Фотография. Шаг четвертый: свободный полет

photo_23_11_2009

В трех предыдущих материалах я отдал дань традиционному подходу к разговору о фотографии. Несмотря на то, что в них много раз повторяется мысль о том, что техника имеет вторичное значение, они техноцентричны по своей сути. Большинство материалов о фотографии таким образом и строятся: применяя технику так-то, можно получить такой-то эффект.

Оно и понятно — у подавляющего большинства фотолюбителей их любительство появляется именно после покупки фотоаппарата. Что ж, любовь к рисованию, к примеру, вряд ли проявится, если под рукой нет карандашей. И в то же время есть в этом что-то неправильное: роль техники вторична, а ее производители в жажде продать покупателям побольше железок делают все возможное, чтобы создать впечатление о ней, как о главном компоненте успеха фотографа, и очень не хотелось бы усиливать это впечатление. И так за большинством работ фотолюбителей, которые можно увидеть в интернете, стоит восторг от возможностей аппаратуры: «Ой, надо же, и так вот тоже получилось, вот что может мой аппарат!» — и первый вопрос зрителей в ответ обязательно будет «Чем снимал?». Перед тем, как изыскивать способы выразить мысль, нужно «родить» саму мысль, а перед тем, как думать, как что-то показать, нужно знать, что показывать. Поэтому сегодня разговор будет как можно более отстраненным от бренного железа. Настало время подойти с другой стороны, немного пофилософствовать, поговорить о фотографии как способе поделиться впечатлениями, мыслями и эмоциями. И начнем мы с одной парадоксальной мысли…

Фотография изображает мир таким, каким он никогда не бывает
Фотография — двумерное статичное изображение; наш мир трехмерный, и он никогда не бывает застывшим. «Застывшая вода», «застывшие деревья», «застыл, как вкопанный» — это все не более чем литературные метафоры. Все движется, ничто не стоит на месте. Однако, правда и то, что мы не всегда хотим видеть движение, не всегда считаем его важным, скорее наоборот, иногда нам интереснее пренебречь им, заострив внимание на чем-то ином — отсюда и приведенные метафоры. Отсняв, к примеру, пейзаж с вершины горы, и разглядывая его впоследствии, поначалу вы можете подумать, что фото точно отражает то, что вы видели. Но если вы хорошенько вглядитесь, то вспомните, что по дороге далеко внизу передвигались машины, облака двигались по небу, ветер колыхал траву. Тем не менее, если в момент съемки вы наслаждались самим видом, не обращая внимания на эти детали, и хотели показать именно его — то вполне можете считать цель достигнутой.

photo_23_11_2009_1

Хотя спокойная, почти замершая природа может представлять собой великолепное зрелище, в повседневной жизни нас окружает множество движущихся объектов, мало того, объектов, для которых движение является одним из основных свойств. Вода течет и плещется, машины ездят, люди двигаются, общаются, разговаривают. Можно ли запечатлеть на фото движение? Да, конечно. Фото останется статичным, но наше восприятие не ограничивается простым видением, фиксацией изображения: мы реагируем на него, наше восприятие пытается его дополнить, дорисовывая момент до и момент после — было бы за что зацепиться воображению. Вот эта зацепка как раз и важна: любой намек на движение, незаконченный жест, «прерванный» на фото поворот головы, слегка «смазанная» рука на середине взмаха — любой намек на движение в кадре очень ценен. Каким будет этот намек — решать вам, а сделать правильный выбор поможет внимательность к предмету съемки. Вам предстоит решить, какое движение, точнее, какой момент движения наилучшим образом характеризует, проявляет, демонстрирует то, как вы видите объект, и то, как вы сами хотите его показать. Конечно, это относится не только к движению, а вообще к тому, как следует подходить к фотографированию. Слово «следует», впрочем, тут не совсем применимо: это все равно, как сказать, что кофе «следует» пить свежесваренный, а не растворимый. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, отвечая самим себе на вопрос о том, что именно вас привлекает в том или ином пейзаже, человеке, событии, предмете, любуясь тем, что вас окружает, вы прежде всего обогащаете самих себя — а хорошие фотографии, которые смогут донести ваше видение до других, станут приятным дополнением.

В интернете вы сможете найти описания разнообразных способов запечатлеть движение. Это и съемка с проводкой, когда ощущение динамики на снимке передается изображением основного объекта на «смазанном» фоне, и съемка текущей воды или фонтанов с длительной выдержкой, которая создает необычный эффект, который в реальной жизни наблюдать невозможно. Вы сможете прочесть о съемках фотомоделей, которые, если только фотографом не задумано иное, постоянно двигаются… Но это все техника, средство достижения цели, а мы сегодня говорим именно о целях, а не о средствах.

Люди — самый интересный и самый сложный объект для съемки. Приглядывайтесь к ним, следите за их мимикой, жестами, привычкой двигаться. Решите сами для себя, как именно вы их видите, какое выражение лица, какой поворот головы вам нравится больше всего. Подумайте, как бы вы могли показать не просто внешний вид человека, но некое настроение, внутреннюю суть, ваше собственное впечатление о человеке. Иногда этому помогают какие-то детали, антураж, характерный для данного человека, а иногда в этом нет необходимости… Любые средства хороши для того, чтобы портрет был чем-то большим, чем просто изображение.

photo_23_11_2009_2

Посмотрите на фото, опубликованное на обложке журнала National Geographic в 1985 году. Этот портрет пуштунской беженки из объятого войной Афганистана — одна из лучших фотографий если не всего ХХ века, то последней его четверти уж точно, ему даже посвящена отдельная статья Википедии. Распространяться о том, какое впечатление он производит, дело неблагодарное — фото слишком знаменито, а эффект слишком очевиден. Посмотрите на него и мысленно «ощупайте» свои ощущения — когда я говорю о передаче эмоций через фото, я говорю как раз об этом.

Желание поделиться увиденным и пережитым знакомо каждому. Рассказывая о чем-то, мы зачастую «срезаем углы» — опускаем детали, кажущиеся нам маловажными, для того, чтобы донести до слушателя то, что считаем сутью. Фотография тоже не любит лишних деталей. Здесь дело в том, что зритель видит лишь фото, не зная всей той истории, которая за ней стоит, контекста, с которым она связана, и который, возможно, побудил вас сделать это фото. Зритель видит просто картинку, и его восприятие пытается выявить в ней что-то значащее, имеющее смысл, исходя из деталей изображения, и только. Детали, не имеющие отношения к основной мысли, к той картине, которая присутствовала в мыслях автора, когда он делал снимок, могут уводить восприятие зрителя в сторону и портить впечатление. Здесь мы подходим ко второй парадоксальной мысли, которой я хотел бы с вами поделиться…

Фотография не является отражением реальности…
…даже если в целом с ней совпадает, она — отражение видения фотографом реальности и его отношения к ней. Конечно, снимки могут быть сделаны в технических целях или, к примеру, для фиксации вида места преступления — тогда, конечно же, лучше бы им соответствовать реальности как можно точнее. Однако, даже в этом случае наличие на фото необходимых деталей и его ценность в качестве улики определяется внимательностью фотографа, его способностью видеть и не упускать необходимые детали. Любые фотографии, даже с вечеринок, даже снимки а-ля «здесь был Вася», привезенные из поездок, — все они суть отражения видения того, кто нажимал на кнопку. Если вам не нравятся ваши снимки, то не технику вам надо совершенствовать, а способность видеть. Никакая техника не добавит в кадр нужные детали и не избавит от лишних. Результаты не врут, они как зеркало, на которое нет смысла пенять. Фото может содержать множество деталей и ни капли смысла, а может быть лаконичным, но впечатлением просто сшибать с ног — посмотрите на ту же афганскую девочку.

Содержательность ваших фото напрямую зависит от того, насколько вы эмоционально заинтересованы объектом. Само ваше отношение, будь оно неравнодушное, подскажет вам, удалось ли фото. Будьте требовательны — даже минимальное критическое внимание, уделенное результатам, позволит вам отсеять неудачные кадры и выделить те, которые передают те эмоции или те мысли, которые вы желали передать. Интернет переполнен «фотками», авторы которых сначала не смотрели в видоискатель, а потом и на результат; хочется надеяться, что это лишь следствие бездумного «фотканья», так как от одной мысли о том, что, возможно, эти результаты действительно нравятся авторам, становится страшно. Представьте ненадолго, что фото сделаны не вами, а по вашему заказу — быть может, такая точка зрения поможет вам строже придираться к тому, насколько полноценно они отражают ваш замысел.

Фотография в переводе с греческого означает «светопись»
Этот известный факт фотолюбители вспоминают удручающе редко, а когда вспоминают — чаще всего понимают неверно. Светопись — она не потому светопись, что объектив фокусирует картинку, создаваемую светом, которая фиксируется пленкой или электронной матрицей. Сама сцена, само изображение, все то, что мы видим, уже написано светом — ведь не будь света, была бы темнота, и мы ничего не видели бы. Не та картина написана светом, что спроецирована на матрицу, а та, которую вы видите перед собой — в этом суть. В любой хорошо оборудованной фотостудии вы увидите большое количество разнообразных источников света — и именно ими осуществляется светопись, когда фотограф определяет, каким образом будет освещен человек или натюрморт. Один и тот же пейзаж за один только день сменяет десятки лиц в зависимости от угла освещения и его цвета, ведь цвет солнечного освещения тоже сильно изменяется в течение светового дня. А бывают еще и пасмурные дни с рассеянным светом и отсутствием теней…

Я не фанат мультфильмов, так что в голову приходит только один пример, но он на самом деле, конечно же, не единственный на свете. Многие знают и любят мультсериал «Футурама». На первый взгляд с технической точки зрения это обычный рисованный мультфильм, с плоскими персонажами и нарочито «мультяшным» антуражем. Тем не менее — и для многих это будет новостью — это трехмерный компьютерный мультфильм, принципиально не отличающийся от таких, как знаменитый «Шрек» или фантастически реалистичный «Беовульф». Разница в том, что «Футурама» специально снимается таким образом, чтобы выглядеть «мультяшной», и в огромной степени это достигается благодаря «плоскому» освещению: персонажи одинаково освещены со всех сторон, не отбрасывают теней, не дают бликов и отражений. Где бы вы ни находились сейчас, оглядитесь вокруг: свет и тени делают окружающие нас объекты живыми и объемными. Помните, я говорил, что фотография изображает наш мир таким, каким он не бывает? Тогда я сконцентрировался на неподвижности, лишь вскользь упомянув о том, что фотография есть изображение на плоскости. Надеюсь, мне удалось с помощью примера с мультфильмом донести до вас мысль о том, что именно освещение, то есть то, как сцена «написана светом», создает (или не создает, как в мультфильме) ощущение объема. Однако, дело не только в объеме. Некрасивая тень может легко испортить портрет, световые пятна, пробивающиеся через листву, превращают людей и объекты в месиво из контрастных лоскутков. Будьте внимательны, экспериментируйте, сравнивайте различные варианты и мотайте опыт на ус.

photo_23_11_2009_3

Освещение не всегда можно контролировать. Вы не можете контролировать то, как солнце освещает пейзаж. Однако, вы можете внимательно отнестись к тому, как именно тот или иной объект, тот или иной вид освещается в течение светового дня. Вы можете изучить, как именно ложатся тени на восходе, днем и на закате, можете присмотреться к тому, как меняется цвет освещения. Все зависит от того, насколько велико ваше желание сделать хороший снимок. Можно просто «щелкнуть», заботясь лишь о том, чтобы объект просто попал в кадр, а можно попытаться подгадать время наиболее выгодного освещения, и даже здесь можно учитывать лишь время дня, а можно еще и время года, к примеру, не говоря уже о погодных условиях и других факторах. Для каждого здания, горы, любого пейзажа за целый год набежит едва ли несколько десятков минут суммарного времени, когда его освещение практически идеально… Причем, если сменить точку съемки, то время, вероятно, придется подгадывать другое.

Фотография — не живопись. Картина пишется долго и абсолютно по воле автора. То, как выглядит объект съемки, может не быть подвластно вашей воле, но зато кадров можно сделать множество, в разное время и с разных точек, а затем выбрать тот единственный, который наиболее точно отражает ваше видение. И совершенно замечательно то, что желая испробовать различные варианты, вы расширяете и обогащаете собственное видение, по-новому открывая для себя красоту, казалось бы, знакомых объектов. Впрочем, есть и другой вариант, не худший: вы можете провести время за изучением объекта и «общением» с ним, а затем сделать несколько кадров уже заранее зная, какое время и какой ракурс покажет его наилучшим образом.

Статьи, а тем более их циклы, принято заканчивать, подытожив сказанное. Здесь же, по моему глубокому убеждению, итога нет и быть не может. С одной стороны, стараться не упустить каких-то моментов и деталей в материалах подобного рода означает пытаться объять необъятное. С другой, поиск красоты и впечатлений не должен заканчиваться. Помните только, что фотограф не создает изображения — он делится впечатлением, рассказывает истории, предлагает свое собственное видение вещей, людей, мест и событий. Когда вы рассказываете о чем-то случившемся с вами, вы ведь не просто ждете, что собеседник услышит сказанное, вы стремитесь передать свои эмоции, настроение, впечатление, воспоминание — и у фотографий на самом деле назначение точно такое же. Наполненное содержанием фото может быть ярким даже будучи черно-белым, а бездумная «фотка» навсегда останется пустым, не имеющим предназначения набором пикселей.

Orphus system