Развитие сайта в Узнете на примере www.torg.uz
16 мая 2009
Рубрика: Интернет и сети. Тэги:
Автор: .

На прошедшем 12 мая Национальном форуме программистов Узбекистана было заслушано без малого 20 докладов. Понятно, что большинство из них были посвящены развитию софтверной индустрии в Узбекистане. Однако, были и доклады, которые на первый взгляд к программированию не относятся. Тем не менее, мы рады представить нашим читателям доклад Кан Вячеслава, руководителя проекта www.torg.uz, который он любезно предоставил нашей редакции.

Развитие сайта в Узнете на примере www.torg.uz
Существует много различных рекомендаций и советов о том, как можно сделать сайт посещаемым, но лучше всего, на мой взгляд, рассматривать этот вопрос на конкретных примерах. 

Поэтому в этом докладе я бы хотел рассказать, как может развиваться сайт в Узнете по опыту Торговой площадки www.torg.uz, — надеюсь, что многим из вас он знаком.  

Особенности развития сайтов в Узнете
Не секрет, что одной из главных проблем при продвижении сайта на локальном рынке является большая популярность среди местного населения сервисов, предоставляемых зарубежными сайтами. Интернет не имеет границ и при поиске нужной информации люди часто находят всё, что им необходимо, на многочисленных сайтах, которые не принадлежат домену uz. Поэтому, на мой взгляд, если ориентироваться на жителей Узбекистана при создании сайта на русском языке, нужно, прежде всего, задуматься о том, чем этот сайт может быть лучше и полезнее других существующих сайтов. Причём лучше всего, если преимущество такого сайта будет именно в том, что он предназначен для местного пользователя. К примеру, новостному сайту нет смысла выставлять мировые новости, но если оперативно и качественно рассказывать о новостях в Узбекистане, то он может вызвать интерес. Как пример такого ресурса могу привести сайт gazeta.uz. Перспективным может быть объединение по интересам, где, в отличие от других подобных сайтов, можно получить кроме общей информации и массу полезных знаний, связанных с нашими особенностями климата, местности и т.п., а также получить возможность познакомиться и пообщаться с единомышленниками. Например, сайт об аквариумных рыбках может отличаться тем, что будут описываться особенности местной воды, доступного у нас корма для рыб или лекарств, список зоомагазинов и т.п. Если ещё дополнить такой сайт активным форумом, то он найдёт свою аудиторию. 

Если говорить о сайте Torg.Uz, то он напрямую привязан к нашему региону. Находясь в одном городе, не сложно встретится с автором объявления, и купить или продать нужную вещь. Доски объявлений – это одно из тех направлений в Интернете, где регион имеет очень важное значение.

Ключевые условия для развития сайта

Что ещё важно для успешного развития сайта? 
Конечно, тут необходимо сочетание очень многих факторов, но можно выделить хотя бы несколько основных условий…

На мой взгляд, самое главное это подход, отношение. В интернет-проект, как и в любое дело, нужно вкладывать свою душу. Если сайтом заниматься от всего сердца, постоянно работая над его улучшением, то это обязательно даст плоды. Простой любительский сайт, над которым работают как с любимым детищем, может стать гораздо популярнее крупных проектов, в которые вложено много денег. 

Из вышесказанного плавно вытекает то, что для развития проекта требуется время и силы. Многие, возможно, представляют, что достаточно сделать красивый сайт и дальше он будет развиваться сам по себе. Но для того, чтобы сайт был успешным, над ним нужно постоянно работать, — добавлять качественный контент, улучшать и отвечать на вопросы пользователей… Сайт, в который не вкладывается время и силы, вряд ли может стать популярным. 

При наличии «душевного» подхода к работе и вложении сил и времени, логично ожидать, что сайт будет иметь интересную для посетителей информацию, и она будет корректно донесена до конечного пользователя. Двумя словами это можно охарактеризовать как контент и модное в последнее время слово «юзабилити» (англ. usability — дословно «удобство пользования», «применимость»). Это значит, что человек, посетивший сайт, должен получить полезную для него информацию, что станет причиной к последующим намеренным посещениям сайта. Причём получение этой информации должно быть максимально удобным для пользователя, так как даже очень важные данные при неудобной подаче теряют свою актуальность, а у пользователя пропадает желание посещать данный ресурс. 

Также, на мой взгляд, немаловажное значение имеет название сайта. Конечно, даже если у сайта будет очень «говорящее» доменное имя, то это ещё не значит, что оно автоматически обречено на успех. Но длинные сложные имена обычно трудно запомнить, а если увидеть в результате поиска название сайта, которое плохо увязывается с темой запроса, то вряд ли захочется на него перейти. 

Немного отдельно хотелось бы поговорить о рекламе. Нужна ли она для сайтов, и если да то какая? В каждом случае нужно смотреть и решать индивидуально, хотя в целом, конечно, реклама не помешает. Но я бы не стал говорить, что одной рекламой можно вывести сайт в лидеры рейтингов. В то же время есть, наверное, такие ниши в интернете, где без больших вложений (в том числе и на массовую рекламу) уже не обойтись. В любом случае нужно стараться проявлять активность в интернет-среде: участвовать в форумах, различных мероприятиях, обмениваться баннерами и кнопками и т.п. Всё это может быть гораздо эффективнее классических билбордов или рекламы по ТВ. 

Наличие ключевых условий в Torg.Uz
Попробую наложить выделенные мною условия на Torg.Uz, которому, кстати, в этом месяце исполняется уже 5 лет… 

Torg.Uz – по названию нетрудно догадаться, с чем связан сайт. Его легко запомнить и сложно сделать ошибку при наборе в строке браузера. Кроме того, многие узнавали о сайте от своих знакомых, которые советовали посетить Torg.Uz. И тут короткое «говорящее» название легко переходило из уст в уста.

Идею создания такого сайта я вынашивал несколько месяцев, для меня это стало интересным занятием, которое я полюбил и поэтому вкладывал в создание и развитие своего детища много сил и времени. Моя жена, например, часто даже ревновала меня к сайту, потому что время на хобби, которым для меня был тогда Torg.Uz, приходилось выделять за счёт сна или общения с семьёй. Впрочем, мне и сейчас хотелось бы, чтобы организму хватало меньше времени для сна а в сутках было больше часов… 

Суть сайта заключается в том, что посетители самостоятельно размещают объявления, поэтому контент сайта постоянно обновляется. Сейчас динамика добавления объявлений такова, что зачастую в каждую минуту добавляется по несколько новых предложений. Это значит, что даже если открывать страницы каждые пять минут, то можно находить много новой информации. 
За время существования сайт не стоял на месте – постоянно производились обновления, добавлялись новые сервисы, расширялись разделы. Всё это делается для того, чтобы улучшить удобство пользования сайтом, его «юзабилити». В этом часто помогают сами пользователи, которые дают советы и пишут нам свои пожелания.

Описание сайта и некоторые планы развития 

Если судить по этим критериям, то становится понятно почему Torg.Uz уже долгое время занимает первое место в рейтингах сайтов Узнета и получил дважды звание «Лучший сетевой сервис Узнета» на проводившихся интернет-фестивалях. 

Сейчас сайт посещает ежедневно более 20 000 посетителей. 
По 4-10 объявлений появляются каждую минуту в дневное время суток.
Более 3 700 объявлений публикуется ежедневно.  
Размещается более 26 000 объявлений в неделю. 
Зарегистрировано более 55 500 пользователей.  

Сайт позволяет всем посетителям свободно просматривать объявления, причём можно это делать различными способами. Для того, чтобы не пропустить появление нужного объявления, можно подписаться на услугу Оповещение. Дополнительные возможности открываются при регистрации на сайте. Это добавление объявлений с номером телефона и фотографией (до 3 штук), редактирование и контроль над своими объявлениями, получение ответов на объявления в личный кабинет и возможность переписываться с потенциальным клиентом, хранение нужных заметок (фото, текстов объявлений и т.п.), доступ к шаблону для заполнения резюме, управление рекламными компаниями для своих объявлений при наличии Рекламных Бонусов

Для того, чтобы можно было указывать более подробную информацию о товаре или услуге и проще находить нужные объявления, самые популярные разделы выделяются в отдельные ресурсы. 

Например, всё, что может заинтересовать автолюбителей, находится по адресу avto.torg.uz. Тут можно выбрать не только марку и модель нужной автомашины, но и указать нужные параметры, например: год выпуска, пробег, цвет, объём мотора, состояние и т.п. Кроме того, можно также указать комплектацию, в списке которой собраны наиболее часто встречающиеся опции. Следует отметить, что для каждого вида транспорта параметры и комплектация разные.

Список вакантных должностей, и объявления соискателей собраны на rabota.torg.uz. Можно делать выбор по специальности, опыту работы, образованию, дополнительным знаниям и т.п. Кроме обычных объявлений о поиске работы доступны также и подробные резюме, которые можно распечатать в традиционной форме. Зарегистрированный пользователь может создать резюме, пользуясь удобной формой, где по пунктам указано, что нужно заполнять. После заполнения получается полноценное резюме, которое можно отправить работодателю, распечатать, сохранить в формате Word.

Специально для организаций создан katalog.torg.uz, в котором компании и предприятия могут зарегистрироваться самостоятельно. Отличие “torgового” каталога от других в том, что нужную организацию можно искать по специальному поиску для каждого раздела. Например, можно просматривать не просто все автосалоны, но и выбрать, какие типы автотранспорта и марки там продаются, есть ли у них Автокредит, Гарантийное обслуживание и т.п. Для автосервисов, автомоек, магазинов запчастей и др. параметры уже другие, разработанные отдельно для каждого раздела. Ещё одна особенность в поиске по torgовому каталогу – это то, что можно выбрать не просто объект с нужными параметрами, но и указать, чтобы рядом с этой организацией находилась и другая. К примеру, можно найти автосервис с мойкой или с автозаправкой поблизости и т.п.

Новшество сайта www.torg.uz – это мобильная версия wap.torg.uz 
Теперь любой владелец сотового телефона, подключённого к услуге GPRS/wap, может посещать сайт torg.uz и пользоваться услугами сайта непосредственно со своего телефона.  
Любой посетитель wap.torg.uz может просматривать все объявления, размещённые на сайте. Сделать это можно при помощи каталога разделов или при помощи меню поиска.  

Если посетитель ресурса wap.torg.uz зарегистрирован на сайте Torg.Uz, то он может войти в свой личный кабинет и использовать доступные на сайте опции: добавление объявлений, проверка входящих сообщений, переписка с потенциальным клиентом, редактирование или удаление своих объявлений, выделение объявлений. Wap.torg.uz — это возможность всегда иметь под рукой последнюю информацию о новых объявлениях и оперативно управлять своими предложениями. 

Работа над обновлениями и улучшением сервиса продолжается, поэтому список перечисленных возможностей и ресурсов обязательно будет расти.

Итоги, заключение 
Подводя итоги, хочется надеяться, что перечисленные мною условия, необходимые для развития сайта не явились для кого-то новостью, — это, в принципе, общепринятое мнение. Просто пример развития самого посещаемого сайта Узбекистана www.torg.uz ещё раз доказывает, что при создании и работе с сайтом нужно, прежде всего, ориентироваться на посетителей, делать это с душой, вкладывая силы и время, улучшать контент и юзабилити сайта и не останавливаться на достигнутом.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте