Дневник участника Программы посетителей Федеративной республики Германия «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries»
17 сентября 2009
Рубрика: Компьютерные игры.
Автор: .

germ_17_09_2009
Признаться, я был удивлен, когда меня пригласили в Посольство Германии в Узбекистане и предложили стать участником Программы посетителей Федеративной Республики Германия «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries». На дворе мировой финансовый кризис, а министерство иностранных дел этой уважаемой мною страны приглашает посетить Германию за счет принимающей стороны с целью ознакомления с индустрией компьютерных игр. Однако, получив программу, я понял, что игры играми, а тур предполагает очень серьезные мероприятия, которые пройдут в четырех городах Германии: Мюнхене, Кёльне, Берлине и Лейпциге. Кроме того, в данной программе будут участвовать представители из 13 стран мира, да еще и из разных континентов.

Компьютерные игры по тематике напрямую относятся к нашей читательской аудитории, плюс ко всему наша редакция является бессменным организатором всех чемпионатов Узбекистана по компьютерным играм, а потому я без колебаний согласился на участие в этой программе визитеров.

Компьютерные игры как ключевая часть для творческих отраслей промышленности
Согласитесь, что в Узбекистане к компьютерным играм весьма и весьма неоднозначное отношение. С одной стороны, сотни компьютерных клубов по всей стране работают в две, а то и в три смены для того, чтобы удовлетворить потребности населения в компьютерных развлечениях, а с другой стороны, индустрия создания собственных игр отсутствует почти полностью. Старшее поколение видит в компьютерных играх в основном плохое и опасное увлечение для молодежи, среднее поколение не порицает, но и не стимулирует создание собственной индустрии компьютерных игр, а молодежь самозабвенно играет, играет и играет… Наверное, поэтому в Узбекистане наиболее гармонично развивается е-спорт, а чемпионаты по компьютерным играм проводятся регулярно с 2003 года.

Интересно? А как относятся к компьютерным играм в таких серьезных и весьма развитых странах мира, как Германия?
Наше путешествие по Германии началось в Мюнхене.

Мюнхен — это не только «Октоберфест», но и центр развития компьютерных игр

germ_17_09_2009_1

Свободный немецкий город Мюнхен является одновременно столицей Баварии и административного округа Верхняя Бавария. Он — крупнейший город Баварии и третий, после Берлина и Гамбурга, город Германии. Современный Мюнхен для простого обывателя известен, прежде всего, фестивалем пива «Октоберфест» (нем. Oktoberfest — праздник пива, кренделей, жареных курочек и каруселей, ежегодно проводящийся в конце сентября — начале октября).

germ_17_09_2009_2

Для любителей компьютерных игр могу сообщить, что Мюнхен также является центром разработок, издательским и даже культурным центром индустрии компьютерных игр.

germ_17_09_2009_3

Первым пунктом нашей программы стало посещение офиса компании Travian Games GmbH. Эта компания является примером того, как стараниями одного энтузиаста — Герхарда Мюллера, который создал первую версию игры Travian летом 2004 года, а в 2005 году основал компанию разработчиков в Мюнхене со штатом всего три человека, стала через 4 года крупной компанией — разработчиком игр, в которые играют миллионы пользователей в более чем 50 странах мира.

Уже в 2007 году Travian Games GmbH расширяет свой штат до 50 служащих, а в 2008 году в компании работают около 70 сотрудников, при этом игра Travian получает популярность у миллионов пользователей. В нее играют около 3,5 млн. геймеров из разных стран, для чего компания создала 40 языковых версий.

germ_17_09_2009_4

germ_17_09_2009_5

Сегодня компания насчитывает 110 сотрудников, а в стратегическую браузерную игру Travian сегодня играет более 5,2 млн. геймеров, причем игра имеет 51 языковую версию, в том числе и на русском языке. Понятно, что основная часть, играющих в эту игру, находится в Германии, однако для пользователей русскоязычного сегмента интернета доступны 10 русских серверов: 8 обычных (версия T3.5), один скоростной и один классический (версия T2.5) сервер. На каждом из серверов зарегистрировано 20-40 тысяч пользователей, постоянно в он-лайне находятся около двух тысяч. В сумме на русских серверах — более 230 тысяч регистраций (по состоянию на 1 июня 2009 г.). Русскоязычный сегмент является одним из самых крупных в игре. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Travian.

germ_17_09_2009_6

Как сообщил нам во время встречи Флориан Бон (Florian Bohn), исполнительный директор Travian Games GmbH, его компания не останавливается в развитии и предлагает сегодня своим пользователям уже четыре игры:
• игра Травиан (Travian) — браузерная игра-стратегия. Суть игры заключается в строительстве и развитии деревень, ведении торговли и военных действий с другими игроками. Действие игры происходит во времена условной античности. Русскоязычный сервер игры расположен по адресу www.travian.ru

germ_17_09_2009_7

• игра Imperion — браузерная стратегическая игра, не требующая установки. Русская версия доступна по адресу www.imperion.ru
• игра Travians — также браузерная игра, которая была выпущена в 2008 году. Игра более популярна у женской аудитории. Пока имеются версии на немецком и итальянском языках
• игра Wewaii — браузерная игра — экономический симулятор. Это третья игра компании. В настоящий момент идет отладка бета-версии и доступна только на немецком языке.

Таким образом, мы видим, что компания Travian Games GmbH смогла за четыре года создать мощную компанию — разработчика браузерных игр, при этом пользователи этой игры находятся в разных странах, а не только в Германии, и их количество исчисляется уже миллионами.

germ_17_09_2009_8

Посетите сайт компании www.traviangames.com и, возможно, станет ясно, как и почему она стала успешной.

germ_17_09_2009_9

Общее фото на память о посещении компании Travian Games GmbH

Посещение издательской компании IDG Entertainment Media GmbH

germ_17_09_2009_10

Как журналисту и редактору единственного в Узбекистане журнала по информационным технологиям мне было очень интересно посетить крупнейшую в Германии издательскую компанию в области ИТ-журналистики. Издательство IDG Communications Media AG в Мюнхене является дочерним предприятием International Data Group (IDG) из Бостона США. Предприятие насчитывает более чем 30-летнюю историю и ориентируется только на читателей, знающих немецкий язык.

germ_17_09_2009_11

Компания IDG Communications Media AG позиционирует себя как сетевая медиа-компания (The Networked Media Company), которая издает периодические журналы, специализированные издания, а также имеет специализированные сайты и даже собственную студию интернет-телевидения (web-TV). Общий тираж периодических журналов составляет более 1 млн. экземпляров в месяц. Компания издает такие популярные журналы, как: PC-WELT, GameStar, GamePro, Digital World, Macwelt, COMPUTERWOCHE, CIO и ChannelPartner.

germ_17_09_2009_12

По словам Кристиана Шмидта (Christian Schmidt), шеф-редактора IDG Entartainment GmbH, сегодня журналы, посвященные компьютерным играм, являются наиболее популярными среди читателей.

germ_17_09_2009_13

Так, например, журнал GameStar достиг тиража в 178 тысяч экземпляров в месяц. Очень популярными становятся и специальные журналы, посвященные отдельным играм. Издательство регулярно выпускает журналы для любителей игры World of Warcraft и Sims, которые имеют устойчивую читательскую аудиторию и популярность.

germ_17_09_2009_14

Не менее важным является переход читателей от печатных версий к он-лайн версиям изданий. Так, например, информационные проекты IDG Communications Media AG привлекают в месяц более 25 млн. посетителей, при этом количество уникальных пользователей (хосты) превышает 3,6 млн. в месяц. Кроме того, компания создала собственную интернет-телестудию и размещает ежемесячно в сети интернет более 500 минут собственных телепрограмм по различным направлениям, связанным с информационными технологиями и, прежде всего, с играми.

germ_17_09_2009_15

germ_17_09_2009_16

После презентации мы имели краткую экскурсию по офису. Посетили web-TV студию, а также тестовую лабораторию, где на тестировании были представлены около десятка видеокарт различных производителей, а также несколько системных плат. Геймер должен точно знать, что и у кого он должен покупать :)

germ_17_09_2009_17

Наша группа во время посещения редакции журнала GameStar

Кстати, как нам сказали во время презентации, издательство не только всячески пропагандирует индустрию компьютерных игр, но также активно участвует в программах, направленных против вредного влияния СМИ на детей, для чего постоянно сотрудничает с центром по контролю за индустрией развлечений — Germany’s Federal Center for Political Education (BPB). Как говорится, игры не должны вредить подрастающему поколению.
Подробнее о компании Entertainment Media GmbH можно узнать на сайте www.idg.de

Развивающие игры от Brainmonster Studios GmbH

germ_17_09_2009_18

Во второй половине дня мы посетили офис студии Brainmonster Studios GmbH, и хотя название студии переводится как «студия смелых монстров», компания эта является разработчиком обучающих игр в виде приключений (learning adventure). Среди персонажей игры, которую разработала эта студия, действительно есть дракончик, но он добрый.

Есть, конечно, и плохие персонажи, но все в пределах допустимого, и добрые герои их всегда побеждают.
Компания Brainmonster Studios GmbH была основана в 2005 году специалистами в области психологии, медицины, педагогики и программирования.

germ_17_09_2009_19

Руководитель проекта Ральф Божен (Ralph Bojen), представляя нам компанию, в которой он работает, сказал, что вначале никто не мог поверить, что, создавая обучающие и развивающие игры, можно что-то заработать и создать бизнес на этом.

germ_17_09_2009_20

germ_17_09_2009_21

Нам была представлена обучающая игра 2 weistein, которая выполнена в жанре квеста (приключение с определенным заданием). Герои, преодолевая уровни и выполняя различные задания, параллельно обучаются основам логики, арифметики и много еще чему. Игра имеет версии для различных платформ и операционных систем. Кроме того, специально для этой игры был сделан дизайн манипулятора тачпед, который можно приобрести вместе с игрой.

Во время презентации игры 2 weistein разработчики показали, как создавались персонажи и различные по сложности уровни. Игра поддерживает интерес у детей за счет увлекательного сюжета, а вместе с тем во время игры юным геймерам приходится решить более 200 математических головоломок. И еще, разработчик для тестирования своей игры при ее создании приглашает детей, для которых, собственно, она и создается.

germ_17_09_2009_22

Таким образом, разработчики узнают о реакции пользователей на тот или иной персонаж, сюжет или уровень от самой целевой аудитории. С игрой можно ознакомиться на сайте www.2weistein.de.

На мой вопрос о том, как помогает правительство Германии в развитии компании (имелось в виду: финансируется ли компания из бюджета), Ельке Вестермейер (Elke Westermeier), отвечающая за связи с общественностью, ответила, что правительство положительно оценивает деятельность компании, но никаких специальных дотаций компания из госбюджета не имеет. Компания работает в условиях рынка и создает добрые и развивающие игры, вполне популярные у родителей и детей. Подробнее о компании Brainmonster Studios GmbH можно узнать на сайте www.brainmonster-studios.de.

Посещение общества культуры видеоигр Videospielkultur e.V.

germ_17_09_2009_23

Многие из нас относятся к играм, как к развлечению, некоторые, как к новому виду спорта, немногие, как к месту работы в компьютерном клубе. А вот в Мюнхене к компьютерным играм (на английском языке их называют общим термином — видеоигры) относятся как к новому виду культуры. Есть даже общество культуры видеоигр Videospielkultur e.V., которое нам посчастливилось посетить.

germ_17_09_2009_24

Организация Videospielkultur e.V. представляет из себя и клуб по интересам, и офис разработчиков собственных игр,

germ_17_09_2009_25

а также богатую библиотеку, как самих компьютерных игр, так и различных журналов и другой литературы по игровой тематике.

germ_17_09_2009_26

Придя сюда, члены сообщества могут не только поговорить об играх и поделиться игровым опытом, но и изучить историю развития игр, поспорить о жанрах и направлениях игр, старых и суперновых, а также поиграть на всех современных платформах — от обычного ПК до различных консолей и манипуляторов. Здесь играют не ради киберспорта и результата, а просто для души — с чувством, толком и расстановкой.

germ_17_09_2009_27

Как мне кажется, компьютерные игры действительно стали сегодня частью общечеловеческой культуры, которая сочетает в себе как технологические разработки, так и музыку, текст, сюжет, фото, видео и многое другое. И все это в небывалой доселе интерактивной форме, причем как в одной, так и в многопользовательской форме.

Ситуация приблизительно такая же, как когда-то с комиксами или с современным искусством инсталляций. Уже есть примеры, когда по мотивам популярной компьютерной игры снимаются художественные фильмы. Ведь не удивляемся же мы тому, что в театре, в кино, на любой сцене актеры играют свои роли и партии. Было очень приятно посидеть в кругу единомышленников, которые, так же, как и я, считают видеоигры культурой. Подробнее об обществе культуры видеоигр на сайте www.videospielkultur.org. Вот на этой культурной ноте и закончилось наше посещение Мюнхена.

Игровая «Метрополия на Рейне»

germ_17_09_2009_28

Следующим городом в нашей программе был город Кёльн. Это столица правительственного округа Северный Рейн-Вестфалия. Кёльн является четвертым по населению и третьим по площади городом Германии, а также одним из крупнейших экономических и культурных центров страны. «Метрополия на Рейне», как часто называют Кёльн, — это один из старейших городов Германии, который играл значительную роль в истории Европы на протяжении всего своего существования, начиная с Римской эпохи. Кёльн знаменит своим главным храмом — Кёльнским собором, одним из главных католических храмов Германии. А еще в последние годы Кёльн стал игровой «Метрополией на Рейне», куда стекаются со всего мира разработчики и производители компьютерных игр, игрового железа и лучшие геймеры мира.
Наш постоянный читатель, наверное, помнит, что в 2008 году в этом славном городе проходил финал Чемпионата мира по компьютерным играм World Cyber Games 2008. В огромном выставочном центре Koelnmesse тогда собралось более 800 лучших геймеров из 78 стран мира, чтобы разыграть медали чемпионата по 14 официальным играм. Как оказалось, это далеко не единственное и даже не самое главное событие в области компьютерных игр на берегах Рейна и в многочисленных павильонах Koelnmesse.

Выставка GamesCоm — главная игровая выставка Европы и, возможно, мира
Еще в прошлом году, когда сборная Узбекистана по компьютерным играм проходила регистрацию в павильоне №8 огромного выставочного комплекса Koelnmesse, мы видели рекламу прошедшей выставки по игровым технологиям GamesСom 2008. Она прошла первый раз в 2008 году и сразу же стала крупнейшей игровой выставкой в Европе.

germ_17_09_2009_29

Самое удивительное в том, что в Германии развернулась нешуточная борьба между двумя игровыми выставками Games Convention и GamesСom. Первая проводилась в Лейпциге, а вторая в Кёльне.

Еще в августе прошлого года ассоциация Bundesverband Interaktive Unterhaltungssoftware (BIU) (переводится как Федеральный союз за интерактивное программное обеспечение) заявила о возможном переносе популярной выставки Leipzig Games Convention. И не потому, что выставка в Лепциге не была популярна. Просто в Кёльне располагается более вместительный выставочный комплекс. Понятно, что организаторы Leipziger Messe — владельцы выставки Games Convention, отказались от этого предложения.

Тогда руководство BIU решило создать в Кёльне новую выставку GamesСom. В конце прошлого года стало известно, что организаторы планируют провести ее также в конце августа, одновременно с Games Convention.

Ведущие немецкие издатели и разработчики игр объединили свои усилия и приняли волевое решение — устроить в Кёльне невиданное по своим масштабам и размерам действо. И это при том, что знаменитая Лейпцигская выставка Games Convention тоже была очень популярна и развивалась очень стремительно. Так, Games Convention 2008 посетили 203 тысячи геймеров (или тех, для кого игры вызывают неподдельный интерес). При этом в Лейпциг приехали 3800 журналистов из 48 стран. Битва двух городов за право проведения игровой выставки говорит о том, что Германия становится игровым центром Европы и даже мира, и что даже внутри страны идет конкурентная борьба за право проведения выставки.

germ_17_09_2009_30

Большинство специалистов сходится на том, что у выставки GamesСom больше перспектив за счет большего количества выставочных площадей. Руководство выставочного комплекса Leipziger Messe вынуждено было изменить формат своей выставки, которая теперь стала называться Game Convention Online. Она прошла с 31 июля по 2 августа и была посвящена в основном браузерным играм, а также проектам для мобильных телефонов.

germ_17_09_2009_31

Выставка GamesСom 2009 стала крупнейшей игровой выставкой не только Европы, но, по отдельным оценкам, и всего мира. Согласно данным организаторов выставки, ее посетило около 245 тысяч человек, участвовавших во всевозможных акциях, презентациях, конкурсах, организованных 458 компаниями из 31 страны. Экспозиция выставки развернулась на площади в 120 тысяч кв. м. При этом только разработчиков, издателей и производителей приехало на выставку более 17 тысяч человек. Необходимо понимать, что данная выставка была интересна не только жителям Кёльна, но и всего мира. По заявлениям организаторов, для приезжих в Кёльне нашлось более 80 000 мест в гостиницах. Выставка стала еще одним культурным объектом для посещения туристами славного города Кёльна.

germ_17_09_2009_32

Выставка GamesСom 2009, как и полагается, была многослойным событием. Любители игр могли посетить стенды и поиграть в новые игры. Причем представители практически всех игровых платформ создали игровые зоны, где демонстрировались самые передовые достижения в области компьютерных игр.

germ_17_09_2009_33

germ_17_09_2009_34

germ_17_09_2009_35

germ_17_09_2009_36

Специалисты по созданию игр могли пообщаться в узком кругу разработчиков или представить свои доклады на презентациях и конференциях.

germ_17_09_2009_37

Наша группа смогла встретиться с организаторами выставки, а также задать вопросы таким известным компаниям-разработчикам, как Crytek.

germ_17_09_2009_38

По данным вездесущей Википедии, немецкая компания Crytek GmbH (далее — Crytek) — это частная компания, специализирующаяся на разработке компьютерных игр, игровых движков и компьютерных графических технологий. Crytek была создана тремя турецкими братьями: Джеватом (англ. Cevat Yerli), Авни (англ. Avni Yerli) и Фаруком Ерли (англ. Faruk Yerli) в 1999 году. Основной штаб Crytek находится в городе Франкфурт-на-Майне, Германия. Четыре другие дочерние студии находятся в Киеве, Украина (Crytek Kiev), Будапеште, Венгрия (Crytek Budapest), Софии, Болгария (Crytek Black Sea) и Ноттингеме, Великобритания (Crytek UK).

Команда разработчиков Crytek состоит из 279 игровых профессионалов, собранных со всего мира: Европа, Канада, США, Бразилия, Чили, Турция, Израиль, Россия, Индия, Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия.
Crytek стала известна прежде всего за разработку игры Far Cry и игрового движка CryEngine, первого движка, использующего инструмент PolyBump, который основывается на технологии нормалмаппинга. Следующие разработки фирмы — движок CryEngine 2 и игра Crysis, которая базируется на нем.

На выставке GamesСom компания представляла новый движок CryEngine 3. В рамках этой статьи нет никакой возможности даже вкратце рассказать об этой компании и ее продуктах. Постараемся в следующих номерах журнала сделать обзор об этой всемирно известной компании.

Обойти всю выставку GamesСom нам не удалось, потому как павильонов было много, а времени мало. Можно лишь сказать, что это было очень грандиозное и разнонаправленное мероприятие, в рамках которого игровая индустрия еще больше обозначилась как самостоятельный и очень массовый вид культуры.

germ_17_09_2009_39

germ_17_09_2009_40

В одном из залов выставки, где были представлены в основном разработчики, можно было приобрести многочисленные книги и учебники по созданию игр. Организаторы, воодушевленные успехом, уже сообщили, что выставка GamesCom 2010 пройдет все в том же выставочном центре Koelnmesse в период с 18 по 22 августа. Официальный сайт выставки www.gamescom-cologne.com

Европейская конференция разработчиков игр Game Developers Conference Europe
Европейская конференция разработчиков игр GDC Europe проводилась в Кёльне вместе с GamesCom 2009. Мы не смогли поучаствовать в ней, да и, скорее всего, мне как журналисту было бы сложно понять доклады, сделанные на конференции. Всего на GDC Europe выступало около 130 докладчиков со всего мира, среди которых самыми известными и заметными были:
• Джеват Ерли (англ. Cevat Yerli), глава Crytek, выступил с докладом о будущем игровой графики (Future of Gaming Graphics).
• Матиас Миллирайн (англ. Matias Myllyrinne), исполнительный директор Remedy Entertainment, выступил с докладом о создании успешной игры по новой интеллектуальной собственности.
• Хилмар Вейган Петюрссон (англ. Hilmar Veigar Pйtursson), генеральный директор CCP Games, сделал неожиданный анонс Dust 514, массивного он-лайнового многопользовательского шутера от первого лица (MMOFPS), ориентированного на консоли.
• Дэвид Кэйдж (англ. David Cage), основатель и генеральный директор Quantic Dream, рассказывал о процессе создания Heavy Rain и о ее геймплейных инновациях.
• Крис Тейлор (англ. Chris Taylor), основатель и управляющий директор Gas Powered Games, рассказывал об особенностях создания специфического мультиплеера к игре Demigod. Также он заявил, что он и остальные спонсоры Gas Powered Games не могли позволить себе потратить $2 или $3 млн. на создание «крепкого» мультиплеера к Demigod.
• Питер Молинье (англ. Peter Molyneux), основатель Lionhead Studios и творческий директор Microsoft Game Studios, выступил с докладом «Choice: The Ultimate Game Mechanic», в котором рассказал о создании игровой механики и игровых ощущений.
• Клаас Керстинг (англ. Klaas Kersting), генеральный директор Gameforge, рассказывал об игровой индустрии, о будущем распространения игр и об отличии между культурой и стилем европейских и азиатских разработчиков.

До 2008 года включительно в рамках выставки Games Convention в Лейпциге проводилось мероприятие для разработчиков игр Games Convention Developers Conference. Однако после закрытия Games Convention ее наследником стала выставка GamesCom, — соответственно, наследником Games Convention Developers Conference стала Game Developers Conference Europe (GDC Europe).
Главой конференции GDC Europe стал Фрэнк Сливка (Frank Sliwka), прежний глава Games Convention Developers Conference.

germ_17_09_2009_41

Организаторы поездки смогли нам организовать встречу с Фрэнком Сливка, который рассказал о целях и задачах конференции и сообщил, что организатором GDC Europe 2009 является Think Services Game Group, которая является подразделением United Business Media LLC. Также GDC Europe 2009 поддерживалась Федерацией европейских игровых разработчиков (англ. European Game Developers Federation — EGDF) и BIU (организатор GamesCom). Основными спонсорами GDC Europe являются корпорация Intel и компания Crytek (платиновые спонсоры), а также Autodesk, Alliance Numerique и Sony (золотые спонсоры). Конференция GDC Europe 2009 стала самым крупным событием для разработчиков игр в Европе. Ее посетило около 1 500 игровых профессионалов, более 250 представителей прессы и более 40 участников и спонсоров.

«Подытожив GDC Europe, мы счастливы оглянуться назад на полностью успешное событие, которое помогает направлять и учить европейскую игровую индустрию и держать ее в центре внимания, — сказал Фрэнк Сливка. — От Швеции до Германии, от Франции до Англии, потрясающие разработчики со всех уголков континента, с Северной Америки и Азии сошлись вместе, чтобы сделать эту конференцию по-настоящему панъевропейской и глобальной».
Подробнее о конференции GDC Europe можно прочитать здесь. Там же есть ссылки на доклады и компании.

germ_17_09_2009_42

В этот же день мы встретились с доктором Мэйлтом Бехрманном (Malte Behrmann), генеральным секретарем Европейской федерации разработчиков компьютерных игр (The European Games Developer Federation (www.egdf.eu) и по совместительству коммерческим директором Федеральной ассоциации разработчиков компьютерных игр Германии G.A.M.E. Bundesverband (www.game-bundesverband.de), который рассказал нам о деятельности организации, которую он представляет.

По его мнению, кроме того, что и европейская федерация EGDF, и ассоциация G.A.M.E. Bundesverband помогают своим членам развивать бизнес в области создания и продвижения компьютерных игр, эти организации интенсивно работают в социальных и политических сферах, с тем, чтобы утверждать в обществе мнение о том, что компьютерные игры — это объекты культуры, и они несут такие же культурные ценности, как и другие виды искусств.
Честно говоря, от такого количества организаций, федераций и ассоциаций, поддерживающих индустрию компьютерных игр, голова идет кругом. Правда, это говорит о том, что индустрия компьютерных игр Германии развивается настолько эффективно и стремительно, что без европейских и национальных профессиональных объединений разработчиков игр обойтись просто невозможно.

Конец первой части…
Как я ни старался писать кратко и емко, а все равно в рамках одной статьи не смогу передать даже и десятой доли того, что мне довелось увидеть и услышать за одну неделю в Германии в рамках программы «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries».

А потому дневник мой выйдет в двух частях, и в продолжении читатель узнает: как изучают компьютерные игры и поведение геймеров в Дуйсбургском университете.

В Берлине мы посетим Музей компьютерных игр и Игровую академию, узнаем, как научные институты, где разрабатываются новые технологии для компьютерных игр, изобрели технологию управления компьютером при помощи мысли. Мы посетим в Берлине еще несколько офисов ведущих немецких разработчиков игр, а также узнаем много еще чего интересного. Расскажу я и о том, как в Лейпциге нас встретила школа компьютерных игр, в которой обучаются играм на полном серьезе, как дети, так и их родители. В общем, продолжение следует…

Редакция журнала благодарит Посольство Федеративной Республики Германия в Узбекистане за участие нашего корреспондента в программе «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries». Отдельная благодарность Силке Циммерман (Silke Zimmermann), руководителю проекта «Компьютерные игры как часть творческой индустрии» (Программа посетителей Федеративной Республики Германия) Medienboard Berlin-Brandenburg GmbH, а также Андреа Мано (Andrea Mano), сотруднице отдела культуры и коммуникаций Министерства иностранных дел Германии за великолепную организацию поездки и интереснейших встреч.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте