Унифицированные коммуникации компании Cisco
26 ноября 2009
Рубрика: Обзоры и мнения, Связь и телекоммуникации. Тэги:
Автор: Наргиза Кушакова.

Что такое «унифицированные коммуникации» (Unified Communications) и когда необходимо о них задуматься?
Данный термин появился в результате естественного развития технологии корпоративной IP-телефонии и появления большого количества разнообразных приложений на базе единой телекоммуникационной сети.

Прежде чем перейти непосредственно к решениям компании Cisco в области унифицированных коммуникаций, приведем аналитические результаты рынка унифицированных коммуникаций, полученные компанией Gartner (сентябрь, 2009 г.) и сведенные в «магический квадрат», представленный на рис. 1.

cisco_26_11_2009

Рис. 1. «Магический квадрат» рынка унифицированных коммуникаций
(Gartner’s Magic Quadrant for Unified Communications, 2009 B. Elliot & S. Blood, 01 September 2009- http://mediaproducts.gartner.com/reprints/cisco/article4/article4.html).

Согласно приведенным результатам, компания Cisco является одним из лидеров на данном рынке. Возможно, объясняется это отчасти тем, что Cisco не рассматривает унифицированные коммуникации как только технологию IP-телефонии вопреки устоявшемуся мнению. Основополагающим принципом системы унифицированных коммуникаций компании Cisco является «возможность совместной работы сотрудников компании в любой момент независимо от используемого ими устройства связи, среды передачи и текущего местоположения». Унифицированные коммуникации – это система всевозможных приложений, которая помогает пользователям получать в повседневной работе максимальное удобство и эффективность от использования таких решений. К примеру, системы унифицированных коммуникаций Cisco реализуют такие возможности, как контроль доступности абонентов, интеллектуальный поиск абонента, мгновенный обмен сообщениями, универсальная почта (voice, e-mail, unified messaging) и ряд других. Можно опять обратиться к маркетинговым данным и привести позиции компании Cisco согласно решениям, входящим в систему унифицированных коммуникаций (рис. 2).

cisco_26_11_2009_1

Рис. 2. Позиции решений UC компании Cisco на рынке унифицированных коммуникаций.

Для того, чтобы понять необходимость перехода от существующей у вас в компании традиционной системы обработки вызовов к унифицированным коммуникациям, необходимо ответить на следующие вопросы:
• Обеспечивает ли она простые методы организации мультимедийной совместной работы ваших сотрудников?
• Поддерживает ли она механизмы интеграции коммуникаций и информационных систем?
• Оптимизирует ли расходы на связь при звонках между офисами?
• Предоставляет ли единый и унифицированный доступ ко всем коммуникационным сервисам независимо от того, где сотрудник в настоящий момент находится?

Если хотя бы один из ответов на вышеперечисленные вопросы является положительным, то самое время ознакомиться с теми сервисами, которые могут быть предоставлены на базе оборудования унифицированных коммуникаций компании Cisco.

Системы обработки вызовов унифицированных коммуникаций

Рассмотрим продуктовую линейку, предоставляющую весь спектр услуг унифицированных коммуникаций (рис. 3). Поскольку она является достаточно обширной и не может быть полностью освещена в рамках данной статьи, то мы рассмотрим лишь некоторые из продуктов.

Для реализации задач по управлению вызовов Cisco предлагает такие продукты, как Cisco Unified Communications Manager Express (CUCME), Cisco Unified Communications Manager Business Edition (CUCM BE) и Cisco Unified Communications Manager (CUCM).

cisco_26_11_2009_2

Рис. 3. Система унифицированных коммуникаций компании Cisco.

CUCM Express обеспечивается посредством функционала операционной системы Cisco IOS (Interoperability Operating System) на базе маршрутизаторов серии ISR (Integrated Service Router). В зависимости от модели маршрутизатора поддерживается необходимое количество пользователей. Данное решение предназначено для небольших офисов и удаленных подразделений компании. Поскольку в качестве платформы используется модульный маршрутизатор, то помимо стандартных сервисов на нем при наличии модуля Cisco Unity Express можно получить функционал голосовой почты. Один из примеров использования маршрутизатора с функционалом CUCME представлен на рис. 4.

cisco_26_11_2009_3

Рис. 4. Решение Cisco Unified Communication Manager Express для небольшого офиса (250 сотрудников).

Также на базе маршрутизаторов серии ISR предусмотрена поддержка технологии отказоустойчивой телефонии для удаленных офисов Survivable Remote Site Telephony (SRST) , которая работает под управлением CUCM, и в случае повреждения канала связи с основным офисом занимается обработкой локальных телефонных вызовов в пределах удаленного офиса.

CUCM Business Edition физически представляет собой сервер MCS (Media Convergence Server) или определенные модели серверов HP/IBM с соответствующим программным обеспечением, которое помимо функции обработки вызовов предлагает еще и функционал голосовой почты. Преимущества данного решения в том, что вы получаете ключевые приложения унифицированных коммуникаций для компании, насчитывающей 100-500 сотрудников (на одном сервере), а также различные варианты развертывания системы (централизованная или распределенная конфигурация) и создаете основу для дальнейшего развития своей унифицированной системы: интеграция со всей линейкой продуктов Cisco UC, включая Cisco Unified MeetingPlace Express, Cisco Unified Contact Center Express, все Cisco Unified IP-телефоны.

И, наконец, основной продукт для обработки вызовов – CUCM, который также физически представляет собой сервер MCS (Media Convergence Server) или определенные модели серверов HP/IBM с соответствующим программным обеспечением. Если у вас компания состоит из нескольких территориально разнесенных офисов, то варианты развертывания телефонной сети на базе CUCM могут быть как централизованными, так и децентрализованными. Один из примеров построения такой сети с устройствами CUCM, CUCME, SRST представлен на рис. 5.

cisco_26_11_2009_4

Рис. 5. Схема сети корпоративной IP-телефонии на базе оборудования Cisco.

Среди разнообразных функций и особенностей, которые поддерживает CUCM, перечислим лишь некоторые из них:
• поддержка до 60 000 абонентов;
• полнофункциональное решение для компаний любого размера;
• расширенная поддержка протоколов, включая SIP, H.323, MGCP и SCCP;
• расширенная поддержка приложений и сервисов;
• встроенная поддержка SIP для телефонов и приложений;
• поддержка SIP-транков;
• поддержка функции Presence;
• интеграция с XML-приложениями;
• централизованное управление и сбор информации об ошибках с использованием продуктов Cisco Unified Provisioning Manager и Cisco Unified Operations Manager и т.д.

Особое внимание хотелось бы уделить сервису единого номера — Single Number Reach, который позволяет найти сотрудника компании на основе заданного списка телефонных номеров (в том числе и внешних). Правила маршрутизации телефонного вызова могут задаваться пользователем самостоятельно на основе набора параметров (номера звонящего, времени суток и т.д.). Также особой популярностью пользуется такая функциональная возможность, как Extension Mobility, поддерживаемая CUCM. Она обеспечивает мобильность «рабочего места» сотрудника — номер присваивается сотруднику, а не его телефону: залогинившись на любом IP-телефоне на него автоматически скачиваются все настройки и права данного пользователя (соответственно при logout или login на другом телефоне с предыдущего аппарата настройки пользователя сбрасываются).

IP-телефоны и виджеты унифицированных коммуникаций

Говоря об унифицированных коммуникациях Cisco, нельзя обойти вниманием IP-телефоны, которые представлены в широком ассортименте: от ориентированных на простого сотрудника до видеотелефона для руководства.

Однако компания Cisco пошла дальше, поставив себе целью разработку приложений, которые позволяют сформировать максимально удобное, адаптированное под каждого сотрудника, персональное рабочее пространство унифицированных коммуникаций. Данные компоненты называются виджетами системы унифицированных коммуникаций. Один из примеров приложений системы виджетов – это функция «Click to Call», которая позволяет осуществить телефонный вызов с помощью щелчка мыши из офисного приложения или веб-браузера (рис. 6).

cisco_26_11_2009_5

Рис. 6. Пример использования приложения «Click to Сall» системы виджетов унифицированных коммуникаций.

Системы унифицированной обработки сообщений

Для начала хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые результаты маркетинговых исследований: на рис. 7 представлен анализ доли доходов компаний на рынке решений систем унифицированной обработки сообщений. Как мы видим, компания Cisco также уверенно входит в число лидеров.

cisco_26_11_2009_6

Рис. 7. Анализ доходов компаний-производителей на рынке оборудования для унифицированной обработки сообщений.

Cisco предлагает системы унифицированной обработки сообщений как рассчитанные на небольшие организации, так и на компании крупного размера. Рассмотрим каждый из этих продуктов в отдельности.

cisco_26_11_2009_7

Рис.8. Линейка продуктов Cisco систем голосовой почты.

Модуль Cisco Unity Express (CUE) — поддерживается маршрутизаторами серии ISR. Предоставляет недорогое решение голосовой почты, сервис «автосекретарь», а также поддерживает систему интерактивного голосового меню (IVR), которая используется для возможности перенаправления звонка.

Cisco Unity Connection — решение по голосовой почте и интеграции с электронной почтой для компаний среднего бизнеса; поддерживает до 48 одновременных сессий, 3000 ящиков на одном сервере, персональные правила перевода вызова.

Cisco Unity — продукт корпоративного класса, поддерживающий распределенное внедрение, голосовую и универсальную почту, возможность управления голосом; до 96 одновременных сессий, 7500 ящиков на каждом сервере, в сети систем голосовой почты обеспечивается поддержка до 250 000 ящиков и предоставляется полный набор функциональных возможностей.

Организация аудио/видео/web-конференций

Учитывая, что в современных организациях зачастую встает вопрос обеспечения аудио,- видео- конференций, а также наличия средств совместной работы над каким-либо приложением, то компания Cisco предлагает ряд соответствующих продуктов, которые представлены на рис. 9.

cisco_26_11_2009_8

Рис. 9. Линейка продуктов компании Сisco для проведения мультимедийных конференций и совместной работы над приложениями.

Рассмотрим некоторые из них. Если у вас в сети уже имеется система IP-телефонии Cisco и вы хотите добавить функционал мультимедийной конференции, сочетающей в себе передачу аудио,- видеоизображения и совместную работу с документами и приложениями в рамках одной конференции для небольших рабочих групп, то в вашу сеть нужно лишь добавить продукт Cisco MeetingPlace Express VT. В данном решении в качестве оконечного места пользователя достаточно уже существующих у вас в сети персонального компьютера и обычного или видеотелефона под управлением Cisco Unified Communications Manager (рис. 10).

Системы MeetingPlace и MeetingPlace Express ориентированы на поддержку большего количества участников конференций и предоставляют расширенный функционал. Например, планирование мультимедийных совещаний с телефонного аппарата или персонального компьютера, возможность записи телефонных переговоров при проведении телефонных конференций и совместной работы с документами и приложениями и т.п.

cisco_26_11_2009_9

Рис. 10. Решение Meeting Place Express VT.

Однако, зачастую в организациях, имеющих определенное количество удаленных подразделений, данной функциональности оказывается недостаточно, и возникают задачи организации решения виртуальных совещаний с эффектом присутствия.

И таким примером является решение Cisco Telepresence – «новаторская коммуникационная технология, которая позволяет осуществить передачу высококачественного аудио- и видеосигнала с возможностью интерактивного взаимодействия для создания эффекта личного присутствия в другом месте».

При использовании решения Cisco Telepresence интуитивно создается ощущение того, что все участники находятся в одной комнате (рис. 11). Среди очевидных плюсов внедрения данного решения перечислим лишь некоторые из них: сокращение затрат на командировочные расходы; возможность оперативно решать задачи компании, требующие привлечения сотрудников из других офисов; экономия времени на процессы принятия решений.

cisco_26_11_2009_10

Рис. 11. Решение Cisco Telepresence.

В продуктовой линейке Сisco Telepresence имеются решения, удовлетворяющие компаниям любых размеров:
• Cisco Telepresence 500 предназначено для организации персональных совещаний сотрудников;
• Cisco Telepresence 1000 позволяет организовать совещания до 4 участников;
• Cisco Telepresence 3000 поможет вам в организации переговоров до 12 участников;
• Cisco Telepresence 3200 ориентировано на совещание больших групп сотрудников.

cisco_26_11_2009_11

Рис. 12. Пример решения Cisco Telepresence совещания с большим количеством участников в режиме точка-многоточка.

К дополнительным особенностям решения можно отнести такие, как, например: возможность планирования совещания в переговорной комнате Telepresence с помощью обычной программы-календаря; возможность начинать совещание при нажатии одной кнопки и т.д.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели некоторые продукты унифицированных коммуникаций компании Cisco.

В заключение хотелось бы привести некоторые экономические аспекты, показывающие целесообразность и преимущества внедрения системы унифицированных коммуникаций:
• возможность построения единой телекоммуникационной инфраструктуры, способной обрабатывать приложения всех видов (данные, голос, видео) и как следствие этого, вам придется эксплуатировать и поддерживать работоспособность только одной сети;
• сокращение расходов на каналы связи за счет возможности эффективного использования каналов для совместной передачи трафика данных, голоса и видео;
• экономия на командировочных расходах за счет использования решения Cisco Telepresence;
• экономия на междугородних переговорах за счет использования технологии IP-телефонии;
• поддержка открытых стандартов и возможность разработки и использования современных приложений.

Таким образом, уже сегодня стоит задуматься о том, как грамотно развернуть сеть унифицированных коммуникаций именно в вашей сети.

Об авторе

cisco_26_11_2009_12

Приветствую всех читателей данного печатного издания. Меня зовут Наргиза Кушакова, я являюсь системным инженером компании Cisco.

В данной статье мне хотелось бы познакомить вас с технологией унифицированных коммуникаций компании Cisco. В случае появления дополнительных вопросов можете связаться со мной по электронной почте nkushako@cisco.com.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте