Фотография. Шаг третий. Встаем на крыло.
30 сентября 2009
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

photo_30_09_2009
Есть множество причин тому, что тот же самый сюжет, тот же самый вид, который вы обозревали собственными глазами, смотрится совершенно иначе, будучи запечатлен в виде фотографии. Некоторые наиболее очевидные из них мы рассмотрим позже, а сейчас просто заострим внимание на этом факте и подумаем, каким именно образом он проявляется.

Представьте себе, что вы пытаетесь снять чей-то портрет. О чем вы будете думать в первую очередь? Ну, естественно, о том, как выглядит портретируемый, как ему лучше встать, повернуться. Вы видите человека непосредственно, ваш взгляд и ваше восприятие сконцентрированы на нем и ничем не ограничены: ваш взор свободно гуляет вверх-вниз и из стороны в стороны. Затем вы берете фотоаппарат, делаете снимок — и вдруг оказывается, что на нем все совсем не так, как вам хотелось бы. Знакомая ситуация? Давайте рассмотрим, что именно могло пойти не так.

Фотография — это плоская картинка, ограниченная собственными размерами. Если что-то не вошло в кадр, то не получится заглянуть за его края и рассмотреть недостающие детали. Если из-за головы сфото-графированного человека торчат закрепленные на стене рога, то уже не получится повернуться так, чтоб избавиться от намеков на детали семейной жизни портретируемого. Пестрый фон с большим количеством хорошо проработанных на снимке деталей отвлекает внимание от основного объекта — и почему это оно не отвлекалось у вас, когда вы видели всю сцену наяву?

За редким исключением (человек моргнул или птица влетела в кадр в момент, когда вы нажимали на кнопку) вы, на самом-то деле, видели все, что было в кадре, еще до того, как нажали на кнопку. И рога там были, и пестрый фон. Если вы видите, что некрасиво «обрезали» человеку ноги или пол-головы — вы уже могли это видеть, когда наводили аппарат. И если на переднем плане красивого пейзажа в кадр попала куча мусора — она тоже там была до того, как вы нажали на спуск. Просто вы не заметили всех этих деталей, увлеченные основным объектом съемки. Отсюда следует важный вывод, уже упомянутый в статье «Шаг второй»: в кадр попадает не то, что вы видите в данный момент, а то, на что вы навели фотоаппарат. Улавливаете разницу? В момент съемки вы видели гораздо больше, чем помещается в кадр, и ваш интерес к основному объекту концентрировал ваше внимание на нем, отвлекая от деталей. На фотографии же эти незамеченные детали привлекают гораздо больше внимания хотя бы уже потому, что это всего-навсего небольшая картинка, и всего того, что окружало сфотографированную сцену, уже не видно на ней — и в этих условиях взор начинает внимательнее всматриваться в то, что оказалось запечатленным на фото.

Попробую привести такое сравнение: в кадр порой попадает так немного от окружающего мира, что фото можно сравнить с замочной скважиной. Тем не менее, есть существенная разница: в замочную скважину вы смотрите, чтобы увидеть, а в видоискатель фотоаппарата вы смотрите на сюжет, чтобы его показать. Понятно, что вопрос «как это сделать?» во втором случае куда более важен. Тот, кто смотрит на фотографию, лишен возможности посмотреть в замочную скважину под другим углом, или подождать развития событий, чтобы понять, что там происходит. Содержание фото должно компенсировать эти ограничения полнотой содержания.

Прежде чем перейти к деталям, оговорим несколько общих моментов.
1. К вашим услугам весь интернет. Изучайте сайты, на которых публикуются фотографы, любители и профессионалы. Смотрите, изучайте, критикуйте со своей точки зрения, мотайте на ус то, что вам нравится. Учиться не стыдно, подражать тому, что вам понравилось, — тоже.
2. Читайте. Некоторые (их так немного, к сожалению) фотографы рассказывают о том, как они работают и как смотрят на мир. Особенно этим знаменит Кен Роквелл (www.kenrockwell.com) — его сайт в основном на английском, однако многие статьи доступны в переводах, в т.ч. и на русский. Обратите внимание также на сайт Михаила Афанасенкова (www.afanas.ru). Долбежкой клавиатуры грешит и ваш покорный слуга (www.profoto.uz).

photo_30_09_2009_1

3. У вашей камеры есть возможность выбирать режимы съемки — портретный, спортивный, пейзажный… Пользуйтесь ими, не пренебрегайте — до тех пор, пока не разберетесь в самостоятельном управлении параметрами съемки. Последнее произойдет по мере осуществления пунктов 1 и 2.
4. Пробуйте разные варианты. Контролируйте результаты сразу, если что-то не нравится — измените ракурс, фон, освещение — и пробуйте снова. Повторяйте до тех пор, пока не получите что-то, что вам нравится, а потом попытайтесь варьировать и это. Лучше получить один годный кадр из двадцати, чем из пяти — ни одного. Вы можете видеть результат сразу и не тратите пленку — это фактически лишает вас оправданий, особенно перед самим собой, когда вы могли переделать кадр по-иному, но не сделали этого. Не спешите стирать прямо на месте те кадры, которые вам не понравились: порой при просмотре на экране компьютера они видятся по-иному и в них обнаруживается что-то интересное. Со временем опыт позволит вам лучше воспринимать изображения даже на маленьких экранчиках фотоаппаратов.
5. Вспомните о том, что такое эмоции. В 19 веке на премьере оперы «Борис Годунов» в Мариинском театре люди падали в обморок во время арии юродивого («обидели юродивого, отняли копеечку») не только потому, что она была великолепно исполнена, а потому, что могли настроиться на эмоциональную волну происходящего на сцене. Будьте эмоциональны, любите то, что снимаете, восхищайтесь, интересуйтесь этим, или, наоборот, ненавидьте, презирайте — но чувствуйте! Фото, которое не передает эмоций, будет серым и безжизненным, а если фотограф не испытывает эмоций, то оно таким будет обязательно. Фотография — это искусство, а искусство — это страсть. Обычное туристическое фото не обязано вышибать слезу, но оно, по крайней мере, может передать ваше удовольствие от посещения интересного места.
6. Рано или поздно вам захочется выставить фото в интернете. Сделайте одолжение другим, но в первую очередь себе: старайтесь не выставлять на всеобщее обозрение те кадры, которые вы сами не вставили бы в рамку и не повесили бы на стену у себя в гостиной. Будьте к себе критичны. Исключения можете делать для репортажных снимков и иллюстраций технического характера, но и в этом случае старайтесь показывать только лучшее. На ваш ресурс может набрести кто-то, кто хочет научиться чему-то хорошему…

Подавляющее большинство ошибок, приводящих к получению неприглядных фото, сводится, в конечном итоге, к очень небольшому числу моментов, которым следует уделять внимание.

Границы кадра
При съемке людей наиболее часто встречаются следующие проблемы с построением границ кадра:
1. Отрезана часть головы.
2. В кадре голова находится в районе центра, над головой пустое место, а ноги обрезаны где-то на уровне лодыжек или голени.
3. Просто некрасиво обрезаны ноги.

Я обычно называю эти ошибки прокрустацией — от имени Прокруста, разбойника из древнегреческого эпоса, который укладывал свои жертвы на кровать, сделанную под свой небольшой рост, а потом отрезал у бедняг то, что не помещалось на этом Прокрустовом ложе. Внимательно следя за тем, что от основного объекта входит в кадр, а что остается за его пределами, вы сможете существенно улучшить свои результаты. Основная идея такая: основной объект должен полностью входить в кадр. Если вы делаете портрет крупным планом, то хорошо бы включить в кадр полностью голову и плечи. Если вы снимаете крупным планом именно лицо, можно пожертвовать, скажем, частью шевелюры, но обрезать, к примеру, подбородок будет некрасиво. Если вы делаете фото а-ля «Здесь был Вася» на фоне какого-нибудь пейзажа, желательно не отрезать Васе ступни, а либо включить ноги целиком, либо скомпоновать кадр так, чтобы «руссо туристо» вошел в него, допустим, по пояс — однако при этом также следует позаботиться о том, чтобы объект посещения Васи на заднем плане тоже не оказался частично обрезанным.

Если объектом является не человек, а здание, к примеру, то ошибки встречаются, в целом, такие же: крыши нет, или нижний этаж наполовину обрезан, или правая сторона обрезана, а слева оставлено лишнее пространство.

По поводу фотографий вообще и туристического жанра в частности, следует сделать важное замечание: та точка, в которой вам пришло в голову запечатлеть какой-то памятник старины или что-то подобное, совсем не обязательно является наилучшей точкой съемки. По правде говоря, она почти никогда не будет лучшей. Сделайте себе одолжение — внимательно рассмотрите объект, раз уж он вам понравился, прочувствуйте его, восхититесь им, подумайте о том, что именно вам в нем нравится — тогда вам легче будет решить, каким вы хотите его показать и, исходя из этого, выбрать наилучший ракурс, возможно, несколько ракурсов. Да, придется побегать, посмотреть с разных сторон и расстояний — но с таким подходом это вам будет в удовольствие.

photo_30_09_2009_2     photo_30_09_2009_3

Позвольте мне лирическое отступление — я вам расскажу об одном своем впечатлении. Некоторое время назад, когда фотоаппарат в моих руках был лишь элементом туристической экипировки, мне довелось побывать в Агре. Любой мало-мальски образованный человек знает, зачем едут в Агру и что там хотят увидеть первым делом. Само понятие «красота» придумано для Тадж Махала; увидев его, вы понимаете, что ранее не знали истинного значения этого понятия. Тадж Махал — самое прекрасное творение человеческих рук из всех, что можно увидеть в наши дни и, весьма вероятно, на многие столетия вперед, воплощенное совершенство, причем не только архитектурное — в нем, как ни в чем другом, отразилась способность людей воплотить в материальном объекте самые лучшие стороны своей души, самые светлые свои стремления и самые высокие свои мечты. Громадное здание буквально парит в воздухе, колоссальная масса белого мрамора кажется невесомой, воздушной, а совершенство форм заставляет онеметь и обмякнуть от восхищения, накатывающего и накрывающего с головой, словно морская волна.

Там, после нескольких кругов вокруг здания, усевшись прямо на парапет в совершенной прострации от ошеломляющего зрелища, снова и снова разглядывая каждую видимую деталь, я впервые почувствовал, что на самом деле нужно показывать на фотографиях, даже если это просто путевые фотозаметки — и понял, что не знаю, как это сделать. Уже потом пришло понимание того, что, во-первых, единого рецепта не существует, а во-вторых, самое главное — это как раз увидеть, внимательно разглядеть самому то, что именно «цепляет», то, что нравится, будь то какая-то деталь, или какая-то характеристика, или ощущение от объекта в целом. Если вы сами не понимаете, чем вам нравится то, что вы сфотографировали, другие уж точно этого не уловят — вы никогда не сможете показать на фотографии того, чего не видите, не чувствуете, не понимаете сами. Если вы чем-то восхитились, заинтересовались, что-то прочувствовали, то все остальное лишь дело техники.

photo_30_09_2009_4

Возвращаемся обратно к вопросу границ кадра. Проблему могут представлять объекты, которые вошли в кадр частично. Наше восприятие вместо того, чтобы обратиться к основному объекту, будет цепляться за «огрызок», пытаясь понять, что же там или кто там такой был. Кусок локтя стоявшего рядом человека, небольшая деталь нависавшего над вами балкона, да мало ли что это может быть — эти лишние детали могут очень упорно мозолить глаза и портить кадр. Интересно то, что подобная деталь практически всегда лишняя — но все же не всегда. Приятно освещенная ветка зелени, попавшая в фото пейзажа, может его оживить… если вам повезет. В любом случае, намного лучше, если эта ветка попадет в кадр не случайно, а по вашему желанию — почему бы и нет, а вдруг будет хорошо смотреться. Помните: цифра — не пленка, результат виден сразу; если вы не ведете репортаж с места быстро происходящих событий, кадр в большинстве случаев можно перекомпоновать и переснять.

photo_30_09_2009_5

Фон
Наше восприятие имеет тенденцию во время съемки концентрироваться на основном объекте и упускать детали второго плана, которые на фото будут чрезвычайно настойчиво бросаться в глаза.

Бороться с нежелательными деталями можно по-разному. Во-первых, естественно, следует внимательно строить кадр. Осмотрите то, что окружает основной объект. Возможно, ваша подруга, как хороша бы она ни была собой, стоит на фоне какого-то обшарпанного забора, обклеенного оборванными, пожелтевшими объявлениями. Возможно, она позирует, прислонившись к неприглядного вида столбу — смешно, но вы запросто можете быть настолько увлечены моделью, а она — позированием, что вы оба этого не заметите. Возможно, картину горного хребта под пронзительно синим небом безнадежно испортит мусор, валяющийся на переднем плане. Примеров может быть масса, и вы, вероятно, сможете привести свои из собственного опыта. Будьте внимательны.

Есть еще один метод контроля фона. Во второй статье цикла приведен пример того, как с помощью использования большего фокусного расстояния и малого значения диафрагмы получить малую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства) и, следовательно, приятный размытый фон. Такой фон придает фотографии объем и помогает подчеркнуть основной объект съемки. На самом деле мы ведь так и видим: когда мы рассматриваем близко расположенный объект, объекты второго плана, находящиеся на расстоянии, видны нам нечетко, просто мы чаще всего этого не замечаем. Такой прием не освобождает вас полностью от необходимости выбора подходящего фона, так как, к примеру, от пестроты цветов он не избавляет, но очертания объектов скрадывает, и внимание за них уже не цепляется. Кроме того, если какой-то объект все же угадывается среди остальных размытых очертаний, то среди такого фона от него гораздо легче избавиться с помощью Фотошопа. Сделать задний план размытым вам может помочь «портретный» режим съемки — в нем вы будете получать минимальную ГРИП, возможную в тех или иных условиях.

photo_30_09_2009_6

photo_30_09_2009_7

Одно-два цветных пятна на заднем плане могут оживить фото, однако важно не хватить лишку, и не сделать фон излишне пестрым.

Освещение
Специальные, профессиональные источники света мы рассматривать не будем — если они у вас есть, то вам вряд ли нужна эта статья, и обе предыдущие. В подавляющем большинстве случаев основным источником освещения у вас будет солнце и его отраженный, рассеянный свет, и фотовспышка. Встроенная в аппарат вспышка, конечно, лучше, чем ничего, но если у вас есть возможность обзавестись отдельной — сделайте это. К сожалению, не все компактные камеры предоставляют возможность подключения внешней вспышки. Внешняя вспышка должна иметь две степени свободы, т.е. лампа должна поворачиваться вверх-вниз и влево-вправо; такие устройства дороже более простых, но отсутствие возможности поворачивать лампу практически лишает внешнюю вспышку всякого смысла: освещать просто в лоб может и встроенная.

Всегда обращайте внимание на то, как освещен основной объект, и остальные объекты, окружающие основной, и создающие фон. При съемках на природе зачастую свет бывает рваным, пятнистым: прямые солнечные лучи прорываются через листву, создавая ярко освещенные пятна. Избегайте такого освещения, так как яркие световые пятна на лице человека, к примеру, чаще всего никаким Фотошопом не исправить. Слишком яркие объекты в кадре могут потребовать коррекции экспозиции таким образом, чтобы остальные объекты не выходили слишком темными; при этом, однако, этот самый светлый объект может получиться совершенно пересвеченным и все равно портить общую картину.

photo_30_09_2009_8

Будьте внимательны к тому, какие тени ложатся на основной объект съемки. Резкие тени на лице могут безнадежно испортить портрет. На ярком солнце, когда оно светит портретируемому в лицо, снимать зачастую трудно, так как оно слепит человека. С другой стороны, если вы будете снимать против солнца, вместо портрета вы рискуете получить лишь темный силуэт на светлом фоне. Экспериментируйте, попробуйте поставить человека под углом или увести в негустую тень. В любом случае можете попробовать подсветить портретируемого вспышкой: она может смягчить тени при контрастном освещении и выделить объект из общей тени при рассеянном освещении. Не пренебрегайте вспышкой на природе, она может оказаться очень полезной, даже встроенная. Пробуйте разные варианты и постоянно контролируйте результаты.

В помещении вспышка вам понадобится практически наверняка. Старайтесь избегать прямого освещения ею: именно для этого и нужна поворотная лампа, как говорилось выше. Старайтесь направлять свет вспышки так, чтобы он попадал на объект отраженным от какой-либо поверхности, потолка, например, или стены. Следите за тем, чтобы отражающая поверхность была белой или нейтрально-серой, без цветных оттенков, иначе этот цвет перейдет на объект. С потолками легче, они чаще всего белые, а со стенами могут быть проблемы.

photo_30_09_2009_9

При съемке архитектуры и природы гора к вам не придет, и поворачиваться не станет. Придется наблюдать и оценивать, в какое время дня объект освещен наилучшим образом. Не всегда это нужно угадывать, иногда можно подготовиться. К примеру, вы едете в Египет, и хотите красиво снять пирамиды. Вероятнее всего, вы не сможете провести около них несколько дней, постоянно наблюдая за светом, но сможете выбрать, в какое время поехать к ним. Для начала посмотрите, как их снимают другие. Откройте Google Earth и осмотрите объект на предмет его ориентированности относительно сторон света — это поможет вам прикинуть то, как он будет освещен в разное время дня. При съемке природы и архитектуры особую выразительность кадру может придать закатное или рассветное освещение, так что есть смысл найти в интернете информацию о времени восхода и захода солнца в том месте в предполагаемые дни посещения и, опять же, оцените, ориентирован ли объект таким образом, чтобы быть хорошо освещенным в это время. Никаких точных расчетов не требуется, т.к. данных у вас все равно недостаточно, но некоторые приблизительные прикидки могут существенно облегчить вам дело, да и само по себе предварительное изучение объекта занятие весьма интересное. Пример подготовки, оказавшейся вполне полезной, можете посмотреть в Живом Журнале автора здесь.

Для каждого объекта на этой земле, для каждого пейзажа, видимого с любой произвольно выбранной точки, в течение года набегает в общей сложности, быть может, полтора-два часа суммарного времени, когда он освещен наилучшим образом. Это пара минут в день — и далеко не каждый день. Все познается в сравнении: вы можете прибыть на место и вполне удовлетвориться теми условиями, которые вам выпадут, но если бы вы пробыли там длительное время — дни, недели, месяцы — вы бы поняли, что иногда, в какое-то особое время светового дня, какой-то особый угол падения света, какой-то последний отблеск заходящего солнца создают картину, которая не оставляет сомнений в том, что именно в этот момент объект выглядит так, как должен — а все остальное время он как будто пребывает в плохой фотостудии с плохо поставленным светом.

photo_30_09_2009_10

photo_30_09_2009_11

Жасур Рахимов, иллюстрировавший вторую статью цикла, имеет замечательную возможность каждый день, круглый год наблюдать уникальные памятники архитектуры Самарканда. Он видел их в любом освещении, какое случается при любой погоде, в любое время суток и в любое время года. Рекомендую вам обратить внимание на его фотографии (jasur.rakhimovs.com, jasur.live-journal.com) и рассмотреть их со следующей точки зрения: фотограф имел возможность сделать тот или иной кадр в совершенно любое время и при совершенно любых условиях на выбор — но сделал именно так и тогда, когда счел нужным, чтобы кадр получился именно таким, а не иным.

Композиция
Разговор о композиции, на самом деле, в продолжении цикла будет особый. Тем не менее, чтобы вы могли сразу начать применять материал данной статьи, необходимо дать хотя бы несколько кратких советов на эту тему.

photo_30_09_2009_12

Заполняйте сюжетом весь кадр, снимайте настолько крупно, насколько позволяет ваш замысел. В кадре должен быть минимум лишних деталей, в идеале их вообще не должно быть. Детали, окружающие основной объект, на самом деле не всегда лишние: какое-то здание, к примеру, вполне уместно снять с участком прилегающей улицы, тем самым дополнив контекст сюжета. Портрет человека, облокотившегося на ограду набережной, вполне может включать участок этой самой ограды, смотрите только, чтобы она не была неряшливой, к примеру, не портила вид облупившейся краской. Просто старайтесь ограничить количество второстепенных деталей необходимым минимумом.

Основной объект совершенно не обязательно размещать в центре. Иногда будет лучше расположить его ближе к краю снимка: в случае с портретом, к примеру, таким образом вы покажете не только человека, но и место, в котором он находится. Посмотрите на предлагаемый пример — встань я в центре, я испортил бы кадр. Как уже говорилось много раз выше, пробуйте разные варианты.

photo_30_09_2009_13

photo_30_09_2009_14

Если вы снимаете портрет, на котором человек смотрит в сторону, старайтесь оставить больше пространства в направлении его взгляда. То же правило применимо в отношении движущихся объектов — как говорят фотографы, в кадре следует оставить пространство для движения.

Держите фотоаппарат ровно: на фото вертикальные линии должны оставаться вертикальными, а горизонтальные — горизонтальными. Это не абсолютное правило, иногда наклон оживляет кадр, просто помните, что «завал» должен происходить только тогда, когда вы этого хотели, и никогда — случайно. В помещении ориентируйтесь на вертикальные линии (углы комнаты, к примеру), так как горизонтальные линии, вроде линий потолка, могут находиться к вам под углом и не видеться горизонтальными из-за перспективы. На пленере выравнивайте кадр по горизонту, архитектуре, поверхности водоемов. «Заваленный» водоем воспринимается особенно плохо.

photo_30_09_2009_15

photo_30_09_2009_16

Портреты старайтесь снимать на максимальном зуме с некоторого расстояния. Обычно у компактных аппаратов увеличение 4-6-кратное — используйте его по максимуму, а для того, чтобы человек получился по плечи или по пояс, просто отойдите подальше. У зеркалок объектив следует выставлять на 80-135 или даже 200 мм. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП, и тем больше размыт фон, но это не главное. Дело в том, что фотографирование вблизи и с малым зумом обеспечит на портрете «лошадиную морду» (не в обиду лошадям будет сказано) — лицо будет деформировано. Не поленитесь, попробуйте сделать чей-нибудь портрет с расстояния и совсем близко, почти вплотную, и такой же крупный, но с расстояния и на длинном фокусном расстоянии, а затем сравните результаты. Недаром говорят, что «лицом к лицу лица не увидать».

Ну и напоследок: идеальные кадры приходят нечасто. Не впадайте в панику и не старайтесь постоянно лихорадочно вспоминать кучу всяких рекомендаций и следовать им всем сразу, просто старайтесь быть внимательными, любите то, что снимаете, экспериментируйте — и все будет в порядке.

Что ж, будем считать, что очередной шаг сделан. Он далеко не последний, и вроде бы совсем не большой, но поверьте, если вы возьмете на вооружение то, о чем было рассказано выше, вы сможете получать результаты качественно нового уровня, и будете готовы сделать следующий шаг вперед.

Все иллюстрации к статье сделаны автором.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте