Большая цена маленького сайта
5 августа 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Игорь Мельников.

– Здравствуйте, студия <------>.
– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а как вы определяете стоимость сайта?
– Вы хотите у нас сайт заказать?
– Не совсем так. Просто, меня интересует, как цена получается. Я вам скажу, что мне нужно, вы говорите цену, а как она получается?

– (Смешок) Она складывается из затрат по созданию этого сайта.
– А подробнее можно? Я примерно представляю, как это происходит, но подробнее – в цифрах?
– А вы, простите, кто?
– Я? Игорь … , журналист – начинающий.
– (Смешок) Начинающий? Ну, удачных вам начинаний. Вы знаете, это вообще-то коммерческая тайна вроде как. Поэтому ничем вам помочь не сможем, извините.

– Здравствуйте.
– Алло, здравствуйте, студия <-------> № 2?
– Да, да, здравствуйте, это мы.
– Скажите, пожалуйста, а как вы определяете стоимость сайта?
– (Слегка раздраженно) То есть стоимость сайта? Мы вам высылали коммерческое предложение? Представьтесь, пожалуйста.
– Нет, я просто журналист, меня интересует, как вообще определяется цена сай…
– Сейчас, одну минуту подождите, ладно?
– Да, конечно.
– Здравствуйте. Меня зовут <----->, я вас слушаю.
– Скажите, пожалуйста, а как вы определяете стоимость сайта?
– Стоимость какого сайта? Вы к нам обращались уже, да? Как вас зовут?
– Понимаете, я журналист, я хочу…
– А с каким изданием вы работаете?
– Ну, э-э, пока ни с каким, и я хотел бы с вами погово…
– До свиданья, это несерьезный разговор.

Да… Тяжела доля журналиста, тем более начинающего. Наверное, подумали, что розыгрыш. Ладно, наверное, придется приехать к ним и долго убеждать. Позвоню еще раз. Но еще раз был точно таким же – приводить примерный диалог не буду, потому что он получился коротким, грустным и направляющим. На четвертый раз, наконец, дозвонился в студию Micros Design (www.design.micros.uz). Выслушав меня внимательно, обещали помочь и предложили приехать. Готовясь к встрече, я промониторил некоторые форумы, узнал общее настроение и надел мятую рубашку. Мятую рубашку? Ну, это для удачной шутки – я побоялся включать сегодня утюг, опасаясь вещания про Битрикс.

В студию я попал в чудесное время – в обеденное, но уже в пообеданное для сотрудников студии. Поэтому мне дружно уделили время все – начиная от самого руководителя студии Виктора Векслера, до программистов, которые в обычное время совершенно не идут на контакт с посетителями, царапаются и норовят уйти в код с головой. Мы общались, мне показывали сайты, работы, программы, большие (очень большие) коробки Битрикса и я все понял. Когда мы стали думать, в каком формате это все будет описывать, все-таки решили отказаться от формы интервью. Первый дизайнер сказал это, а программист добавил то, а я спросил это, а здесь мы открыли страницу такую-то, а это нужно для развития и обеспечения, словом, скучно. Поэтому все, что я услышал и увидел, я решил описать самостоятельно. Для примера взял учебный сайт, который делали на курсах по PHP слушатели учебного центра, расположенного там же, где и веб-студия.

Итак, сайт начинается с его оформления. Дизайнер разрабатывает шаблон сайта. В программе Adobe Photoshop, например:

pic

Это один из готовых учебных шаблонов. Но он тоже был когда-то создан. Чаще всего сайт содержит элементы анимации, которые представляют собой флеш-ролики. Дизайнер делает их в пакете Adobe Flash:

pic

Сколько стоит разработать шаблон сайта? Назовем скромную цену в $200. Это очень мало – бывают решения, стоящие в 10 и 100 раз больше. Но мы будем считать, такую вот маленькую цену. Разработка среднего шаблона может занять неделю. Очень сложного еще дольше – вплоть до месяца.

Теперь картинки и ролики нужно сверстать – сделать страницу с ними. Перевести на язык HTML. Даже макет должен нормально отображаться во всех браузерах. Работы здесь максимум на два дня – верстальщику. Цена вопроса – $30. Верстальщик работает в Adobe Dreamweaver:

pic

Конечным продуктом работы дизайнера и верстальщика становится страница, которую уже можно показывать заказчику:

pic

Заказчик смотрит на шаблон и отмечает все, что ему нравится. Или не нравится. Например, эти ноги в центральной ячейке. Хорошо, уберем. И заменим мертвые картинки на баннере. Сделаем.

Пока дизайнер и верстальщик создавали креатив, кто-то уже должен был думать над структурой сайта. Придумывать, общаться с клиентом, объяснять и убеждать должен менеджер проекта. За этот сайт ему нужно заплатить $150. Над этим простым сайтом он будет работать целую неделю. Заметки он может вносить в Microsoft Project:

pic

Но даже если он не будет использовать эту программу, он все равно будет работать головой. И все равно ему придется платить.

Когда заказчик понял, чего он хочет, когда менеджер проекта понял заказчика, рождается ТЗ – техническое задание. Это ноты для симфонии программиста. Или программистов. Далее остается только запускать Zend Studio и кодить, думать, кодить:

pic

Словом, делать функциональность сайта. Пока программист будет работать над этим сайтом в течение 4 дней (1 день работы = $25, всего 4 дня = $100), для сайта нужно будет придумать текст. Не обязательно стихами и даже не обязательно в рифму. Хотя бы суровой прозой. Этим будет заниматься редактор, который называется по-модному «контент-менеджер» (content в перев. с англ. – «содержимое»). Иногда его еще называют копирайтером – потому что он придумывает оригинальные тексты, а внизу страницы грозно их подписывает «Copyright, все права защищены!!!». Средняя ставка – $4 за тыс. символов без пробелов. Для сайта нужно хотя бы 8-10 страниц (25 тыс. символов). Итого 25*4 = $100. Редактор работает в программе Microsoft Word, в которой есть встроенная функция подсчета денег:

pic

Сайт готов. Он полностью работает на локальном компьютере. Мы еще не говорили о том, чего хотел заказчик? Обычно он и сам полностью это осознает, только когда уже видит готовый сайт. Дело в том, что к нам обратился заядлый киноман, который хотел не такой большой сайт, как www.kinomania.ru и уж точно не такой огромный сайт, как www.afisha.uz. Он хотел простой небольшой сайтик – категории фильмов, сами фильмы, рецензии, комментарии, поиск, подписка, опрос, словом – джентльменский наборчик:

pic

Да, конечно, администраторская часть сайта позволяет редактировать все его содержимое. Это очень просто, как оставить сообщение на форуме:

pic

Сайт полностью готов. Сейчас это просто набор файлов, которые лежат в папке:

pic

Ничего сверхъестественного. Теперь нам нужно зарегистрировать доменное имя – вроде www.filmchik.uz и разместить его в Интернете, чтобы он был доступен всем желающим. Идем на сайт Провайдеры Ташкента (http://prov.com.uz/registratoryi-domena-uz/) и смотрим всех регистраторов. Имя обойдется примерно в $25 (на год), размещение в сети (тоже на год) порядка $115 – если брать, например, тарифный план ”L” (http://hoster.uz/rus/plans.htm). План «L» – это первый взрослый, размер имеет значение – чем больше размер вывешиваемых файлов, тем дороже тарифный план.

Итак, сайт готов. Сколько он стоит? Подсчитываем все и выводим таблицу:

pic

Это, конечно, только ориентировочные цены для ориентировочного сайта. Мы также совершенно не учли следующие расходы:

pic

Директору, поскольку он всю эту студию организовал и вообще, руководит ею, тоже нужно получить прибыль с этого проекта. Но это, конечно, очень сложный и деликатный вопрос. Амортизация включает в себя закладывание части средств на приобретение компьютеров, на обучение сотрудников, на лицензионное программное обеспечение и его последующие версии. Словом, думаем о завтрашнем дне. Тестер (не тостер! и не тамада!) – это студент, который находит ошибки, которые не видят (или не хотят видеть) программисты. За такой простой проект он получит только вкусную еду. Управлять сайтом очень просто, но все же, если заядлый киноман захочет справку к сайту, то придется написать. Пункт «Корм для рыбок в офисе» включает в себя средства для приобретения корма для рыбок. Офисные рыбки могут быть разными, подробнее здесь: www.aquatropic.uz/r3/r3.2.html

Итак, цена сайта получилась довольно солидной. Сколько стоит сайт про кино, ну чтобы можно было рецензии писать и комментарии оставлять? Больше $1000? А почему так дорого?

Заказчик хочет форум, блог, голосование по всем вопросам, систему рассылок, рейтинги и обязательно интернет-магазин? Сделаем! В течение 2,5 месяцев. Если в днях, то 22+23+11 = 46 рабочих дней. Примерная смета такова:

pic

Итого $3715. Вспоминаем, что все-таки, кроме фонда заработной платы есть и другие статьи расхода для фирмы. Аренда, например – $300 в месяц. Итого $5000 за достаточно обычный сайт.

А если проект очень сложный? Заказчик хочет супер-сайт для бизнеса, содержащий кучу модулей:

pic

И это сделаем! За 4-5 месяцев и много-много денег.

Как получить то же самое, но в два-три раза быстрее? И в четыре-пять раз дешевле? Давайте рассмотрим, что увеличивает стоимость проекта и сроки работ. Дизайнер нарисует сайт совершенно за ту же самую стоимость. Хостинг и доменное имя будут такими же. Главное, на что тратятся деньги – на разработку функциональности, на оплату труда программистам. И соответствующие временные издержки, вроде аренды офиса. Но давайте задумаемся, можно ли использовать функциональность сайта («движок», 8 цилиндров) для книголюба, который пришел сразу после киномана? Добавлять рецензии к книгам, указывать вместо ролей и режиссера название издательства и авторов. Вместо фотографии – обложки книг. Словом, нужно только поменять кое-где названия и не нужно снова писать код с нуля в течение четырех дней. Мы получили готовую систему управления cодержимым сайта, или CMS – от англ. Content Management System. Она может многократно применяться и адаптироваться для различных проектов.

Но наша простейшая CMS не может многое. Нет форума, нет статистики, нет валюты. Можно, конечно, самим это все написать – за пару тройку лет. А можно воспользоваться готовыми решениями, которые содержатся в различных версиях пакетов CMS 1С-Битрикс (http://www.1c-bitrix.ru/editions/comparison.php)

Таблица сравнений редакций

pic

Наиболее подходящими для всех задач бизнеса являются пакеты от Старта ($200) до Бизнеса ($2000). Сама компания 1С-Битрикс не разрабатывает сайты, это делают ее партнеры, которые есть и в Узбекистане. Заказчик получает уже готовую функциональность, следовательно, задача студии сводится только к настройке и доработке под конкретные нужды готового решения. Понятно, что по срокам и средствам – это намного быстрее и дешевле, чем разрабатывать все с нуля.

Словом, осознав это, я теперь не боюсь включать утюг и, закончив писать эту статью, пойду гладить рубашку.

Мы разобрались, сколько стоит сделать сайт. Для объективности, идем на сайт http://www.cmsmagazine.ru/, читаем аналитические обзоры студий, CMS и ищем критику 1С-Битрикс. Также пытаемся найти недостатки этой системы. Например, очень плохо, что для использования этой системы все-таки нужно платить деньги. Но это, наверное, объективный недостаток – для создания сайта тоже, к сожалению, нужно платить деньги. Ну и не забываем про сайт самого Битрикса www.1c-bitrix.ru. Читаем, думаем, принимаем решения.

Примечание. Статью нужно считать рекламой следующих товаров, компаний и услуг: городской телефонной сети, студии Micros Design, учебного центра, Adobe Photoshop, Adobe Flash, языка HTML, Adobe Dreamweaver (вообще, корпорации Adobe, получается), чьих-то ног, чьего-то шаблона, каких-то журналистов, 2002 года, Microsoft Project, Zend Studio, языка программирования PHP, Microsoft Word, функции «Сервис \ Статистика» в программе Microsoft Word, сайтов www.kinomania.ru, www.afisha.uz, www.filmchik.uz (несуществующего, пока), www.prov.com.uz, www.hoster.uz (Хостинга Саркора), рыбок в офисе и на сайте www.aquatropic.uz, профессий дизайнера и программиста, контент-менеджера и верстальщика, просто менеджера, CMS, сайта (снова) www.cmsmagazine.ru, утюга, рубашки и, конечно же, Битрикса .Ну и все названия принадлежат соответствующим торговым маркам и все такое прочее.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте