Гранд-финал чемпионата мира по компьютерным играм Grand Final WCG2008 в Кельне.
28 ноября 2008
Рубрика: Компьютерные игры. Тэги: ,
Автор: .

pic

С 5 по 9 ноября 2008 года в выставочном центре Koelnmesse города Кельна (Германия) прошел очередной финал чемпионата мира по компьютерным играм World Cyber Games 2008. В гранд финале этого года принимало участие более 800 участников из 78 стран мира. События финала освещало около 400 журналистов, а судейство осуществляла интернациональная судейская бригада из 70 человек из самых разных стран мира, отобранная по итогам открытого конкурса.

pic

Официально гранд-финал WCG2008 называется: «крупнейший в мире фестиваль компьютерных и видеоигр». Это действительно так. В программе финала турниры по четырнадцати играм, как на компьютерной платформе РС, так и на игровой консоли XBOX. С этого года в состав официальных игр чемпионата вошла даже одна игра на сотовом телефоне.

Официальные игры чемпионата ежегодно изменяются и дополняются. Для этого на официальном сайте чемпионата — www.wcg.com ежегодно проводятся голосования по составу игр. Организаторы стараются учесть как пожелания геймеров планеты, так и интересы разработчиков игр по продвижению своих новых продуктов.

pic

Иногда правда бывают такие казусы, что для участия во всемирном финале по новой игре приезжает всего четыре геймера из трех стран. Так, было, например, в прошлом году с игрой Tony Hawk’s Project 8, когда всего четыре участника из трех стран разыграли медали чемпионата мира. Как бы там ни было, но в целом организаторы стараются включить в состав официальных наиболее популярные игры, всех жанров и направлений.

Официальные игры Grand Final WCG2008.
Чемпионаты мира World Cyber Games проводятся с 2000 года. Этот чемпионат зародился в Южной Корее, а главным его вдохновителем, партнером и всемирным спонсором является компания Samsung Electronics.

Первый финал чемпионата мира GFWCG прошел в октябре 2000 года в Сеуле. В нем принимало участие 168 участников из 17 стран мира. В состав официальных дисциплин 2000-го года вошли четыре игры- Quake III: Arena, FIFA2000, Age of Empires II и StarCraft: BroodWar, и только на компьютерной платформе PC.

В 2003 году впервые в состав официальных дисциплин чемпионата мира WCG вошла игра Halо для новой платформы — игровой консоли XBOX (приставка к телевизору).

pic

До 2004 года финалы чемпионата мира проходили исключительно в Южной Корее, но после этого они стали проходить в разных странах мира (2004 год – Сан-Франциско (США), 2005 год – Сингапур, 2006 год – Монца (Италия), 2007 год – Сиэтл (США), что говорит о мировом масштабе этого чемпионата как крупнейшего в мире фестиваля компьютерных и видеоигр.

Официальные игры WCG 2008:
Платформа PC

• Half-Life®: Counter-Strike™ 1.6 (5 v. 5 Team FPS ) – командная игра 5х5. Жанр-шутер (стрелялка) от первого лица. Самая популярная командная игра в мире.
• Starcraft®: Brood War™: (1 v. 1 Real Time Strategy). Жанр – стратегия в реальном времени.
• WarCraft® III: The Frozen Throne™ (1 v. 1 Real Time Strategy). Жанр – стратегия в реальном времени.
• Command & Conquer 3: Kane’s Wrath™ (1 v. 1 RTS). Жанр – стратегия в реальном времени.
• Age of Empires® III: The Asian Dynasties (1 v. 1 RTS). Жанр – стратегия в реальном времени.
• FIFA Soccer 08 (1 v. 1 Sports). Жанр – спортивный симулятор, футбол.
• Need For Speed™ ProStreet (Xbox 360 in US & Canada) (1 v. 1 Racing). Жанр – спортивный симулятор аркадного типа, автомобильные гонки.
• Carom3D (1 v. 1 Casual). Жанр игры – Casual, компьютерные игры, предназначенные для широкого круга пользователей, виртуальный бильярд.
• Red Stone (4 v. 4 Team MMORPG). Жанр — многопользовательская ролевая командная он-лайн-игра.

Платформа Xbox 360:
• Halo® 3 (4 v. 4 Team FPS). Командный шутер от первого лица.
• Project Gotham Racing® 4 (1 v. 1 Racing).Жанр – спортивный симулятор аркадного типа, автомобильные гонки.
• Guitar Hero® III: Legends of Rock (1 v. 1 Music). Жанр – Casual, компьютерные игры, предназначенные для широкого круга пользователей. Это третья музыкальная игра в серии Guitar Hero. Как и в предыдущих играх серии, игрок использует специального вида контроллер, имитирующий гитару. На грифе контроллера расположены 5 кнопок различных цветов, которые соответствуют цветовым «нотам» появляющимся на экране. В то время как «нота» проходит в определенной точке экрана, игрок должен нажать на соответствующую кнопку на грифе и дернуть за кнопку имитирующую струну.
• Virtua Fighter® 5 (1 v. 1 Fighting). Жанр – файтинг (от англ. Fighting — бой, драка, поединок, борьба) — жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.

Платформа Mobile Game:
• Asphalt 3: Street Rules (1 v. 1 Racing). Жанр – спортивный технический симулятор аркадного типа.

Наша страна подала заявку на участие в чемпионате WCG только в 2003 году, проведя первый Национальный чемпионат Узбекистана по компьютерным играм.

Начиная с 2004 года, Узбекистан проводит национальные отборочные турниры WCG Uzbekistan Preliminary и по их итогам формирует национальную сборную для участия в финалах чемпионата мира.

Всего по всему миру было проведено 78 национальных отборочных турниров. В Узбекистане отборочный турнир WCG2008 Uzbekistan Preliminary, который одновременно считается официальным чемпионатом Узбекистана по компьютерным играм, проводился в июне-июле этого года.

Во всем мире в национальных отборочных турнирах 2008 года приняло участие около 1,5 миллиона геймеров. В Узбекистане за путевки на гранд-финал в немецкий город Кельн боролось более 3500 участников со всех регионов страны.

Ввиду того, что у нас в стране игровая консоль XBOX 360 и, соответственно, игры к ней не пользуются популярностью (можно сказать, что данная платформа практически не представлена на рынке), мы проводим Национальные чемпионаты только на компьютерной платформе РС. Но даже в этом случае у нас популярны не все 9 игр, включенных в состав официальных в этом году, а только 5 из них. Именно поэтому Национальный отборочный турнир этого года проходил только по пяти играм:

Официальные игры WCG 2008 UP:
• Half-Life®: Counter-Strike™ 1.6 (5 v. 5 Team FPS )
• Starcraft®: Brood War™: (1 v. 1 RTS)
• WarCraft® III: The Frozen Throne™ (1 v. 1 RTS)
• FIFA Soccer 08 (1 v. 1 Sports)
• Need For Speed™ ProStreet (1 v. 1 Racing)
Отдельно стоит отметить, что только в 32 странах из 78, осуществляется государственная поддержка национальных чемпионатов и участие сборных в финалах WCG. Узбекистан входит в число этих стран, а государственную поддержку оказывает Кабинет Министров Республики Узбекистан и Узбекское агентство связи и информатизации.

pic

До 2006 года генеральным спонсором чемпионатов WCG UP была компания Samsung Electronics. Начиная с 2007 года, представительство этой компании в Узбекистане не финансирует спонсорские проекты в нашей стране, а потому данный проект полностью финансируется спонсорами из числа местных компаний. Генеральным спонсором WCG2008 Uzbekistan Preliminary является акционерная компания «Узбектелеком». Спонсорами чемпионата Узбекистана также являются ИП «Уздунробита» (торговая марка МТС), компания Sarkor Telecom, а также ряд предприятий и организаций, входящих в систему УзАСИ. Без финансовой и организационной поддержки данных предприятий и организаций, участие нашей сборной в чемпионате WCG было бы под вопросом.

Итоги выступления сборной Узбекистана на Grand Final WCG2008 в Кельне
3 ноября при государственной поддержке со стороны Узбекского агентства связи и информатизации и спонсорской поддержке предприятий, входящих в систему УзАСИ и, прежде всего генерального спонсора чемпионата WCG 2008 UP – АК «Узбектелеком», наша национальная сборная благополучно прибыла в Кельн.

pic

5 ноября в Кельне состоялась церемония открытия финала чемпионата мира по компьютерным играм Grand Final WCG 2008. Финал проводился в выставочном центре Koelnmesse в огромном зале №8 площадью около 5 тысяч м2.

По всей площади зала организаторы построили большое количество стендов. Это, прежде всего, игровые и тренировочные зоны по всем официальным играм чемпионата, а также многочисленные павильоны партнеров и спонсоров чемпионата.

Перед участниками финала выступили лучшие Кельнские DJ, а также известная немецкая рок-группа H Blockx. Все это сопровождалось различными световыми эффектами и выступлениями «экстрималов» на велосипедах.

В 19-00 организаторы перешли к официальной части церемонии открытия, которая началась выносом на сцену национальных флагов стран-участниц чемпионата WCG2008.

Перед тем как внести на сцену национальные флаги, организаторы внесли и вывесили флаги европейского сообщества, Германии (страна-организатор финала) и флаг чемпионата WCG 2008.

pic

На общем собрании нашей сборной было решено, что флаг страны на церемонии открытия будет нести Гасанов Фердавс. Он участник чемпионатов страны WCG UP с 2004 года, уроженец Бухары, а в настоящий момент является студентом Ташкентского финансового института. После того как были объявлены все страны-участницы финала 2008 года, флаги были размещены вдоль главной сцены.

Участников финала приветствовал президент подразделения Telecommunication Network Business компании Samsung Electronics г-н Гисунг Чои (Geesung Choi), потому что этот всемирно известный вендор является главным создателем и генеральным спонсором чемпионата WCG. Он приветствовал участников и гостей чемпионата, а также выразил уверенность в том, что гранд-финал этого года станет еще более грандиозным событием в жизни е-спорта планеты.

После этого геймеров приветствовал обербургамистр (мэр) города Кельна г-н Фриц Шрамма (Fritz Schamma), который сказал, что древний и, вместе с тем, современный Кельн рад приветствовать е-спортсменов, и пожелал участникам максимальных спортивных успехов. Он также рассказал о том, что для геймеров власти города сделали все, чтобы они могли не только хорошо играть в Кельне, но и в свободное время бесплатно посетить главные музеи города – Музей города Кельна и Романо-германский музей рядом с собором Кельна.

pic

Кроме того, для удобства участников финала, бейджики финалистов давали право на бесплатный проезд на некоторых центральных линиях метро.

После приветствий со стороны главных организаторов финала чемпионата, на сцену был внесен переходящий кубок WCG, который в прошлом году по результатам общекомандного зачета завоевала команда США. Кубок был передан мэру города, с тем, чтобы по результатам уже этого года быть врученным лучшей сборной 2008 года.

По многолетней традиции на сцене была произнесена клятва участника финала WCG, которую зачитали один из геймеров и один из рефери. В клятве говорилось о том, что участники обещают играть, а судьи судить, честно и по всем правилам чемпионата, исходя из самых высоких спортивных идеалов. Церемонию открытия завершало исполнение гимна WCG.

6 ноября сборная Узбекистана провела тренировки, а 7 ноября все наши ребята участвовали в групповых турнирах.

7 ноября завершились групповые турниры за выход 1/8-1/16 финалов по всем играм. Забегая вперед, сообщу, что наша сборная смогла преодолеть групповые турниры по очень сложной дисциплине – командной игре Counter Stnrike. За выход в 1/8 финала боролось 49 команд. Впервые за пять лет участия нашей страны в финалах WCG, команда Just из Ташкента вошла в число 16 лучших команд мира и продолжила борьбу за медали.

pic

Команда Just в составе: Ришат Гизделханов (exMI), Улугбек Салихов (HRRR), Артем Атбашян (MEmphis), Кирилл Лошкарев (Vargen), Дильшод Маджидов (Dilex) выступает на GF WCG впервые, и потому первая встреча со сборной США была для ребят очень напряженной. Игра не заладилась с самого начала, и в итоге наши ребята проиграли с большим счетом.

Из каждой группы выходит по две команды, а потому у нашей команды после первого поражения не было права даже на ничью. Ребята справились с этой задачей и оставшиеся четыре встречи уверенно выиграли. Игру с командой из Шри-Ланки мы выиграли вообще всухую 30:0. Наиболее тяжелой была игра с командой Индонезии, но мы победили с разницей в 3 очка.

Наша команда вышла в следующий круг соревнований и в 1/8 финала встретилась с очень и очень именитой командой SK Gaming из Швеции. Но об этом немного ниже.

В остальных дисциплинах наши ребята выступили не столь успешно.
Игра StarCraft®: Brood War.

pic

Фирдавсу Гасанову (Fire)Templar) попались в подгруппе самые грозные соперники из Китая и Кореи. И вообще у него была самая тяжелая подгруппа. Достаточно сказать, что его соперник по подгруппе Byunggu Song (ник.Stork) из команды Южной Кореи стал серебряным чемпионом WCG2008 и с минимальным счетом уступил только своему соотечественнику в финале.

Группа была настолько сложной, что Фирдавс не смог выиграть ни одной игры.
Схожая ситуация была и по игре WarCraft III:Frozen Throne.

pic

По этой игре у нас также было не много шансов, но мы надеялись, что Ильдар Ибрагимов все же сможет оказать достойное сопротивление противникам.

Однако Ильдар смог лишь победить в одной встрече и занял в своей подгруппе предпоследнее место.

Игра Need for Speed™ Pro Street. До начала финала чемпионата мира больше всего надежд у нас было с выступлением Сардорбека Абдуллаева ( USSRxMacedon) из Ферганы, который тренируется уже много лет и входит в состав международной команды (клана) USSR.

pic

Сардорбек уверенно победил известного румынского е-спортсмена в первой встрече, и также уверенно вел гонку все пять кругов с поляком. Однако на последних ста метрах трассы, каким-то чудом поляк смог выиграть полкорпуса у Сардорбека.

В следующей встрече с тайпейцем Сардобек проиграл, и шансов на выход из своей подгруппы у него уже не осталось. В итоге он занял лишь третье место в своей подгруппе. Жаль.

Игра FIFA Soccer 08. Что касается футбола, то тут наша страна участвовала впервые (в прошлом году наш геймер не получил визу в США), и мы не знали, как и что. Наш Фарходбек Сайфиддин ( Ronni) уверенно победил первый матч у шведа, потом сыграл вничью с грозным украинцем (позднее он завоевал бронзовую медаль).

pic

Нам казалось, что с остальными соперниками проблем уже не будет.
Но Фарходбек занервничал и проиграл оставшиеся встречи. Увы, футбол, даже виртуальный, очень непредсказуемая игра и многое зависит от настроя и опыта игрока.

Итак, по итогам выступлений в групповых турнирах наша сборная смогла пробиться в 1/8 финала только по одной игре – Counter Strike. Уже это можно считать лучшим выступлением наших е-спортсменов за последние пять лет, т.к. выход из подгруппы в 1/8 говорит о том, что наша команда входит в TOP 16 команд мира. До этого года наши команды ни разу не смогли выйти из своей подгруппы.

На сегодняшний день командная 5х5 игра Half-Life™: Counter-Strike 1.6 является самой популярной игрой на планете и чемпионы мира по данной игре пользуются самой громкой славой в киберспорте. Только в Узбекистане на Национальном первенстве за право получить путевку на финал чемпионата мира в Кельне боролось около 300 команд со всех регионов страны.

Наши ребята очень хорошо сыграли в своей подгруппе, проиграв только один раз сильной сборной США. Однако жребий выпал так, что в 1/8 финала мы сразу же попали на самую грозную команду чемпионата мира – SK Gaming из Швеции. Специалисты не без оснований полагали, что данная команда претендовала стать чемпионом мира 2008 года.

Итак, 8 ноября в 13-00 по кельнскому времени наши ребята сели играть со шведами. Первая игра была просто великолепной. Сначала наши ребята вели со счетом 10:2, и рядом с нашим сектором скопилось большое количество журналистов, которые ожидали сенсации. Тем не менее, шведы собрались и все-таки выиграли первую игру со счетом 16:13. Мы уступили всего 3 очка.

pic

Во второй игре наши ребята замешкались в самом начале и уже шведы вели со счетом 9:1. В какой-то момент наша команда, собрав силы, сильно сократила разрыв до 5 очков, однако сказался многолетний международный опыт шведов, и они в итоге победили во второй игре со счетом 16:6. Что тут сказать? Конечно, очень хотелось, чтобы наши победили и вошли бы как минимум в ТОР 8, но, и проиграв, мы показали, что даже с самыми сильными командами мира мы можем играть почти на равных. И это при том , что команда Just из Ташкента впервые участвует на финале чемпионата мира! Молодцы ребята!

Добавим также, что наши соперники – команда SK Gaming выиграли две последующие встречи в ¼ и в ½ финала, а в финале отчаянно боролись за звание чемпионов мира. Только уступив в третьей встрече датчанам, команда SK Gaming заняла в итоге второе место. Получается, что наши ребята уступили в борьбе практически лучшей команде мира этого сезона.

Итоги выступления нашей сборной можно считать удовлетворительными. Наша команда заняла 9 место (TOP 16) по самой сложной командной игре Counter Strike. Отметим также, что все участники нашей сборной впервые участвовали не только в финале чемпионата мира, но и в международных встречах такого уровня.

Согласно сводного рейтинга WCG, наша страна сегодня занимает 44-е общекомандное место. Необходимо понимать, что рейтинг учитывает выступление сборных, начиная с 2000 года (а Узбекистан выступает только с 2004 года, да и то из-за проблем с визами США команда не играла в полном составе в 2004 и в 2007 г.г.).

Кроме того, Узбекистан участвует только по пяти дисциплинам из 14-ти, т.к. не все игры и игровые платформы представлены в нашей стране.

Тем не менее, среди стран Центральной Азии Узбекистан занимает 2-е место (Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан даже не участвуют в финалах WCG), а среди стран СНГ и Балтии – четвертое место, пропустив вперед только команды России, Украины и Казахстана.

Турнирные таблицы и итоги всех матчей GFWCG2008 можно найти на сайте чемпионата www.wcg.com
Несмотря на хорошее развитие е-спорта в Узбекистане при непосредственной поддержке со стороны правительства, и наличие талантливых ребят, нужно понимать, что в других странах мира е-спорт развивается еще стремительнее и, прежде всего, за счет обильного финансирования спонсорами профессиональных команд. ПРОгеймеры этих стран могут не работать по нескольку лет (вернее их работой является е-спорт), постоянно выезжая на многочисленные международные турниры, и повышая свой уровень. У них есть тренеры, менеджеры, материально-техническая база. Все как в других видах спорта. Будем надеяться, что и у нас ПРОгеймеры будут находить своих спонсоров. Это очень важно, так как в период между соревнованиями наши чемпионы не имеют не только тренеров, но даже постоянного места для тренировок и достойных девайсов. Не говоря уже о зарплате и прочих социальных вещах.

Чэнду место проведения гранд-финала WCG2009
9 ноября состоялась церемония награждения победителей чемпионата мира WCG2008. Больше всего медалей и первое общекомандное место заняла сборная Южной Кореи, которой и был вручен переходящий кубок WCG. К нашему удивлению самая многочисленная (почти во всех дисциплинах было заявлено по три участника) и достаточно грозная команда Германии (вторая по сводному рейтингу WCG за все годы) заняла в командном зачете лишь четвертое место, выиграв одну золотую, одну серебряную и две бронзовые медали, да и то по не самым популярным играм. Даже по футболу (FIFA 2008) игре, в которой последние пять лет доминировали исключительно немцы, никто не вышел даже в 1/8 финала.

Из стран СНГ лучше всего выступила сборная России – одна золотая, одна серебряная и одна бронзовая медали.

После вручения наград чемпионата 2008 года, на сцену был приглашен представитель властей города Чэнду (КНР), которому был вручен флаг чемпионата. Дело в том, что организационный комитет World Cyber Games выбрал китайский город Чэнду в качестве места проведения гранд финала WCG2009.

Город Чэнду — административный центр провинции Сычуань. Находится в западной части Сычуаньской впадины. Чэнду является научно-техническим, торговым, финансовым и транспортным центром Юго-Западного Китая. Общая площадь – 12,4 тыс. кв. км, население – 12 млн. человек.

Чэнду имеет историческое название «Поднебесной зажиточной столицы». Здесь богатые природные ресурсы и благоприятный климат. Достопримечательности встречаются повсюду. Чэнду славится местными изделиями прикладного искусства, своеобразными обычаями и традициями. Регион обладает природными туристскими ресурсами. Для Чэнду уместны 3 характеристики: родной край бамбуковых медведей (панда), знаменитый исторический культурный город, прекрасный пейзаж плодородного края.

Что ж, сделаем выводы из выступления нашей сборной в 2008 году, и будем готовиться к сезону 2009 года.

Вставка к статье № 1
О классификации игр

Компьютерная игра — компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре или сама выступающая в качестве партнера. К компьютерным играм также относят видеоигры и мобильные игры. Существуют попытки выделить компьютерные игры как отдельную область искусства, наряду с театром, кино и т. п. Проведение соревнований по компьютерным играм свидетельствует о появлении нового вида спортивных соревнований — киберспорта.
Видеоигра. Обычно видеоигрой (англ. Video game ) называют компьютерную игру, предназначенную для запуска на игровой приставке или игровом автомате. Термин используется для отделения игр для приставок от игр для персональных компьютеров. В английском же языке под этим словом чаще понимают вообще любую электронную игру, управляемую микропроцессором, независимо от платформы.

Классификация
Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:
жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам, а в уникальных случаях — открывать новый или быть вне всяких жанров
количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской — рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской — рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через Интернет, электронную почту, или массово
визуальное представление: игра может как использовать графические средства оформления, так и, напротив, быть текстовой. Игра также может быть двухмерной или трехмерной.
Жанровая классификация компьютерных игр предполагает введение нескольких дополнительных оснований, как то:
• динамика — игровой процесс может происходить в условиях «реального времени», или пошагово
• перспектива — игра может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Стратегия в реальном времени
Стратегия в реальном времени (англ. real-time strategy, RTS) является жанром стратегических компьютерных игр, в которых отсутствует «очередность ходов» (в отличие от компьютерных или настольных пошаговых стратегий).

Большинство «классических» стратегий в реальном времени следуют следующему шаблону:
• Сбор ресурсов и строительство базы (лагеря).
• Создание армии и экспансия с целью захвата новых источников ресурсов.
• Атака противника с целью перехвата доступа к ресурсам и/или уничтожения его армии и лагеря.
Кроме того, существуют множество стратегических игр, игровой процесс которых существенно отличается от классического. Будучи успешными, такие игры выделяются в отдельные поджанры. Также существуют стратегии со значительными примесями других жанров.

Симуляторы (англ. Simulation, Simulator)
Технические симуляции

Игра-симуляция. При помощи компьютера, как можно более полно, имитируется физическое поведение и управление каким-либо сложным действием технической системы (например: боевым истребителем, автомобилем и т. д.). Если аркадные игры стремятся развлечь игрока при помощи разных невозможных явлений, трюков и остроты сюжета, то главный критерий качества симуляторов — полнота и реалистичность моделирования его объекта (автомобиля, воздушного судна и т. д.).

Аркадные симуляции
Упрощенная версия технических симуляторов, нередко с альтернативной физикой. Принципиальное отличие от Аркад — наличие хоть и упрощенной, но все же физической модели. Чаще всего с подобной физикой делаются симуляторы звездных истребителей и автомобилей.

Спортивные
Другое название — «спортсим» (от англ. sport simulator — симулятор спорта).
Как и следует из названия — имитация какой-либо спортивной игры, наибольшее распространение получили имитации футбола, хоккея, баскетбола, тенниса и гольфа.

Казуальные игры
Казуальные игры — компьютерные игры, предназначенные для широкого круга пользователей.

Сам термин — «казуальные» происходит от латинского слова casualis, что означает — случайный. Таким образом, казуальные игры — это игры, в которые играют от случая к случаю, между делом, чаще всего, чтобы как-то «убить» время.

Ввиду своего предназначения такие игры, как правило, обладают достаточно простыми правилами и не требуют от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста.
Простейшими казуальными играми можно назвать те, которые включаются в стандартную поставку дистрибутивов операционных систем.

К казуальным играм относятся такие игры, как Color Lines, Tetris, Zuma, Luxor, The Mystery of the Crystal Portal, Turtle Odyssey, Jane’s Hotel, различные арканоиды, головоломки и т. п.

Многопользовательская ролевая он-лайн-игра
Многопользовательская ролевая он-лайн-игра (англ. massively multiplayer online role-playing game, MMORPG) — жанр он-лайновых компьютерных ролевых игр (CRPG), в которой большое количество игроков взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире (в основном, в жанре фэнтези).

Как и в большинстве RPG, игроку предлагается роль вымышленного героя, и возможность управлять его действиями. MMORPG отличаются от однопользовательских и небольших сетевых ролевых игр множеством игроков, а также виртуальным миром, который продолжает существовать и в отсутствие игрока. Виртуальный мир поддерживается издателем игры.

В виртуальном мире игроки могут выполнять различные действия, взаимодействуя друг с другом. Существуют и управляемые компьютером персонажи, в том числе враждебные. В большинстве игр за уничтожение врагов дается вознаграждение и начисляются очки опыта. Полученные очки опыта игрок использует для совершенствования навыков и умений героя. Вознаграждение (игровая валюта или ценные вещи) составляют основу экономических отношений между участниками игры.

Во многих MMORPG игроки имеют возможность создавать внутренние объединения, члены которых могут придерживаться определенной политики по отношению к другим игрокам и объединениям. В некоторых играх герои при первом появлении в мире нейтральны, в других — изначально враждебны к определенным персонажам, согласно сюжету игры.

В классическом варианте MMORPG делятся по трем стилям игры, но в основном сочетают в себе несколько:
• PvE – Игрок против Окружения (англ. Player versus Environment). Игра построена на отношениях «Игрок-Мир». Взаимодействуя с игровым окружением, игрок улучшает характеристики собственного персонажа и продвигается по сюжетной линии (если таковая существует).
• PvP – Игрок против Игрока (англ. Player versus Player). Игра строится на отношениях «Игрок-Игрок», где главенствующую роль играет фактор коммуникации и обмена игровыми предметами между игроками.
• PvE / PvP – Сочетает в себе качества двух вышеприведенных стилей. Является базовой схемой построения современных MMORPG.

Фáйтинг
Фáйтинг (от англ. Fighting — бой, драка, поединок, борьба) — жанр компьютерных игр, имитирующих рукопашный бой малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.

Важной особенностью файтингов является их нацеленность на соревнование, а не на сотрудничество игроков, что делает игры этого жанра подходящими для киберспортивных чемпионатов. Обычно файтинги предоставляют игроку возможность вести бой в режиме «один на один» против компьютерного противника или другого игрока, реже — позволяют сражаться одновременно трем или четырем противникам на одной арене.

Файтинги, являясь аркадным жанром, получали распространение и пользовались популярностью преимущественно в тех странах, где присутствовала развитая сеть игровых залов с аркадными автоматами, в первую очередь США и Японии.
По мере расширения рынка игровых приставок файтинги портировались и на них. На персональных компьютерах игры этого жанра представлены слабо — не в последнюю очередь из-за специфического управления, ориентированного на джойстик или геймпад, а не на клавиатуру и мышь.

First-Person Shooter
FPS: First-Person Shooter — шутер от первого лица — жанр компьютерных игр. Классическое название -3D Shooter.

3D-шутер — жанр компьютерных игр. Название произошло совмещением понятий «3D» (три измерения) и shooter (англ. стрелок). В силу отсутствия в русском языке адекватного перевода для слова shooter как для названия процесса, укоренился вариант названия «шутер». Обыватели же используют выражение «стрелялка».

Общие принципы. Игрок находится в трехмерном пространстве и имеет некоторую свободу передвижения. Уровни, как правило, являют собой ограниченный лабиринт, в котором расположены враги, союзники и нейтрально настроенные NPC. Современные шутеры стараются отходить от такой конструкции игровых пространств, распространяя уровни, добавляя разветвления, объемные пространства с укрытиями. Такие шутеры называют нелинейными. Соответственно, каноническая стрелялка — линейная. Но независимо от количества возможных путей, задачей всегда является достижение конца уровня. Чаще всего обязательным условием ставится уничтожение всех нападающих компьютерных персонажей. Однако, могут иметь место и дополнительные цели, такие, как установка бомбы на вражеское укрепление или нахождение ключа доступа к преграждающей путь двери. В некоторых шутерах, располагающих более свободным геймплеем, уничтожение врагов, подчас, является бессмысленным занятием — необходимо задействовать некий игровой триггер, чтобы пройти дальше.
Шутеры бывают однопользовательские (англ. SinglePlayer, в игровом процессе участвует один человек, все прочие игровые персонажи управляются компьютером) и многопользовательские (англ. MultiPlayer, игроки совместно проходят игру подобно однопользовательскому режиму или соревнуются друг с другом на специальных уровнях).

Вставка к статье № 2
Моральные аспекты киберспорта и ограничения

Больше всего нареканий у общественности вызывают шутеры. Реалистичное отображение перестрелок и убийства человекоподобных персонажей сподвигают обвинять Counter Strike в провокации настоящих убийств.

Шутеры предлагают игрокам возможность убийства внутриигровых персонажей, часто похожих на людей, порой переходящую в необходимость. Такая ситуация вызывает в обществе достаточно бурную реакцию. Особенно обостряются выступления обеспокоенных граждан и правозащитников, в связи с участившимися случаями массовых расправ учеников и студентов в своих учебных заведениях с помощью огнестрельного оружия. Многие склонны винить игры в этой необоснованной жестокости.

В это же время, защитники виртуальных развлечений приводят научные исследования, доказывающие, что нельзя сделать человека агрессивным посредством компьютерной игры, нельзя его сподвигнуть на убийство. К тому же серьезным аргументом защиты являются игровые рейтинги. Сегодня, рейтинговые организации, такие как ESRB (http://www.esrb.org) или PEGI, дотошно подходят к рецензированию и выставлению ограничений на игры. И некоторые обвиняемые проекты и их разработчиков подчас невозможно осудить, так как убийца или другой нарушитель порядка оказывается младше минимально допустимого возрастного рейтинга.

Тем не менее, многие видеоигры подвергаются жесткому цензу. Ярким примером служит Германия, в которой корректировке подвергались даже проекты серии Grand Theft Auto. Кроме отсутствия крови или замены ее на некую ядовито-зеленую жидкость, из игр исключалась возможность подбирать с трупов деньги, вводились и иные ограничения. На заре развития индустрии разработчики были вынуждены сами корректировать свои продукты, делая их менее реалистичными, заменяя врагов-людей на монстров или заставляя трупы исчезать, даже когда технологические возможности позволяют их сохранять. Стоит также заметить, что сейчас обвинять видеоигру в чьем-либо сумасшествии стало популярным занятием. Так, американский юрист Джек Томпсон прославился тем, что после каждой гражданской трагедии или даже убийстве подростками полицейского, забрасывал суды исками в адреса именитых разработчиков и издателей. Кроме уже упомянутой GTA, он также нападал на авторов Counter-Strike (после трагедии в Вирджинском политехническом институте). За излишнюю навязчивость суд лишил Томпсона права заниматься адвокатской деятельностью в течение десяти лет.

Кроме обвинений в людских смертях, имеются обвинения в смертях духовных: шутеры подвергаются критике католической церкви. Она протестует против использования во многих играх этого жанра фигур демонов, сатанинских символов и дьявольской стилистики вообще. Ведь еще в Doom поднималась тема ада, а все игровые локации украшались рунами, пентаграммами и отсылками к Библии. Хотя претензии церкви игнорируются, разработчики стараются избежать затрагивания общечеловеческих проблем, вроде фашизма. Даже в играх, посвященных Второй мировой войне, зачастую видоизменяется свастика и символика войск нацистской Германии.

Чемпионаты WCG проводятся в строгом соответствии с законодательством страны, в которой проводится финал и требованиями организаций ESRB или PEGI. Так, например, по всем играм строго соблюдается возрастной ценз. И, например, по игре Counter Strike в 2007 году были ограничения по возрасту с 17+ лет (так требует законодательство США), а в 2008 году возраст был ограничен с 16+ лет (в соответствии с законодательством Германии).

Несколько слов о деятельности Entertainment Software Rating Board (ESRB)
Entertainment Software Rating Board (ESRB) — негосударственная организация, основное направление деятельности — принятие и определение рейтингов для компьютерных и видеоигр и другого развлекательного программного обеспечения в США и Канаде. ESRB была основана в 1994 году ассоциацией Interactive Digital Software Association (современное название – Entertainment Software Association). К началу 2003 года рейтинги ESRB получили более 8000 продуктов от 350-ти издателей.

Рейтинг игр ESRB основан на их содержании аналогично рейтинговым системам кинофильмов. Рейтинг игры напечатан на упаковке, содержится в ее рекламе и указан на сайте игры. Компании не обязаны предоставлять игру на определение рейтинга до начала официальных продаж, так как ее содержимое может значительно измениться в ходе разработки. Большинство игровых издательств в США пользуются рейтинговой системой ESRB.

Рейтинг состоит из двух частей: знака рейтинга и краткого описания содержимого. Знак рейтинга обычно располагается в нижнем левом или правом углу на лицевой стороне упаковки и определяет наиболее подходящую возрастную категорию для игры. Описание содержимого располагается на обратной стороне коробки, обычно в нижнем левом или правом углу и перечисляет некоторые элементы содержания игры.

На логотипах рейтингов ESRB используются начальные буквы названия возрастной категории, для которой данная игра рекомендована. Сегодня используются следующие рейтинги:

«EC» (Early childhood) — «Для детей младшего возраста»: Игра подходит для детей от 3-х лет и старше и не содержит материалов, которые родители могли бы счесть неподходящими. Продукты, получившие данный рейтинг, изначально разрабатываются для детей и обычно представляют собой развивающие игры. Некоторые усложненные развивающие игры могут иметь рейтинг «E».

«E» (Everyone) — «Для всех»: Содержание вполне подходит для возрастной категории старше 6 лет; такие игры могут понравиться и взрослым. Игры с этим рейтингом могут содержать минимальное насилие, в основном «мультяшного» характера.

«E10+» (Everyone 10 and older) — «Для всех старше 10 лет»: Возрастная категория — от 10 лет. Проекты с данным рейтингом могут содержать немного больше мультипликационного или мягкого насилия, или нечастого появления крови, или несколько откровенные сцены. Рейтинг был принят ESRB 2 марта 2005 года. Первой игрой, которая получила данный рейтинг, стала Donkey Kong: Jungle Beat.

«T» (Teen) — «Подросткам 13—19 лет»: Игра подходит для подростков старше 13-ти лет. Проекты из данной категории могут содержать насилие, непристойные сцены, грубый юмор, в меру откровенное сексуальное содержимое, кровь или нечастое использование ненормативной лексики.

«M» (Mature) — «От 17 лет»: Материалы игры не подходят для возрастной категории младше 17 лет. Проекты с данным рейтингом могут содержать достаточно жестокое насилие, большое количество крови с расчленением, непристойные сексуальные сцены или грубую ненормативную лексику, нежелательную для младшей аудитории.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте