Компьютерные игры как ключевая часть для творческих отраслей промышленности Германии
22 октября 2009
Рубрика: Компьютерные игры.
Автор: .

germany_22_10_2009

Я продолжаю свой дневник участника Программы посетителей Федеративной Республики Германии «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries». Напомню, что Министерство иностранных дел Германии пригласило представителя нашего издания посетить ФРГ с целью ознакомления с индустрией компьютерных игр. В рамках данной программы визитеров мы посетили четыре города: Мюнхен, Кёльн, Берлин и Лейпциг. В нашей группе были представители из 13 стран мира: Бразилии, Мексики, Южной Африки, Бангладеш, Южной Кореи, Исландии, России, Белоруссии, Польши, Македонии, Латвии, Эстонии и Узбекистана.

germany_22_10_2009_1

В составе нашей группы были в основном представители СМИ, а также компаний -разработчиков компьютерных игр. В первой статье я остановился на том, как мы завершили нашу программу пребывания в Кёльне. Впрочем, прежде чем мы поедем в Берлин, хотелось бы рассказать совсем кратко о нашем посещении Университета Дуйсбурга-Эссена, который расположен всего в 60 километрах от Кельна.

germany_22_10_2009_2

Эссен — это город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия с населением более полумиллиона человек. Университет Дуйсбурга-Эссена был образован в 2003 году путем слияния отдельных подразделений Дуйсбургского университета им. Герарда Меркатора и университета города Эссена. Сегодня этот университет входит в число 10 крупнейших университетов Германии и в нем обучается более 31 тысячи студентов. Мы посетили инженерный факультет и побывали на кафедре, занимающейся изучением компьютерных игр, причем, как разработкой новых игр, так и разработкой новых методов и устройств интерактивного управления различными устройствами и технологиями, включая мобильные телефоны и устройства сотовой связи. На факультете в специальной лаборатории студенты занимаются разработкой новых игр, причем не только игр в чисто игровом понимании, но и так называемые «serious & health games» – серьезные игры и игры для здоровья. Обучающие игры для будущих медиков являются интересным и полезным направлением, которое позволяет моделировать в виде игры различные ситуации. Кроме того, серьезные игры позволяют закреплять полученные в университете знания.

germany_22_10_2009_3

В лаборатории инженерного факультета изучают также поведение геймера во время игры, на что пользователь больше обращает внимания на картинке в тот или иной момент игры, где нужно было бы разместить ту или иную информацию.

germany_22_10_2009_4

Для этого используется специальный монитор с инфракрасными камерами и программное обеспечение, которое позволяет изучать по глазам пользователя, что именно его интересует в тот или иной момент игры.

germany_22_10_2009_5

Все это фиксируется, изучается и, может быть, очень полезным для разработчиков. На примере лаборатории инженерного факультета университета Дуйсбурга-Эссена нам было показано, что и высшая школа, и научные центры Германии активно изучают и разрабатывают новые технологии для компьютерных игр, считая их очень полезной средой как для образования, так и для развлечений. Подробнее об университете Дуйсбурга-Эссена можно прочитать на сайте www.uni-due.de

Следующим пунктом нашей программы стала столица Германии город Берлин.

Музей компьютерных игр в Берлине
Каких только музеев не бывает на белом свете. В Берлине, как оказалось, есть музей компьютерных игр. Музей был создан аж в 1997 году, правда, в 2000 году он чуть было не закрылся, но сегодня в его экспозиции хранится несколько тысяч дистрибутивов компьютерных игр для различных компьютерных и игровых платформ, образцы старых и новых игровых приставок и различного игрового «железа», включая джойстики, рули, гейм-пады и многое другое.

germany_22_10_2009_6

Есть в экспозиции музея и различные видеофильмы по истории компьютерных игр.

germany_22_10_2009_7

Как рассказал нам руководитель проекта Андреас Ланге, музеем руководит некоммерческая организация Jugend und Sozialarbeit e.V. (fjs) www.fjs-ev.de, которая выступает в роли центра компетенции цифровой культуры. Данная организация изучает пользу и угрозы, которые могут исходить от компьютерных игр, а также продвигает компьютерные и видеоигры как новый вид цифровой культуры.

germany_22_10_2009_8

В музее нам рассказали, что попытки сделать возможными соревнования машины и человека были предприняты еще в IVIII веке, когда в 1762 году Вольфганг фон Кемпелен создал механическую машину «Шахматист».

germany_22_10_2009_9

Правда, тогда это был обман, а внутри машины сидел человек, который руководил машиной. Сегодня же компьютерные игры являются таким же историческим артефактом в плане культуры и истории, как и экспонаты обычных музеев. Их нужно сохранять, чем музей и занимается. Музеем создана историческая шкала компьютерных игр. Так вот, согласно этой шкале первой компьютерной игрой можно считать SpaceWar, которую в 1961 году написала группа студентов, возглавляемая Стивом Расселом, для компьютера DEC PDP-1. В первые десять лет игры писались в основном как хобби или для изучения возможностей компьютера, но, начиная с 1971 года, началась коммерциализация компьютерных игр. Сегодня индустрия компьютерных во всем мире насчитывает сотни тысяч разработчиков, а оборот индустрии составляет десятки миллиардов долларов.

В музее хранятся копии компьютерных игр как на родных носителях, так и перекомпилированные по возможности на современные платформы.

germany_22_10_2009_10

Нам даже разрешили поиграть на игровой телеприставке «Одиссей» начала семидесятых годов прошлого века. В руках у членов нашей делегации (на фото) игровые манипуляторы тех лет.

Подробнее о деятельности музея компьютерных игр в Берлине можно узнать на сайте www.computerspielemuseum.de

Посещение головного офиса компании Radon Labs

В столичном регионе Берлин-Бранденбург располагается около 5 тысяч ИТ-компаний со штатом более чем 50 тысяч сотрудников и годовым оборотом в 11,3 млрд.евро (2007 год). Регион Берлин-Бранденбург располагает самым инновационным и дифференцированным кластером фирм игровой индустрии в Германии. Такие известные разработчики игр, как YAGER, The Games Company или RotoBee, выпускают здесь одно- и многопользователь- ские игры для консолей и ПК. Нам удалось побывать в головном офисе известной компании Radon Labs, которая предлагает всемирно признанный игровой движок с открытым кодом «Nebula 2».

germany_22_10_2009_11

Компания Radon Labs (при основании называлась TerraTools), специализирующая исключительно на разработке компьютерных игр, была основана в 1995 году. Главный офис компании находится в Берлине, а филиал — в Лейпциге. Компания известна преимущественно компьютерными играми Project Nomads и Drakensang, а также открытым игровым движком Nebula Device.

Nebula Device (от англ. «nebula» — русск. «туманность», «облака» и англ. «device» — русск. «устройство»; читается «небьюла девайс») — трехмерный игровой движок, разработанный компанией Radon Labs и впервые использованный в компьютерной игре 2002 года Project Nomads. В начале пути создания компьютерной игры «Project Nomads», разработчики компании Radon Labs стали перед выбором: лицензировать под игру стороннюю технологию, либо создать собственную. Впоследствии было решено разработать с нуля свой игровой движок специально для игры. В качестве пути распространения в компании избрали свободную лицензию MIT, дающую разработчикам игр на этом движке право на безвозмездное использование технологии в своих проектах и самостоятельное модифицирование игровых файлов.

При разработке Nebula Device основной упор делался на оптимальную работу с большими открытыми пространствами, эффекты визуализации неба и большую дистанцию прорисовки. Сейчас Nebula Device не только используется во всех играх компании Radon Labs, но и в многочисленных сторонних разработках.

germany_22_10_2009_12

Во время презентации нам рассказали о том, как развивалась компания и какие новые игры и технологии они сегодня применяют в создании. Было также рассказано о том, как создаются персонажи и как происходит их анимация в игре.

germany_22_10_2009_13

Более подробно о компании Radon Labs можно узнать на сайте www.radonlabs.de. В общих чертах мы узнали как работают ведущие разработчики игр в Германии, а вот где можно научиться создавать игры, мы узнали во время посещения первой в Европе Академии игр в Берлине.

Учебный центр Академии игр (Games-Academy) в Берлине

germany_22_10_2009_14

В Германии, выпускающей ежегодно около тысячи новых игр, одним из основных центров развития является Берлин. Здесь располагаются около 30 фирм, занимающихся разработкой новых видеоигр. В 2000 году в Берлине была основана так называемая Академия игр — Games-Academy, единственное признанное государством специальное учебное заведение (статус колледжа), готовящее специалистов по разработке игр, в Европе. На сегодняшний день здесь обучаются около 150 студентов.

germany_22_10_2009_15

Как рассказал нам во время презентации ректор академии Томас Длугайчук, академия готовит сегодня специалистов по следующим специальностям: «проектирование игр», «программирование игр», специально для продюсеров есть направление — «производство игр», а также для дизайнеров — «анимация и создание персонажей игр» и «создание анимированных видеофильмов». Обучение в академии длится два года (4 семестра), а стоимость обучения составляет около 20 тысяч евро. Несмотря на столь дорогое обучение, академия открыла филиал во Франкфурте на Майне.

germany_22_10_2009_16

germany_22_10_2009_17

Академия игр привлекает к образовательному процессу более 120 лекторов из числа наиболее авторитетных специалистов — практиков по созданию компьютерных игр. С первого дня обучения в академии слушатели будут иметь прямой контакт с крупнейшими компаниями – разработчиками игр Германии.

По статистическим данным, приведенным на сайте академии, в 2007 году мировой оборот индустрии компьютерных игр составлял 45 млрд. долларов, а в 2009 году достигнет 75 млрд. долларов. Объем индустрии компьютерных игр Германии только по продажам в 2007 году составил 1,362 миллиарда евро, что является вторым показателем в Европе.

По мнению Томаса Длугайчука потребности индустрии компьютерных игр настолько велики, что академия будет только расширяться. Кроме того, академия имеет тесные контакты с крупнейшими компаниями-разработчиками игр, так что выпускники академии всегда находят себе работу. Более подробно об Академии игр в Берлине можно узнать на сайте www.games-academy.de

Вести из научных центров…
В Берлине мы посетили два научных центра Германии, где разрабатываются новые технологии по визуализации компьютерных игр, а также совершенно новые технологии общения человека с компьютером.

germany_22_10_2009_18

Так, например, в игровой лаборатории Берлинского университета естественных наук (Fachhochschule f?r Technik und Wirtschaft Berlin) нам была продемонстрирована технология оцифровки движущихся объектов.

germany_22_10_2009_19

В большом зале установлено по кругу и на разной высоте большое количество специальных инфракрасных видеокамер, которые фиксируют движения человека и предметов (например, меч) при помощи специальных светоотражающих маячков, закрепленных на костюме и на предметах.

germany_22_10_2009_20

Таким образом достигается реалистичность движения персонажей в компьютерных играх. Подробнее об этом можно узнать на сайте www.fhtw-berlin.de

Очень интересные разработки нам были представлены во Фраунгофер институте архитектуры компьютеров и технологии программного обеспечения (FIRST). Так, например, в одной из лабораторий нам была продемонстрирована технология управления компьютером при помощи мысли. Как рассказали нам разработчики, им удалось доказать, что компьютером можно управлять без каких-либо тактильных движений пользователя, а исключительно при помощи мысли.

germany_22_10_2009_21

Для этого на голову пользователя надевается специальный шлем, при помощи которого снимается энцифалограмма мозга, после чего делается калибровка движений рук и ног. Пользователь поочередно делает движения каждой рукой и ногой, прибор фиксирует поступающие от мозга сигналы и записывает в ПК. После того как калибровка завершена, пользователь может играть в простейшую игру просто думая, какой рукой или ногой он будет отбивать мяч. Это доказывает, что при помощи мысли уже можно управлять ПК. Перспективы данных исследований очевидны.

germany_22_10_2009_22

Еще одна очень интересная технология визуализации изображения была нам продемонстрирована. Экран, на котором проецируется объемное изображение, представляет из себя полусферу.

germany_22_10_2009_23

Несколько проекторов проецируют объемное в полном смысле этого слова изображение на экран, а размещенные по всему объему многочисленные динамики создают не просто объемный звук в плоском пространстве (спереди, сзади, фронт) на уровне ушей пользователя, но и по всему объему купола. Более подробно о деятельности Берлинского института архитектуры компьютеров и технологии программного обеспечения (FIRST) имени Йозефа Фраунгофера можно узнать на сайте http://www.first.fraunhofer.de.

На презентации, которую нам представило общество Medienboard, было рассказано о том, как правительство поддерживает индустрию компьютерных игр в этом столичном регионе.

germany_22_10_2009_24

Начиная с 2006 года, общество Medienboard поддерживает разработку проектов
и форматов для цифровых медиа-контентов, как, например, контенты для мобильных
телефонов и игры для ПК, консолей и Интернета.

Берлин-Бранденбург располагает самым инновационным и дифференцированным кластером фирм игровой индустрии в Германии. Такие известные разработчики игр, как YAGER, The Games Company или RotoBee, выпускают здесь одно- и многопользовательские игры для консолей и ПК. Молодая фирма Game-Duell специализируется на компьютерных развлечениях в виде он-лайн игр, а Германский союз электронного спорта Deutsche eSport-Bund опекает сотни игровых команд-кланов, которые неоднократно выигрывали призы на международных турнирах геймеров. Например, Федеральное объединение разработки компьютерных и видеоигр G.A.M.E, как и Объединение издателей BIU располагаются в Берлине. В Берлине выходит журнал разработчиков Game Face и находится крупнейший форум игр и разработчиков softgames.de. Здесь ведется работа над созданием первой поисковой машины игр wazap. Единственный в Европе Музей компьютерных и видеоигр предлагает путешествие во времени по истории медиума. Более подробно узнать о деятельности общества Medienboard можно на сайте www.medienboard.de

Из Берлина мы выехали в последний пункт нашей программы — в город Лейпциг, с полным ощущением того, что столица Германии является игровой столицей не только этой страны, но и, возможно всей Европы.

Город ярмарок и компьютерных игр
Город Ле?йпциг — самый большой город земли Саксония в Германии. Лейпциг известен своим университетом и ярмарками. Из-за многочисленных ярмарок, проводимых в Лейпциге каждый год, город получил неофициальное название Messestadt (город ярмарок). До 2009 года здесь проходила крупнейшая в Европе компьютерная выставка Games Convention. В прошлом номере журнала, в первой части моей статьи я уже писал о том, что разыгралась нешуточная борьба за право проведения игровой выставки между Кёльном и Лейпцигом. В результате было решено проводить оф-лайн выставку GamesCom в Кёльне, а он-лайн выставку Game Convention Online в Лейпциге. В этом городе располагается большое количество офисов крупнейших компаний-разработчиков игр. Мы приехали в Лейпциг в субботу и пробыли там всего один день, а потому смогли лишь посетить одну школу, но не простую, а специальную в которой обучают компьютерным играм, как детей, так и их родителей.

germany_22_10_2009_25

Школа компьютерных игр не является самостоятельным учебным заведением и создана при обычной гимназии. Главной задачей школы компьютерных игр является налаживание диалога между родителями и детьми в вопросах отношения к компьютерным играм. Не секрет, что старшее поколение, которое никогда не играло в компьютерные игры, иногда очень негативно относится к ним, видя в них только источник отрицательной энергии, упуская из виду то, что компьютерные игры могут нести и много положительного.

germany_22_10_2009_26

Понятно, что не все игры полезны, некоторые очень даже вредны.

germany_22_10_2009_27

Но в школе компьютерных игр в Лейпциге, обучая родителей и детей как нужно играть в нормальные и даже полезные игры, этот конфликт поколений сглаживают. Ведь, как гласит девиз крупнейшего чемпионата мира по компьютерным играм WCG – компьютерные игры — это «больше чем игра».

После посещения Германии в рамках программы «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries», я понял, что в этой стране к индустрии компьютерных игр относятся весьма и весьма серьезно. Автор статьи с удовольствием поделится информацией о тех контактах, которые он получил в Германии, с заинтересованными организациями и компаниями в Узбекистане. Сделайте нам запрос по адресу info@infocom.uz.

Редакция журнала благодарит Посольство Федеративной Республики Германия в Узбекистане за участие нашего корреспондента в программе «Computer Games as a Key Part of the Creative Industries». Отдельная благодарность Силке Циммерман (Silke Zimmermann), руководителю проекта «Компьютерные игры как часть творческой индустрии» (Программа посетителей Федеративной Республики Германия) Medienboard Berlin-Brandenburg GmbH, а также Андреа Мано (Andrea Mano) сотрудницу, отдела культуры и коммуникаций министерства иностранных Германии, за великолепную организацию поездки и интереснейших встреч.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте