TeliaSonera: Надежная связь между Европой и Азией. Репортаж из Стокгольма с пресс-тура, организованного подразделением TeliaSonera Eurasia и UСell
25 ноября 2009
Рубрика: Мобильная связь. Тэги: ,
Автор: .

teliason_25_11_2009

5-6 ноября 2009 года подразделением TeliaSonera Eurasia в лице компании Coscom (торговая марка UСell) для журналистов из Узбекистана была организована поездка в Стокгольм, где находится головной офис компании TeliaSonera.

Компания TeliaSonera предоставляет услуги в области телекоммуникаций в странах Скандинавии (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) и Балтии (Латвия, Литва, Эстония), в Испании и на развивающихся рынках региона Евразия, включая Россию и Турцию.

В бизнес-регионе Евразия TeliaSonera представлена своими подразделениями в восьми странах: Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Грузии, Молдове, Непале и Камбодже. Большинство этих компаний являются лидерами на своих рынках или входят в тройку ведущих мобильных операторов. Наряду с этим TeliaSonera является крупнейшим миноритарным акционером ОАО «Мегафон» (43,8%) в России и Turkcell (37,3%) в Турции (включая подразделения Turkcell в Украине и Беларуси), а также миноритарным финансовым вкладчиком оператора Roshan в Афганистане.

teliason_25_11_2009_1

На пресс-мероприятие в Стокгольм были приглашены журналисты из стран бизнес-региона Евразия, где ведет свою работу TeliaSonera. В течение двух дней вниманию журналистов были представлены презентации Ларса Нюберга (Lars Nyberg), президента и главного исполнительного директора TeliaSonera, Сесилии Эдстром (Cecilia Edstrom), старшего вице-президента TeliaSonera по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью, Кеннета Карлберга (Kenneth Karlberg), президента по мобильным сервисам в TeliaSonera, а также Ларса Классона (Lars Klasson), старшего технического директора подразделения мобильных услуг TeliaSonera.

В своей презентации Сесилия Эдстром (Cecilia Edstrom), старший вице-президент TeliaSonera, в частности, рассказала, что компания TeliaSonera была создана в 2002 году после слияния шведской компании Telia AB и финской Sonera Corporation. Сегодня в компании работают более 32 тысяч сотрудников. По итогам 2008 года оборот компании составил $15,7 млрд. Сегодня TeliaSonera работает в 20 странах мира, на территории которых проживает более 453 млн. жителей. В подразделениях компании сегодня обслуживается свыше 144 млн. абонентов, из них около 47 млн. в компаниях, в которых TeliaSonera является основным собственником, и 97 млн. в компаниях, в которых имеется миноритарная доля собственности.

teliason_25_11_2009_2

Организационная структура TeliaSonera состоит из 4 подразделений: мобильных услуг, услуг широкополосного доступа (включающих и фиксированную связь) бизнес-региона Евразия и услуг для бизнеса. Географически подразделения TeliaSonera работают в странах Скандинавии и Балтии (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Эстония, Латвия, Литва), в Испании, а также и в регионе Евразия (Россия, Турция, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Непал и Камбоджа).

В регионе Евразия TeliaSonera имеет более 15 лет успешного опыта работы, и зарекомендовала себя как компания, создающая надежные и прибыльные предприятия, где большая доля инициативы в принятии решений и управлении отдана руководителям на местах. TeliaSonera — крупный промышленный инвестор, нацеленный на долгосрочные вложения и играющий важную роль в развитии инфраструктуры и экономики стран Евразийского региона.

По данным на конец июня 2009 года, число абонентов мобильных операторов в регионе Евразия, акциями которых владеет TeliaSonera, достигло 113,5 млн. Из них около 20 млн. являются абонентами консолидированных подразделений TeliaSonera.

В своей презентации Кеннет Карлберг (Kenneth Karlberg), президент по мобильным сервисам в TeliaSonera, рассказал о том, что компания, имея более чем 150-летнюю историю (Королевское телеграфное агентство Швеции, правопреемником которого является компания TeliaSonera, было основано в 1853 году), всегда стремилась к внедрению новейших технологий.

Так, например, первый телефон компанией был установлен уже в 1877 году, т.е. через год после его изобретения Беллом, а в 1890 году компания уже обслуживала 20 000 телефонных номеров в Швеции.

teliason_25_11_2009_3

Кеннет Карлберг также рассказал о том, что компания почти 30 лет оказывает услуги сотовой связи, как внедрялись технологии от связи первого поколения 1G и до четвертого поколения мобильной связи — 4G. В 2010 году планируется запуск сети 4G по технологии LTE в Стокгольме и Осло. Более подробно о технологических особенностях внедрения сетей 3,5G и проектах внедрения сетей 4G в Стокгольме и Осло рассказал Ларс Классон (Lars Klasson), старший технический директор подразделения мобильныых услуг TeliaSonera.

teliason_25_11_2009_8

Он рассказал о том, как изменяется скорость передачи данных при внедрении новых стандартов связи поколений 3G, 3G HSPA, 3G HSPA Evolution, 4G LTE и в перспективе до 2016 года 4G LTE Advanced. Пиковая скорость передачи данных в сетях 3G HSPA Evolution сегодня может достигать 42 Мбит/с, а типичная скорость передачи скачивания данных для обычного пользователя составляет от 2 до 10 Мбит/с. В сетях 4G LTE пиковая скорость передачи данных составит около 150 Мбит/с, а для пользователя 5-10 Мбит/с. При этом связь будет более устойчивая и пинги по сетям передачи данных сократятся с 50 мс (3G HSPA Evolution) до 10-20 мс. Все это позволит в полной мере реализовать услуги на основе широкополосного доступа к сети интернет и услуг на основе протокола IP, такие как видео по запросу и другие.

На мой вопрос о том, какой вендор стал поставщиком оборудования 4G LTE для проектов в Стокгольме и Осло, Кеннет Карлберг ответил, что это компания Huawei Technologies в Осло и Ericsson в Стокгольме. В качестве модемов 4G будут использоваться модемы от компании Samsung, с которой TeliaSonera недавно подписала первый в мире контракт на поставку.

teliason_25_11_2009_4

В перерывах между презентациями журналистам был продемонстрирован типичный магазин Telia в Стокгольме, на примере которого было рассказано о том, как ведутся продажи услуг TeliaSonera, оборудования и различных аксессуаров. В магазине Telia можно купить практически любой сотовый телефон с подключением на понравившийся тариф, ноутбук с 3G-модемом и множество различных аксессуаров — от беспроводных наушников до сумки для нетбука.

Марти Ирио-Коскинен (Martti Yrjo-Koskinen), старший вице-президент TeliaSonera в регионе Евразия, показал нам специальный стенд, где продают оборудование и услуги по подключению к сети IPTV. Компания TeliaSonera является не только сотовым оператором, но и крупнейшим поставщиком услуг телевещания по протоколу IP.

teliason_25_11_2009_5

О том, как компания TeliaSonera оптимизирует взаимодействие между подразделениями, расположенными в разных странах, и при этом сокращает расходы на командировки сотрудников, было продемонстрировано в головном офисе TeliaSonera, где есть специальная комната с оборудованием Cisco Telepresence. Такая комната также оборудована в офисе TeliaSonera в Хельсинки, и сотрудники компании могут проводить сеансы видеоконференцсвязи с эффектом присутствия в любое время, экономя время и деньги на командировках. Благодаря Cisco Telepresence журналисты пообщались с сотрудниками офиса в Хельсинки, находясь в Стокгольме.

teliason_25_11_2009_6

Во второй день расширенную презентацию о деятельности TeliaSonera представил Ларс Нюберг (Lars Nyberg), президент и главный исполнительный директор TeliaSоnera. Он заявил, что главными приоритетами компании, в каком бы регионе или стране она ни работала, являются услуги мирового уровня, качественные сети и эффективная финансовая политика. При этом компания всегда прилагает максимальные усилия для достижения технологического лидерства на рынках стран, где она работает. Так, например, в 2010 году будут внедрены сети поколения 4G в Стокгольме и Осло. В странах Скандинавии и Балтии будут продолжать внедряться услуги IPTV, а в странах Евразии будет продолжен процесс построения и расширения сетей 3G и услуг на их основе.

teliason_25_11_2009_7

Нам удалось получить эксклюзивное интервью Ларса Нюберга (Lars Nyberg), президента и главного исполнительного директора TeliaSоnera для читателей журнала.

— Насколько Вы удовлетворены тем, как работает компания TeliaSonera на рынках Евразии?
— Я полагаю, для TeliaSonera вести бизнес в Евразийском регионе является большой удачей. Мы работаем в регионе Центральной Азии уже более 10 лет, надо сказать, очень успешно. Первой страной нашей деятельности был Казахстан. У нас похожие бренды в различных странах, но мы работаем как местная компания. Мы первые по рыночной доле в большинстве стран, но еще не во всех. В 2007- 2008 годах мы вошли на рынки нескольких новых стран, включая Узбекистан. Последней такой страной стал Непал. В наших компаниях работают очень профессиональные сотрудники, наши бренды любимы и лояльность клиентов очень высокая. Я уже сказал однажды, что я верю — Евразийское подразделение станет двигателем роста TeliaSonera на многие годы вперед.

— В январе прошлого года на пресс-конференции в Ташкенте Вы заявили, что станете лидером на рынке сотовой связи Узбекистана, и первой целью станет второе место.
— TeliaSonera инвестировала в развитие сети UСell более $300 млн., построила сеть 3G в Ташкенте. Сейчас сеть UСell по количеству абонентов уже стала второй в Узбекистане.

— Есть ли планы стать первыми и продолжать инвестиции в развитие сети UСell?
— Разумеется, мы хотим стать лидером (первыми) на рынке Узбекистана. Сейчас мы вторые по количеству абонентов, и к концу года мы надеемся стать вторыми также по прибыли. Мы являемся долгосрочным инвестором и это значит, что сначала мы инвестируем в расширение охвата связью нашей компанией, тем более, что все еще есть необходимость в продолжении этих инвестиций. После этого необходимо инвестировать в увеличение мощности и емкости сети. К сожалению, я не могу сказать точные цифры инвестиций в Узбекистан, но я знаю, сколько мы собираемся инвестировать в общем на все страны в Евразийском подразделении. И это одна треть от всех капитальных инвестиций TeliaSonera. В процентном соотношении это намного больше того, что мы собираемся инвестировать в другие наши подразделения.

— Планирует ли TeliaSonera получить лицензию 4G в Узбекистане?
— Я думаю, на рынке должен пройти определенный период времени между внедрением 3G и 4G. Например, в Швеции мы внедрили 3G около семи лет назад. Конечно, 7 лет слишком долгий период, но 6 месяцев с момента запуска сети 3G в Узбекистане недостаточно долго, это можно сказать с уверенностью. Мы можем предложить очень много услуг и на основе 3G, которые будут интересными и востребованы абонентами в Узбекистане.

— Планирует ли TeliaSonera расширять сеть 3G в других городах Узбекистана и в Ташкенте?
— Разумеется, мы будем это делать. Весь вопрос в том, сколько компания может инвестировать. Нужно соблюдать баланс между инвестициями и ростом компании. Вы не можете быстро расширить покрытие сети 3G на территорию всей страны, довести его в каждый населенный пункт, для этого потребуется слишком много расходов. И это типичная ситуация, когда 3G появляется сначала в крупных городах. Даже в нашей стране, в Швеции, 3G есть не везде. И в других странах, где 3G был запущен несколько лет назад, вы не найдете сеть третьего поколения, покрывающую всю страну. Тем более это трудно сделать в Узбекистане, потому что это большая страна.

— Каковы критерии выбора страны для инвестиций и развития бизнеса TeliaSonera?
— У нас несколько критериев. Сначала мы смотрим на размер страны. Для нас предпочтительней всего страны среднего размера. То есть для нас население в 1,5-2 млн. представляет меньший интерес, чем, скажем, 10 млн. или 12 млн., или 20 млн. Также мы смотрим на уровень проникновения сотовой связи, оно должно быть не слишком высоким, чтобы существовал потенциал для роста. Кроме этого, мы рассматриваем, сколько нам придется потратить средств, это может быть связано и с покупкой лицензии, и со строительством сети. В дополнение мы также смотрим на экономическую и регуляторную ситуацию в стране. Мы хотим работать в тех странах, где существуют равные условия для всех игроков рынка. Мы не просим никаких преференций или особого отношения от регулятора, но мы также не хотим, чтобы другие имели такого рода особое отношение. Если мы видим, что есть условия, нарушающие равноправное поле для деятельности компаний, этот фактор заставляет нас сомневаться в целесообразности вхождения на рынок и осуществления инвестиций.

Взять, к примеру, Непал. Население — 28 млн., около 16% проникновение сотовой связи, 2 конкурирующие компании. Мы верим и надеемся, что будет равноправное поле для работы всех компаний. Принимая во внимание все факторы, мы решили инвестировать в эту страну. Компания Telenor решила войти в Индию. Это 1,3 млрд. населения, для нас это слишком большой размер. Слишком много, не менее 10 конкурентов, требуемая сумма инвестиций просто астрономическая, если вы хотите иметь покрытие всей страны. Это слишком большой риск для нас.

— Насколько Вы удовлетворены инвестициями, сделанными в развитие UСell?
— Я очень доволен нашими инвестициями в UCell. Думаю, руководство UCell и каждый сотрудник компании проделали очень хорошую работу. В третьем квартале рост UCell составил 140%. Особенно в нынешней экономической ситуации это очень хороший результат. На презентации я отметил три фактора успеха для телекоммуникационных компаний и это действительно для всех стран, будь то Узбекистан или Швеция. А именно — нужно создать правильную финансовую структуру, качественные сети и высококачественное обслуживание абонентов. И это именно то, что мы стараемся осуществить в Узбекистане. Мы строим качественную сеть, у нас хорошая финансовая структура, хотя мы все еще много инвестируем. Но это естественно, поскольку мы инвестируем в будущее. И я надеюсь, в ближайшие годы UCell также будет признана лучшей компанией в плане обслуживания абонентов. И тогда у нас будет шанс стать первыми на рынке Узбекистана.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте