Электронное правительство – новая форма коммуникации
1 июня 2009
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Елена Сафонова, Хикматилла Сайдивалиев.

Коллектив отдела экономики и методологии научно-исследовательского департамента Центра научно-технических и маркетинговых исследований — UNICON.UZ завершил работу над научно-исследовательской работой (НИР) на тему: «Исследование эффективности внедрения информационно-коммуникационных технологий в государственное управление».

Основанием для выполнения НИР служит Программа приоритетных научно-технических и маркетинговых исследований в сфере связи и информатизации на 2007 год, утвержденная приказом УзАСИ от 26 февраля 2007 года №65.

Цель: Определение эффективности внедрения ИКТ в государственное управление и разработка рекомендуемой модели создания единой информационно-коммуникационной системы.

Задачи: Исследование и анализ направлений, динамики, структуры и тенденций внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти. Создание стратегии и разработка рекомендаций по построению эффективной системы управления, а также определение принципиально новых возможностей в повышении эффективности использования уже существующих информационных ресурсов. 

Актуальность темы обусловлена переходом к информационному обществу. Современные информационные и коммуникационные технологии существенно меняют все общественные отношения, создают новые возможности для реализации гражданских прав, самореализации личности, получения знаний, воспитания нового поколения и проведения досуга. 

На уровне государственного управления технологии ИКТ представляют собой новые формы политической коммуникации, упрощающие доступ к информации и обеспечивающие прозрачность политических и государственных процессов. 

Новизна темы заключается в определении для Узбекистана наиболее подходящей методики реализации концепции электронного правительства. Здесь главную роль играет существующая транспортная телекоммуникационная сеть, так как основными направлениями интеграции информационных систем и межведомственного взаимодействия являются обеспечение совместимости стандартов хранения информации и документооборота, обеспечение доступа к телекоммуникационным сетям органов власти различного уровня, реализация отраслевых программ информатизации, создание межведомственных информационных систем и баз данных.

На сегодняшний день существуют следующие системы оценки готовности к информационному обществу, характеризующие состояние и эффективность внедрения ИКТ:
1. Гарвардская методика (готовность к информационному миру);
2. Система показателей ИРИО (готовность регионов к информационному обществу);
3. Система показателей, разработанная по линии РСС Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ).

Перечисленные две системы показателей основаны на методике готовности к сетевому миру Гарвардского университета. Система показателей, разработанная МНИЦ, является более универсальной.

Показатели делятся на следующие группы: Доступ к ИКТ; Бизнес-климат; Человеческий капитал; Государственное регулирование; ИКТ в образовании; Электронный бизнес; Электронное правительство.

Существуют два метода получения информации о состоянии доступа к ИКТ и их использовании: официальные статистические данные и анкетные данные (метод опроса).
Критерии оценки эффективности внедрения ИКТ:
1. Технологические (обеспечение современными ИКТ — компьютерами, программными средствами, услугами, на основе которых осуществляются автоматизация информационных процессов сбора, накопления, обработки, хранения, распространения и отображения информации) — официальные статистические данные.
2. Экономические (эффективность использования ИКТ государством для взаимодействия с обществом и друг с другом) — экономия времени работников за счет использования ЭДО, ИС, ГИР и др.
3. Социальные (возможность доступа к информации и информационным ресурсам любого уровня) — сокращение времени ожидания получения ответов на запросы и услуги.
4. Политические (оперативность, открытость, подотчетность государства).
5. Правовые (законодательные и подзаконные акты, регулирующие отношения между субъектами и объектами информатизации и их с государством и ответственность за нарушение этих отношений).

Согласно данным критериям был проведен анализ состояния и эффективности внедрения ИКТ в госуправление.

Согласно данным Государственного комитета по статистике, по состоянию на 1.01.2007 года в органах государственного управления имеется большой процент устаревшей компьютерной техники — 32,1 (рис. 1).

Согласно результатам анализа компьютеризации по областям и г. Ташкенту, на конец 2006 года основной удельный вес компьютеров и информационных вычислительных сетей приходится на г. Ташкент — 36,5 % (рис. 2). 

В результате анализа данных по сетям и средствам информатизации, используемым министерствами и ведомствами, выяснено, что 37,9% министерств и ведомств имеют свои выделенные радиоканалы и 31% — спутниковые каналы; для выхода в сеть интернет 97% имеют выделенные линии (каналы), электронную почту; 55% организаций имеют виртуальные соединения; 62,1% пользуются удаленной загрузкой файлов (рис. 3).

Финансирование информатизации органов государственного управления происходит в основном за счет собственных средств министерств и ведомств — 52% и средств государственного бюджета — 37% (рис. 4).

Согласно результатам анализа инвестиций на информатизацию по областям основной процент финансирования приходится на город Ташкент — 89%. Лишь 11% от всех инвестиций приходится на области республики. 

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 8 июля 2005 года №ПП-117 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий» определены целевые ориентиры внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов государственного управления и государственной власти на местах. 

В ходе проведенного анализа выявлено, что все целевые ориентиры по внедрению ИКТ в государственное управление достигнуты к концу 2007 года, за исключением организации локальных вычислительных сетей в центральных аппаратах госуправления (рис. 5).

Однако суть электронного правительства заключается не в информационных технологиях как таковых, а в удовлетворении потребностей граждан с учетом того, что сегодняшний мир очень широко использует эти технологии. 

Формирование и использование информационных ресурсов — одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства страны. 

В связи с этим создан реестр государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов. Реестр содержит 151 ГИР и 54 ИС. Формирование ГИР осуществляют 53 организации.

Особое место в системе электронного правительства занимает проблема сотрудничества правительства с гражданами, поскольку быстрое снижение стоимости коммуникаций и вычислений создает хорошие предпосылки для трансформирования условий жизни большинства населения. 

В связи с этим Постановлением Кабинета Министров от 23.08.2007 г. №181 утвержден реестр базовых интерактивных государственных услуг, где определены услуги, оказываемые через сети телекоммуникаций, а также государственные органы, ответственные за их реализацию. 

Базовые государственные интерактивные услуги предоставляются 23 министерствами и ведомствами. Реестр состоит из 49 услуг. 

Оказание интерактивных государственных услуг направлено на повышение эффективности и оперативности выполнения государственных функций; повышение уровня взаимодействия ведомств с юридическими и физическими лицами; сокращение издержек на взаимодействие ведомств с юридическими и физическими лицами и другими государственными органами; повышение уровня прозрачности деятельности ведомств; переход к новым механизмам информационного обмена.

С целью выявления эффективности внедрения и использования ИКТ в государственном управлении специалистами Центра UNICON.UZ был проведен аналитический обзор информационных ресурсов органов государственного управления.

Обзор показывает, что все органы госуправления, за исключением некоторых ведомств, имеют официальные веб-сайты в сети интернет и включены в Портал государственной власти страны. 

30% сайтов органов государственного управления соответствуют требованиям. 
43% госорганов разместили сведения о мероприятиях, аналитические доклады и отчеты в отдельной рубрике, у остальных данная информация наблюдается в рубрике новостей. В части языкового интерфейса все сайты отвечают заданным критериям.

Более 60% госорганов осуществляют двусторонний информационный обмен в виде приема, рассмотрения и направления ответа по запросу по электронной почте, в режиме on-line, или путем размещения ответов на наиболее часто задаваемые вопросы. Также некоторые госорганы осуществляют порядок приема заявлений, жалоб и других обращений в электронной форме. 

23% веб-сайтов представляют электронные формы документов, принимаемых госорганом. 
Все органы государственного управления создают и регистрируют свои информационные ресурсы, такие как базы информационных данных, регистры, архивные и другие фонды и т.д. 

Кроме того, в технологической части и ИТ-инфраструктуре имеется ряд проблем:
• 32,1% устаревшей компьютерной техники и неэффективное использование имеющихся средств информатизации;
• основная часть ИКТ приходится на г. Ташкент;
• не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме;
• несовместимость информационных систем в среде межведомственного взаимодействия;
• в процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг;
• не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти;
• отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов, а также доступ к этой информации граждан;
• отсутствует система учета и отчетности показателей, характеризующих эффективность внедрения ИКТ.

Для определения эффективности внедрения ИКТ в деятельность органов государственного управления специалистами Центра UNICON.UZ определен перечень базовых показателей, с помощью которых можно оценить эффективность внедрения ИКТ в деятельность органов государственного управления:
В части внедрения ИКТ в деятельность органов государственного управления и власти на местах:
• количество государственных служащих на 1 компьютер, человек;
• доля организаций, в которых установлены локальные вычислительные сети (ЛВС), %;
• количество государственных служащих на 1 компьютер, подключенный к сети интернет, в органах государственного управления, человек; 
• доля компьютеров в государственных учреждениях, подключенных к сети интернет, %;
• доля рабочих мест в органах государственного управления и власти на местах, включенных в систему электронного документооборота (всего, в разрезе ведомств и регионов), %;
• доля сотрудников органов государственного управления, прошедших курсы компьютерной грамотности, %;
• объем межведомственного электронного документооборота, %;
• доля средств госбюджета, направленных на ИКТ в % от общих расходов госбюджета, %.

В части формирования информационных ресурсов:
• процент охвата государственных органов веб-сайтами;
• доля веб-сайтов государственных органов, отвечающих заданным критериям, %;
• доля государственных услуг, доступных оn-line, %;
• объем государственных закупок в режиме on-line, %;
• уровень предоставления базовых интерактивных государственных услуг, %.

В сфере законодательства и нормативно-правовой базы разработано и принято следующее: 
• «Программа применения ИКТ в деятельности госуправления и госвласти на местах до 2010 года»;
• «Программа на 2007-2010 годы по ускорению развития сферы услуг и сервиса в сфере связи и информатизации»; 
• Концепция создания и развития систем электронного документооборота в государственном управлении;
• Концепция создания межведомственной системы электронного документооборота Республики Узбекистан;
• Правила электронного документооборота государственных органов управления и власти Республики Узбекистан.

На основании проведенных исследований и анализа проблем Центром UNICON.UZ даны следующие рекомендации:
1. Создать и внедрить систему учета показателей, характеризующих эффективность внедрения ИКТ в госуправление.
2. Разработать:
Концепцию создания архитектуры электронного правительства;
Программу реализации архитектуры электронного правительства;
Концепцию информационной безопасности инфраструктуры электронного правительства.
3. Создать архитектуру межведомственного взаимодействия, основанную на интеграции информационных систем и инфраструктур отдельных органов госуправления в единую инфраструктуру электронного правительства.

Создание и реализация архитектуры межведомственного взаимодействия основаны на интеграции информационных систем и инфраструктур отдельных органов государственного управления в единую инфраструктуру электронного правительства. Основа архитектуры — современная телекоммуникационная сеть.
Структура архитектуры:
• безопасный правительственный Интранет; 
• правительственный шлюз. 

Наиболее важными моментами при формировании полноценной архитектуры электронного правительства являются: разработка отдельных порталов на основе общей инфраструктуры ИКТ; обеспечение единой структуры для создания сервисов, управления ими и их поддержки; использование единых государственных стандартов аутентификации; обеспечение ограничений по доступу к информации; обеспечение безопасности транзакций и информации; использование технологий смарт-карт. 

Данный подход позволяет обеспечить эффективное использование существующей телекоммуникационной инфраструктуры, минимизировать значительную долю капитальных вложений и направить основные средства в развитие сетей телекоммуникаций для создания интегрированной государственной сети. 

Данная модель архитектуры основана на интеграции информационных систем и инфраструктур отдельных органов государственного управления в единую инфраструктуру электронного правительства.

В данной модели реализации архитектуры уделяется большое внимание стандартам и протоколам, которые должны гарантировать совместимость правительственных систем и технологий. Эти стандарты определяют ключевые требования для обеспечения интегрированных он-лайновых правительственных услуг, и следование этим стандартам является обязательным для всех правительственных систем. 

Преимущества данной архитектуры:
1. Эффективное использование существующей телекоммуникационной инфраструктуры; 
2. Создание и развитие информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве республики; 
3. Интеграция информационных систем государственных органов, которые будут ориентированы на будущие транзакционные и интеграционные сервисы посредством взаимодействия с порталом и шлюзом электронного правительства; 
4. Объединение отдельных компонентов инфраструктуры в общую единую информационно-коммуникационную систему. 

Создание единого информационного пространства на всей территории республики позволит: оперативно реагировать на нужды и запросы граждан; обеспечить быстрый доступ к информации органов государственного управления; повысить скорость обслуживания запросов и облегчить пользование населением государственными услугами путем сокращения времени ожидания; повысить возможность дистанционного обучения и повышения квалификации; всем гражданам получать дистанционно медицинские, юридические и иные виды государственных консультационных услуг.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте