Международный семинар «Использование современных ИКТ в деятельности печатных и электронных СМИ»

27-28 мая 2009 года в Бухаре прошел международный семинар на тему «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности печатных и электронных СМИ».

Организаторами семинара выступили Институт по изучению гражданского общества, Офис Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств, Национальная ассоциация электронных средств массовой информации, Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Узбекское агентство связи и информатизации.

Специалисты и эксперты в области ИКТ и СМИ, представляющие Германию, Австрию, Великобританию, Бельгию, Турцию, Россию, Литву, Украину, Японию, Республику Корея, Индию, страны Центральной Азии и Узбекистан, собрались в Бухаре с целью обсуждения вопросов развития организационно-правовой и материально-технической базы, практических аспектов внедрения современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий в деятельность печатных и электронных СМИ, совершенствования подготовки творческих и инженерных кадров.

На семинаре рассматривались различные аспекты современного состояния и тенденции развития новых телерадиовещательных технологий, виртуального информационного пространства, а также создания системы своевременного и качественного обмена информацией между крупными медиаструктурами и региональными изданиями, повышения профессионального уровня творческих и инженерно-технических работников СМИ, подготовки кадров в профильных вузах и образовательных центрах.

По общему мнению экспертов, либерализация, по сути, является главным стержнем, связующим звеном всех преобразований в Узбекистане, в том числе в области средств массовой информации, осуществляемых в рамках достижения стратегической цели — строительства демократического правового государства и формирования справедливого гражданского общества.

Было подчеркнуто, что законодательная основа развития в Узбекистане информационной сферы регулируется почти двумя десятками законов и нормативных документов, реализацией нескольких национальных программ. Поддержка парламентом страны деятельности независимых СМИ также способствует дальнейшей либерализации масс-медиа, обеспечению доступа к информации, свободы выражения мнений, гласности и прозрачности проводимых в стране глубоких общественно-политических и социально-экономических реформ.

Участники международного форума по достоинству оценили принимаемые в стране системные и последовательные меры, направленные на ускоренное развитие и формирование информационного общества, справедливой конкурентной среды на рынке СМИ, укрепление их материально-технической базы. «Национальная программа реконструкции и развития телекоммуникационной сети Республики Узбекистан на период до 2010 года» предусматривает создание национальной сети телекоммуникаций на базе цифровых систем передачи и цифрового коммутационного оборудования, предусматривающей глубокое интегрирование в мировую систему телекоммуникаций и обеспечивающей всестороннее удовлетворение потребности СМИ страны в услугах связи.

Согласно этой программе во всех областных центрах республики установлены цифровые междугородные станции, осуществлена прокладка волоконно-оптического кабеля и цифровых радиорелейных линий на магистральных междугородных и внутриобластных линиях связи общей протяженностью более 12000 км. Проведена модернизация и установка 473 телевизионных и 384 радиопередатчиков, внедрена система беспроводного радиодоступа стандарта CDMA в регионах республики. Проведен тендер по выбору поставщиков цифрового телевещательного оборудования для создания опытных зон наземного цифрового телевещания, в Центре технического обучения АК «Узбектелеком» прошли стажировку более сотни специалистов по цифровому телевещанию.

Следует отметить, что при реализации данного проекта Республика Узбекистан является первой в Центральной Азии по применению стандарта сжатия видеоизображения MPEG-4. С августа 2008 года в Ташкенте и Бухаре введены в строй опытные цифровые телепередатчики. В текущем году в Самарканде будет введен в строй цифровой телепередатчик.

В стране особое внимание уделяется поддержке и развитию электронных версий периодических печатных изданий, коммуникативного взаимодействия ИКТ и СМИ по внедрению информационного обмена, ускоренному развитию интернет-журналистики. Только за последний год национальный сегмент пополнился электронными версиями более 80 печатных изданий. В рамках специального проекта Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана в скором времени около 100 редакций локальных печатных изданий будут обеспечены быстрой и качественной системой обмена информацией на базе сети интернет. Тем самым расширяется сеть отечественных новостных веб-сайтов. На сегодняшний день число веб-сайтов в Национальном домене «UZ» составляет более 8000. Регистрация доменов в зоне .UZ обеспечивается 6 официальными регистраторами, число пользователей электронной цифровой подписью возросло почти в 3 раза, количество оказываемых через веб-сайты министерств и ведомств интерактивных государственных услуг увеличилось в 2,8 раза, количество хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги доступа к сети интернет, составило 859. Всего же число пользователей сетью интернет достигло 2,5 миллиона человек, то есть около 89,9 пользователя приходится на 1000 жителей республики. Общая скорость использования международных информационных сетей достигла 825 Мбит/с.

Отечественная система телекоммуникаций имеет прямые международные каналы по 28 направлениям с выходом на 180 стран мира, при этом используются волоконно-оптические и спутниковые системы.

Вопросы морального и материального стимулирования ответственного труда, обеспечения гарантий социальной и правовой защиты журналистов, повышения профессионального уровня творческих и инженерно-технических работников СМИ, подготовки также были в центре внимания работы семинара. В качестве примера практического осуществления данной задачи было отмечено принятие и реализация в Узбекистане Государственной программы по подготовке и переподготовке кадров для средств массовой информации на базе факультетов журналистики Национального университета Узбекистана, УзГУМЯ, отделения журналистики Каракалпакского университета, Ташкентского университета информационных технологий. Свою весомую лепту в это дело вносят и Международный центр по переподготовке журналистов, Центр технического обучения АК «Узбектелеком» с японской компанией NEC по подготовке технического персонала, мастер-классы НАЭСМИ для сотрудников негосударственных телерадиостанций и студий кабельного вещания.

Было особо отмечено целенаправленное изучение и адаптированное освоение в Узбекистане зарубежного опыта, что предоставляет возможности дальнейшего повышения мобильности, оперативности, конкурентоспособности медиасферы, с учетом передовых международных стандартов. Это особенно важно сегодня, когда в эру цифровых технологий, в период форсированного скачка ИКТ во всем мире СМИ и другие средства массовой коммуникации должны адекватно реагировать на тенденции быстро меняющегося информационного мира.

В целом участники международного семинара в Бухаре пришли к выводу, что за годы независимости в Узбекистане реализованы весомые инициативы в сфере демократизации и либерализации информационной сферы, повсеместного развития и внедрения IT-технологий, что открывает совершенно новые горизонты и для масс-медиа. Эксперты выразили готовность решать насущные вопросы сферы совместными усилиями, путем обмена передового опыта с учетом присущих каждому обществу особенностей.

Предлагаем нашим читателям тезисы наиболее интересных, на наш взгляд, докладов, прозвучавших во время семинара в Бухаре.

«Расширение информационного пространства и эффективное использование новых коммуникационных ресурсов: внедрение цифровых технологий в области спутникового и наземного телерадиовещания». Выдержки из доклада Асаджона Ходжаева, заместителя генерального директора УзАСИ.
Стремительное развитие телекоммуникаций с внедрением новейших технологий предоставило возможность перехода с аналогового телевизионного вещания на новый, более качественный уровень — наземное эфирное цифровое телевещание. Работа эта уже началась.

Известно, что наземное эфирное цифровое телевещание — это предоставление услуг многопрограммного телевидения, улучшение показателей качества телепрограмм, оказание дополнительных интерактивных услуг. Появляется возможность передавать видеоизображение высокой четкости. Не менее важно и то, что цифровое телевещание позволяет гораздо эффективнее использовать частотный ресурс страны, когда вместо одного аналогового телеканала можно формировать и передавать несколько цифровых.

Крупнейшие торговые дома Inverson Technologies SA (Швейцария) и «Курт Миттерфельнер Гмбх» (Германия) поставили в Узбекистан новейшее цифровое телевещательное оборудование известной японской компании NEC и немецкой компании «Роде Шварц» для создания опытных зон наземного цифрового телевещания в Ташкенте и Бухаре. А систему условного абонентского доступа (шифрование ТВ-каналов) предоставила компания IRDETO (Голландия).

В марте 2008 года подписаны лицензионные соглашения на право эксплуатации системы абонентского доступа в рамках вышеназванных контрактов на более чем 100 тыс. абонентов в Ташкенте и Бухаре. Для работы с оборудованием при содействии японских специалистов компании NЕС проведено обучение более 50 специалистов отрасли связи, включая вопросы эксплуатации цифровых телепередатчиков.

22 августа 2008 года на Ташкентской телебашне проведена презентация по цифровому телевещанию и начата опытная эксплуатация цифрового телевещания с передачей в цифровом формате в стандарте MPEG-4 с организацией в одном канале 12 цифровых программ. Для сравнения, в одном канале аналогового вещания возможна организация одной программы.

В Бухаре специалисты компании «Роде Шварц» провели обучение 30 сотрудников по цифровому телевещанию и эксплуатации цифровых телепередатчиков.

К настоящему моменту в экспериментальных зонах проведено измерение напряженности поля, определены зоны уверенного приема цифрового сигнала, установлены дополнительная направленная антенна и усилитель для расширения зоны приема сигнала.

Совместно с ОАО «Коинот» проработан вопрос сборки в Ташкенте приемных Set top box (цифровых тюнеров). Заключен контракт с компанией Servetechno Pte. Ltd (Сингапур) по производству цифровых тюнеров. В 2009 году планируется производство тюнеров в количестве 5 000 комплектов с последующим увеличением производства в количестве до 100 000 комплектов в год.

В этом году планируется установка двух цифровых телепередатчиков в городе Ташкенте и одного в городе Самарканде. При этом необходимо отметить, что переход от аналогового телевидения в основном к цифровому предусмотрен в стране к 2015 году.

«Использование современных ИКТ в системе НТРК Узбекистана: состояние и перспективы». Тезисы из доклада Хуршида Мирзахидова, первого заместителя председателя Национальной телерадикомпании Узбекистана.

Национальная телерадиокомпания Узбекистана является крупнейшим в республике субъектом телерадиовещания, развитие которого, наряду с другими независимыми СМИ, отнесено к важнейшим направлениям осуществляемых в стране общественно-политических и социально-экономических реформ. В структуру НТРК входят центральный аппарат; являющиеся государственными унитарными предприятиями телерадиоканалы «O‘zbekiston», «Sроrt», «Toshkent»; телерадиокомпания Республики Каракалпакстан и областные телерадиокомпании, а также ГУП «Respublika teleradiomarkazi» и «O‘zbektelefilm», ряд других предприятий. Компания также осуществляет управление государственной долей акций в закрытом акционерном обществе «Телерадиоканал «Yoshlar».

Одной из основных задач и ключевых направлений развития НТРК является создание мощной, современной производственно-технической базы, внедрение технологий, в том числе информационно-компьютерных, способных обеспечить широкий охват и высокое техническое качество теле- и радиовещания, производимых в системе компании телерадиопродуктов.

Так, в августе 1997 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №412 утверждена «Программа комплексного технического перевооружения системы телерадиокомпании Узбекистана», предусматривающая внедрение информационно-компьютерных технологий в производстве телерадиопродукции.

В период с 1998 по 2008 гг. в рамках реализации этой программы в системе НТРК осуществлена техническая модернизация ряда предприятий и 9 из 12 территориальных подразделений компании на общую сумму более чем 90 млн. евро. В частности, благодаря внедрению современного компьютерного и технологического оборудования:
• на центральных телерадиоканалах и в 9 региональных подразделениях процесс подготовки телерадиопрограмм полностью переведен на цифровые и компьютерные технологии, а также осуществляются работы по поэтапному переводу производства выдачи в эфир телерадиопродукции на цифровые технологии;
• стало возможным и осуществляется круглосуточное спутниковое вещание на более чем 70 стран мира телепрограммы «Uzbekistan», а также он-лайн (на сайте НТРК, www.mtrk.uz) вещание радио- и телеканалов НТРК («O‘zbekiston», «Yoshlar», «Mash’al» и «Toshkent»);
• совместно с компанией «МТС-Узбекистан» начаты работы по внедрению мобильного телевидения;
• создана локальная компьютерная сеть (VPN), которая обеспечивает оперативный, надежный и безопасный обмен информационными потоками (FTP-протокол) между НТРК, телерадиоканалами и телерадиоцентром;
• обеспечивается надежность и возможность резервирования выхода в эфир телевизионных и радиопрограмм;
• компьютерные технологии и цифровое оборудование широко используются и в процессе создания и хранения текущего архива телерадиоматериалов;
• осуществлен переход на производство телевизионных фильмов и телесериалов, с применением современных программных продуктов и цифровых технологий электронного монтажа и озвучания подготовленных аудиовизуальных материалов.
Дальнейшее внедрение и использование ИКТ в системе НТРК Узбекистана будет осуществляться по следующим основным направлениям:
• совершенствование и развитие материально-технической и производственной базы для создания национальных телевизионных сериалов и телерадиопрограмм; создание в этих целях современного медиацентра компании;
• создание корпоративной сети компании, охватывающей все региональные подразделения республики;
• разработка и внедрение прикладных программных продуктов, баз данных, развитие архивного фонда телерадиопродукции.

С учетом текущих потребностей и перспектив дальнейшего развития Национальной телерадиокомпанией Узбекистана большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации различных категорий сотрудников компании. При этом одним из приоритетов является соответствующее обучение инженерно-технических кадров структурных и региональных подразделений в целях внедрения и повышения эффективности использования в процессе производства телерадиопродукции современного оборудования, программного обеспечения и информационно-компьютерных, цифровых технологий.

Так, в компании организуются курсы по обучению телевизионному монтажу и дизайну на аппаратуре с использованием ИТ; проводится обучение сотрудников соответствующих подразделений работе с приобретаемым цифровым телерадиооборудованием, организуемое с привлечением специалистов фирм Sony (Япония), Siemens и BFE Studio und Medien Systeme (Германия), а также квалифицированных местных специалистов.

В НТРК организованы также учебные компьютерные курсы для сотрудников компании и ее региональных подразделений. Эта работа является одним из направлений деятельности созданного в 2005 г. в структуре центрального аппарата компании Центра компьютерных, информационных и медиатехнологий и призвана повысить компьютерную грамотность кадров, в частности, редакторов, теле- и радиожурналистов, обучить их эффективным методикам поиска информации в интернете, работе с различными поисковыми системами, приемам компьютерного редактирования и верстки и т.д.

Руководством республики поддержано предложение о создании факультета «Телевизионные технологии» в Ташкентском университете информационных технологий и республиканского профессионального колледжа телевидения и радио. В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1088 от 1 апреля 2009 г., начиная с 2009/2010 учебного года в этих учебных заведениях начнется подготовка специалистов по следующим специальностям: на создаваемом в ТУИТе факультете «Телевизионные технологии» — телеоператор, инженер по спецосвещению, инженер-видеомонтажер, инженер по компьютерной графике и инженер по звукозаписи; в колледже — ассистент телеоператора, ассистент инженера по звукозаписи, техник по спецосвещению, ассистент видеомонтажера, техник по ремонту и обслуживанию телерадиоборудования.

«Вопросы подготовки творческих и инженерно-технических кадров в Ташкентском университете информационных технологий». Тезисы из доклада Шухрата Каюмова, проректора Ташкентского университета информационных технологий.
В условиях широкого и всестороннего внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека подготовка высококвалифицированных кадров, глубоко владеющих современной техникой и технологиями создания, обработки и передачи данных является одной из важнейших задач.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 июня 2005 года №ПП-91 «О совершенствовании системы подготовки кадров в сфере информационных технологий» в целях дальнейшего расширения и внедрения информационно-коммуникационных и инновационных технологий в образовательный процесс Ташкентский университет информационных технологий (далее ТУИТ) определен как головное высшее учебное заведение по подготовке специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Для совершенствования системы подготовки специалистов по информационным и компьютерным технологиям в регионах созданы филиалы ТУИТ в Нукусе, Карши, Самарканде, Фергане и Ургенче.

На данный момент в университете проходят обучение более 9000 студентов, ведут научные изыскания 141 соискатель, аспиранты и докторанты, работают боллее 750 человек профессорско-преподавательского состава. ТУИТ имеет один из наиболее высоких показателей обеспечения компьютерной техникой, в наличии более 2400 компьютеров, что составляет 1 компьютер на 4-х студентов.

В области масс-медиа университет до недавнего времени готовил кадры в области передачи информации — специалистов по радиотехническим устройствам и средствам связи, цифровому телевидению и радиовещанию, управлению и обработке информации, информационной безопасности.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 апреля 2009 года №ПП-1088 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности использования высокотехнологического телеоборудования в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана» в Ташкентском университете информационных технологий с 2009 года открывается факультет «Телевизионные технологии» с подготовкой следующих специалистов: телеоператор, инженер по спецосвещению, инженер-видеомонтажер, инженер по компьютерной графике и инженер по звукозаписи.

Иными словами, на новом факультете предусмотрена подготовка кадров в области подготовки, съемки и монтажа телевидеопродукции. В частности, направление образования «Телеоператорство» предусматривает подготовку специалистов, владеющих коммуникативно-организаторскими принципами съемочного процесса (технической частью), средствами операторского искусства, обеспечения их художественного уровня и технического качества, кино/телесъемочной техникой, технологией видеофильмов.

Специалист «Технологии спецосвещения» будет обслуживать светотехническое оборудование во время съемок, телепрограмм, спектаклей, концертных представлений. Также он должен уметь создавать разнообразные световые эффекты с применением осветительных приборов с цифровым программным управлением, создавать и записывать световые партитуры на компьютерных системах, контролировать параметры работы комплексов осветительного оборудования.

Специалист «Аудио-видеотехнологии» будет ответственен за технологии звукозаписи и передачи, физику звука и звуковой электроники, архитектурную и электроакустику, должен владеть физическими основами звукозаписи, уметь вести электронный монтаж видеофонограмм, комплексный монтаж оборудования с компьютерной техникой и другое.

Выпускник по направлению «Технологии звукозаписи» будет профессионально владеть технологиями многоканальных магнитных записей, монтажом на аналоговом и цифровом оборудовании с частотно-динамической обработкой звукового сигнала и использованием компьютерной техники.

Специалист по направлению «Компьютерная графика» будет обеспечивать создание компьютерной графики сложных спецэффектов и многослойных изображений, объемно-пространственную анимацию предметов и явлений, компьютерное конструирование предметного мира, формирование внешнего вида предметов, создание моделей предметно-пространственной среды, культурных образцов, проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии с комфортной и привлекательной средой, изменяющей коммуникации, воспитывающей эстетический вкус.

Обучение специалистов будет проводиться с учетом зарубежного опыта на основе тесной кооперации со студиями и каналами отечественного телевидения.

В настоящее время в системе Национальной телерадиокомпании Узбекистана работают 1569 инженерно-технических работников, из которых более 920 (58,6%) сотрудников не имеют высшего образования. Большинство из них являются квалифицированными профессиональными специалистами, имеющими значительный практический опыт работы в соответствующих должностях, глубоко владеющими навыками профессии. В целях обеспечения НТРК высококвалифицированными специалистами при условии бесперебойного вещания открывается специальное заочное отделение факультета «Телевизионные технологии» с набором в количестве 50 мест ежегодно.

Таким образом, открытие факультета «Телевизионные технологии» позволит обеспечить целевую подготовку высококвалифицированных инженерно-технических кадров в соответствии с текущей и перспективной потребностью Национальной телерадиокомпании Узбекистана, приведет к эффективному использованию высокотехнологического оборудования и специальной телерадиотехники, созданию широкого спектра качественной телерадиопродукции.

Вместе с тем в целях дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов по информационным и компьютерным технологиям в университете осуществляется значительная работа в области расширения и внедрения информационно-коммуникационных и инновационных технологий в образовательный процесс.

Так, более 10 лет в ТУИТе ведутся работы по автоматизации деятельности информационно-ресурсных центров, результатом чего является разработка автоматизированной библиотечной системы TUIT eLIB.

Данная система разработана на основе веб-технологий, поддерживает международный UNIMARC-формат и включает в себя 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ):
• Администратор — разработка базы данных, экспорт и импорт библиографических записей, управление учетными записями пользователей, формирование библиографических карточек и др.;
• Абонемент — управление учетными записями читателей;
• Каталогизатор/Комплектатор — библиографическая классификация поступающих в библиотеку материалов, локальный (внутри библиотеки) и глобальный (между библиотеками) поиск;
• Книговыдача — прием, выполнение и выдача заказов на книги, журналы и другие материалы, прием в фонд из других библиотек и др.;
• Читатель — поиск и заказ нужной литературы читателем. Изменение персональных данных читателя и др.

На сегодняшний день данная система апробирована и успешно функционирует в информационно-ресурсных центрах Ташкентского фармацевтического института, Каракалпакского государственного университета, Андижанского инженерно-экономического института, Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта, Ташкентского химико-технологического института, Ташкентского государственного института востоковедения, Джизакского политехнического института, Ташкентского института инженеров транспорта и других вузов страны. Ведется работа по ее дальнейшему развитию и обмену данными с библиотеками зарубежных стран.

Работа данной и других систем в значительной степени зависит от стабильности операционной системы, устойчивости к сбоям компьютерной сети передачи данных, защищенности от компьютерных вирусов. Выполнению этих и многих других задач посвящена другая разработка ученых Ташкентского университета информационных технологий — Национальная свободная и открытая операционная система UzMOT.

Данная система разработана совместно с ведущими университетами Южной Кореи и представляет локализованную на узбекский язык Hive Linux операционную систему на основе ядра CentOS. На сегодняшний день адаптирована графическая и консольная среда системы, а также практически все утилиты, входящие в стандартный набор операционной системы.

Использование ядра CentOS обеспечивает высокую стабильность системы, широкие графические возможности, использование узбекского языка в диалогах позволяет освоить систему даже начинающим пользователям.

Учитывая стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, растущее количество пользователей компьютерной техникой вопрос обучения всех слоев населения компьютерной грамотности становится особенно актуальным.

Программный комплекс интерактивного обучения ISoft.uz, созданный специалистами ТУИТ, позволяет при помощи комбинации аудио- и визуального сопровождения создать уникальную среду для самостоятельного обучения пользователей. Закреплению знаний способствует система тренажера, все диалоги записаны на узбекском языке профессиональными дикторами, интерфейс и комментарии выполнены на узбекском языке латинской графикой. В комплексе предусмотрено самостоятельное обучение основам Microsoft Office (Word, Excel, Access), Microsoft Windows (XP и Vista), работа в интернете, устройство компьютеров, технологии построения компьютерных сетей и многое другое. На сегодняшний день записано и скомпоновано более 120 уроков (планируется более 500), предусматривается разработка курсов по языкам программирования, углубленному изучению устройства компьютеров, операционной системе Linux и сетевому администрированию.

Эти и ряд других разработок планируется использовать в строящейся корпоративной сети передачи данных ТУИТ, которая позволит объединить университет и филиалы в единое информационное пространство. В целях реализации данного проекта предусмотрено выделение 145,3 млн. сумов, из которых 52,4 млн. сумов АК «Узбектелеком» за счет собственных средств потратит на проведение ВОЛС до филиалов ТУИТ, 92,9 млн. сумов будут потрачены на закупку оборудования и обслуживание VPN-сети. Кроме того, к ЛВС университета будут подключены компьютерные классы, расположенные в общежитиях, на военной кафедре и спецфакультете ТУИТ. Общая структурная схема организации корпоративной сети передачи данных приведена на рисунке 1.

«Использование оптико-волоконных сетей и цифровых линий передачи данных в процессе реализации проекта создания мультисервисной коммуникационной сети в системе НАЭСМИ Узбекистана». Тезисы из доклада Фарида Шарапова, директора телеканала «NTT».
Сегодня в мире наблюдается бурное развитие коммуникационных технологий, вызванное в первую очередь растущей потребностью мирового сообщества в получении и распространении оперативной информации в режиме нон-стоп, в любом месте и в любое время. Еще недавно люди с раннего утра выстраивались в очередь у газетных киосков, стремясь узнать вчерашние новости из свежей утренней прессы. Сегодня же никого не удивишь информационными лентами интернета и СМС-доставкой новостей на мобильные телефоны. Люди получили возможность узнавать о событиях через несколько минут после того, как они произошли, при этом аудитория выбирает те источники информации, которые могут не только описать событие, но и показать его.

Лицом любого серьезного телевизионного канала являются новости, именно в новостях и способах их подачи отслеживается мобильность и оперативность канала, его индивидуальность. Именно информационное вещание привлекает на сегодняшний день наибольшую зрительскую аудиторию.

Основными задачами, намеченными при создании телесети негосударственных телекомпаний Узбекистана (УзНТТ), начавшей свою деятельность с ноября 2004 года, стали задачи по совместному созданию, приобретению и трансляции конкурентоспособной телевизионной продукции с условием обязательного соблюдения национальных интересов Узбекистана, авторских и смежных прав, а также требований законодательства Республики Узбекистан в сфере СМИ. Телесеть объединяет около 20 телевизионных студий, расположенных на всей территории республики. Общая потенциальная аудитория телесети составляет порядка 17 миллионов телезрителей Узбекистана, а также приграничных районов. При этом организация информационного вещания, способного привлечь столь разнообразную зрительскую аудиторию, требовала включения в информационные выпуски сюжетов из всех регионов страны.

Стремясь разрешить проблему оперативной доставки медиаконтента из регионов в центральный корпункт, а также доставки информационных программ в регионы, мы совместно с интернет-провайдером UzNet разработали и внедрили проект по созданию мультисервисной сети, объединившей 13 региональных телестанций, расположенных в крупных областных центрах в единое целое, расширив, таким образом, информационное пространство телесети УзНТТ до республиканских масштабов.

Выбор в качестве транспорта оптоволоконной сети был сделан, исходя из ряда предпосылок, и в первую очередь в расчет была принята универсальность этого транспорта и большие перспективы его использования. Изначально транспортная сеть использовалась для обмена информацией, представленной в виде медиафайлов, подготовленных с использованием компрессии MPEG-4 AVC (h.264). Использование высокой компрессии, а также значительной пропускной способности сети позволило передавать сюжеты с достаточным для информационных программ качеством, быстрее чем в режиме реального времени. При этом сюжет вместе с текстовой сопроводительной информацией практически моментально попадал на монтажный стол журналиста центрального корпункта. Использование этих технологий позволило в значительной мере сократить производственный цикл подготовки программ и в максимально сжатые сроки реализовать проект создания информационного центра, и что наиболее важно, завоевать интерес зрительской аудитории.

Поэтапно развиваясь и приобретая практический опыт, мы начали осваивать и другие возможности сети, такие, например, как организация on-line трансляций и телемостов между регионами, использование видеоконференцсвязи, а также коммуникационные сервисы, такие как электронная почта, общие базы данных и архивы, и многие сопутствующие сервисы, доступные на сегодняшний день во «всемирной паутине». При этом новые технологии постепенно входят в проекты, не связанные напрямую с подачей оперативной информации, такие, например, как ток-шоу с использованием прямых включений из различных регионов, или телемосты, позволяющие нескольким студиям, находящимся в различных регионах страны, общаться и обсуждать различные насущные вопросы в режиме реального времени.

В последнее время наблюдается резкий, можно сказать лавинообразный прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий, и те скорости передачи и объемы информации, которые еще год назад казались немыслимыми и были доступны единицам, на сегодняшний день не всегда удовлетворяют даже потребностям домашнего пользователя. На смену громоздким камерам и видеомагнитофонам, использующим механические методы записи и воспроизведения информации, приходят портативные устройства, работающие по «безленточной» технологии, на смену шумным винчестерам приходят миниатюрные твердотельные накопители, скорости транспортных сетей с каждым годом увеличиваются в десятки, а порой и в сотни раз. Это с каждым днем все больше стирает грани и расстояния между людьми вне зависимости от того, в какой точке земного шара они бы не находились.

«Роль и преимущества электронных средств массовой информации в сети интернет». Тезисы из доклада Иброхима Джураева, первого заместителя директора Центра UZINFOCOM.
В настоящее время можно наблюдать тенденцию перехода от традиционного СМИ к сетевому. В данном случае глобальная сеть интернет играет немаловажную роль по осуществлению подобных «переходов». Так как влияние интернета на такую сферу публичных взаимоотношений посредством различных методов, таких как получение, поиск и распространение информации, намного шире, чем, например, традиционным способом.

Из наблюдений можно сказать, что сайты СМИ рассчитаны на широкую аудиторию и содержат в себе информацию по актуальным социально-экономическим, общественно-образовательным вопросам. К примеру, в настоящее время многие газеты и журналы создали свои веб-сайты, появились сайты традиционных СМИ, а также созданы специальные интернет-издания. Данные ресурсы ежедневно наполняются актуальными информациями о происходящем, как в стране, так и в мире.

В отличие от традиционных СМИ распространение в сети интернет имеет неограниченные возможности, такие как:
• возможность выбора времени пользователем;
• возможность хранения для повторного использования;
• возможность получения/передачи информации одновременно с событием.

В частности, можем рассмотреть, например, отличия электронных СМИ от традиционных по таким критериям, как тираж издания, периодичность выпуска, охват аудитории, оперативность предоставления информации, частота обновления, возможность интерактивности и внедрения мультимедийных средств.

Главные преимущества электронных СМИ в их оперативности, частоте обновления, возможности архивирования информации, мультимедийности, интерактивности, доступности и массовости.
Но останавливаясь на преимуществах электронных СМИ, можно подчеркнуть возможность выбора времени пользователем, хранения для повторного использования, получения/передачи информации одновременно с событием. Особо можно подчеркнуть появление в сети интернет он-лайн теле- и радиовещания, которые позволяют в режиме реального времени вещать в сети интернет свои передачи.

Заметим, что в настоящее время в зарубежных странах давно популярны электронные СМИ, такие как Worldnews, InterFax, CNN и другие.

В Узбекистане принята вся необходимая нормативная база для развития СМИ, это законы «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «О гарантиях и свободе доступа к информации». Кроме того, надо отметить, что были изданы несколько правительственных решений по данному направлению.

К примеру:
ПКМ №259 от 17.12.2007 г. «О мерах по дальнейшему развитию Правительственного портала Республики Узбекистан в сети Интернет».

ПКМ №68 от 02.04.2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке государственной регистрации средств массовой информации в Республике Узбекистан».

ПКМ №203 от 22.09.2006 г. «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления».

Необходимо отметить, что в деятельности СМИ активно принимают участие следующие госорганы: Узбекское агентство по печати и информации как регулирующий орган, Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций как орган системного мониторинга национального информационного пространства с целью выявления проблем, препятствующих эффективному функционированию отечественных СМИ, Национальная телерадиокомпания Узбекистана, которая создана для развития независимых каналов телерадиовещания, повышения роли отечественных электронных средств массовой информации и удовлетворения информационных потребностей населения и общества в объективной и разносторонней информации.

Если рассматривать ход развития электронных СМИ в Узбекистане, то подобная практика уже реализована и развивается достаточно быстрыми темпами. Немаловажным фактором развития данного направления является освещение объективной и достоверной информации на сайтах СМИ и интернет-изданий.

В качестве примера можно привести следующие факты:
Примеры электронных СМИ в Узбекистане:
УзА (www.uza.uz), более 30 000 посетителей в месяц, более 120 000 просмотров в месяц;
ИА «Жахон» (www.jahonnews.uz), более 4 000 посетителей в месяц, более 20 000 просмотров в месяц;
ИА Press-info (www.press-uz.info), более 20 000 посетителей в месяц, около 100 000 просмотров страниц в месяц;
Gazeta (www.gzt.uz), более 6 000 посетителей в месяц, более 18 000 просмотров в месяц.

Кроме того, надо отметить, что во многих сайтах госорганов начато предоставление информации об их деятельности, ежедневные новости о происходящем в той или иной организации, так как информационные ресурсы государственных органов — это также источник государственной достоверной информации.

Это в свою очередь, позволяет пользователям получать оперативную и объективную информацию о деятельности госорганов.

Еще немаловажным является предоставление на ежедневной основе информации в Правительственном портале РУз www.gov.uz, который является официальным государственным информационным ресурсом Правительства Республики Узбекистан в сети интернет. В настоящее время он очень популярен среди национальных пользователей. Согласно статистике, портал в среднем посещают более 30 000 пользователей в месяц и более 130 тысяч просмотров.

«Развитие системы распространения пресс-релизов Узбекистана — UzNewsWire (на примере интернет-портала UzReport.Com)». Тезисы из доклада Равшана Джураева, председателя совета директоров газеты «Бизнес-вестник Востока» и интернет-портала Uzreport.com

UzReport.com — это первый независимый новостной интернет-портал в Узбекистане, функционирующий с 1999 года. Изначально сайт был нацелен главным образом на информационное обеспечение потенциальных инвесторов в экономику республики. На момент появления в сети интернета это был единственный в Узбекистане полноценный двуязычный (русский/английский) ресурс. Затем была запущена узбекская версия проекта, что еще более расширило привлекательность портала.

Несмотря на то, что тогда это был еще «молодой» интернет-портал, он стал самым посещаемым среди центральноазиатских сайтов. Уже спустя год после запуска портал посетило в общей сложности более 250 тыс. человек, а на сегодняшний день число посетителей сайта превысило 6 млн. Нам приятно осознавать тот факт, что мы являемся пионером зарождения интернет-журналистики в нашей стране.

Сегодня UzReport.com — это самый крупный бизнес-портал в интернет-пространстве Узбекистана. Аккумулирует ежедневные новости (в каждой языковой версии порядка 30-40 материалов в день) из разных сфер политической, экономической и культурной жизни Узбекистана.

В интернет-журналистике на первый план выходят авторские материалы или информация из первых источников. На примере нашего опыта хочу рассказать вкратце о нашем проекте распространения пресс-релизов через СМИ Узбекистана.

В июле 2008 года мы запустили проект UzNewsWire. За прошедшее время на сайте newswire.uzreport.com размещено более 1100 пресс-релизов только на русском языке, еще около 800 опубликованы на узбекской и английской языковых версиях сайта. Это уникальный для нашей страны сайт, который представляет собой удобную в использовании систему распространения пресс-релизов.

Миссия сайта UzReport Newswire — помочь компаниям, организациям, различным структурам и их пресс-службам освещать и доводить до читательской аудитории информацию о событиях/мероприятиях путем публикации в средствах массовой информации Узбекистана.

Одним из преимуществ размещения информации на сайте UzReport Newswire является то, что мы тесно сотрудничаем со многими ведущими новостными проектами, которые размещают наши публикации на своих веб-сайтах /поисковиках.

Почти все пресс-релизы предоставляются непосредственно компаниями и пресс-службами различных частных и государственных структур. Тот факт, что пресс-релизы размещаются на сайте на трех языках в том виде, в котором они подаются источником, и обеспечивает свободу СМИ, т.к. последние пользуются данным ресурсом для своих информационных поводов.

Попадающая на сайт UzReport.com информация автоматически распространяется по базам данных таких крупнейших информационных терминалов мира, с которыми заключены партнерские соглашения, как: FACTIVA (www.factiva.com) — совместный проект Dow Jones и Reuters, ISI Emerging Markets (www.securities.com) — проект Euromoney, Asia Pulse (www.aap.com.au) — австралийская информационная служба. Также новости сайта индексируются в таких крупных поисковиках, как Google.com, Yahoo.com, Yandex.ru, Mail.ru, Rambler.ru и др.

UzReport Newswire предлагает свои услуги по переводу пресс-релизов с английского языка на русский или узбекский языки и обратно. Профессиональные журналисты нашей команды могут помочь в написании пресс-релиза по выбранному событию. Также оказываются услуги по организации пресс-конференций, брифингов и прочих мероприятий с привлечением СМИ.

Для размещения пресс-релизов и пользования услугами UzReport Newswire необходимо зарегистрироваться. Регистрация на сайте и размещение/получение пресс-релизов осуществляются бесплатно! Регистрация для компаний и журналистов предусмотрена отдельно в целях упрощения доступа к размещению и получению информации.

Сайт имеет свой рубрикатор по сферам деятельности, что упрощает доступ к информации. Можно с уверенностью сказать, что UzReport Newswire — это ресурс, созданный для решения задач коммуникации во всех отраслях.

«Внедрение информационно- коммуникационных технологий в деятельности печатных СМИ: состояние и перспективы развития». Тезисы из доклада Джамолитдина Хакимова, директора Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана.
Общепринятым в мировой практике является выход печатных изданий в интернет. Это, действительно, позволяет усилить возможности печатных СМИ в распространении информации, привлечении дополнительных доходов от рекламодателей и т.п. Однако этим использование ИКТ в печатных СМИ не ограничивается.

Реализация возможностей ИКТ — это распространение содержания издания в виде баз данных на CD-дисках или других электронных носителях. Таким образом, можно в очень компактном виде распространять «подшивки» издания за несколько лет, обеспечить читателю удобные средства поиска и хранения информации.

Использование в деятельности редакции систем управления взаимоотношениями с клиентами — CRM. Эти системы позволяют обеспечить грамотную работу издания со своими подписчиками, рекламодателями, партнерами.

Использование возможностей ИКТ для организации работы редакции. Здесь и программы, облегчающие работу над номером издания, программы автоверстки рекламы и т.п.

Расширение глобальной сети интернет, превращение ее в источник оперативной информации, несомненно, значительно повлияло на прежний уклад, при котором традиционные СМИ сохраняли за собою положение основного крупного источника массовой информации. В таких условиях печатным изданиям выдержать конкуренцию становится значительно сложнее. Поэтому создание и введение электронных версий печатных изданий было обусловлено самими сложившимися обстоятельствами.

Обзор веб-ресурсов печатных СМИ дает возможность определить ряд основных тенденций его развития. В первую очередь налицо повышение интереса изданий к использованию интернета в качестве дополнительного инструмента расширения аудитории и усиления своего влияния на рынке, что приводит к увеличению количества веб-ресурсов печатных СМИ. Только при содействии Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана за последний год национальный сегмент пополнился электронными версиями более 80 печатных изданий. Но данный процесс затрагивает в большей степени столичные и региональные издания. В числе причин не только местами низкое качество каналов связи, технические проблемы доступа в интернет, слабая инфраструктура в отдаленных регионах, относительная дороговизна услуг, но и незаинтересованность самих СМИ в создании электронной версии, финансовая несостоятельность некоторых изданий, неэффективная их маркетинговая стратегия, небольшой тираж и область распространения, отсутствие квалифицированных кадров в данной сфере. При этом, несмотря на объективные сложности, динамика увеличения количества пользователей и интернет-изданий в Узнете имеет положительные показатели.

Рассматривая особенности веб-ресурсов СМИ с точки зрения выполняемых ими функций и принимая во внимание оперативную специфику интернета очевидно, что превалируют материалы информационного характера — новости, репортажи, интервью. Ряд сайтов печатных СМИ, в большей степени информационных служб делают акцент на аналитике. Степень использования мультимедийности веб-ресурсами печатных медиа сводится к использованию текстовых и фотоматериалов, что в большей степени определяется спецификой печатных СМИ. Анимация, как правило, применяется в рекламных баннерах.

Просчеты создателей ряда веб-ресурсов печатных СМИ часто связаны с попытками приложения традиционной практики к созданию материалов в мультимедийной среде, без учета особенностей интерактивной модели интернета СМИ, когда необходимо учитывать и просчитывать роль читателя не как пассивного потребителя информации, а активного партнера.

Определяя основные ошибки печатных изданий в данной области, правомерным видится более детальное их рассмотрение.

Легкость в навигации, оперативное обновление, использование интерактивных инструментов информирования и т.д. выступают в качестве важного производного привлекательности сайта. Поэтому часто приходится выбирать между установленными стандартами и необходимостью адаптироваться к новым медиаусловиям. В интернет-среде благодаря возможностям оперативного и индивидуального поиска, пользователю веб-ресурсами достаточно нескольких секунд, чтобы просчитать возможности сайта и сделать выбор в пользу ресурса, либо уйти с него и продолжить поиск. Многие печатные СМИ уже на начальном этапе выбора домена, или проще говоря адреса сайта, не учитывают этого и допускают промахи, полностью копируя длинное название издания и тем самым затрудняя процесс запоминания сайта читателем. К примеру, «dustlik bayrogi.uz», «hordiq-plus.uz», «adolat elkini.uz», «buhorookshomi.uz». Тогда как многие сайты, в их числе Uzbekistan today (ut.uz), «Деловой партнер» (dp.uz), по всей видимости, осознавая, что удержать читателя необходимо уже с первых секунд, применяют лаконичный домен, который запоминается быстрее и повышает шанс возврата читателя на сайт повторно. Отсутствие же информации об издании, возможностей выхода на журналистов, а это не редкость для большинства веб-ресурсов, может сказаться на имидже издания. Крайне негативно на работе и навигировании сайта отражается его загруженность мультимедийным оформлением и сложная структура. Все это технические аспекты, конечно, они немаловажны, но в то же время понятно, что только интересное содержание сайта, позволяющего удовлетворить информационные запросы аудитории, является решающим в достижении успеха и наращивании аудитории.

Понятно, что создавая сайт в национальном сегменте, многие издания связывают свои надежды с привлечением к себе внимания зарубежной аудитории, но, к сожалению, не всем сайтам это удается, за исключением информационных агентств и служб (uza.uz; region.uz; informator.uz; uzdaily.uz bт.д.,) и интернет-порталов (www.uz; uzreport.uz ). Языковая версия ряда сайтов нередко характеризуется отсутствием обновления, содержание материалов носит локальный характер и вряд ли заинтересует зарубежного читателя. Поэтому, создавая иноязычную версию, стоит, используя особенности сети, изучать потребности зарубежной аудитории и ее ожидания от сайта. В числе основных причин неудач в этом направлении журналисты называют нехватку квалифицированных кадров со знанием языка, либо проблемы финансового характера.

«Вопросы повышения профессионального уровня журналистских и технических кадров редакций печатных СМИ. На примере мастер-класса при редакции журнала InfoCOM.UZ». Тезисы из доклада Александра Сучкова, председателя редакционной коллегии журнала InfoCOM.UZ.
Информационные технологии сегодня позволяют журналистам и редакциям различных журналов значительно повысить оперативность и качество подаваемой информации, изменить формат общения с читательской аудиторией.

Если говорить о печатных СМИ, то, с одной стороны, они подверглись сильной финансовой атаке со стороны электронных СМИ, блогов и Живых Журналов (ЖЖ), так как последние экономически более эффективны, более оперативны по времени размещения материалов и более интерактивны в общении со своей аудиторией.

С другой стороны, используя синергетический эффект, современные печатные СМИ могут даже выиграть и выжить в цифровую эпоху, используя ИКТ как инструмент, а точнее, как платформу для своей деятельности. Оставаясь печатными СМИ, они должны иметь интерактивную версию в интернете, не уступая по оперативности ни блогам, ни ЖЖ, ни электронным СМИ.

Использование ИКТ в деятельности редакций печатных СМИ условно можно разделить на четыре категории:
1. Дизайн газеты или журнала с использованием новейших программ и приложений.
2. Верстка и предпечатная подготовка издания с использованием современного программного обеспечения.
3. Фотодело с использованием цифровой фототехники и компьютерных устройств.
4. Создание, сопровождение и размещение материалов редакции в электронной версии.

Именно поэтому в феврале этого года при финансовой поддержке Общественного фонда поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана на базе журнала InfoCOM.UZ был создан мастер-класс для журналистских кадров редакций печатных изданий и информационных агентств, в частности, для верстальщиков, дизайнеров, фотокорреспондентов, веб-мастеров.

Мастер-класс проводится по четырем направлениям:
Дизайн. Общие принципы работы дизайнера, пакеты используемых программ, типографика, основы композиции, работа с клипартами.
Верстка и предпечатная подготовка современных изданий, современные тенденции в данном направлении, принципы компоновки материала на полосе издания.
Фотоискусство. Изучение цифровой фототехники, работа с прикладным программным обеспечением для фотодела, а также практические советы по искусству фоторепортажа, камеральных съемок различных объектов, постановочные фотосессии и создание собственных архивов клипартов и фотобанка СМИ с использованием национальных и местных объектов.
Интернет-версия. Особенности дизайна, юзабилити электронной версии изданий, особенности создания контента интернет-версии печатных СМИ. Размещение фотографий на сайтах современных СМИ.

Для проведения занятий в мастер-классе привлекались как сотрудники журнала InfoCOM.UZ, так и привлеченные специалисты в области прикладного программного обеспечения, профессиональные фотохудожники, специалисты по веб-дизайну и веб-мастерингу.

Занятия проводились как в лекционной форме, так и в виде практических занятий. В течение двух месяцев по каждому из четырех потоков прошли лекционные занятия, во время которых слушателям давались как теоретические знания, так и многочисленные материалы в цифровом виде. Это фильмы, цифровые учебники, образцы продукции и примеры применения ПО для верстки, дизайна и веб-мастеринга.

Каждый слушатель приходил на занятие со своей флешкой, и помимо прослушанной лекции, уносил с собой полезный сопутствующий дидактический материал по теме занятий.

После окончания курса лекционных занятий, прямо в редакции журнала каждый слушатель имел возможность получить практические знания на рабочих местах и оборудовании редакции журнала InfoCOM.UZ.

По окончании занятий слушателям будут выданы дипломы и разработаны методические рекомендации по всем четырем направлениям мастер-класса.

Используя ИКТ, современные печатные СМИ в состоянии конкурировать с электронными СМИ, не говоря уже о блогах и ЖЖ. Кроме того, каждое уважающее себя СМИ сегодня должно иметь не только интерактивную электронную версию, но и собственные блоги и даже собственную социальную сеть для создания устойчивой читательской аудитории.

Orphus system