Лицензия на свободу
26 сентября 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

Пусть жираф был не прав, —
Но виновен не жираф,
А тот кто крикнул из ветвей
«Жираф большой, ему видней!»
В. Высоцкий. Песенка ни про что или что случилось в Африке.

Технический и интеллектуальный взлет, наблюдаемый в течение нескольких веков, тесно связан с патентным и авторским правом, а возможно, и обеспечен соблюдением этих прав. Законодательство, закрепляющее авторство и материальные привилегии автору изобретения или художественного произведения стимулирует творчество, является гарантом цивилизованных отношений в таком деликатном вопросе. Согласно «Википедии, свободной энциклопедии», патенты в современном понимании этого слова появились в 1474 году в Венецианской Республике. В этом году был издан указ, согласно которому о реализованных на практике изобретениях необходимо было сообщать республиканским властям, с целью предотвращения использования изобретений другими лицами. Срок действия патента составлял 10 лет. В 1623 году в Англии издан «Статут о монополиях», согласно которому патенты выдавались на «проекты новых изобретений». Первый патентный закон США (Patent Act) издан в 1790 году. В России в 1812 году появляется первый общий «Закон о привилегиях», а в 1830 году законом от 30 марта устанавливаются основные понятия патентного права.

А вот первые три даты из истории авторского права: 1710 год. Впервые принят закон, вводящий авторское право. Закон защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. В том же году литератор Джон Бэрри из Филадельфии защитил свою книгу «Книга Филадельфийского Произношения». 1802 год. Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии. 1831 год. Право на авторское право получают композиторы. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайта продлен до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет.

По патентоведению и защите авторских прав написаны целые библиотеки, этот институт остается важнейшим залогом прогресса технического и творческого. Однако в эпоху развития компьютерных технологий отношения владельцев авторских прав и потребителей субъектов их зашиты стали приобретать новые очертания. Началось с того, что в программировании возникали ситуации, когда соблюдение авторских прав стало тормозить развитие отрасли за счет ограничения обмена идеями, отчислений правообладателям, необходимости следовать установленным извне правилам. Разработка программ превратилась в бизнес, а его законы, направленные на получение прибыли, зачастую конфликтовали с требованиями технического прогресса. Первым, кто разработал и обобщил новый подход к распространению программных продуктов, был Ричард Столлмен. В 1983 году, будучи уже известным программистом, автором популярного тогда текстового редактора EMACS, работая в в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского Технологического Института (MIT AI Lab), Столлмен предложил проект GNU, перевернувший впоследствии все отношения в программной индустрии. GNU значит «Gnu’s Not Unix» (GNU, не Unix), эдакая обратная аббревиатура в духе хакерских каламбуров. На базе проекта GNU родилась и окрепла идеология свободного программирования. В последнее время чаще пишут о лицензии GNU GPL, вот что говорит о ней Википедия.

GNU General Public License (иногда переводят, как, например, Универсальная общественная лицензия GNU, Универсальная общедоступная лицензия GNU или Открытое лицензионное соглашение GNU) — лицензия на свободное программное обеспечение, созданная в рамках проекта GNU в 1988 г. Её также сокращённо называют GNU GPL или даже просто GPL, если из контекста понятно, что речь идёт именно о данной лицензии.
Цель GNU GPL — предоставить пользователю права копировать, модифицировать и распространять (в том числе на коммерческой основе) программы (что по умолчанию запрещено законом об авторских правах), а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права. Принцип «наследования» прав называется «копилефт» (транслитерация английского «copyleft») и был придуман Ричардом Столлмэном. По контрасту с GPL, лицензии собственнического ПО очень редко дают пользователю такие права и обычно, наоборот, стремятся их ограничить, например, запрещая восстановление исходного кода. Конец цитаты (с купюрами).

Популярность продукции «свободного программирования» необычайно велика. Созданы операционные системы (десятки сборок), офисные пакеты, браузеры, почтовые программы, антивирусы, графические редакторы и еще сотни разных приложений. Основные споры в любом сообществе айтишников непременно ведутся вокруг «свободного» и противостоящего ему «проприентарного» закрытого программирования, точнее, их продуктов. Споры получили название «религиозных войн» за бесконечность и невозможность примирения в принципе из-за разницы в подходах к процессу. Наш журнал неоднократно публиковал статьи по свободному программированию, на этот раз напоминание о нем служило вступлением к основной теме статьи.

А тема эта коснется авторских прав на тексты, изображения, видео и музыкальные произведения. В связи с развитием цифровых носителей и особенно в связи с легкостью передачи и распространения произведений через Сеть возникли предпосылки для пересмотра отношения к авторским правам на произведения авторов. Естественно, не у всех, но у значительной части участников процесса. Сошлюсь на свой опыт. Лет шесть назад мне показалось некрасивой, неэтичной обычная на сайтах фраза о том, что все права защищены и попадают под действие закона о защите авторских прав. Как если бы вы пригласили гостей домой, но запретили что-либо трогать под угрозой расправы. Аналогия, возможно, кривовата, многие ее сочтут притянутой, но не важно, можно, наверное, найти пример и поудачнее, может, кто-то из читателей подскажет. В общем, на сайте появилась надпись: «Права не защищены, копируйте на здоровье», расположенная на нем и поныне. Многих она раздражает, я получал гневные письма, на ярых защитников авторских прав она действует как красная тряпка на быка. Сейчас я и сам понимаю, что в этой надписи больше детского задора и правового нигилизма чем внятного отношения к процессу делегирования части моих прав на содержание. Ибо эта фраза не отвечала на десятки возникающих сразу вопросов, например:

Необходимо ли указывать мое авторство при копировании?
Необходимо ли указывать ссылку на источник при копировании?
Можно ли вносить изменения при копировании?
Можно ли пользоваться копией в коммерческих целях?
Можно ли копии использовать как составные части других работ?
Так как на моем сайте расположены не только мои статьи, то не ясно, давали ли другие авторы такие же разрешения на использование своих работ?
Есть ли у меня требования к форме защиты авторских прав в том проекте, куда будут скопированы мои статьи?
Если есть статьи, написанные мною в соавторстве – разделяют ли все авторы работ мои взгляды на копирование?
Я разрешил копирование, но не оговорил воспроизведение копии – например, в книге, на сайте, чтение вслух, запись на дисках, размещение в библиотеках и т.д.
То есть, объективно созрела необходимость обобщения правил свободного распространения текстов.

Еще пример – как-то общался с Юрием Ревичем, известным публицистом и историком техники, спрашивал разрешение на публикацию фрагмента его статьи. На что он мне ответил дословно: «Жень, все мои материалы можешь использовать по своему усмотрению не спрашивая». Очень уж мне понравился его ответ – уважаю таких авторов. Через некоторое время я предложил Юрию разработать общие подходы к выкладыванию материалов, на что он ответил – зачем, если есть лицензия Creative Commons?

Еще один давний знакомый по Арбузному форуму – Илья Щуров, в последнее время автор и редактор Компьютерры, активно продвигает лицензию Creative Commons среди русскоязычных пользователей. При знакомстве с Creative Commons оказалось, что это именно то, что я имел в виду, вывешивая прокламацию о свободном копировании. Если вы следите за новостями в этой области, то можете заметить, что движение Creative Commons получает все большее распространение, причем рост идет не только за свет текстового контента, но и за счет авторских музыкальных произведений. Это же так приятно – создать музыку и дарить ее людям – это после придет слава, признание и достойная оплата. Пусть не сразу, разве это так важно для творческого человека? Зато все желающие свободно скачают и прослушают произведение, оценят, полюбят, посоветуют друзьям.

То есть, настало время познакомиться с Creative Commons поподробнее. Цитата из Википедии — свободной энциклопедии. (Вряд ли есть смысл пересказывать своими словами то, что уже отлажено многими авторами и редакторами.) Creative Commons (англ. творческие общины) — некоммерческая организация, выступающая за реформу авторских прав и одновременно семейство лицензий, разрешающих более свободное использование творческих работ. Основана Лоуренсом Лессигом в 2001 году. Цель Creative Commons — позволить держателям авторских прав передать некоторые из прав на свои произведения общественности, и в то же время сохранить за собой другие права. Дело в том, что в соответствии с действующими в настоящее время в большинстве стран мира законами об авторских правах все права, как имущественные, так и неимущественные, принадлежат авторам автоматически. Creative Commons делают возможным передать некоторые права общественности посредством семейства лицензий, признанных юридическими законодательствами многих стран. Таким образом, цель Creative Commons — способствовать свободному распространению информации, хотя не все лицензии Creative Commons являются свободными лицензиями.

В отличие от различных лицензий на свободное ПО (например, GNU GPL), лицензии Creative Commons гораздо более удобны для фотографий, рисунков, коротких текстов и т. п., так как они не требуют распространения вместе с произведением сопроводительного текста с условиями лицензии, достаточно буквенного кода из базовых элементов.

Лицензии Creative Commons состоят из следующих ограничительных «базовых элементов»:
• CC-BY Требуется упоминание авторства использованной работы способом, указанным автором или, при отсутствии такового, предусмотренным лицензией. При отсутствии других элементов результат может распространяться под другой лицензией, например, более закрытой.
• CC-NC (Non-commercial): запрещается использование в целях получения прибыли.
• CC-ND (No Derivative Works): запрещается делать производные работы.
• CC-SA (Share Alike): распространение, копирование и модификация произведения разрешается на том условии, что модифицированные произведения также будут распространяться на условиях этой же лицензии (всех её элементов) — то есть, запрещено добавлять элемент ND и, при отсутствии такового, NC.

Эти базовые элементы можно комбинировать. Сложились основные используемые комбинации базовых элементов лицензий Creative Commons. Традиционно используются следующие шесть вариантов комбинаций. Все они требуют указания авторства (ранее использовались лицензии, не требующие этого, но Creative Commons перестала их поддерживать).

Приведённые ниже условия лицензий являются неформальными, в них легко разобраться неспециалистам (создатель Creative Commons, Лессиг, называет их human readable). Но они не имеют юридической силы, поэтому для каждой из них сформулированы корректные формулировки (lawyer readable, по выражению Лессига), которые будут признаны судом в случае судебного иска. Таким образом, система лицензий прозрачна и для пользователей, и для юристов.

Несвободные

Attribution Non-commercial No Derivatives (by-nc-nd) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая — Без производных»

pic

Настоящая лицензия имеет наибольшие ограничения среди шести основных лицензий, разрешающих свободное распространение произведения. Эту лицензию часто называют лицензией «бесплатной рекламы», поскольку она позволяет другим загружать ваши работы и делиться ими с другими, до тех пор пока они упоминают вас и ссылаются на вас, но они не могут ни под каким видом изменять ваше произведение и использовать его в коммерческих целях.

Attribution Non-commercial Share Alike (by-nc-sa) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая — Копилефт»

pic

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать ваше произведение на некоммерческой основе, до тех пор пока они упоминают ваше авторство и лицензируют производные работы на аналогичных лицензионных условиях. Пользователи могут не только загружать ваше произведение и в дальнейшем распространять его, на условиях идентичных лицензии «by-nc-sa», но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на вашем произведении. Все новые произведения, основанные на вашем будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Attribution-NonCommercial (by-nc) — Лицензия «С указанием авторства — Некоммерческая»

pic

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать ваше произведение на не коммерческой основе, и хотя в таких новых работах должно быть указано ваше авторство в отношении первоисточника, и также должно соблюдаться только некоммерческое использование лицензированного произведения, не требуется обязательного лицензирования производных работ на аналогичных условиях.

Attribution-NoDerivs (by-nd) — Лицензия «С указанием авторства — Без производных»

pic

Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.

Свободные

Attribution-ShareAlike (by-sa) — Лицензия «С указанием авторства — Копилефт»

pic

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать ваше произведение даже в коммерческих целях до тех пор, пока они указывают ваше авторство и лицензируют свои производные работы на аналогичных условиях. Эту лицензию часто сравнивают с лицензиями на программное обеспечение с открытым программным кодом. Все новые произведения основанные на вашем будут иметь аналогичную лицензию, поэтому все производные работы будут разрешены к коммерческому использованию.

Attribution (by) — Лицензия «С указанием авторства»

pic

Эта лицензия позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать ваше произведение, даже в коммерческих целях, до тех пор пока указывается автор произведения. Это наиболее свободная лицензия, с точки зрения того, что могут делать с вашим произведением пользователи при условиях указания авторства на произведение.

Именно эта лицензия представляется мне самой честной и самой симпатичной, отвечающей моим взглядам и чувствам.

То есть, я должен на сайтах своих разместить примечание: «Содержание сайта распространяется согласно лицензии Creative Commons (by)». Призываю всех последовать примеру и не позориться заклинаниями типа «Все права защищены, копирование запрещено, только с письменного разрешения владельца и т.д и т.п.» — особенно глупо смотрятся эти угрозы на сайтах без уникального своего контента.

Первоначально Creative Commons создавались в условиях юридической системы США. В то же время лицензия могла быть несовместима с юридическими системами других стран. Для решения данной проблемы был основан проект iCommons (International Commons — международные общины). На март 2007 года Creative Commons адаптированы к юридической системе тридцати шести стран (Россия и Узбекистан в их число не входит), во многих других странах ведутся работы по адаптации Creative Commons под условия местных юридических систем (см. список). По более свежим данным таких стран уже 46, еще для девяти процесс адаптации уже начат, но пока не завершен, а еще 11 готовятся к началу этого процесса. Российской Федерации среди этих 66 государств нет, однако справедливости ради следует отметить, что инициативная группа, ведущая в меру сил работу над русской локализацией лицензий, уже существует.

Тут есть одна особенность. Лицензия Creative Commons предназначена не только для судебных разбирательств, но, в основном, как информация для посетителей сайта. Пусть пока в России, Узбекистане или Украине лицензия Creative Commons не поддерживается законодательством – для меня это способ указать моим посетителям о моем отношении к выкладываемому материалу, о том, как посетители могут его использовать. То есть, не смотря на официальное непризнание лицензии, она уже работает. Может, не в полную силу, но сослаться на нее я могу, также как и руководствоваться ею. Естественно, пока дело не дойдет до судебных разбирательств, но велика вероятность, что и там юристы могут аппелировать к ней, не руководствоваться, но принять к сведению.

Толчком к популяризации лицензии Creative Commons послужило развитие цифровой фотографии наряду с возможностью доступа и копирования фотоизображений из онлайновых альбомов. Теперь не единичные фотокорреспонденты, снимавшие на пленку и печатавшие на бумагу, а сотни тысяч вновь появившихся фотографов озаботились правами на свои фотографии. Можно ли брать выложенную в Сеть фотографию и на каких условиях – все это требует пространного расписывания правил копирования на каждом сайте. И тут тоже на помощь приходит лицензия Creative Commons. Первым задействовал ее фотосервис www.flickr.com. Вообще говоря, Фликр был первым не только в этом, а во многих отношениях, на несколько лет вперед установил планку для фотоальбомов, ибо глядя на него делать хуже просто не имело смысла. Итак, залив фото в свой раздел Фликра, мы сможем кликнуть по значку копирайта около каждой фотографии и поменять степень свободы использования фотографии.

pic

Также и производя поиск по хостингу, мы в параметрах можем указать Creative Commons, и потом со спокойной совестью использовать найденные фотографии в своих блогах и на форумах. Естественно, с указанием авторства.
Если же мы выкладываем на своих сайтах наши авторские фотографии, то тоже хорошо бы дать приписочку, что «Фотографии распространяется согласно лицензии Creative Commons (by)». При желании выглядеть цивилизованно. Хотя, конечно, можете запретить копирование – имеете право, тоже не менее цивилизованно – просто допускаются разные понятия о цивилизации.

Уже известны разбирательства в суде по интересующей нас теме. В начале 2006 года Адам Кэрри подал в суд на нидерландский таблоид, который без разрешения опубликовал его фотографии, размещённые на Фликре. Эти фотографии были опубликованы на условиях cc-by-nc-sa. Таким образом, коммерческое использование фотографий без согласования с автором было запрещено. Суд решил дело в пользу Кэрри. Впервые действенность Creative Commons была доказана в суде.

На рассмотренном выше Фликре, среди фотографов наиболее популярна лицензия «Указание авторства — Некоммерческое использование — Без производных произведений» (Attribution — NonCommercial — No Derivatives). Именно так авторы более чем 14 миллионов работ предлагают использовать свои снимки, обязывая обращаться к ним за специальным разрешением на коммерческое использование и для создания производных работ. Второй по популярности способ лицензирования — «Указание авторства — Некоммерческое использование — Распространение на тех же условиях» (Attribution — NonCommercial — Share Alike). Производные работы допускаются, но должны распространяться на условиях, установленных автором исходного произведения — это касается более 11 миллионов снимков. (Данные из прошлогодней статьи, сейчас количество фотографий наверняка больше.)

Естественно, что лицензия Creative Commons относится к любым материалам, вот пример того, как она постепенно внедряется в сетевой обиход. Вот что находим в Живом журнале kate-kulikova.
Недавно я решила опубликовать лекции А. М. Дорожкина по истории и философии науки на сайте.
И возник закономерный вопрос о том, под какой лицензией опубликовать эти материалы, чтобы они были свободны и в то же время, чтобы всегда сохранялось упоминание о том, что их автор — Александр Михайлович Дорожкин. И еще было бы хорошо сказать обо всех людях, которые записывали, набирали, редактировали и проверяли эти лекции.

Еще нужно предусмотреть, что кто-то захочет исправить и дополнить материал; это нужно разрешить. Так, естественным образом мы приходим к выводу, что лекции нужно выпускать под какой-то открытой лицензией. Единственное, что я знала из таких лицензий, — это GPL. Но повнимательнее изучив эти GPL-лицензии, я поняла, что там не все так просто. Для разных видов этих лицензий есть разные требования, в том числе и довольно сложные, например, такого типа: если вы дополняете произведение, то должны выпустить его под такой же лицензией.

Еще одна проблема состоит в том, что тексты этих лицензий ориентированы на программное обеспечение, и обычным людям большая часть этих условий непонятна, а уж тем более в применении не к коду программ, а к текстам и аудиозаписям.
В общем, вы уже догадались, что я многого не поняла в этих GPL и решила на них забить. Потому что «Многа букафф ниасилил». :)

И тут я вспомнила, что на flickr.com предлагается пользоваться лицензией Creative Commons. Эти лицензии проще, понятней для людей, они более удобны для рисунков, аудио, фотографий, а еще они могут дать достаточно большую свободу обществу в работе с лицензированным материалом.

К сожалению, российское законодательство сейчас не признает этот вид лицензий, и поэтому отстоять свои права в нашем суде, видимо, не удастся. Но ведь начинание еще достаточно молодое, сообщество Creative Commons и сами лицензии появились в 2001 году. Многие страны уже приняли этот вид лицензий в свое законодательство, так что, я считаю, и в России это скоро появится. Тем более есть русская организация Creative Commons, которая этим и занимается.

Эти Creative Commons мне очень понравились, и теперь для наших лекций используется лицензия CC-BY, которая означает, что с произведением можно делать ну практически все, что угодно при условии, что упоминаются все его авторы.

Конец цитаты. Хороший пример всем, размышляющих о выкладывании в открытом доступе хороших материалов.

Большую популярность приобрела лицензия Creative Commons в сообществах музыкантов, выкладывающих свои произведения. Я далек от музыкальных проблем, но на профильных форумах можно найти много материалов о свободном доступе к произведениям. Для любителей цепляться к словам уточняю – не «свободном доступе», а с заранее оговоренными ограничениями автора на свои права, часть из которых он делегирует пользователям. Или, другими словами, лицензии Creative Commons позволяют автору самому решать, как заранее неизвестный ему круг пользователей может обращаться с его работой.

Хотелось бы закончить на такой приподнятой ноте, но ради справедливости надо сказать, что не все так просто. В профильных сообществах идут обсуждения того, насколько оправдано то или иное сочетание лицензий, уточняются формулировки, прорабатываются юридические, философские (какая именно открытость на пользу культуре?), этнические (насколько свобода культуры соотносится с религиозными и историческими традициями) и технологические (например, внедрение имени автора в изображение или музыку). Не ясно, что будет, если автор отозвал лицензию или поменял ее состав после публикации. Но все участники признают, что другого пути развития Creative Commons кроме как через обсуждение и увязку не существует.

В заключение осталось добавить, что мы все против воровства, пиратства и несанкционированного распоряжения чужими материалами. Но мир не черно-белый (имеется в виду полная защита авторских прав и передача продукта творчества в общее достояние), есть желающие поделиться своими правами на продукт творчества. И у них есть механизм для этого.

Предлагаю создать в Узнете инициативную группу по продвижению и адаптации лицензии Creative Commons к нашим условиям. Чтобы не сильно отстать – потом догонять всегда труднее.

Ссылки по теме:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Creative_Commons — «Википедия, свободной энциклопедия», кстати, в декабре прошлого года было достигнуто соглашение о том, что Wikipedia становится совместимой с лицензией Creative Commons.
http://community.livejournal.com/ru_cc/ — сообщество Creative Commons в русскоязычном ЖЖ (livejournal.com)
http://cc.convergencelab.ru/ — сайт, посвященный свободной лицензии Creative Commons.
http://ccrussia.org/ — сообщество по продвижению Creative Commons в России. Можно задать любой вопрос на форуме, но лучше посмотреть все предыдущие обсуждения.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте