Социальные сети – бум и насыщение
21 августа 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

Продолжающийся бум социальных сетей постепенно приобретает новые черты, достойные рассмотрения под разными углами. Продолжают лидировать в Рунете (имеется в виду весь русскоязычный сегмент Интернета) те же, что и раньше три социальные сети.

Это «Одноклассники», заявившие недавно о 20 миллионах участников, это «В контакте», по некоторым публикациям опережающие «Одноклассников», и «Мой Мир», который создатели от Mail.ru считают самым массовым сервисом. Хотелось бы думать, что мир сетевой поделен и пропорции определились, но на самом деле это не так. Процессы бурлят и перемешиваются, делая любую статистку устаревшей уже по прошествии нескольких дней. Появляются новые социальные сети, на старых появляются новые сервисы, все время приходит пополнение новых пользователей, затягиваемых в эти сети, плюс, точнее минус – большое число пользователей удаляют себя, разочаровавшись в той или иной социальной сети. Еще надо упомянуть большое число пользователей, гордящихся тем, что не присутствуют ни в одной соцсети. Могут гордиться, имеют право, то же самое, как гордиться тем, что никогда не смотрите телевизор. От этого телевидение не перестает быть самым важным социальным, культурным, политическим и информационным явлением современной жизни. То же и социальные сети – от того, что кто-то их игнорирует, масштаб явления сильно не уменьшается.

По мере насыщения Рунета социальными сервисами начинает ужесточаться конкуренция. По данным журнала еще в нынешнем апреле рост «Одноклассников» и «В контакте» не только замедлился, но и прекратился. Все чаще появляются публикации о том, что социальные сети клонируют друг друга, что рунетовские копируют англоязычные популярнейшие образцы, в обзорах появляются упреки к разработчикам, их ответы и прочая сопутствующая шумиха, призванная напоминать читателям о сервисах. Уже есть первые судебные разбирательства – «Одноклассники» добились постановления суда о закрытии явно похожих на них «Одноклассников на КМ.ру». Война принимает и крайние уродливые формы, например, упоминание словосочетания «В контакте» рассматривается модераторами «Одноклассников» как недопустимое, на уровне мата. Социальная сеть «В Контакте», в свою очередь, заблокировала любые взаимодействия с BestPersons.ru. (Источник –Roem.ru) В то же время есть примеры дружеской интеграции, например, сеть moskva.ru «дружит» с сервисом bestpersons.ru

pic

Естественно, что пользователю «войнушки» сервисов ни к чему, они не только ограничивают функциональное взаимодействие, но и плохо выглядят. Известный сетевой писатель Алекс Экслер, например, сразу удалил себя из «Одноклассников», когда узнал об их неприглядных методах «борьбы» с конкурентами. По большому счету пользователям нужна именно интеграция, ведь хочется собрать плюсы каждой из сетей. Я бы хотел видеть на одной странице сообщения от «Одноклассников», вакансии с «Моего круга», новости сообществ «Фрактального» из «В контакте» и «Истории Ташкента» в «Моем мире», комментарии к моим фотоальбомам на Яндексе. Конечно же, интеграция нужна при условии продолжения конкуренции между сервисами, ибо именно она заставляет создавать настоящие подарки пользователям.

pic

Вернемся однако к «дислокации сил». К тройке лидеров вплотную подступают такие хорошо известные в Рунете социальные сети как пара яндексовских «Мой круг» (уже ветеран среди соцсетей, сделан упор на поиск работы) и «Я-ру», а также «Мир тесен», «Привет.ру»… далее идут уже не вершины, а бесчисленных холмики, повторяющие те же самые сервисы. Куда же должны идти новые пользователи? Или в устоявшиеся-сложившиеся лидеры, или отыскивать новый сервис по душе. И ведь есть куда пойти. Заработал вроде бы предсказанный зимой аналитиками тезис о развитии «нишевых» социальных сетей. А ниш может быть бесконечно много. Постоянно появляются новости о новых векторах развития социальности. Так, например, перспективным признано направление «для пожилых людей», ибо их приходит все больше и больше и им вряд ли по душе подростково-студенческая направленность почти всех соцсетей. Отмечен бурный рост «женских» сайтов, объединений владельцев зеркальных цифровых фотоаппаратов, любителей кошек, территориально-местечковых, объединяющих жителей города или района города, соцсетей определенного сервиса или продукта – например, крупного провайдера с большими внутренними ресурсами. Появилась «Сеть профессионалов», давно работает сообщество разработчиков на платформе Microsoft, есть соцсеть рекламщиков-оптимизаторов сайтов, автолюбителей и многие другие.

Но что-то пока не слышно об особом успехе какой-то нишевой соцсети – народ все равно «валит» в лидирующие, ибо «все уже там». Стандартный функциональный набор для «общих» социальных сетей обычно включает блоги, фотоальбомы, гостевые книги, личную переписку, сообщества по интересам и персональные данные. Но, во-первых, этот набор меняется, у каждой соцсети уникален (например, в «Одноклассниках» нет блогов). Во-вторых, реализация каждого из этих сервисов у каждой соцсети особенная, у каждой свои плюсы и минусы. Так что посетителям есть, из чего выбирать. Правда, тут надо отметить, что большинство моих знакомых с «Одноклассников», например, недавно в Сети, они не знают, что такое блоги, не говоря уже о том, чтобы оценить утонченные рюшечки реализации блогов, и из-за них перейти в другую соцсеть. К стандартному набору активно добавляются многочисленные возможности у разных соцсетей вроде отметить себя на карте, хранить свои закладки, хранить видео, вместе кататься на велосипедах.

Теперь самое время отметить эффект, сводящий на нет усилия тысяч разработчиков, промоутеров и продюсеров социальных сетей – народ идет не туда, где много функционала, а туда, где уже много народа, то есть, в ЖЖ или другие массовые блогосервисы. Никому не хочется писать блог в вакууме, все пишут для своих друзей, точнее, «френдов», в расчете на их реакцию. Поэтому миллионы пользователей сидят именно в «Живых журналах», несмотря на примитивный функционал, отвечающий запросам десятилетней давности. Артемий Лебедев спросил недавно в своем журнале – какой бы функционал хотели бы иметь в «Живых журналах» его читатели? За несколько часов его «френды» «настрочили» более полутора тысяч комментариев с пожеланиями – ибо наболело, все видят, как ЖЖ отстает от того, что давно стало нормой в других сервисах. Но – никто не собирается уходить, даже не смотря не периодические скандалы, учиняемые владельцем ЖЖ – компанией «СУП», потому что связи устоялись, сотни хороших знакомых читают меня, я читаю их, это важная составляющая культурная, эмоциональная, социальная, отказаться от которой очень трудно. Тем более, ради технологических рюшечек. Общение стократ дороже. «Мы ищем в Сети подтверждение существования себя».

Это был беглый августовский обзор социальности в Рунете.

pic

Социальные сети Узнета неоднократно рассматривались, бума не наблюдается, русскоязычный народ сидит в рунетовских сервисах, но зато сеть на узбекском языке http://www.bool.uz/ бурно колосится. Перечень узнетовских социальных сетей был в майском обзоре на странице – с тех пор изменений мало, разве что добавилась новая сеть http://www.vsetut.uz. Единственное, чем могут узнетовские сети в перспективе «перетянуть» на себя посетителей, это созданием сервисов, заточенных под местные условия. Для этого надо не просто развернуть движок, а хорошенько подумать. Ждем с нетерпением – местная социальная ниша пустует.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте