Фотография. Шаг первый, младенческий

photo_25_06_2009

— Сколько в ваших компьютерах байтов?
— Сколько вам нужно, столько и поставим.
— А сколько надо для мультивидео?

Из подслушанного

photo_25_06_2009_1

Рисунки (Д)Жасура Рахимова (jasur.rakhimovs.com)

Фотография, в последние годы скинувшая с себя оковы пленки и сложных химических процессов, стремительно завоевывает популярность… да что там, куда уж популярнее? Ежедневно сотни миллионов оплаченных работодателями трудо-часов втихую тратятся на просмотр и добавление пользовательского контента на сайты знакомств, социальных сетей и личных веб-журналов, где фотографии являются чуть ли не главным компонентом содержания. Фотографируют все, всех и везде, а крупный фотоаппарат от знаменитого производителя и со множеством таинственных кнопочек стал не менее популярен в качестве признака благосостояния, нежели, скажем, дорогие часы.

И все же, несмотря на популярность, цифровая фотография остается для подавляющего большинства тайной за семью печатями. Для большинства покупателей их фотоаппарат — черный ящик с кнопкой. Они знают, что если нажать на кнопочку, получится фото, но как оно получается, почему оно получается именно таким, а не иным — это им неведомо. В результате, когда на портрете вместо приятеля оказывается с трудом узнаваемая лошадиная морда, вместо резвящегося ребенка — смазанное нечто, напоминающее привидение, а вместо портрета на фоне горы — портрет горы с трудно различимой двуногой козявкой на ней, люди обвиняют в этом технику… и хвалят почему-то ее же, когда их стараниями все получается так, как надо.

Когда мы покупаем стиральную машину, мы знаем, для чего она нужна, какие объемы стирки имеются в семье — и на основании этого выбираем машину с подходящим объемом загрузки и набором дополнительных функций. Мы можем судить о том, хотим ли мы заплатить дороже за более компактные размеры, более высокие обороты при отжиме, наличие функции сушки и т.п. потому что, мы знаем, какие именно из наших нужд удовлетворят те или иные «навороты» и сознаем то, насколько эти нужды насущны для нас.

С фототехникой для большинства покупателей дело обстоит по-иному. В большинстве своем они знают о фотографии чрезвычайно мало, зачастую недостаточно, чтобы удовлетворить самые скромные требования, причем не чьи-нибудь, а свои собственные. Кто виноват, что человек на портрете похож на лошадь, фотоаппарат или его хозяин? Кто виноват, что аппарат не может сфокусироваться на бегающем ребенке, производитель или покупатель, который при покупке не подумал о том, что дитятко не будет сидеть на месте ради удачного снимка?

Фотоаппарат — не вещь в себе. Это всего лишь инструмент, который может (или не может) соответствовать нашим требованиям, но ни одно устройство не может соответствовать нечетким требованиям. А так как большинство потребителей, по сути, не знает, что такое фотография, то и требования свои они сформулировать не могут. Образуется некая пустота, которая мгновенно заполняется мифами, которые придумывают для нас маркетологи и многочисленные доброжелатели, спешащие давать полезные советы, как только им показалось, что они в чем-то разобрались. Первые, естественно, стремятся любыми способами заработать деньги, а вторые просто устилают добрыми делами дорогу сами знаете куда. Мифы и заблуждения о цифровой фотографии многочисленны и прочны, и победить их можно только разобравшись, хотя бы лишь в общих чертах, с тем, как создается фотография, и в ролях, которые при этом играют техника и человек, в руках которого она находится.

В большинстве случаев бывает так, что после покупки фотоаппарата, сделанной по критериям, имеющим мало общего с реальным процессом фотографирования (зачастую основной из них — «чтоб делал отличные снимки»), люди затем оказываются недовольны результатами. Вдруг у кого-то, кто был на том же мероприятии или посетил те же места в отпуске, оказываются очень похожие фотографии, но выглядящие намного лучше — и люди на них красивее, и архитектура привлекательнее, и накрытый стол вкуснее. И вообще, самих снимков больше, запечатлено больше разных событий и мест. И вместо того, чтобы спросить: «Как вы снимаете?», этого человека чаще всего спрашивают: «Чем вы снимаете?». Практически никто не задумывается о том, что лопата не определяет то, как получится яма. Никто не просит приготовившую вкусный ужин хозяйку «А покажите мне ваши кастрюли!». И уж поверьте, никакому фотографу, ни любителю, ни профессионалу, не нравится, когда его, по сути, считают придатком инструмента, который-де и берет на себя всю основную работу.

Предлагаемый вам цикл статей будет разделен на три части. Первая будет адресована тем, кого фотография, как искусство, не интересует, и кто просто хочет обзавестись «фотиком», чтоб делать себе снимки на память о разных событиях. Для этих целей никаких знаний, в общем, не требуется. Вторая часть, переходная в своем роде, будет посвящена принципам фотографии и устройству фотоаппаратуры: для того, чтобы раскрыть потенциал технологии и инструмента, знать о них, об устройстве и принципах работы, нужно немало. Наконец, третья часть будет нацелена на тех, кто хочет свои творения не только в семейный альбом класть, но и на стену вешать — в ней будет рассказано о простейших принципах и приемах, применение которых может сделать ваши снимки привлекательнее и содержательнее.

Итак, часть первая

Если ваша цель — обзавестись простым в использовании аппаратом, чтобы делать фотографии семьи, выездов на пикники и дружеских посиделок, то приведенного ниже разбора основных свойств фотокамер будет вполне достаточно, чтобы сделать выбор.

В качестве примера для разбора я взял описание компактной камеры с сайта foto.ru. Описания, которые вы найдете в интернете в других местах, будут очень похожи на приведенное ниже. Ценовой диапазон — от 100 до 350 долларов (в ценах США на рубеже 2008-2009 годов): дешевле лучше не рисковать — будет либо старье, либо низкое качество, а дороже — переплатите за «навороты», которыми, возможно, не станете пользоваться. Тип камер — компактные «мыльницы» с несменным объективом.

Технические характеристики CANON PowerShot A2000 IS

Тип продукта — Компактный цифровой фотоаппарат

Компактность — понятие пусть относительное и субъективное, но немаловажное. На самом деле, конечно, не столь важно, чтоб аппарат был мал, сколь то, чтоб он был удобен в использовании. Чем меньше размер, тем легче брать камеру с собой, и тем больше интересных кадров у вас будет — ведь она работает только тогда, когда она при вас. С другой стороны, компактный донельзя инструмент может быть удобен далеко не для всех. Смотрите сами, выбирайте по себе. Настоятельно рекомендуется перед покупкой повертеть выбранную модель в руках, почувствовать, насколько удобно ее держать и пользоваться ее основными функциями.

photo_25_06_2009_2

Светочувствительный элемент — ПЗС, 1/2,3″, 10 миллионов пикселей

Вопреки тому, что вам наперебой говорят производители фотоаппаратуры, количество миллионов пикселей или, как чаще говорят, мегапикселей, имеет далеко не первостепенное, и весьма ограниченное значение. Применительно к компактным фотоаппаратам (в противоположность «зеркалкам») зависимость бывает обратная: камера с меньшим количеством пикселей может оказаться более предпочтительной. В некоторых модельных рядах иногда за счет менее многочисленных и, следовательно, более крупных пикселей, более старые модели могут даже дать фору сменяющим их более новым. Это не означает, что вам следует искать старые модели, совсем нет, просто принимайте фактор количества пикселей в расчет в самую последнюю очередь. По нынешним временам о нем можно вообще практически забыть: ВСЕ современные камеры имеют достаточное количество пикселей, чтобы печатать фото размером 30х45 см и более. Прекрасно зная, насколько живуч и распространен миф о волшебных мегапикселях, которых обязательно нужно заполучить как можно больше за любые деньги, я не жду, что все читатели мне поверят. Позже проблему мегапикселей мы рассмотрим подробно.

О типах и размерах матриц (ПЗС, 1/2,3″) тоже следует говорить отдельно, сейчас же ограничимся простым игнорированием этого показателя: для компактных камер он значения практически не имеет.

Разрешение — Фото: L) 3648 x 2736, (M1) 2816 x 2112, (M2) 2272 x 1704, (M3, Date Stamp) 1600 x 1200, (S) 640 x 480, (W) 3648 x 2048. Видео: (L)640 x 480, 30 кадров/с в обычном режиме, и 30 кадров/с в режиме LP (M) 320 x 240, 30 кадров/с (S) 160 x 120, 15 кадров/с

Здесь говорится, по сути, о тех же мегапикселях, только другими словами. Наличие возможности сохранять кадры разного размера значения не имеет: снимать всегда следует на максимуме, а позже уменьшать при необходимости*. То же самое касается и видео. Возможность снимать видео — функция небесполезная; скорость съемки не должна быть менее 25 кадров в секунду, а размер кадра — менее 640х480. Если скорость съемки в каком-то режиме меньше 25 кадров, считайте, что этого режима нет вообще: такое видео будет очень трудно смотреть.

Светочувствительность — AUTO, High ISO Auto (включающая технологию обнаружения движения), 80, 100, 200, 400, 800, 1600

Не вдаваясь в подробности (они, опять же, требуют отдельного обсуждения), можно дать такую рекомендацию: чем меньше минимальное значение чувствительности, тем лучше. 80 лучше 100, 100 лучше 200. Остальные цифры значения не имеют: любая камера предложит вам диапазон минимум до 800. Здесь уместно будет сказать, что на кадры, сделанные компактными фотокамерами на чувствительности 800 и больше, редко когда можно смотреть без содрогания.

Объектив: 6-кратный оптический. Фокусное расстояние: 6,4 — 38,4 мм (эквивалентный диапазон 35-мм пленки: 36 — 216 мм). Cветосила: f/3.2 — f/5.9. Конструкция: 9 элементов в 7 группах, включая один односторонний асферический элемент

«6-кратный оптический» — это про трансфокатор или, как чаще говорят, зум. Он отвечает за способность аппарата увеличивать изображение или, если хотите, визуально приближать и отдалять объекты. В общем, чем больше кратность, тем лучше, однако при значениях 10 и более имеет смысл попытаться найти в интернете образцы фотографий, сделанных этой камерой: экстремальное увеличение зачастую приходит под руку с весьма посредственным качеством. В показателе «эквивалентный диапазон 35-мм пленки: 36 — 216мм» имеет значение первая цифра: менее 28 — отлично, 28 — хорошо, 35 и более — удовлетворительно. Чем она меньше, тем больший угол зрения способен охватить объектив. На светосилу можете внимания не обращать, и на описание конструкции объектива тоже.

Цифровое увеличение — 4x

Вредная функция — да, и такие бывают. Вам следует изучить инструкцию, и при первом же включении аппарата отключить цифровое увеличение раз и навсегда. Суть вот в чем: цифровой зум — это программное увеличение размера центральной части кадра с потерей его краев. Обрезав края, вы потеряете их безвозвратно, а увеличить любую часть фото при помощи программных инструментов у вас получится куда более качественно, нежели средствами самой камеры. Фотографируйте нормальные, полные кадры, а что отрезать и что увеличивать будете решать потом.

Фокусировка — 9-точечная интеллектуальная автофокусировка (функция распознавания лиц), 1-точечная автофокусировка (в любой позиции или с фиксированным центром)

Вся эта пустая болтовня практически ничего не говорит вам о том, как быстро и точно аппарат фокусируется. Придется проверять при покупке, иного выхода нет. Фокусировка «в любой позиции или с фиксированным центром» штука, однако, небесполезная: она позволит вам точно указать, на каком объекте аппарату следует сфокусироваться; чаще всего, впрочем, этого не требуется.

photo_25_06_2009_3

Макросъемка — минимальное расстояние фокусировки 3 см

Фотоохоту на всяких жучков и козявок многие находят увлекательной. Тем не менее, минимальное расстояние фокусировки само по себе мало о чем говорит, так как еще не известно, при каком значении зума оно достигается — а от этого зависит реальная степень увеличения. Придется тестировать при покупке или искать информацию в интернете.

Запись изображения — Сжатие JPEG, (совместимый с Exif 2.2 [Exif Print]) / стандарт файловой системы для камер Design rule for Camera File system, совместимый с форматом Digital Print Order Format [DPOF] версии 1.1

Куча умных, но практически бесполезных слов. JPEG — он и в Африке JPEG: самый распространенный формат для сохранения изображений. В этом формате загружают фото в блоги и на сайты знакомств, в нем рассылают по электронной почте с уверенностью, что адресат сможет эти файлы открыть. Еще может встретиться формат RAW — «сырой» формат, который требует обязательно дополнительной обработки; в компактных камерах встречается нечасто.

Запись видео — С разрешением (L)640 x 480, 30 кадров/с в обычном режиме, и 30 кадров/с в режиме LP (M)320 x 240, 30 кадров/с (S)160 x 120, 15 кадров/с

Об этом мы уже говорили выше.

DPOF (прямая печать) — поддерживает

Если у вас есть принтер, который поддерживает прямую печать с фотоаппарата, — это для вас.

photo_25_06_2009_4

Затвор — 1/60 — 1/1600 с (заводские установки). 15 — 1/1600 с (доступные выдержки могут изменяться в зависимости от режима съемки)

Не обращайте внимания, отличия компактных камер друг от друга по этому параметру пренебрежимо малы.

Измерение экспозиции — оценочный замер (по рамке автофокусировки функции распознавания лиц), центрально-взвешенный средний замер, точечный замер (по центральной точке)

Не обращайте внимания.

Режимы отработки экспозиции — авто, программная автоэкспозиция, ручной режим, портрет, ландшафт, ночная съемка, съемка в помещении, режим съемки детей и животных, режим записи видеоклипа, особая сцена

Чем больше разнообразие, тем реже вам придется думать-гадать, какой режим выбрать в ситуации, для которой специальный «родной» режим не предусмотрен. В целом, наборы режимов у всех компактов очень схожи. Можете подумать над тем, совпадают ли названия режимов с условиями, в которых вы предполагаете снимать. Например, если вы любитель покататься на лыжах, то хорошо бы иметь режим «зима» или «снег», так как снег в кадре требует особого подхода к экспозиции. С другой стороны, сверх меры беспокоиться об этом тоже не следует: современные фотоаппараты чаще всего удовлетворительно справляются практически с любыми сложными условиями.

Экспокоррекция — +/- 2 EV, с шагом 1/3 ступени

Функция полезная, но предназначена для фотолюбителей, обладающих некоторым опытом. Разброс в подавляющем большинстве случаев будет составлять +/-2 единицы, но чем больше, тем лучше. Шаг, наоборот, чем меньше, тем лучше: 1/3 предпочтительнее, нежели 1/2.

photo_25_06_2009_5

Баланс белого — автоматический режим (включая функцию распознавания лиц), дневной свет, облачно, вольфрамовая лампа, флуоресцентная лампа, высокотемпературная флуоресцентная лампа, пользовательские установки

Способность камеры правильно определять баланс белого есть ее способность правильно отображать цвета объектов при разном освещении: солнечном, которое белое, от ламп накаливания, которое на самом деле желтое, люминесцентном, которое на самом деле зеленое. Видели когда-нибудь фото, сделанные в помещении, на которых вся гамма цвета «завалена» в желтизну? Вот это как раз неверный баланс белого. По набору установок баланса белого практически все камеры одинаковы, а вот их способность реально отрабатывать эти установки может заметно отличаться… Впрочем, на современные камеры, как правило, по этому параметру положиться вполне можно.

Эффекты изображения — функция «Мои цвета» (отключена, живые цвета, нейтральный, сепия, черно-белый, ограниченная пользовательская установка цвета)

Совершенно бесполезная функция. Неискаженный файл вы всегда можете потом переделать в черно-белый, а вот наоборот — нет. Поэтому снимать всегда нужно в максимальном для камеры качестве и без специальной обработки, а играть с цветом (и изменять размеры, кстати) уже потом, соответствующим программным обеспечением.

ЖКД — Цветной 3-дюймовый TFT дисплей, приблизительно 230.000 пикселей

Это важный параметр. Чем больше дисплей, тем он удобнее в пользовании. Однако, это еще не все: имеет значение реальное качество дисплея, в частности, видимость изображения на нем при ярком солнечном свете. Придется обратить на это внимание при покупке.

Здесь уместно упомянуть про видоискатель — оптический либо с маленьким встроенным экранчиком. Наличие такого видоискателя может оказаться весьма полезным в солнечную погоду, когда изображение на основном экране может быть плохо видно.

Хранение информации — SD, SDHC, MMC, MMCplus, HC, MMCplus. В комплект поставки входит карта памяти объемом 32 Мбайт

В принципе этот параметр не имеет большого значения. Учтите просто, что карточки памяти xD, используемые камерами Olympus и Memory Stick от Sony, обычно стоят дороже универсальных форматов SD/SDHS и СF. Входящие в комплект поставки фотоаппаратов карточки ни для чего, кроме предпродажного тестирования, не годятся: на стандартные 32 Мб поместится от силы 10 кадров.

Встроенная вспышка — режимы: автоматическая, принудительное срабатывание, вспышка отключена. Дальность работы встроенной вспышки: 30 см — 3,5 м (в широкоугольном режиме) / 2 м (в телережиме)

Режимы работы везде одинаковые. Дальность, понятное дело, чем больше, тем лучше, однако не обольщайтесь: у подавляющего большинства компактных камер вспышки практически одинаковые.

Воспроизведение — зумирование при воспроизведении прибл. 2x — 10x

Возможность рассмотреть отснятые кадры под увеличением весьма полезна — и практически все компакты ее предоставляют.

Серийная съемка — прибл. 1,3 кадра/сек.

Серийная съемка — очень полезная функция… когда она полноценно реализована. У компактных камер, как ее скорость, так и удобство использования, оставляют желать много лучшего. Тем не менее, чем больше кадров в секунду может делать аппарат, тем лучше.

Автоспуск — с задержкой 2 сек. или 10 сек.

Автоспуск — вещь хорошая. Современные камеры могут не просто делать кадр через заданное время: они могут делать заданное количество кадров подряд или, будучи оснащенными функцией распознавания лиц, сделать снимок после появления в кадре нового лица.

Связь с компьютером — USB 2.0 Hi-Speed (Mini-B, MTP, PTP)

Вам придется сильно попотеть, чтобы найти современный фотоаппарат без способности соединяться с компьютером, либо с типом соединения иным, нежели USB, — и то вряд ли найдете. Можете не обращать внимания, раз уж этот параметр у всех камер одинаковый.

photo_25_06_2009_6

Аудио- и видеовыход — PAL/NTSC

Как правило, видеовыход имеет место и поддерживает эти две системы ТВ. Функция удобная: телевизоры нынче у нас все же встречаются чаще, чем компьютеры, да и файлы туда-сюда перекачивать не надо.

Питание — 2 щелочные или никель-металлогидридные аккумуляторные батареи размера AA (щелочные входят в комплект)

В отношении источников питания все компактные камеры делятся на две группы: использующие специальные литий-ионные аккумуляторы, либо аккумуляторов в формате батареек, и плюс к тому работающие от обычных батареек.

Литий-ионные аккумуляторы хороши тем, что имеют большую емкость и их можно перезаряжать в любой момент. Фактически, это такой же аккумулятор, что и в вашем мобильном телефоне, только форма у него другая, ну и некоторые электрические показатели. Недостаток в том, что если у вас вдруг на самом интересном месте «сел» аккумулятор, то спасет вас только такой же, но заряженный — а они недешевы и продаются только в фотомагазинах (да еще и незаряженными).

Камеры, которые могут использовать обычные батарейки, тем и хороши: вставил батарейки, которые продаются на каждом углу, и продолжай снимать. Однако, цифровой фотоаппарат до электричества очень уж охоч, и батареек на него не напасешься — и выход здесь в использовании никель-металлогидридных аккумуляторов. Они выпускаются в формате обычных батареек, могут обладать существенно большей емкостью и их можно многократно перезаряжать. Есть только одно «но»: для обеспечения их оптимальной работы перед зарядкой необходимо их полностью разряжать, иными словами, снимать на них до тех пор, пока сам фотоаппарат не отключится и не скажет, что хочет новых батареек. Таким образом, желательно иметь с собой на такой случай либо обычные батарейки, либо дополнительный комплект заряженных аккумуляторов.

Размеры (Д х Ш х В, мм) — 101,9 x 63,5 x 31,9 Вес (г) — 190

Размеры и вес, равно как и удобство в использовании, вы оцените при покупке. Ваши субъективные ощущения в данном случае намного важнее цифр.

Подытожим: до похода в магазин при выборе следует учитывать:

Количество пикселей: учтите, что значения оно не имеет.

Съемка видео: менее 640х480 — плохо, менее 25 кадров в секунду — неприемлемо.

Светочувствительность: чем меньше минимальный показатель, тем лучше. Наличие показателей от 800 и выше практически не имеет значения.

Зум: чем больше кратность, тем удобнее.

Фокусное расстояние (в эквиваленте 35-мм пленки): чем меньше минимальный показатель, тем лучше.

Режимы отработки экспозиции: чем их больше, тем лучше. Если имеются режимы, совпадающие с предполагаемыми условиями съемки, — еще лучше.

Экспокоррекция: чем больше разброс, и чем меньше шаг, тем лучше.

Дисплей: чем крупнее, тем удобнее.

Степень, в которой вы будете учитывать остальные показатели до похода в магазин, оставляю на ваш выбор. Если у вас есть штатив или вы собираетесь его купить, приглядитесь к режимам автоспуска. Формат карт памяти вряд ли можно считать решающим фактором, однако есть определенная логика в том, чтобы избегать менее распространенных форматов, вроде xD и Memory Stick. Типы используемых аккумуляторов кто-то сочтет равноценными, а кто-то может предпочесть тот или иной; тут я от себя добавлю, что возможность использования обычных батареек может вас не раз выручить в будущем.

Позже, уже в магазине, обязательно осмотрите корпус аппарата. Любая щель, любое отверстие — дорога для пыли и влаги, а это нежеланные гости. Рекомендуется убедиться, что все отверстия для подключения кабелей закрываются крышками или заглушками. Наличие щелей в корпусе должно навести вас на мысль о некачественной сборке. Все детали должны быть хорошо подогнаны друг к другу. Объектив в нерабочем положении обязательно должен чем-то закрываться.

Вопрос удобства весьма субъективен. Во-первых, подержите камеру в руках и решите для себя, достаточно ли она гладкая или шершавая, ваш ли размерчик, удобно ли лежит в руках, симпатичная ли, нравится ли цвет и все такое прочее. К съемке многие эти вещи отношения практически не имеют, но вы же за все это деньги платите, в конце концов. Уделите внимание кнопкам управления: как расположены спуск, зуммирование, управление просмотром отснятого материала и меню.

Осмотрите дисплей — достаточно ли он большой для вас, достаточно яркий ли. Если есть возможность проверить, насколько хорошо он смотрится при ярком дневном освещении — проверяйте. Проверьте скорость фокусировки: вероятно, вокруг вас будет некоторое количество блуждающих туда-сюда покупателей, попробуйте фокусироваться то на одном, то на другом, оцените, насколько быстро и правильно это происходит.

К самому меню управления камерой отношение особое: если вы имеете некоторые навыки фотосъемки и намерены использовать какие-то функции, например изменение чувствительности или установки баланса белого, то убедитесь, что эти свойства в меню легко доступны. В подавляющем же большинстве случаев вам подойдут установки по умолчанию. Не морочьте себе голову и просто фотографируйте: параметры съемки камера чаще всего подберет гораздо лучше вас. Вы приобретаете инструмент для использования и получения удовольствия, так что окунайтесь в процесс и не отвлекайтесь на мелочи.

И, наконец, запомните правило: фотокамеры от разных производителей, относящиеся к одному и тому же классу (компактные либо зеркальные) и продающиеся по сравнительно сходной цене, не имеют принципиальных различий. За одни и те же деньги современный компакт от Nikon не будет ничем, кроме мелочей, отличаться от компакта Canon, и причиной тому законы рынка и конкуренции на нем.

Основная рекомендация по процессу фотографирования будет следующая: на снимке будет не то, что вы хотите, чтоб там было, а то, что вы видите в видоискателе перед нажатием кнопки. «Видите» еще не означает «замечаете». Вы можете видеть красивые облака, подсвеченные огненным закатом — и не заметить проводов линий электропередач, которые устраивают вам небо в клеточку. В таком случае вы хотите получить закат, но получите рекламу местного энергосбыта — по той простой причине, что провода и столбы там уже были, когда вы сделали снимок, но вы не обратили на них внимания. Если на портрете ребенка у него полголовы отрезано, это вы отрезали: хотели нормальный портрет, но на реальный кадр в видоискателе внимания не обратили. Все недостатки фотографий, на которые что-то не попало, или наоборот попало что-то лишнее, или изображено совсем не то, что вы хотели, суть следствие вашего невнимания к тому, что «видит» аппарат в момент, когда вы нажимаете на кнопку. Учитесь смотреть и видеть, мало просто хотеть что-то изобразить; мысли — они, конечно, материальны, но не до такой степени.

И еще: если вы думаете, что инструкция к камере прилагается для чтения, вы заблуждаетесь — она прилагается для обязательного изучения. Все, абсолютно все, что касается эксплуатации камеры, в ней описано. Если вам кажется, что та или иная кнопка или тот или иной раздел пользовательского меню камеры в инструкции не описан, вы ошибаетесь: в ней описано все, прочтите внимательнее и найдете. Прочтите инструкцию внимательно уж хотя бы потому, что заплатили за нее деньги, причем намного большие, чем за любую другую книжку такого же объема. Если в комплект не входит инструкция на русском языке, вы легко сможете найти нужный вариант в интернете; разъяснения по поводу самостоятельного использования Google выходят за рамки данной статьи.

Что ж, первая часть о фотографии и технике «для дома, для семьи» на этом заканчивается.

photo_25_06_2009_7

jasur.rakhimovs.com

Антон Коваленко — специалист по общественному здравоохранению и связанным с ним информационным технологиям. В узбекистанском сегменте Интернета известен, как автор сайта www.profoto.uz, созданного для популяризации любительской фотографии, и ведущий блога arsenicson.livejournal.com, основой содержания которого являются фотографии, художественные и просто фотозарисовки разных событий и мест. Является активным участником нового, но уже популярного ресурса www.pixland.uz, под своим постоянным псевдонимом Arsenicson, а также известного IT-форума www.uforum.uz, играет в викторине «Что? Где? Когда?» в команде Брюссельские, занявшей в 2009 году 3 место на чемпионате Узбекистана.

Фотоработы Антона регулярно публикуются в периодических изданиях, в основном посвященных туризму и путешествиям. В нашем журнале ранее публиковались его статьи об операционной системе MacOS и АРМ фотографа Apple Aperture.

(Д)Жасур Рахимов живет в Самарканде, трудится в сфере туристического бизнеса, однако известность ему принесли великолепные фотографии родного города, а также веселые карикатуры на деятелей узбекистанского интернета. Им уже было организовано несколько выставок карикатур в Ташкенте, изюминкой которых явились даже не столько сами карикатуры, сколько живое шоу, во время которого Жасур рисует непосредственно при зрителях, с их слов и по предложенным ими идеям, попутно комментируя, корректируя и внося изменения в рисунок по мере обсуждения. Все происходящее отображается на большом экране, создавая, вместе с комментариями автора, уникальное и удивительно живое зрелище. Это шоу оценил и заказал на свой стенд сотовый оператор COSCOM, ныне Ucell, на IT-выставку в 2008 году. Жасур также публикует свои фотографии на www.pixland.uz и участвует в форуме www.uforum.uz под псевдонимом Ratt; помимо этого он ведет блог jasur.livejournal.com и собственный сайт jasur.rakhimovs.com, с которого как раз и рекомендуется начинать знакомство с его творчеством.

Orphus system