От эффективности образовательной системы к востребованности специалистов
23 декабря 2008
Рубрика: Интервью. Тэги: ,
Автор: .

pic

Ташкентский университет информационных технологий по праву считается одним из ведущих вузов не только нашей республики, но и Центральноазиатского региона по подготовке специалистов по приоритетным направлениям в сфере инфокоммуникационных технологий.

Сегодня наша беседа с ректором ТУИТ, доктором технических наук, профессором Садикжоном Сабировичем Касымовым.

— Садикжон Сабирович, скажите, пожалуйста, в чем суть бурного развития ИКТ?
— Развитие общества в первую очередь характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информационных процессов, информационной инфраструктуры и их субъектов, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияющей на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих в целом.

— Какова была инновационная программа на 2008 год и как она осуществляется?
— Инновационная образовательная программа состояла из взаимосвязанных образовательных, научно-исследовательских, научно-производственных проектов и программ социальной поддержки студентов и сотрудников, а также международного сотрудничества. Разработаны и утверждены Государственные образовательные стандарты по всем 15 направлениям образования бакалавриата и 24 специальностям магистратуры, учитывающих их академическую мобильность. В них отражены требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности специалиста. На основе утвержденного стандарта разработаны и внедрены в учебный процесс рабочие учебные планы и программы дисциплин по всем направлениям и специальностям.

В 2008 году несколько оживилась научно-исследовательская работа, которая ведется по 8 темам ГНТП, 10 темам фундаментальных научных исследований и 29 темам на основе хоздоговорных соглашений.

— В чем эффективность образовательной системы?
— Эффективная работа образовательного учреждения в условиях рынка образовательных услуг, на мой взгляд, должна ориентироваться на: 1) требования развития инновационной экономики; 2) потребности рынка труда в специалистах востребованных направлений подготовки; 3) образовательные потребности своих потребителей (студентов); 4) внедрение в учебный процесс новых ИКТ и педагогических технологий. Думается, что только при выполнении этих условий может быть обеспечена эффективность.

— В чем суть интернационализации образования?
— В университете реализуются соглашения о сотрудничестве с 37 университетами, 7 научными центрами и 14 организациями и компаниями различных стран, ведется академический обмен студентами и научными сотрудниками по согласованным программам подготовки кадров, действуют 4 совместных центра по ИКТ.

В рамках этих соглашений традиционными являются проводимые ежегодно международные конференции «Развитие IT в Азии-РИТА-2008», международные научно-технические конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Техника и технология связи», кроме того, проводятся внутривузовские конференции с приглашением зарубежных специалистов.

В последние годы в университете ведется работа по Европейскому гранту TEMPUS. TEMPUS — это программа Европейской комиссии, нацеленная на развитие и совершенствование высшего образования в странах-партнерах. Программа финансируется со стороны консорциума по декларированному заявлению национального проекта.

— Расскажите о трудоустройстве выпускников.
— С переходом республики к рыночной экономике несколько прерванная плановая система распределения выпускников возобновилась. Поэтому в последние годы в университете процесс распределения молодых специалистов происходит совместно с Узбекским агентством связи и информатизации. В дальнейшем решено при отделе «Маркетинговая служба» организовать совместно с агентством и крупными потребителями специалистов Центр мониторинга и содействия трудоустройству выпускников, являющийся источником оперативной информации рынка труда.

— Сформулируйте основные черты современной образовательной системы.
— Если в тезисном порядке, то: 1) компьютеризация, Интернет, виртуальная образовательная среда; 2) субъективность и опора на самостоятельность, которая реализуется в соответствующих педагогических технологиях обучения; 3) самостоятельность, то есть индивидуальные образовательные маршруты и запросы; 4) интеграция системы «образование-наука-производство», ведь современные профессиональные знания, опыт использования новых технологических инструментов возможны только на производстве и в научных учреждениях, именно здесь рождаются новые компетенции, о которых университет услышит только завтра. Отсюда тезис — качество подготовки специалистов напрямую зависит от глубины интеграции.

— Что планируется в сфере новых образовательных технологий?
— Известно, что образовательные технологии характеризуются непрерывной сменой технологий и знаний, формирующих новые требования к системе образования. В свете этого планируем создание полного электронного архива (портфолио) всех студентов университета как коллекцию разнообразных данных, демонстрирующих их достижения за определенный период времени, отобранных на основе рефлективного анализа. Думаем, что такой архив может показать все, на что способен студент, продемонстрировать его сильные и слабые стороны, раскрыть его творческий потенциал. В то же время такой архив послужит развитию у студентов навыков анализа своей деятельности, самоорганизации, самоконтроля и самоощущения своих результатов.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте