БЛОГородное дело
18 марта 2009
Рубрика: Интернет и сети. Тэги:
Автор: .

За чем бы человек ни отправлялся в глобальную Сеть, он всегда идет за добрым словом.
Просто Babayasin. Мир имени меня

Свобода самовыражения — может быть, одна из самых характерных черт современной жизни. Многие помнят: раньше пишущему человеку приходилось пробиваться в издательства либо складывать написанное в стол в надежде на потомков, а то и устно высказывать все сочиненное пойманным за пуговицу собеседникам. Теперь же — достаточно завести блог. И все! Если вы пишете интересно и талантливо — вас обязательно заметят, будут читать и любить. Если же нет, то (как в известном анекдоте) — нет. Не так уж будут читать и не сильно любить, но это неважно. Важно, что я могу выкладывать в своем блоге все, что захочу! 

Причин популярности блогосферы — великое множество, вплоть до самых экзотичных. Хотя бы такая гипотеза: если пришедшая в голову мысль не высказана или не написана, то она мешает приходу следующей мысли, ибо все силы тратятся на запоминание первой… Некоторые видят истоки популярности «живых журналов» в давней советской традиции: вести длинные задушевные разговоры на кухне о том, чего не прочтешь в газетах… Ну и, опять же, в России поэт, как известно, больше, чем поэт, — соответственно, и скромные личные дневнички трансформировались в мощный социальный инструмент. Главный же притягательный для многих миллионов пользователей эффект — это подобранная и сформированная лично среда общения из так называемых френдов: тех, кого приятно и хочется читать и комментировать, для кого хочется писать в надежде на ожидаемую реакцию. Часовая профилактика блогосервисов может вылиться чуть ли не во всенародное горе…

И еще важный аспект явления. Блоги замахнулись на «священную корову» любой власти — средства массовой информации. В разных сообществах продолжаются бесконечные споры на тему: «Блог — это СМИ или не СМИ?», — с аргументами как за, так и против этой узкой формулировки. Еще три года назад в Рунете также обсуждалось знаковое событие — впервые блоггер взял интервью у депутата Думы. Все чаще ссылаются на блоги телевидение и «серьезные» газеты. Грань между официальными СМИ и персональными блогами если не стерлась, то расплылась окончательно, и размежеваться уже невозможно. 

Чем же хорош блог? Главное — он представляет отношение автора к описываемому событию, чего нет в официальных сообщениях. Как написала известная сетевая журналистка Линор Горалик: «В живых журналах присутствует аромат жарких кухонных обсуждений, начисто выхолощенный в официальных СМИ». 

Опять же в СМИ — цензура: если не официальная, то — редакционная политика, обязательства перед учредителями и масса других сдерживающих факторов. Блоги же ограничены только фантазией автора и его комментаторов.

Всеобщую эйфорию от засилья блогов один мой виртуальный знакомый остроумно сравнил с фразой персонажа Евстигнеева в фильме «Берегись автомобиля»: о том, что «самодеятельный театр вытеснит, наконец, профессиональный». 

Можно было бы привести еще массу цитат, рассматривающих «блогоявление» с разных позиций, но, экономя время читателей, вернемся к конкретике. 

Читатели наверняка знают уже, что блоги делятся на «самостоятельные» (отдельные сайты) и блогосервисы вроде «живых журналов», лайвинтернетовских, мейлрушных блогов и прочих. Отношения между ними непростые. Интересно, например, было бы рассмотреть мотивацию для заведения своего отдельного блога или дневничка в сервисе. Это отдельная большая тема, мы вернемся к ней в одной из следующих публикаций.

До блога надо созреть, это не просто: ба-бамс — и вот он, завел и пишу. О блоге надо мечтать, мысленно представлять его: что напишете сразу, а что потом, кого позовете, а кого фигушки, как оформить, на кого дать ссылку, на кого не давать, что скажет «княгиня Марья Алексевна», — и еще много чего. Я, например, вел сайт по популярной математике и занимательному программированию. Постепенно накопилось много материалов, что-то находил по теме в Сети, что-то присылали знакомые и незнакомые посетители, что-то сам раскапывал в опытах с программами. Это требовало публикаций, причем регулярных. И чем больше я публиковал, тем больше материалов получал в ответ. Приходилось все переваривать, редактировать, выкладывать снова, отвечать на письма… Появились «Арбузные ломтики», были и «Арбузные корки», — но постепенно и эти формы переставали устраивать. В общем, не буду томить, — идеальной формой существования в Сети оказался именно блог. Я регулярно пишу, посетители комментируют, все счастливы. Все не так просто, конечно, но в приближении где-то так. То же произошло и с другими увлечениями: интернет-публицистика и история родного города теперь существуют в отдельных блогах.

Попробуйте, заведите свой блог, — и жизнь наполнится смыслом, а не будет лишь скучным ожиданием старости. А сколько сразу вопросов обрушится на вас! Например — как часто надо писать в блог? Если раз в месяц, — можно было его и не открывать… Если в день по двадцать сообщений — можно вызвать несварение желудка у посетителей, ибо много читать большинству лень. Десять — тоже многовато, да и нет столько уникальных событий, а давать ссылки на перетертое другими не очень хочется… 

Единственное, что точно уяснил: писать надо ежедневно, это непременно. Оптимальный объем — две, три или четыре записи. За количеством гнаться не стоит, лучше одна яркая, интересная статья, чем десяток ерундовых. Хотя, опять же, все зависит от вашего статуса и от читателей. У раскрученных блогерров просто один лишь восклицательный знак вместо поста вызывает шлейф бурных комментариев! 

С самого старта блога вопросы нарастают, как снежный ком. О чем писать? Стоит ли разбирать и оценивать сайты? Давать ли ссылки на всякие курьезы и отдельные статьи? Просто ссылки или с моими комментариями? Давать ли чисто развлекательный материал? Или, наоборот, чтобы все было серьезно и чинно? 

Пока все не устаканилось — недели проходят в поисках оптимальных тем. И лишь после, когда блог обретет свое лицо и постоянных читателей, можно будет брезгливо отклонять некоторые материалы, ссылаясь (как крутые продюсеры) на «неформат».

…Терпеливые читатели, добравшиеся до середины этого текста, заслужили изюминку. Могу их порадовать тем, что не часто найдете сами в сетевых закоулках. Вот сообщение, появившееся более двух лет назад у Апача. 

(Для тех, кто в троллейбусе: Апач (Apazhe) — один из самых популярных блогерров, неоднократный лауреат премии Паркера, один из «тысячников» «живых журналов» (то есть имеющий более тысячи френдов). В миру — Арсений Федоров, живет в Новгороде, из ЖЖ ушел в блог Православный Газенваген™ (почему ушел — отдельная история), один из самых читаемых блоггеров Рунета.) 

Итак, Апач пишет

Вот нам в известном журналистском коммьюнити девочка вопросы задает: пошла мода такая — приравнивать блоггеров к журналистам. Как вы считаете, справедливо ли это? И еще один вопрос: что вы вкладываете в свой блог? Что он для вас значит?

Ну что же, отвечу.
1. Как правило, блоггеры пишут о том, в чем хорошо разбираются. В отличие от журналистов. 
2. Журналисты пишут за доллар-строчка, а блоггеры потому, что им хочется высказаться. 
3. Журналисты ненавидят получать отзывы на свою писанину, а блоггеры с интересом читают комментарии. Потому что блоггеры пишут для читателей, а журналисты для издания. 
4. У журналистов дедлайн, а блоггерам все равно. Оттого у блоггеров нет спешки и дополнительных косяков, ею вызванных. 
5.У журналистов сроки, договора и количество публикаций в месяц, а блоггеры могут не писать неделями. Поэтому журналистам добавляют вдохновения пинки начальства, а блоггеры мечтательно пьют водочку на природе. 
6. Журналист продажен, а блоггер нет. Потому что журналист является машинкой для писанины и может выступать под псевдонимом и в другом издании, а у блоггера издание одно — его блог. И никаких псевдонимов. 
7. У журналиста есть руководство, которое всегда сделает ему ататат по попке, если мнение не совпадает с мнением держателя контрольного пакета издания, а блоггер сам себе руководство и держатель контрольного пакета. 
8. Журналист криклив, потен и неприятен, а блоггер мил, красив и обаятелен. 

Ну и как можно после этого приравнивать блоггеров к каким-то там журналистам? Ведь для блоггера его блог — часть жизни и зачастую немаловажная, а журналисты блоги ведут по заданию своего куратора ФСБ. Конец цитаты. 

Прочитав о различиях между журналистами и блоггерами, я, будучи одновременно с обеих сторон фронта, отметил яркие краски, ощутимый перекос в сторону блоггеров и, главное, эмоциональный запал размежевания. Да и понятно: блог — это любимое трепетное детище, лелеемое и поглощающее все мечты и душевные силы. Как можно сравнивать его с казенной писаниной журналиста? Того редакция послала на мероприятие, он честно написал — «утром стулья, вечером деньги»… В общем, с позицией Арсения, высказавшегося от армии блоггеров, нам пока все ясно. 

Но неожиданно эта история получила продолжение. В одном из закрытых подписных листов эта тема обсуждалась, и к обсуждению подключился мой старинный сетевой знакомый Николай Попов. Николай когда-то вел «Академию виртуального общения», публиковал ленту выжимок лучших материалов блогосферы, был победителем ныне несуществующего конкурса «Веб-признание». Итак, Николай отвечает Арсению, объяснившему, чем блоггер лучше журналиста: 

Чем журналист лучше блоггера: 
1. Как правило блоггеры годами пишут о том, как нагадили соседке на коврик. В самом лучшем случае — о том, как следует правильно писать блоги, чтобы привлечь к этой писанине посетителей по ключевым словам. Журналистам беспокоиться о популярности своего издания незачем, эти риски на инвесторах и главреде — а потому они пишут намного толковее и содержательнее. 
2. Журналисты пишут за доллар-строчка, а блоггерам этот доллар еще следует где-то изыскивать. Потому, как правило, они безуспешно клянчат его непосредственно в своем блоге, как последние побирушки. 
3. Журналисты ненавидят получать отзывы на свою писанину, поскольку осведомлены, какого сорта публика осаждает редакции (достаточно недельку провести верхом на «горячем телефоне», чтобы в этом убедиться). Блоггеры с интересом читают каждый комментарий от очередного ненормального. Потому что для журналиста главное — добыча новостей, а для блоггера — пережевывание давно протухшего и уже многажды пережеванного.
4. У журналистов дедлайн, а блоггерам все равно. Оттого читать блоггеров и тем более комментировать — абсолютно бессмысленное занятие: нового знания ни он, ни ты не родите по определению. Все оно совершенно точно где-то уже звучало. Разве что изо рта будет плохо пахнуть у обоих. 
5. У журналистов сроки, договора и количество публикаций в месяц, поэтому они неплохо и регулярно получают за любимую работу деньги. А блоггеры могут не писать неделями, мечтательно пить водочку на природе и гадить на соседский коврик, — все это не прибавит им ни копейки, а их словам ни грамма веса. Кому интересны испражнения лузеров, так и не нашедших себя в жизни? 
6. Востребованный журналист иногда может выступать под псевдонимом и в другом издании, но все это меркнет перед десятками виртуалов и дорвеев, которые вынужден заводить и поддерживать блоггер с целью хоть раком, хоть боком обрести-таки трафик — пусть надев юбку, пусть с порноконтентом и варезом, пусть изображая странные беседы сам с собой, и развести-таки таких же е-горемык на копеечку. В отличие от журналиста, блоггера, как правило, быстро раскалывают и оставляют несолоно хлебавши.
7. У журналиста есть руководство, которое берет на себя львиную долю технических, менеджерских и материальных проблем, оставляя на его долю главное — творчество. А блоггер сам себе руководство и держатель контрольного пакета — а потому он собирает на себя все без исключения шишки неудачного бизнес-проекта, которым является его якобы некоммерческий блог. В результате журналисту можно доверять — ибо за ним репутация здорового, прочно стоящего на ногах издания, а блоггеру доверять нельзя, ибо за ним нет ничего, кроме дохлого блога и сомнительного шлейфа, который находит Яндекс по его никам и именам, настоящим и прошлым, явным и тайным. 
8. Если журналист не нашел общего языка с издателем, он в любой момент может его сменить, — рынок СМИ гигантский и на любой вкус и цвет. А блоггеру от своего худосочного блога деваться некуда — вот он и бегает по двору, как дворняга с привязанной к хвосту консервной банкой из-под килек в томате. Его единственная свобода — либо вести блог, либо не вести. Иного выбора жизнь ему не оставляет. Более тупое занятие, чем ведение блога, сложно себе представить. 
9. Журналист общителен, аккуратен, мобилен и энергичен, а блоггер — весь в пицце, чипсах и дешевом пиве, вонюч, красноглаз и психически неадекватен от замкнутого ночного одинокого образа жизни. Женщины это, кстати, чувствуют и выбирают, естественно, журналистов. 

Ну и как можно после этого приравнивать журналистов к каким-то там блоггерам? Ведь для блоггера, кроме его ненаглядного блога, в жизни зачастую ничегошеньки и нет, а журналисты — мало того, что занимаются любимым делом и имеют гарантированный достаток, — приносят реальную пользу обществу и потому уважаемы и любимы. <…> Журналисты — это востребованность и успех. Блоггеры — это лузерство и нищета. Конец цитаты.

(Разрешение на цитирование было получено.) 

Как вам противостояние блестящих спорщиков? За кого вы отдадите свой голос?.. 

Предлагаю под занавес несколько цитат, определяющих штрихами нынешнее состояние русскоязычной блогосферы, точнее, просто то, что мне понравилось. 

Денис Крючков: Я думаю, понятие «социальная сеть» еще до конца не сформировалось. Оно сформируется, когда, во-первых, вся Земля будет покрыта условным «вайфаем» (или «ваймаксом», например), чтобы человек в любой точке Земли и в любой момент времени мог подключиться к Сети (Интернету), а во-вторых, когда возникнет четкое разделение на жизнь реальную и жизнь виртуальную. 

Леха Андреев: А тем двадцати тысячам студентов, которые сейчас пишут дипломы по теме блоггерства, мы настоятельно рекомендуем плюнуть в монитор и заняться чем-нибудь более полезным. 

Как вы считаете, нужен ли литературный талант, чтобы вести блог? 

Максим Кононенко (Mr. Parker): Совсем нет. Как раз он может мешать, поскольку человек, умеющий писать затейливые тексты, часто не знает меры, а длинные посты убивают суть блогов. Порой одно предложение гораздо интереснее, чем пятьдесят килобайт нудных рассуждений. Посоветуйте что-нибудь начинающим блоггерам ;) 

Mr. Parker: Не заморачивайтесь. 

Рустем Адагамов (drugoi) : В блогосфере я стараюсь существовать так, чтобы меня ничего не раздражало. Поэтому не читаю людей, которые используют свои блоги для собственного или корпоративного PR. Тем более что это, как я успел заметить, никогда не бывает интересно.

Если бы вы были диктатором, вы запретили бы блоги? 

Рустем Адагамов (drugoi): Безусловно. Они отнимают у людей массу рабочего времени. 

Вячеслав Варванин (директор по развитию «Ленты»): Только причем здесь журналистика? Какой дурак вообще выдумал, что тут возможна какая-то конкуренция? Вы когда-нибудь слышали про автолюбителя, который намерен положить конец железнодорожному господству? Просто разные вещи. Местами очень неплохо дополняющие друг друга. 

Мои комментарии к самому последнему сравнению. Еще в детстве читал, что большегрузные автомобили в США практически «убили» железнодорожные грузовые перевозки, так как перевозить контейнеры от подъезда к подъезду гораздо экономичнее и удобнее на автомобилях. Так что сравнение хромает. Как и мысль, которую оно призвано было проиллюстрировать… 

В статье использованы материалы из моих колонок на «Информационном буме».

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте