Оптимизация схемы оснащения школ средствами ИКТ: проблемы и поиски решения
27 ноября 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: И.Хан, Т.Рахимов.

uchastnik Бесспорно, народное образование в Узбекистане не на словах, а на деле является главным приоритетом. Наряду с крупными достижениями в строительстве новых школ, реконструкции и капитальном ремонте старых, большие средства вкладываются во внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Тем более актуальной и стратегически важнейшей задачей становится поиск и строгое следование пути максимально эффективного вложения выделяемых средств.

Действующая в настоящее время стратегия развития и внедрения ИКТ в образование ставит качественно новые задачи во всех аспектах, включая оснащение техникой и ее инсталляции. Тем не менее, в большинстве проектов в качестве базовой комплектации рассматривается только традиционная схема оснащения школ по принципу УКК1. Независимо от численности учащихся, на одну школу распределяется один УКК. Такие кабинеты информатики, вообще говоря, не являются каким-то открытием для Узбекистана. Еще в бытность Союза, учебными классами на базе продукции предприятия «Вариант» – «Правец-8» были оснащены почти все школы страны. Тогда, такая схема размещения и распределения техники была оправдана по следующим причинным:

• развитие средств ИКТ в то время только-только зарождалось, не было речи о повсеместном использовании компьютеров;
• наблюдался крайний недостаток специалистов;
• компьютеры были плохо приспособлены для большинства пользователей;
• преподаватели информатики и тогда испытывали трудности с освоением техники, обслуживанием ее вообще не занимались.

С высоты сегодняшней стадии развития ИКТ можно с уверенностью утверждать, что такой принцип оснащения компьютерной техникой не является оптимальным и даже удовлетворительным, особенно в свете стратегии «1 компьютер на 20 учащихся».

Приведем преимущества и недостатки такой схемы оснащения школы средствами ИКТ.

Преимущества:
• все компьютеры находятся в одном помещении, и легче обеспечить сохранность имущества, обеспечив класс дополнительными средствами безопасности;
• можно проводить так называемые e-learning занятия, в которых каждому из учащихся предоставляется возможность быть пользователем как компьютера, так и учебного курса;
• обслуживать технику, размещенную в одном помещении намного проще, нежели техника будет располагаться в разных комнатах;
• нет необходимости в оснащении школы сложным сетевым оборудованием – прокладка UTP–кабеля по всему зданию (коридорам и т.п.) школы;
• компьютеры учебного класса во внеурочное время можно использовать в качестве рабочих станций интернет-клуба или компьютерного клуба.

Как видим, исключая второй пункт, все преимущества направлены на удобство и удешевление, но не на повышение эффективности обучения. К недостаткам такого оснащения можно отнести следующее:

• Из-за малого количества посадочных мест, трудно говорить о выполнении основной цели стратегии «1 компьютер на 20 учащихся» — чтобы каждый молодой гражданин республики владел основными навыками работы с компьютером. Так, поскольку в неделе не более 36 уроков, пропускная способность УКК получается 14*36 = 504 учащихся в неделю при односменном графике обучения. Или 1008 учащихся при двусменном обучении. И это только 1 час на учащегося в неделю.
• преподаватели, не являющиеся учителями информатики, скорее всего не будут иметь доступа к компьютерам из УКК, при условии, если занятия в школе будут подчинены обеспечению детей доступом к компьютеру. Предметные программные продукты, интенсивно создаваемые в рамках стратегии, на которые затрачиваются огромные силы и средства, изначально обречены быть невостребованными.
• Остаются невостребованными знания и умения, приобретаемые учителями в использовании средств ИКТ, а развития их не происходит вовсе2. Из учителей только те владеют компьютерными навыками, у кого есть в относительно регулярном доступе компьютер. Таким образом, третий недостаток в оснащении школ компьютерными классами – исключение большой массы педагогов из процессов информатизации.

Таким образом, ущербность и неэффективность применения схемы УКК не вызывает сомнений.

Что же можно предложить взамен? Конечно, мы не можем претендовать на нахождение однозначного ответа. Тем не менее, предлагаемый ниже вариант оснащения школ средствами ИКТ практически полностью устраняет указанные выше недостатки, а также позволяет творчески мыслящим педагогам установить нормальный статус-кво, при котором учитель опережает среднего учащегося во владении компьютерной техникой. Назовем этот вариант распределенно-централизованной схемой компьютеризации школ (РЦС). В отличие от УКК, эта схема предполагает охват средствами ИКТ основных учебных помещений школы.

Центральным вычислительно-управляющим средством при такой схеме будет сервер, к которому подключаются обязательные рабочие станции, расположенные в каждом учебном классе, а также у директора, в учительской. Приобретаемые дополнительно компьютеры можно будет аддитивно подключать, располагая их в библиотеке, классе ИКТ и помещениях для самоподготовки.

Сервер должен обладать достаточно мощными характеристиками, чтобы вместить в себя не только образовательные ресурсы (так называемые «мультимедийные электронные учебники»), но и весь документооборот школы. Именно к школьному серверу надо будет подводить соединение интернет. В каждое учебное помещение вместе с компьютером обязательно поставляются проектор и простой экран3 и обеспечивается подключение к серверу4.

На сервере должно быть установлено системное программное обеспечение и система e-learning, которая обеспечивала бы ИКТ поддержку всем занятиям, проводимым в школе и по всем предметам. Именно в этом случае может быть технически обеспечена концепция единого образовательного пространства, совмещенного с системой электронного документооборота. Таким образом, сервер и вся система в целом несла бы нагрузку как основу для реализации документооборота школы, так и подачи образовательного контента непосредственно в классы5.

Очевидно, что РЦС решает глобальные задачи:
• Создаются необходимые условия для реального повышения эффективности обучения с применением ИКТ.
• Осуществляется реальное внедрение ИКТ в школьное образование согласно Стратегии, причем по всем предметам, а не просто подменяет это задачей достижения овладения компьютерными навыками как самоцели, что происходит в случае оснащения школ только УКК.
• Позволяет учителям творчески использовать открывающиеся новые возможности в применении технических средств обучения, развивать обучающие средства и широко обмениваться опытом и достижениями.
• Обладает аддитивностью — создает предпосылки для легкого подключения и эффективного использования новых технических средств, включая индивидуальные компьютеры преподавателей и учащихся.
• Позволяет руководству МНО оперативно и точно собирать и анализировать информацию об образовательных учреждениях, что освободит огромную массу чиновников от рутинной и нервной работы для более необходимых дел, а также исключит безответственность в подаче и сборе важнейшей информации. Это само по себе повысит эффективность вложения средств6.
• Позволяет руководству школы, родителям, попечительскому совету и местным органам народного образования следить за процессом, включая успеваемость каждого ученика, так как ведение классных журналов и выставление оценок можно и нужно вести в электронном виде.
• Обеспечивает полную прозрачность процесса школьного обучения.
• В этой схеме, в отличие от УКК, востребован так называемый «мультимедийный электронный учебник».

На последнем пункте необходимо остановиться подробнее. На форумах и в прессе это понятие муссируется с завидным постоянством, особенно в дни, когда предстоит объявление тендера на разработку электронных учебников или в процессе выполнения очередного проекта в народном образовании. В отношении качества отечественных электронных учебников у авторов статьи мнение однозначное – за редким исключением (некоторые учебные пособия производства «Узбекучавтоматика» могут претендовать на то, чтобы быть таковыми. Все изданные за период с 2004 по 2009 год учебники непригодны для использования не только в школе, но и в образовательном процессе вообще вследствие недостатков, которыми они обладают и нежелания производителей устранять эти недостатки.

Но прежде чем понять каким в настоящих условиях и при рассматриваемом варианте оснащения должен быть электронный учебник, представим себе традиционный урок в обычной школе. Лучше всего это можно сделать, если посмотреть на учебный и поурочный план. Не принимая во внимание уроки физкультуры, труда, производственного обучения, в основном аудиторные уроки проходят примерно так:
• Первые минуты происходит перекличка, отметка отсутствующих и решение прочих оргвопросов.
• Следующие 10-12 минут уходит на опрос учащихся по домашнему заданию.
• Следующие 10-12 минут уходит на объяснение новой темы, при этом учитель иногда рассказывает больше, чем описано в полиграфически изданном учебнике, а иногда немного по-другому7, стараясь дать правильное представление об изучаемой теме8.
• Еще 10-15 минут тратится на выполнение какой-либо самостоятельной работы, либо запись под диктовку конспекта, либо выполнить упражнение из учебника или задачника. На уроке литературы или истории, в это время может быть живое обсуждение услышанного или чтение вслух какого-либо произведения.
• И, наконец, оставшееся время – на запись домашнего задания.

Теперь попробуем понять, где в данном контексте может быть применен «электронный учебник». Если вспомнить некомпьютерное прошлое, очень часто учителя пользовались наглядными пособиями для лучшего объяснения предмета или темы урока. Скорее всего, компьютерная презентация в виде подготовленного учителем заранее (либо взятого с сервера из системы e-learning) материала была бы вполне современным подспорьем для проведения урока. При этом в зависимости от предмета, а может даже и независимо от этого, презентацию может сопровождать эффектное звуковое и видеосопровождение. Очевидно, и это уже обсуждалось не только на узбекском форуме, никогда электронный учебник не сможет полностью заменить учителя. Но он может дать очень многое – у учителя и учебника разные функции в обучении. Поэтому, если правильно поставить акценты при разработке требований к электронному учебнику, то можно с большой вероятностью получить очень мощные и весомые доказательства эффективности применения ИКТ в образовательном процессе.

Как отмечалось, РЦС предполагает также ведение электронного классного журнала, выставление оценок в классный журнал, а система автоматически переводит оценку в электронный дневник учащегося.

Преимущества у такого подхода очевидны:
• Учитель, а вместе с ним и ученики, будут непосредственно работать с компьютером. При этом, поскольку рабочее место будет находиться в непосредственном владении у учителя, ежедневное общение с таким инструментом позволит чувствовать необходимость не только в использовании компьютера, но и в повышении своего профессионального уровня, а также уровня владения компьютером.
• Поскольку кроме среды e-learning предполагается использование системы электронного документооборота, то в первые минуты урока учитель, делая перекличку, ставит отметки в электронном классном журнале, а при опросе домашнего задания – оценки в этот же электронный журнал. Система же автоматически переносит поставленную оценку в электронный дневник учащегося.
• Теперь, поскольку все учителя будут вести классный журнал, оценки, планы уроков, отчеты о проведении уроков, успеваемости, посещаемости, сразу попадают на сервер, а настроенная среда выдает отчеты руководству школы и вышестоящим организациям в тех формах, которые утверждены и занесены в систему электронного документооборота. По свидетельству пользователей системы NET-Школа российского производства такая технология сберегает до полутора часов ежедневно каждому учителю, в течение которого учитель должен составить отчет о работе за день.
Отметим, что если материально-технические и финансовые возможности позволят обеспечить каждого учащегося индивидуальным компьютерным средством (персональный компьютер, ноутбук, тонкий клиент, нетбук или мощный КПК), то этот вариант не будет противоречить и такому виду оснащения.

Предлагаемый вариант однозначно потребует средств из расчета на одну школу больше чем оснащение УКК, но затраты будут стоить того, чтобы их сделать. Ведь выгоднее купить дороже и эффективно использовать, чем купить дешевле и держать бесполезным грузом.

Конечно, надо учитывать, что при таком подходе к внедрению ИКТ в образование в сравнении с УКК происходит отдаление учащихся от средств компьютерной техники – клавиатуры, мыши, экрана монитора – на тот же час в неделю. Но и здесь имеются свои резоны.

• Согласно санитарно-гигиеническим нормам, ежедневное пользование компьютером у учащихся школы не должно превышать двух-трех часов, в зависимости от возраста, а для малышей – т.е. для начальной школы – не более получаса.
• Во-вторых, развитие техники, а вместе с этим и ее доступность, позволяют предполагать, что у некоторой части населения имеются в распоряжении личные домашние персональные компьютеры, и тенденция к увеличению парка компьютеров наблюдается ежегодно.
• В-третьих, изучая в школе предметы с использованием средств ИКТ, а также зная о том, что оценки учащихся уже стоят в электронных дневниках, ученики, а вместе с ними и их родители, вынуждены будут нацелить себя на то, чтобы приобретать навыки общения с интернетом и компьютером поневоле, соответственно. Что же касается навыков владения компьютерными технологиями, даже на начальном уровне, то здесь имеется огромное количество возможностей – начиная от игровых клубов и интернет-кафе, где вместо игр можно научиться работе в других, более полезных программах, заканчивая решением семейного совета о приобретении компьютера для детей. Многие семьи в Узбекистане такой выбор уже сделали.

Сравнивать затраты на УКК и РЦС не совсем корректно, поскольку школы имеют различное количество помещений, очевидно, что в случае с РЦС затраты будут больше, но как отмечалось выше, эффективность использования на наш взгляд важнее.

1 УКК – учебно-компьютерный класс: в одном помещении, которое называют кабинетом информатики оборудуется более усиленное энергопотребление и размещаются по разным схемам на компьютерных столах рабочие станции; на учительский стол устанавливается более мощный компьютер.

2 Проведенные краткосрочные курсы повышения квалификации преподавателей в использовании средств ИКТ, в результате которых по отчетам подготовку прошли более половины учительского корпуса Узбекистана, — явление эпизодическое, а не регулярное. А всем известно, что если заниматься компьютером с регулярностью не меньше одного раза в три дня, навыки пользования компьютером забываются на четверть. Так что те из учителей, кто проходил переподготовку и далее не применял своих знаний и умений в работе непосредственно с компьютером, скорее всего, растратили все умения и навыки, точнее не смогли их закрепить. Обучение проводилось в 2004-2006 годы, с тех пор никаких иных программ не проводилось.

3 при допустимой цене, речь может идти об электронной доске с проектором установленном в тыльной части электронной доски – 4 производителя в мире – Ю.Корея, Канада, США, Таиланд.

4 сеть может быть выполнена – на основе витой пары, тогда в серверной должны быть два 16- или 24- портовых коммутатора (hub-switch) – именно то количество, которое будет достаточным по числу соединений. Второй вариант – использовать радиоточку системы WiFi, но тогда каждый компьютер должен быть оборудован адаптером-приемо-передатчиком WiFi.

5 Можно использовать как проприетарное ПО от Microsoft – MS Windows Server 2008 Standard Edition в компании с MS SharePoint Services 3.0 для создания программного обеспечения совместной обработки документов, а также MS Start Learning Kit, так и системное ПО на базе систем Открытого Кода – какую-либо из версий ОС Linux – Doppix серверную и клиентскую.

6 В этой связи необходимо отметить, что в МНО разработана, внедрена и апробирована собственная программная продукция системы «WebMaktab» и «WebBog’cha», признанные международными консультантами как выполненные на высоком профессиональном уровне.

7 надо сказать, что качество полиграфически изданных учебников тоже не на высоте

8 Бывает, что учителя наизусть читают параграф из учебника, но оставим такой способ преподавания на совести этих учителей.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте