Продвижение и реклама в Узнете: мыслим нестандартно
27 ноября 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Елена Селезнева.

uchastnik

«Если надо раскрутить сайт, запишите его на дискету,
привяжите за ниточку и крутите над головой».
(Старинная народная мудрость)

В доменной зоне «UZ», в престижных хостинг-апартаментах на 500 мб от UZINFOCOM, жил-был сайт. Был он моден (оригинальная идея и написан, конечно же, на «1С-Битрикс»), неглуп (с интересным и уникальным контентом), красив (дизайн тоже удался).

Но, несмотря на все свои достоинства, страдал наш сайт от отсутствия социализации. После нескольких месяцев унылого существования стало ясно, что мечты о посетителях никак не меньше 10000 в день, авторитете (в виде высокого индекса цитирования), и прибыли от сдачи рекламных мест в аренду так и не сбылись. Жаль, что нет у нас в республике учебных заведений, где обучают грамотному продвижению сайтов, товаров и услуг в Интернете, а то пошел бы наш герой туда учиться. Пока же пришлось ему заняться самообразованием.

Услужливые профильные ресурсы и Википедия подсказали основные способы продвижения сайтов:
• Оптимизация сайта под поисковые системы, или SEO (сюда входит корректный подбор ключевых слов, оптимизация контента, изменение структуры сайта, его заголовков, оптимизация HTML-кодов и т.п.);
• Контекстная реклама (Yandex Direct, Google AdWords);
• Баннерная реклама;
• Регистрация в тематических каталогах;
• Реклама в рассылках, ведение собственной рассылки;
• Обмен ссылками (устаревший, как мне кажется, метод: сразу вспоминаются сайты 5-6 летней давности, пестрящие большим количеством кнопок, так называемых, партнеров). Да, в то время так повышали ИЦ, но сейчас основным методом повышения индекса цитирования считается уникальный контент, который с радостью перепубликуют многие другие сайты.

Многие узбекские сайты успешно пользуются вышеперечисленными методами:
• Про seo-оптимизацию не слышал только ленивый, но в Узбекистане, как оказалось, не так много специалистов, действительно знающих, как это делается (всего обнаружилось 5-6 компаний, среди них – Brand.uz, Antares SEO, MegaGroup). И если вам вдруг пообещают раскрутить сайт за неделю, знайте, что это неправда, и сайт вам раскрутят черными методами, после чего все поисковики вас благополучно забанят. Поэтому лучше обращаться к проверенным компаниям.
• Не всегда поисковики выводят в топ самые достойные сайты (но, как говорит Ашманов, нужно верить, что добро победит зло1), поэтому поисковые системы постоянно разрабатывают новые методы оценки релевантности сайтов, заставляя оптимизаторов совершенствоваться и делая предыдущие методы раскрутки устаревшими.
• Баннерная реклама — самый популярный способ рекламы в Узнете. Баннерные места есть на каждом сайте, даже только-только появившиеся ресурсы с количеством посетителей 50 человек/день призывно манят дешевыми ценами и сообщают, что для полного счастья вам не хватало только купить у них это самое место. Непонятно, правда, зачем…
• Специализированные баннерные рекламные сети в Узнете не так развиты, точнее говоря, их всего две: Reklama.uz и Sir.uz. Сайт Reklama.uz функционирует с 2001 года, но последние пару лет популярностью не пользуется. Проект Sir.uz начал работу в 2008 году, и позиционируется как «первая в Узбекистане коммерческая баннерообменная система», с портфолио партнеров/клиентов/участников около 30 рекламодателей и 10 сайтов-партнеров. Неплохо для начала. В чем различия между проектами? Участники Reklama.uz просто зарабатывали показы, а Sir.uz за эти показы своим партнерам еще и платит. В евро.
• До контекстной рекламы в Яндексе и Google доросли пока только проекты AfishaMedia: Gazeta.uz и Zor.uz – других узбекистанских сайтов в контексте замечено не было.
• Если вдруг решитесь начать рекламную кампанию самостоятельно, то поисковые системы предложат вам оптимальный подбор слов и статистику запросов именно для нашего региона. Это намного облегчает жизнь и делает рекламную кампанию эффективнее.
Недавно порадовал и Torg.uz – самый популярный сайт Узнета проводит рекламную кампанию на самом популярном среди узбекистанцев русскоязычном почтовике: Mail.ru (баннерная реклама на внутренних страницах почты, гео-таргетинг, разумеется, Узбекистан). Хочется верить, что немалые эти затраты были не напрасны и рекламная кампания самого посещаемого узбекского сайта была экономически эффективной и успешной. Напомню, что Torg.uz – не первый узбекистанский сайт, рекламировавшийся на Mail.ru: в 2008 году здесь дебютировал Uzbex.com. Меня тогда, не скрою, обуяла гордость за родной Узнет: а как же, рекламироваться на САМОМ Mail.ru, — это уже, товарищи, выход на международную арену!
AfishaMedia и Top.uz, кстати, те немногие, кто решился рекламировать проекты оффлайн — в наружной рекламе (билборды и парапеты на мостах) — сайт Pixland.uz и проекты Top.uz, в метро (лайтбоксы на станциях) — Zor.uz. Также специализированно рекламировались в наружке (подчеркну, именно сайт сам по себе, а не как дополнение к продукту/услуге) туристические ресурсы Otpusk.uz и Kurorti.uz.

Вплотную подбираясь к теме статьи, а именно – нестандартным способам продвижения в Узнете, в первую очередь хочется отметить вирусный маркетинг (он же партизанский), который, по оценкам зарубежных экспертов, является одним из самых эффективных способов интернет-рекламы. Опять же, несмотря на его бурное развитие за рубежом и в Рунете, похвастаться удачной вирусной кампанией в Узбекистане мы пока не можем. Надеюсь, это затишье временное и в ближайшем будущем нас ожидают интересные идеи. Пока же вспомним поименно тех немногих, кто пытался запустить вирусы:

Летом этого года в сети появились вирусные ролики фан-клуба сотового оператора UСell, противопоставляющие в юмористической форме UСell и Билайн. Все бы хорошо, но ребята не читали Закон «О рекламе» и забыли про Госкомитет по демонополизации, поддержки и конкуренции и предпринимательства: в октябре этим регулирующим органом было принято решение о причислении данных роликов к недобросовестной рекламе, и электронным СМИ, разместившим видео, пришлось его удалить.

sel_27_11_2009

Еще один претендент на звание «вирусной рекламной кампании» — продвижение проекта «Латиномания» (проект раскручивался агентством «Поздравь.уз»). «Жертвами» стали практически все значимые форумы и сайты Узнета и не только:
http://www.uforum.uz/, http://lets.drink.uz/, http://forum.afisha.uz/, http://www.fromuz.com/, http://www.pr.uz/, http://www.krasota.uz/, http://restoran.uz/ (по слухам, со-организаторы мероприятия), http://www.vsetut.uz/, http://doira.uz/, http://forum.doda.uz, даже форум аквариумного сайта не остался в стороне от веселья: http://aquatropic.uz/, не говоря уже о многочисленных записях в ЖЖ и троллинге от организаторов по поводу и без. На некоторых сайтах/форумах «зачинщики» смогли спровоцировать обсуждение, были и такие ресурсы, где тема интереса не вызвала.

Проект, по словам организаторов, был довольно успешным, и в ближайшее время планируется уже третья вечеринка (данные на момент написания статьи).

Что интересно: самыми распространенными форматами вирусного маркетинга являются видео, фото, флеш-ролики, так как они более эмоциональны, ярки, и эффективнее могут заинтересовать пользователей. Латиноманы же обошлись текстом и несколькими иллюстрациями. НО, настоящей вирусной рекламой эту акцию все таки назвать нельзя, т.к. в нашем случае имело место просто повсеместное распространение информации самими организаторами, этакий пиар в масштабах всея Узнета, не более того. В зарубежных ресурсах появился даже новый термин: astroturfing — организованные рекламные и пиар-кампании, в которых массовая реакция потребителей разыгрывается группами специально нанятых людей (в нашем случае – самими организаторами).

Для справки: привожу пример одной из моих любимых вирусных реклам: работа для российского интернет-провайдера Корбина телеком: «Как запихнуть слона в розетку». И еще: вирусный ролик бренда Evian (минеральная вода) о малышах, которые катаются на роликах и танцуют брейк-дэнс, стал самым просматриваемым за всю историю интернет-видео, и это достижение было зафиксировано книгой рекордов Гиннеса.

sel_27_11_2009_1

Еще одним нестандартным способом продвижения сайта и завоевания лояльности пользователей является организация различных конкурсов, стимулирующих активность этих самых пользователей. Активным проведением конкурсов славятся Torg.uz, Krasota.uz, Vsetut.uz, UForum.uz,Toylar.uz, pr.uz, радовал пивоманов когда-то и Beer.uz. Конкурсы особенно хороши на начальном этапе функционирования сайта: для привлечения новых пользователей (главное, конечно же, не конкурс, а контент, об этом сайтостроителям забывать не стоит никогда). Но и для успешных ресурсов не будет лишним немного «оживить» аудиторию и поощрить активных юзеров.

С тематикой конкурсов проще всего социальным сетям, форумам и сайтам знакомств: «Лучшая тема форума», «Самый активный пользователь», «Мисс сайт ххх.2009», «Самая красивая пара» и т.п. С информационными ресурсами немного сложнее: пользователям нужно написать статью по теме, поучаствовать в онлайн-викторине, снять свое видео… Вариантов тоже немало, но здесь уже надо проявлять фантазию и изобретательность, а не просто просить конкурсантов зарегистрироваться и прислать фото. Можно также договориться с партнерским/дружественным вам сайтом и организовать совместный конкурс, что позволит вам с пользой для дела обменяться юзерами.
Многие сайты создают рейтинг пользователей, и лучшим по итогам месяца/года вручаются призы. Рейтинг обычно складывается из таких аспектов, как участие в жизни сайта (написание статей, или хотя бы их комментирование), победы в играх, созданных специально под ваш сайт.

Если вдруг (чем черт не шутит), захотите немного подзаработать — смело включайте интерактивные сервисы (такие как «отправь sms и получи приз», либо «отправь sms и проголосуй за самую красивую девушку на сайте» и т.п.). Здесь, правда, нужно будет договориться с контент-провайдером (Nikita Mobile, например), убедить его в перспективности и доходности вашего проекта (потому что специального номера для конкурса с 10 sms в день никто открывать вам не будет), и делиться с ним небольшими, но все же доходами. Пользователей же главное заинтересовать хорошим призом/интересным конкурсом, за который и 50 центов не жалко.

Говоря о проблемах развития и продвижения сайтов в Узнете, нельзя не отметить, что первопричиной всех наших «бед» являются такие факторы, как непомерная (по сравнению с другими странами), дороговизна интернета, вследствие этого – сравнительно небольшое число пользователей, а также неверие многих рекламодателей в эффективность интернет-рекламы, и, следовательно, низкие доходы, или вообще их отсутствие, у владельцев многих ресурсов (ведь сайты требуют расходов на свое содержание). Представим только, сколько бы новых ресурсов появилось, располагай идейные вдохновители узбекского сайтостроения дополнительным капиталом… Особенно это касается проектов, ориентированных на узбекскоязычную аудиторию. Многие сайты дублируют контент, создавая отдельно русскую/узбекскую версии, но начали развиваться и исключительно узбекскоязычные ресурсы, такие как Uff.uz, Shoubiznes.uz. Успешное развитие этих сайтов (то бишь популярность у пользователей и первые места в рейтинге) говорит о многом: это и локализация пользователей, и гарантия того, что они не уйдут в Рунет (т.к. по каким-то причинам им удобнее общаться на узбекском языке). Но это уже тема отдельной статьи.

И, повторюсь, главное на сайте – это контент (текст, видео, аудио, графика) – да что угодно, (в рамках приличия и законодательных норм, конечно же) лишь бы пользователи возвращались к вам снова и снова, рекомендовали вас всему миру и жить больше без вашего сайта не могли.

В заключение хочется отметить, что, несмотря ни на что, в Узнете с каждым годом появляется все больше интересных проектов. Да, пусть это сайты на любителя (аквариумные рыбки, рецепты приготовления плова, и т.п.), пусть наши информационные ресурсы являются дайджестом многих сайтов Рунета (но и они публикуют авторские материалы), пусть наши социальные сети производят впечатление дежавю (ну и что, не изобретать же заново велосипед), пусть не у многих владельцев сайтов СМИ хватает финансов и знаний на раскрутку проекта и содержание собственных журналистов – все равно Узнет развивается! И перспективы этого развития впечатляют: ведь если проводить аналогию с зарубежными ресурсами, сколько еще тем, идей и проектов не реализовано…

Пожелаем же нашим веб-студиям некапризных клиентов, пользователям – интересных и полезных ресурсов, маркетологам – успешных рекламных кампаний, а новым сайтам – первых мест в рейтинге (да простит меня Torg.uz).

1 Андрей Ашманов: «Про Гугл ОС, империи зла и прочую rocket science»

*использованы изображения с pr.uz и Adme.ru

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте