Статистика знает все
12 октября 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

Что отличает сайты новичка? Конечно же, прежде всего обилие разных кнопок со счетчиками. Каждый день и каждый час владелец странички ревностно проверяет показания счетчиков, долго разглядывает, сравнивает циферки, заходит на рейтинги сайтов каждого из сервисов статистики и отслеживает перемещения в каталоге своего детища.

pic

Особенно актуальны были такие заботы лет семь-восемь назад. Поисковики тогда только набирали силу и найти материалы на нужную тему проще было в тематических каталогах, чем поиском. Еще считалось, чем больше каталогов и рейтингов знают про сайт, тем лучше и страницы обрастали иконостасами из кнопочек разных сервисов рейтингов и статистики. И вообще было среди владельцев страничек негласное соревнование по количеству кнопочек всяких, это соответствовало тогдашнему уровню сетевой культуры. Язвительные обозреватели называли страсть к кнопочкам «русской национальной забавой» так как в «забугорном» Нете никаких кнопочек не было, если там и пользовались сервисами статистики, то скрыто от посетителей.

Вот так, например, выглядит фрагмент главной страницы сайта http://alox.narod.ru/

pic

Правда, он не обновляется с 2001 года, и многие сервисы давно умерли, но сайт все еще доступен как памятник чрезмерной любви к кнопочкам.

Еще в стародавние времена были популярны тематические каталоги, если мне нужны были материалы по биологии, например, то я искал сайты а каталогах. Старейшим и самым авторитетным каталогом Рунета считается Rambler. Мало сервисов, которые могут похвастаться такой историей как Rambler. Вот выдержки из истории. 3 марта 1997 года (через год после запуска поиска) заработала рейтинговая система Rambler’s Top100, которая с момента своего существования и по сей день считается лучшим классификатором российского Интернета и пользуется репутацией независимого арбитра российского интернет-рынка. В сущности, вся история Рунета разделилась на «до» и «после». Возникновение такого универсального счетчика, способного направлять аудиторию на разные ресурсы, создало в российском Интернете активную, динамичную конкурентную среду. Веб-мастера стали более тщательно и вдумчиво работать над своими сайтами, стремясь занять в Топ100 более высокие строчки. Хороший рейтинг давал дополнительные преимущества — быстрый рост аудитории. В свою очередь, модераторы Топ100 боролись и с успехом борются по сей день с так называемыми накрутками — искусственным завышением рейтинга того или иного ресурса. За первый год существования рейтинга объем русскоязычного сегмента Сети вырос как минимум на два порядка. Rambler’s Top100 быстро стал универсальным барометром сети, общим стандартом медиаизмерений. Конец цитаты.

pic

Rambler’s Top100 жив и здравствует, пройдя через несколько редизайнов, в каталоге (на 9 октября) зарегистрировано 1 508 461 сайтов, причем из них активны всего лишь 228 170, примерно седьмая часть. Нахождение сайта в каталоге Rambler’s Top100 считается непременным условием для продвижения сайта, а сам каталог остается в числе самых престижных. Разделы каталога можно выводить, сортируя по алфавиту или по популярности – удобно.

pic

Стандартная (88*31) кнопка каталога циферки не показывает (кнопка вдвое выше – показывает, но это анахронизм), является ссылкой на каталог, в нем уже, поиском по каталогу можно найти свой сайт, узнать его место в рейтинге и посмотреть расширенную статистику по разделам:
• Сегодняшние посещения, распределенные по времени суток.
• Подробная статистика – хосты и хиты.
• Позиция в рейтингах (по разделам и в общем рейтинге каталога)
• Посещаемость сайта за 2 месяца, за 2 года или с момента регистрации.
• Активность посетителей — распределение количества посетителей по числу просмотров страниц
• Хосты.
• Страницы – рейтинг страниц сайта по количеству просмотров.
• Точки входа – внутренние страницы сайта, с которых на него заходили.
• География посетителей.
• Настройка вывода статистики

Небольшой пояснительный словарик для вновь прибывших.
Хосты — уникальные адреса IP или названия серверов, с которых заходили на сайт.
Посетители – в идеале должны совпадать с хостами, но бывают несколько посетителей с одного IP корпоративной сети, или, наоборот, один посетитель с разных IP при разрыве и переподключении на диалапе.
Хиты — просмотренные страницы сайта одним посетителем.

Еще, наверное, надо дать определение каталогу, рейтингу и статистике.

Каталог – список сайтов. Обычно каталоги бывают тематические – в них сайты разбиты по темам или разделам. Дело это (разбиение по разделам) довольно сложное (есть целая наука таксономия о рубрикации), часто один и тот же сайт можно отнести в разные разделы. Например, «Арбузный блог» можно разместить в блогах, в сайтах СМИ, в персональных страничках, в образовательных или научно-популярных сайтах. Кроме тематических есть и другие разбиения содержимого каталога – например, по территориальной или доменной принадлежности.

Рейтинг – упорядочивание сайтов по какому-либо параметру, чаще всего по количеству посещений в сутки. В каталогах может быть рейтинг в разделе или по странам и сквозной общий рейтинг. Иногда рейтинг определяется по количество переходов на сайт из каталога, так, например, работал рейтинг в каталоге сайтов на Фергане.ру.

Сервис статистики – возможность посмотреть разнообразные отчеты о посещениях сайта.

Обычно все три сервиса (каталог, рейтинг, статистика) поставляются комплексно, но чаще всего есть специализация именно на одном из них.

Статистика от Rambler’s Top100 не самая авторитетная в Рунете, можно, конечно и ею пользоваться, но, повторю, в этом случае важнее рейтинг и нахождение в каталоге.

Каталогов раньше было много, особенно были приятны каталоги, в которых ваш сайт занимал бы высокие позиции. Например, каталог one.ru – был когда-то популярен.

pic

В нем можно было рейтинговаться по странам проживания, сайтов Узбекистана в нем было мало, поэтому на кнопочке часто можно было видеть первые места. На тех, кто не знал все тонкости, это могло произвести впечатление. Зашел – он все еще жив, какие-то сайты 2003 года в нем зачислены, как и раньше, в разделе Узбекистана есть сайты, не имеющие к нему отношения, забредшие сюда в поисках высоких мест неважно где. Сейчас в топе сайты http://www.automarket.uz/ и http://sherlar.uz/ — стоит взглянуть на обилие кнопочек-счетчиков.

В ноябре 1998 года появилась компания Port.ru, одним из продуктов который был каталог List.ru, завоевавший популярность среди пользователей. В мае 2000 года проект netBridge (за которым стоят инвестиционные фонды) приобрел интернет-проекты компании ЗАО «Лист.ру» — каталог сайтов российского интернета List.ru, счетчик-рейтинг сайтов Top.List.ru и баннерную сеть LBE. Все это объединилось под известным ныне брендом Mail.ru. Мощный портал, как мы знаем, кроме народной почты обзавелся поиском, блогами, фотоальбомами, социальной сетью и еще много чем – но и ветераны бренда каталог, рейтинг и статистика также не оставлены вниманием разработчиков. Правда, вид каталога не менялся с тех легендарных времен.

pic

Зато кнопочки хороши

pic

С приятным дизайном, можно выбирать расцветки. Показывают число хостов и хитов за сегодня и число посетителей с момента установки кнопочки-счетчика. При клике по счетчику попадаете на страницу тематического каталога, на которой по рейтингу находится ваш сайт – удобно. Кликнув по значку рядом с названием сайта, попадем в расширенную статистику сайта, которая включает

• позиция в рейтинге
• динамика визитов
• время визитов
• страницы
• глубина просмотра
• домены
• ссылки со страниц
• ссылки с серверов
• переходы с поисковиков
• поисковые запросы
• переходы с каталогов
• операционные системы
• браузеры
• параметры экрана, java и javascript
• география
• сравнение аудиторий
• мой top

Как видим, здесь более полная картина о посетителях и об их действиях на вашем сайте чем в «Рамблере». Глубина просмотра показывает, сколько страниц посмотрели пользователи, с каких поисковых систем сколько было посетителей, по каким поисковым запросам приходили на ваш сайт. Также видны сайты и каталоги, с которых по ссылке приходили посетители. Можно получить статистическую информацию об операционных системах, браузерах, параметров экрана и наличии javascript у ваших посетителей.

Все это дает простор для анализа. Например, если у вас львиная доля посетителей имеет разрешение экрана 1280х1024, вторая после них доля имеет 1024х768, то нет никакого смысла продолжать подстраивать дизайн под исчезающее малую долю посетителей с «древним» разрешением 800х600. Или, предположим, у вас меню выпадающее сделано на javascript, а он установлен у 70% посетителей – значит, почти треть посетителей его не видят.

Интересно разглядывать ссылки со страниц – узнаете, кто дал ссылку на ваш сайт. Занятно также просматривать поисковые запросы, приведшие на ваш сайт, обычно они вызывают удивление, так как бывают запросы совершенно не по теме сайта.

Особый интерес вызывают сервисы статистики. Это связано с бурным приходом бизнеса в Рунет. В 2007 году рынок интернет-рекламы оценивался (Игорем Ашмановым, директором компании «Ашманов и партнеры») в 100 миллионов долларов. В этом году ожидается его удвоение. Поэтому развернулась нешуточная борьба – как за продвижение сайтов в результатах выдачи поисковиков, так и за посещаемость. Появилась специальная наука SEO — Search Engine Optimization, оптимизация сайта под поисковые машины, и большое число «сеошников», занимающиеся этой самой оптимизацией. А инструментом работы «сеошников» являются как раз данные сервисов статистики.

Одним из самых старых и авторитетных сервисов статистики в Рунете является Spylog. Наверняка вы видели не раз его кнопочку на разных сайтах.

pic

А у меня есть раритет, лет 7 назад Spylog вместе с журналом Компютерра проводили акцию, в ходе которой раздавались специальные кнопочки счетчика, с годами все позабыли об этой акции, но лишь на немногих сайтах-участниках остались эти кнопочки.

pic

Spylog появился в 1999 году, летом 2000 года количество зарегистрированных пользователей превысило 50 тысяч. 12 января 2001 года в системе SpyLOG был зарегистрирован сайт с номером 100 000. 16 июля 2001 года SpyLOG перешел на коммерческую основу. С тех пор программа обсчета статистики все время совершенствовалась, добавлялись новые и новые разрезы для отчетов, но в основанном это касалось платных отчетов. Наличие платных сервисов вызвало отток пользователей, особенно владельцев бесконечных страничек на Народе.ру, так как платить любители не были готовы. В 2004 году сервис обзавелся новым интерфейсом, но лидирующие по массовости позиции уже были сданы другим «кнопочкам». На день написания статьи «Спайлог» обслуживал 737 330 сайтов (+ 452 сайта добавились сегодня). Кроме статистики «Спайлог» имеет и каталог и рейтинг – для тех сайтов, которые согласились при регистрации участвовать в них, но для нас и большинства владельцев сайтов важна именно статистика.

pic

В бесплатной версии «Спайлог» предлагает следующие отчеты (для каждого отчета можно указать временной интервал, а также вид отображения: таблицей, гистограммой или графиком):
• Посещаемость сайта – показывает, сколько людей на вашем сайте, сколько они просматривают страниц, сколько раз они посетили ваш сайт.
• Хосты – посетители с уникальным IP-адресом.
• Ссылающиеся сервера – домены сайтов, на страницах которых есть ссылки на вашу страницу.
• Сводная статистика — компактный отчет, показывающий основные цифры посещаемости вашего сайта. Привлекательный отчет для беглой оценки текущего положения вещей
• Позиция в рейтинге — речь о топ-рейтинге «Спайлога»
• География по странам – рейтинг стран посетителей.
• География по городам настроить — рейтинг городов посетителей.
Интересна Глобальная статистика от «Спайлога», собравшая сведения от всех сайтов сервиса. Неожиданно видеть, например, статистику популярности браузеров, вот четверка лидеров:
1. Microsoft Internet Explorer 6 — 28.8951%
2. Microsoft Internet Explorer 7 — 27.1252%
3. Opera 9 — 18.2287%
4. FireFox 3 – 12,7629%
Главным конкурентом «Спайлога» служит сервис статистики «Хотлог», открывшийся 10 октября 2001 года. Многие рунетчики, недовольные введением платности «Спайлога» перешли на «Хотлог». Некоторые вехи развития. Март 2003 года — HotLog обработал 10 миллиардов запросов. Май 2003 года — зарегистрирован 100.000-ый сайт, статистику для которого предоставляет HotLog. Сейчас всего в системе HotLog зарегистрированы 564345 сайтов, за день добавлено 205 новых. В 2004 и 2005 годах у «Хотлога» были проблемы – падал сервер, несколько раз сбоили счетчики, что не прибавило ему популярности. Опять же, его глобальная статистика, ссылка на которую активна, последний раз обновлялась в 2003 году и имеет лишь архивно-музейный интерес для сетевых историков: можно порассматривать тогдашние браузеры, экраны и операционные системы.

pic

Рассмотрим подробнее статистику, предоставляемую «Хотлогом».
• Сводная статистика – включает основные данные по посещаемости сайта за сегодня, за вчера, за 7 дней, за 30 дней или за выбранный период.
• Посещаемость — подробные данные о хостах и хитах за любой промежуток времени.
• Ссылающиеся домены – доменное имя сайта, со страниц которого пришли на наш сайт.
• Ссылающиеся страницы — адреса страниц, с которых пришли на наш сайт. Сумма посетителей со страниц одного домена равняется количеству посетителей с этого домена.
• Почтовые системы – количество посетителей, пришедшие по ссылкам из писем. Причем, надо иметь в виду, что учитываются ссылки из почтовых систем, открытых браузером черех веб-интерфейс. Заходы по ссылкам из почтовых клиентов не учитываются в этом счетчике.
• Каталоги/рейтинги — показываются каталоги из которых пришли посетители.
• Поисковые системы – сервисы поиска, по ссылкам из которых пришли посетители.
• Поисковые слова – запросы в поисковиках, по которым поисковики привели на ваш сайт.
• Популярность доменов – рейтинг доменов (IP или доменных имен) по количеству посетителей.
• Популярность страниц — рейтинг страниц сайта по количеству просмотров.
• Пути по сайту – рейтинг путей по сайту посетителей, показываются все страницы, пройденные посетителями.
• Точки входа – рейтинг страниц, с которых попадают на сайт
• Точки выхода – рейтинг страниц, с которых покидают сайт.
• Глубина просмотра сайта – рейтинг количества просмотренных страниц посетителями.
• Время просмотра сайта — рейтинг времени, проведенного на сайте посетителями.
• Операционные системы – рейтинг ОС посетителей.
• Броузеры — рейтинг браузеров посетителей. (На «Хотлоге» вроде бы устаревшее написание через «о», чаще пишут сейчас через «а»)
• Разрешение экрана – рейтинг значений разрешения экрана у посетителей.
• Глубина цвета — количество разрядности палитры экрана у посетителей: True color (32 бит) – лидирует, также High color (16 бит), True color (24 бит) и исчезающее мало 256 цветов (8 бит)
• Использование Cookies – количество посетителей, разрешающих/запрещающих использовать Куки (Куки – специальные данные о посещаемом сайте, записываемые браузером в память компьютера, настраиваются пользователем)
• Использование JavaScript — позволяет использовать дополнительные программируемые функции, настраивается в браузере пользователем.
• Использование Java — специальное приложение, которое позволяет запускать апплеты, написанные на языке Java, поставляется вместе с браузером или скачивается и устанавливается по запросу браузера.
• IP адреса – рейтинг IP-адресов посетителей.
• Города России — рейтинг городов России, определенных по привязке IP к регионам РФ.
• Страны – рейтинг стран посетителей, определенных по привязке IP к странам.

При просмотре каждого из параметров можно выбрать период: с какого по какой день выводить статистику. При просмотре посещаемости кроме хитов, хостов и посетителей выводится статистика по сессиям. Сессии – это количество просмотров пользователями групп страниц сайта, если между этими просмотрами было более 15 минут (для «Хотлога», у других сервисов этот промежуток времени может иметь другое значение).

Стоит остановиться еще на одном вопросе, возникающем у владельцев страничек, понаставивших счетчиков. Все счетчики показывают разное количество посетителей, чем немало смущают хозяев страниц. Это не ошибки, а разные методики подсчета уникальных посетителей. При открывании сайта со счетчиком специальный скрипт записывает куки в память нашего браузера — метку со временем посещения сайта. У каждой куки есть время ее жизни, задаваемое программой, устанавливающей куку. Если мы выйдем с сайта и снова зайдем на тот же сайт, то статистика может посчитать нас за нового посетителя или не посчитать – в зависимости от времени жизни куки. У разных сервисов статистики это время разное (и не разглашается для избежания накруток), поэтому и количество посетителей определяется по-разному. Нельзя сказать, что кто-то считает точнее, а кто-то ошибается, просто разный подход к определению уникальных посетителей, если об этом помнить, то разные числа на кнопочках уже не так пугают.

И еще повод для путаницы – информация выводимая на счетчиках. У каждой компании она разная, в основном там числа, показывающие количество посетителей за все время работы счетчика, число хостов и хитов за сегодня, число посетителей на сайте в настоящее время и место в рейтинге от сервиса счетчика (иногда показывают повышение или понижение в рейтинге).

«Хотлог» также имеет каталог и рейтинг сайтов, но что-то я не слышал, чтобы кто-то ими пользовался для анализа. А вот статистикой – пользуются все владельцы кнопочек «Хотлога». Особый интерес для оптимизации сайта, для выработки мер по привлечению и удержанию посетителей на сайте представляют такие параметры как «пути по сайту», «точки выхода», глубина и время просмотра сайта. Можно смоделировать поведение посетителя и выяснить слабые места, наметить мероприятия по оптимизации. Как пошутил один юморист – надо просто удалить страничку, с которой чаще всего покидают сайт. Конечно же, все не так просто, оптимизация по удержанию посетителей требует знаний, опыта и определенного «чутья», зато процесс творческий и очень интересный.

Вообще-то именно анализ поведения посетителей на сайте представляется самым важным в этом обзоре. Это она из проблем, (наряду с продвижением в результатах выдачи поисковиков и поднятия индекса цитирования) которой занимаются профессиональные оптимизаторы «сеошники». Их главная задача – если посетитель зашел на сайт, предоставляющий услуги и товары (туроператоры, например, или установка тех же пластиковых окон), то посетитель должен купить товар или услугу, не уйти с сайта недовольным и тем более, к конкурентам. Анализируют статистику поведения посетителей владельцы любых ресурсов – СМИ, блогов, рекламных агентств, тематических порталов и так далее. Вообще говоря, обобщить что-то трудно – посетителей миллионы, у всех разные цели и пристрастия, они могли попасть на сайт совершенно непонятным нам образом и уйти с него по непонятным нам причинам. Если же удастся выделить «ядро», найти так называемую «целевую аудиторию» и смоделировать ее поведение на сайте, то можно будет поднять посещаемость, дольше удерживать посетителей, заставить их посмотреть больше страниц и вскоре вернуться еще раз, чтобы посмотреть обновления сайта. Занятие, повторю, творческое и интересное. Специалисты по SEO – «белая кость» среди айтишников.

Однако движемся дальше. Если спросить знатоков, какой сервис статистики сейчас самый популярный в Рунете, почти все ответят – Internet.ru.

pic

Раньше этот счетчик назывался Rax.ru, создал его, также, как когда-то и List.ru, Герман Клименко. (Поищите в Сети разные интервью с Германом, если интересуетесь всем, что связано со статистикой в Рунете.) Появился Rax.Ru на рынке интернет-статистики Рунета в конце мая 2002 года. Спустя почти полтора года он стал (объединившись с блогосервисом) частью нового портала Liveinternet.Ru. Автором обновленной системы статистики был Максим Зотов, участвовавший раньше в создании TOPList. За 6 лет сервис статистики стал самым авторитетным, именно его данными пользуются большинство продвинутых вебмастеров для анализа посещаемости. Если покопаться в истории, то можно и к Rax’у найти претензии, например, в статье четырехлетней давности его упрекали, что он считает уникальных посетителей не по IP, а по URL (адресу) сайта, что давало простор для накруток, например, если размещать один счетчик на разных сайтах. Последнее время страсти поутихли, претензий к статистике в обзорах не найдено.

pic

Предлагаю рассмотреть перечень отчетов, предлагаемых сервисом Liveinternet.Ru.

за день
по времени суток
online
за неделю и месяц
экспресс-аудит

размер аудитории
дней в неделю
дней в месяц
сравнение аудиторий
сессий на посетителя
возвраты
просм. на посетителя
просмотров за сессию
длительность сессий

страницы
каталоги
точки входа
точки выхода
варианты обращения
заголовки страниц

источники
переходы со страниц
переходы с сайтов
переходы без ссылки
внутренние переходы
с каталогов и рейтингов
с поисковых систем
по поисковым фразам
direct.yandex.ru
begun.ru
adwords

позиции в Яндексе
позиции в Google
позиции в Rambler

переходы на сайты
переходы по ссылкам

демография
страны
страны (просмотры)
регионы России
регионы (просмотры)
языки
браузеры
ОС
разрешение
кол-во цветов

Как видно, отчетов почти вдвое больше, чем у «Хотлога», что дает больше информации для оптимизации сайта. И подана, сгруппирована и оформлена информация не так как у «Хотлога», тут важна еще роль привычки, а также любовь или нелюбовь к графическому или цифровому представлению информации. По сравнению с разобранными выше отчетами от «Хотлога» принципиальных отличий нет, с добавившимися параметрами сможете разобраться самостоятельно.
Постепенно перебираемся в Узнет. Таких подробных и качественных сервисов статистики как «Хотлог» или LiveInternet у нас нет, есть попроще, зато с рейтингами узнетовских сайтов. Первым, конечно же, достоин упоминания сервис http://arbuz.com Появился он в (ключевом для Узнета) 2002 году и оказал мощнее влияние на развитие Узнета. Всего на день написания статьи было зарегистрировано 32453 сайтов, в течение дня – еще 8.

pic

Статистика предоставляется по следующим отчетам:
• Хиты, хосты, IP адреса, страны
• Броузеры
• Операционные системы
• Разрешение экрана
• Глубина цвета
• Использование Cookies
• Использование Javascript
• Поисковые системы
• Поисковые слова
• Каталоги/рейтинги
• Использование прокси
• Ссылающиеся страницы
• Ссылающиеся сайты
• Популярность страниц
• «Кто в онлайне»

Что намного скромнее рунетовских «кнопочек», но для Узнета вполне достаточно было на протяжении 6 лет. Особый интерес представляет топ-рейтинг сайтов. «Кинопилот», кстати, в нем на первых местах уже года три или четыре. Достойны рассмотрения и другие лидеры, может, еще вернемся к этому.

pic

Рейтинг и статистика от Арбуза-ком очень популярны, кнопочки можно увидеть на многих сайтах. К сожалению, последние 3-4 года сервис не обновляется.

pic

Создатель Арбуза-ком Насим Мансуров давно живет в США и ведет блог, в котором выкладывает очень красивые фотографии природы http://megaz.arbuz.com/
Следующим в обзоре идет «Узрейтинг» http://www.uzrating.com, появившийся три года назад — также сервис статистики и рейтинга сайтов. Кнопочки эти вы наверняка видели на многих узнетовских сайтах.

pic

«Узрейтинг» предлагает три плана получения статистических отчетов о посещениях – один бесплатный и два платных отчета.

Бесплатный план «Standard» предназначен для тех, кто только начинает работать с интернет-статистикой. Если Вам достаточно для работы самых необходимых отчетов, и Вы пока не готовы выделить в собственном бюджете статью расходов на этот вид услуг – то план «Standard» подходит Вам как нельзя кстати. Данный план обслуживания включает базовый набор отчетов — всего 20 отчетов с отчетным периодом в 30 календарных дней.
План «Medium» рассчитан на тех пользователей, в задачу которых входит правильное развитие собственного ресурса и увеличение его постоянной аудитории. Если вам необходим удобный и качественный сервис по доступной цене — подключитесь к плану «Medium». Данный план обслуживания позволяет получить 35 отчетов с отчетным периодом в 1 календарный год.
План «Full» рассчитан на опытного и взыскательного пользователя. Этот план обслуживания дает Вам максимум статистических отчетов – 40 отчетов с отчетным периодом в 2 календарных года и дополнительные сервисы. К тому же план «Full» как нельзя лучше подходит владельцам, имеющим несколько ресурсов одновременно, так как позволяет установить портальный счетчик, дающий помимо общей статистики, анализ сравнения частоты посещений каждого из ресурсов и данные о пересечении их целевых аудиторий.

Для бесплатного плана «Standard» статистика выводится в виде таблицы – посетители, хосты, хиты и сессии выводятся за сегодня, за вчера, за 7 и за 30 дней. Сессия — интервал времени просмотра группы страниц, между просмотрами которых, было менее 15 минут.

pic

Для веб-мастеров начального уровня такой статистики достаточно – есть что анализировать. Также как и с Арбузом-ком особый интерес представляет рейтинг сайтов, зарегистрированных в этом сервисе.

pic

Дошла очередь рассказа и о самом популярном за последние два года сервисе – Национальной поисковой системе WWW.UZ. Сервис является каталогом, рейтингом и сервисом статистики. В каталог занесено примерно 3500 сайтов, из них в рейтинге участвуют 978 сайтов (26,8%) разместивших у себя кнопочки для сбора и показа статистики. Сервис хорош по трем причинам:
1. Много интересной статистики о сайтах в каталоге по разным разрезам.
2. Все вопросы, связанные с работой и развитием сервиса обсуждаются на юФоруме, ошибки исправляются, толковые предложения принимаются, что сказывается на привлекательности и популярности сервиса.
3. Периодически проводятся акции и конкурсы, направленные на популяризацию сервиса. Вот, например, отчет об августовской церемонии награждения победителей розыгрыша среди участников рейтинга.
Много разной статистики о составе каталога – например, рейтинг разделов каталога по количеству сайтов. Показаны количество сайтов в разделе и доля их от общего количества сайтов.
1. Бизнес — 838 (27.24 % )
2. Hi-Tech — 527 (17.13 %)
3. Общество — 307 (9.98 %)
4. Развлечения — 305 (9.92 % )
5. Высшее образование — 165 (5.36 %)
6. Новости и СМИ — 158 (5.14 % )
7. Общее образование — 156 (5.07 % )
8. Дом — 155 (5.04 % )
9. Культура — 134 (4.36 % )
10. Наука — 117 (3.80 % )
11. Среднее специальное образование — 77 (2.50 %)
12. Органы государственного управления — 70 (2.28 %)
13. Спорт — 67 (2.18 %)
Можно также посмотреть распределение по странам, по доменам, а для внутриузнетовских сайтов – и по провайдерам. Также, как и в двух предыдущих случаях, очень интересен сквозной топ-рейтинг сайтов Узнета. Просто интересно его рассматривать, находя знакомцев и удивляясь их слишком высокому или слишком низкому положению в рейтинге. Можно просматривать рейтинг и по разделам каталога, но это не так интересно, как общий рейтинг. Цветная иконка в виде гистограммы слева от названия сайта является ссылкой на статистику. Красный ромбик справа от названия сайта свидетельствует о том, что сайт мониторится от атак программой UZ-CERTified от Службы реагирования на компьютерные инциденты UZ-CERT. (Программой не в смысле исполняемого кода, а в смысле комплекса мероприятий по защите сайта от хакерских атак.) Синий значок в виде логотипа юФорума справа от названия сайта является ссылкой на раздел форума, в котором обсуждается данный сайт. Тут же выводятся хосты (по которым и рейтингуются сайты) и хиты. Стоит признать, что по наглядности представления информации, по удобству пользования и оформлению (все, что входит в модное понятие «юзабилити») сервис WWW.UZ обгоняет рассмотренные рунетовские и узнетовские сервисы.

pic

Теперь о сервисе статистке посещаемости. Наверняка все видели эти кнопочки на узнетовских сайтах.

pic

Предлагаются следующие отчеты:
• Общая посещаемость в виде сводной таблицы и в виде красивых графиков хостов и хитов по времени суток за сегодняшний и вчерашний дни и за разные интервалы времени (45 дней, 14 недель и 14 месяцев).
• Популярные страницы
• Домены
• Ссылающиеся страницы
• Интернет провайдеры
• Поисковые системы
• Браузеры
• Операционные системы.

Виден пункт, отсутствующий у всех предыдущих сервисов статистики – рейтинг провайдеров, с которых заходили на вашу страницу. Естественно, что указаны провайдеры Узнета, все прочие объединены в пункт «Зарубежный».

pic

pic

Я бы советовал всем владельцам сайтов Узнета поставить счетчики от WWW.UZ и участвовать в каталоге и рейтинге. Это позволит иметь нам всем хорошую и достоверную статистику по Узнету. Регистрация недолгая и довольно простая.

pic

А вот расшифровка цифр на счетчике.

pic

Обзор сервисов статистики будет неполным без популярнейшего сервиса от «Гугля» Google Analytics. Его отличие от рассмотренных выше сервисов в том, что на сайт не ставится видимый счетчик, а только код javascript, который отправляет информацию о посетителях на серверы «Гугля».

pic

Отчеты Google Analytics во многом совпадают с отчетами «Хотлога», но представлены в удобной для восприятия форме. Отчеты разбиты на 4 блока:
• Посетители
• Источники трафика
• Содержание
• Цели

Каждый из этих блоков разворачивается в подразделы. Подробно описывать все не имеет смысла, если веб-мастер «дорос» до Google Analytics, то значит, что он обладает уже опытом и знаниями для работы с отчетами. Во всяком случае, вполне хватит сведений, полученных выше при разборе статистики от «Хотлога».

pic

Есть еще источник статистики. В каждом движке, на которых строятся сайты, есть модуль статистики, в котором выводятся данные о посетителях сайта. Это относятся и к самодельным движкам, движкам веб-студий и, конечно, к любым популярным движкам вроде «1С-Битрикс» или WordPress.

Естественно у читателей должен возникнуть вопрос – а откуда же берутся данные для статистики? В двух словах: код счетчика опрашивает и передает на сервер статистики данные о посетителе, отправляемые его браузером, javascript счетчика опрашивает браузеры посетителей о типе и версии браузера, операционной системе и настройках экрана посетителя. Кукисы временные позволяют определить время сессии и повторные посещения. Для углубленного понимания работы счетчиков уже нужно читать специальную литературу.

Напоследок осталось лишь сказать, что каждый сервер (не важно на какой платформе), на котором расположен сайт, записывает файлы-«логи» (сведения о событиях сервера), в которые входят и данные о посетителях. Есть специальные программы, позволяющие администраторам серверов просматривать статистику из логов. Но это уже для совсем продвинутых веб-разрботчиков. А массовым владельцам сайтов лучше обратиться к сервисам статистики, ведь как вы убедились – есть из чего выбирать.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте