать как дополнения к движку. Если же вы хотите чего-то особенного, никаких проблем, мы напишем все с нуля. В любом случае мы поможем вам реализовать именно то решение, которое будет оптимальным для вас.

9. Мы понимаем и любим красоту души, красоту в природе, искусстве. Веб-дизайнеры создают визуально привлекательные сайты. Существует и скрытая от глаз посетителя часть сайта — его исходный код. Правильная и красивая верстка всегда оставляет положительное впечатление о сайте, как и дизайн. Но многие возражают: зачем нужно соблюдать какие-либо правила в HTML-коде, когда посетители и не подозревают о наличии этой стороны документа? Даже заказчики веб-студий не предъявляют к коду никаких требований (хотя их отсутствие вполне объяснимо). Прежде всего это нужно нам самим. Когда структура документа прозрачна и логична, нам самим легче в нем ориентироваться.

Иными словами, привлекательным должен быть не только внешний вид сайта, но и ее код, что значительно облегчает поддержку и модификацию страницы как самим разработчиком, так и другими дизайнерами.

10. Требования – желание работать, фантазировать и творить чудеса дизайна, программирования и техники :) Руководство компании всегда с энтузиазмом готово брать на борт молодых специалистов, проводить тренинги и обучать во время практики. На сегодняшний день мы тесно сотрудничаем со многими учебными центрами, являемся наблюдателями, анализируем и оцениваем работы студентов. При этом отличившиеся ученики получают возможность практики в реальной студии, работая над реальными проектами и в дальнейшем трудоустроиться.

11. Мы не особенные – мы, как и все другие студии. У нас есть все условия, оборудование и ресурсы для удовлетворения требований клиента. Но спектр услуг нашей компании отличается тем, что устойчивые конкурентные позиции компании обеспечивают:
• широкий спектр интегрированных услуг
• ориентирование на поставку завершенного корпоративного решения
• высокая ответственность перед клиентом и ориентирование на установление долгосрочных партнерских отношений
• сжатые сроки выполнения проектов
• гарантированное качество проекта, понимаемое как удовлетворение бизнес-требований клиента при заданных ограничениях на сроки и ресурсы
• высокая компетентность персонала
• умеренные цены
• эффективная поддержка конечных пользователей.

Ойбек Амилов,
директор ERAVA GROUP.

VII)
Design.uz Studio http://www.design.uz

pic

1. Рассказывать особо нечего :) – наверное, самая старая веб-студия в Ташкенте, образованная в 1998 году. Лучшей себя не считаем. Основное отличие — мы уделяем особое внимание клиентам и качеству работы. Сделали много проектов — из интересных: www.kino.uz, www.vse.uz, www.statistics.uz

2. Гордимся, наверное, всеми работами — выделять особо какую-либо не корректно.

3. Местный аутсорсинг пока еще в зачаточном состоянии, но много компаний и фрилансеров работает на внешнем рынке.

4. Есть положительный и отрицательный опыт работы с фрилансерами. То же самое относится к конкуренции. На рынке конкуренция большая, и хотя считается, что от этого выигрывает потребитель, качественный уровень работ, к сожалению, не улучшается (опять-таки на местном рынке). Из-за этих причин основные студии работают на внешнем рынке.

5. Потому что дешево и сердито :) На самом деле не важен инструмент, а важен результат. В случае с PHP и MySQL: наибольшее количество специалистов именно в этой связке, хостинг и дальнейшая поддержка наиболее гибкая. То есть причины, скорее, экономические.

6. Мы используем MS Project и другие средства для автоматизации управления проектами. Пользуемся и другими инструментами. Кстати, эти бизнес-процессы являются ноу-хау и коммерческими секретами компании, не думаю, что кто-либо будет подробно их описывать. Нужно ли их применять опять, все зависит от уровня компании и экономической целесообразности. Не думаю, что фрилансеры пользуются такими инструментами.

7. На самом деле наиболее адекватная оценка работы — это количество затраченного времени на проект. Существует более или менее объективная стоимость нормо-часа для каждого типа проекта. Из опыта можно ориентировочно сказать, сколько времени займет проект. Так как в области IT невозможно определить точно длительность проекта и, соответственно, стоимость, то компании не рискуют размещать прайс-лист (прайс-лист с указанием стоимости нормо-часа ничего не скажет клиенту). С другой стороны, тем, кто занимается шаблонными разработками, не сложно подсчитать средние сроки проектов и разместить подробный прайс-лист.

8. Стараемся не использовать их. Но в крайних случаях можно использовать стандартные компоненты, такие как форум или блог.

9.Считаем, что нужно следовать стандартам предметной области, но опять-таки все зависит от проекта, в некоторых случаях возможны компромиссы.

10. Есть инкубатор. Системное требование одно — желание работать в этой области.

11. Мы любим свою работу и делаем ее с удовольствием. Результат соответственно особенный :)

12. Думаю, достаточно вопросов :)

Шухрат Захидов,
директор студии Design.uz

VIII)
Рекламное агентство BRAND.uz http://www.brand.uz

pic

1. Работаем с 2001 года. С самого начала нашей деятельности в сфере отечественной веб-индустрии пропагандируем идею о том, что сайт – это не переложенная (сверстанная) брошюра, а готовое бизнес-решение. Сайт – это не просто визитная карточка в Интернете, он обязательно должен помогать бизнесу. Поэтому, создавая проект, мы адаптируем его под бизнес-процессы клиента.
Планов много, о них в свое время, по мере их осуществления.

2. Невозможно выделить только один самый лучший проект из всего нами созданного. Хочу отметить, что самые любимые наши работы – это проекты, созданные нами тематические проекты, которые остались в нашем активе. Это http://www.pr.uz, http://www.krasota.uz, http://www.rezume.uz, http://www.love.uz, http://www.idea.uz. Они были созданы на часть прибыли от коммерческих проектов и поддерживаются силами нашей компании.

3. Я не обладаю точными данными о масштабах аутсорсинга, но уверен в том, что услугами наших специалистов пользуются не потому, что они предлагают уникальные решения, а по той простой причине, что платить им нужно на порядок меньше, чем если задействовать кадров-аборигенов. А в целом к аутсорсингу отношусь очень положительно. Веб – одна из немногих сфер, работая в которой, сотрудник может оставаться в Узбекистане, экспортируя при этом свои услуги за рубеж, потому что Интернет стирает границы. Для Узбекистана это очень выгодно, потому что специалист не покидает страну, а валютный доход государства при этом увеличивается. Плюс — приобретение опыта и западных стандартов, которые автоматом экстраполируются (проецируются) на местные ресурсы. Но для экспорта качественных услуг необходима серьезная образовательная поддержка от государства, от различных фондов для того, чтобы программисты могли предлагать уникальные решения за достойную оплату. В этом случае наших кадров не будут воспринимать как чернорабочих, которым можно платить меньше.

4. Я плохо понимаю, что такое конкуренция в вебе. Мы со всеми студиями в хороших отношениях, регулярно сбрасываем друг другу заказы, помогаем друг другу, если необходимо. Так сложилось, что в ташкентской «силиконовой долине» все знают друг друга, дружат. Вот с Erava, Doda, Sarkor Solutions мы даже дружим семьями, ходим друг другу в гости.

5. Потому что PHP — универсальный язык программирования, легкий в понимании. Скрипт, написанный на PERLе, состоит из 10 строк, на PHP такой же скрипт — в одну строку. PHP экономичен в потреблении серверных мощностей. Еще немаловажная причина — все хост-провайдеры Узбекистана поддерживают PHP, в то время как с остальными языками программирования могут возникнуть вопросы.

6. Два года назад я пробовал внедрить систему UML в работу дизайнеров и программистов. Оказалось, что создание самого UML — проекта занимает больше времени, чем работа над сайтом. Для наших проектов, небольших по масштабу, не нужен UML. Это только мое понимание вопроса.

7. Еще раз повторюсь: мы продаем бизнес-процесс, а не переложенные брошюры. Соответственно подход должен быть гибким и чутким. Мы не приступаем к работе без того, чтобы не вникнуть в детали, и цена формируется из комплекса задач, которые мы совместно с заказчиком ставим перед собой.

8. Мы используем только свои разработки. Готовые CMS — это героиновая игла: втянетесь, а изменить при необходимости ничего не сможете. А дальнейшая покупка лицензий – это не всегда рентабельно.

9. Вполне возможно, что все эти термины я применяю исключительно на практике. Но теоретически я не в курсе, поэтому не могу ответить на ваш вопрос.

10. Предпочитаю работать с готовыми специалистами. В среднем стаж работы программиста в Узбекистане – 3 года, соответственно, возраст наших программистов в среднем – 22-24 года. Многие из тех, кто старше и опытнее, к сожалению, уже уехали.

11. Мы много работаем, четко отлажен тайм-менеджмент. Я всегда был и буду выступать против внеурочной работы, заставляю всех отдыхать в выходные и после шести вечера не задерживаться. Это мой принцип, человек работает ради жизни, а жить ради работы. Особенны мы еще тем, что наша компания самая взрослая из всех существующих на сегодня. Нам скоро 7 лет, и нет отрасли, для которой бы мы не работали.

12.Когда государство будет на деле поддерживать IT-специалистов?
Сейчас мы варимся в собственном соку, поэтому качество сайтостроения в Узбекистане значительно отстает от того же Рунета. Обмен опытом (в нашем случае — его перенимание) пойдет нам только на пользу. Я очень надеюсь, что настанет время, когда наши айтишники будут ездить на зарубежные семинары, а к нам будут приезжать специалисты мирового уровня.

Алишер Юсупов,
директор BRAND.uz

pic

Всем спасибо!
Огромное спасибо всем компаниям, которые нашли время принять участие в этом интервью.

И это всё (все)?
Нет, это не все. К моему глубокому сожалению, одна превосходная студия не вошла в этот обзор. Сюда также не вошли компании, которые в основном занимаются софтверными разработками, а веб-сайтами лишь в частности. С ними нам ведь будет интересно поговорить на другие темы, верно?

Он и меня НЕ посчитал!
Просто я умею считать всего лишь до десяти. Но, по правде говоря, море Узнета выдержит и больше десяти пароходов (веб-студий). В чем же дело? Конечно, можно перечислить всех, чтобы никому не было обидно, но… Если у вас нет сайта, и Яндекс не может найти. Если молчит даже Google, каталоги грустно пусты… Я тоже не могу найти вас, правда? Если вы не смогли ответить на мое письмо в течение недели, наверное, клиентам тоже будет сложно с вами общаться? Если сайт в разработке или если на нем есть ошибки, а в портфолио три работы, может быть, всё еще впереди? И мы обязательно пообщаемся в будущем! И можно будет радостно сказать: «Я – это раз!».

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте