Заработок в интернете

sir_1_12_2009
В любой аудитории при попытке начать рассказ про Узнет сразу же задается один и тот же вопрос: «Как можно заработать в интернете и, в частности, в Узнете?». Рассмотрим возможные варианты? Перемещаясь от плохих способов заработка в сторону их улучшения и перемежая все это рассуждениями о высоких материях.

Вызывает антирес
Ваш технический прогресс:
Как у вас там сеют брюкву —
С кожурою али без?
Леонид Филатов. Про Федота-стрельца

Самый плохой из рассматриваемых способов заработка и часто предлагаемый – рассылать рекламные письма. Вам дают текст и базу адресов, вы заводите липовые почтовые эккаунты и спамите с них несчастных пользователей сети. Разработаны методики и технологии обхода спамфильтров и блокировок, но все равно есть риск, что вас отследят и блокируют. Этот способ самый непорядочный, если знакомые узнают, что вы этим зарабатываете, то больше вы их не увидите. При том, что реклама в письмах все еще остается действенной, по сравнению с другими видами рекламы, и заработок кажется легким и «непыльным».

Чуть лучше так называемый «вирусный маркетинг». Далеко за примером не надо ходить, Абдурашид Абдукаримов, известный многим под ником Bellamar буквально наводнил в октябре весь Узнет приглашениями потанцевать на «Латиномании». Bellamar предлагал «Латиноманию» из всех виртуальных щелей, не только в постах и комментариях в Живых журналах и всех социальных сетях, на форумах и в ICQ, но и на PR.uz’e, вклинивался во все обсуждения со словами: «Хватит обсуждать ерунду, идите лучше на Латиноманию», вызывая раздражение у посетителей. Неизвестно, много ли заработал этим Абдурашид, но стойкая аллергия к латиноамериканским танцам сложилась у узнетчиков надолго.

sir_1_12_2009_1

Следующая в сторону улучшения идет баннерная реклама. Самый честный и логичный способ – сделать сайт и разместить на нем рекламу от местных компаний. Но тут есть одна тонкость – сайт должен быть хорошо посещаем. Насколько хорошо, можно прикинуть. Например, наш лидер по посещаемости Торг.уз публикует цены на размещение баннеров. Верхний стандартный баннер размерами 468*60 стоит 40 евро за 100 000 показов. За сутки у сайта более 100 000 хитов (показов страниц) по данным сервисов статистики, так что можете дальше считать сами. (Считать чужие заработки некрасиво, это мы просто взглянули чтобы сориентироваться). Но это Торг.уз, он лидер, ему можно выставлять цены, а что же делать другим сайтам?

sir_1_12_2009_2

Другие сайты, достигшие зрелости с точки зрения интереса для рекламодателей, находят рекламодателей сами (или рекламодатели находят их) и договариваются о цене индивидуально. В этой области пока что все на личных договоренностях, нет единого механизма с расценками. Да его и не может быть, наверное, пока сайты все довольно малопосещаемые и большинство с неустоявшейся аудиторией, что затрудняет выбор площадки с целевой направленностью. Есть, конечно, сайты, ориентированные на женщин, на айтишников, на молодежь и так далее, но четкого сегментирования пока не сложилось. Сайты, подходящие для рекламы по мнению автора сайта Pr.uz, приведены в статье «Узнет. Куда податься рекламодателю?» с разбивкой по студиям и по видам (форумы, ресурсы провайдеров и т.д.). Список, возможно спорный, но хоть показывает, от чего можно отталкиваться рекламодателям при выборе сайта для рекламы. Приводится и ориентировочная цена: «В среднем, стоимость размещения баннера по сайтам Узбекского интернета — 200 000 сумов» в месяц. Чаще всего таким образом рекламируются сотовые компании и провайдеры.

sir_1_12_2009_3

А что же делать несчастным сайтам, не попавшим в вожделенный список? К их услугам «Система интернет-рекламы» http://Sir.uz. Смотрим расценки на самый популярный баннер размером 468*60 пикселей. За 100 000 показов или за 1000 переходов по ссылке хозяин сайта, разместившего этот баннер, получит 13,8 евро. Прикинем, много это или мало. Например, на «Письмах о Ташкенте» (это не реклама, можно не заходить на сайт) в течение недели (по данным кнопки статистики от www.uz) каждый день примерно 3500 хитов, то есть, все посетители посмотрели в сумме 3500 страниц. За месяц как раз будет около 100 000 (если посещаемость сохранится) и я бы получил 13,8 евро. Но тут еще надо учесть, что сайту более трех лет, ежедневно обновляется, плюс поднялась волна интереса к истории Сквера. Из минусов – большинство посетителей не из Узнета и для них местная реклама «работать» не будет. В общем, я пока не решился на сотрудничество с Sir.uz, с удовольствием узнал бы отзывы тех, кто поставил их рекламу.

sir_1_12_2009_4

Пример цивилизованного и прозрачного подхода к заработку на рекламе показал «Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий UZINFOCOM», опубликовав расценки. Так, например, рекламный баннер 468*60, показываемый на популярном юФоруме, стоит 225 000 сум. Это если показывать только его. Если же купить треть показов, то стоимость снижается до 100 000 сум. На всех других ресурсах центра стоимость рекламного баннера ниже. Правила размещения и прайс-листы можно посмотреть на странице http://uzinfocom.uz/adv/.

Небольшое лирическое отступление. Многие знают, что я против рекламы на сайтах. Раз уж вы читаете эту статью, то самое время объяснить, почему я против. Мысли тут такие:
1. По большому счету вы делаете сайт, чтобы пригласить на него друзей и знакомых… и подсовываете им яркие мигающие баннеры с различной рекламой, мне кажется, что с друзьями так не поступают. Я знаю наши местные сайты, увешенные без меры рекламой, и стараюсь на них не заходить, чтобы не портить себе настроение, и знакомым не рекомендую..
2. По большому счету в сети вообще не должно быть рекламы, доступ любого человека к информации должен быть бесплатным и неограниченным.
3. По большому счету для многих интернет – это храм общения, отражения-самовыражения себя, своего творчества… Вы можете представить себе храм, увешанный мигающей рекламой «Латиномании» или акции сотового оператора?
4. Стоит мне это написать в любом форуме, как сразу включается стройный хор голосов: «А вы знаете, сколько стоит хостинг, а вы знаете, сколько стоит дизайнер, а вы знаете, сколько у нас расходов…» и дальше непременно переходит в «это потому, что вы сами ничего не создали, это потому что вы безответственный тип и вы сами ничего не делаете…». Отвечу сразу всем. У одного из моих клонов на ИТ-форуме в подписи были слова: «Большие люди обсуждают концепции, средние – события, мелкие – людей». Оппоненты настолько загружены своими заботами, кризисами и балансами, что не в силах вдуматься в слова «По большому счету». Это значит, «в идеале», к чему надо стремиться. Как было бы правильно и по совести. Стоят ли заработанные центы испорченного настроения от обилия ярких мигающих баннеров? Зайдут ли к вам повторно, чтобы полюбоваться на них?

Отношение к рекламе зависит еще и от отношения к самому сайту, на котором реклама размещена. На юФоруме, например, не раздражает, так как я знаю, что форум для Центра UZINFOCOM как общественная нагрузка и что центр тратится на сувениры: футболки, блокнотики, призы для периодических розыгрышей. Ну и главное – приятное общение, тут баннеры не помеха, тем более, что они почти все от знакомых компаний. Собственно, отношение к баннерам наверное зависит от контента — интересному сайту можно простить все.

Опять же современные браузеры и плагины к ним способны резать рекламу. Может резать ее и Антивирус Касперского, причем, можно указать, какие баннеры резать, а какие пропускать. У меня, например, как-то перестали показываться кнопочки счетчиков, оказалось, «Касперский» режет и эти баннерочки размером 88*31, пришлось отключать в настройках.

Движемся дальше, по направлению улучшения отношения к рекламе. Все мое неприятие относится только к графической рекламе, самой распространенной у нас пока, как отметил директор компании Brand.uz Алишер Юсупов, в силу неразвитости нашего сегмента сети. А нормальной и приличной альтернативой графическим баннерам служит текстовая реклама от Яндекс-директ или от Google AdSense. Оба сервиса рекламы хороши тем, что можно устанавливать в любое место страниц сайта небольшой текстовый блок с выбранным цветом шрифта и фона. Не мигает и не отвлекает как графический или тем более флешевый баннер. Мало того, реклама интеллектуальная, с учетом вашего расположения и с учетом последних писков в сети. Если я искал фотоаппарат, то мне будут предлагать раздел предложений фотоаксессуаров на zor.uz, если искал картинки, то предложат сайт с фотографиями Узбекистана. Приятно иметь дело с искусственным интеллектом.

sir_1_12_2009_5

Всем хороша такая реклама, кроме одного – за нее трудно у нас получить денежки. Яндекс-директ расплачивается яндекс-деньгами, а Гугль – своими чеками. Естественно (скорее, не естественно), что наши банки с ними не работают, придется менять эти виртуальные деньги на те, которые у нас в ходу (именно в ходу, это не значит, что банки с ними работают), но это уже тема для отдельной статьи. К сожалению, я не могу сказать, сколько платит Яндекс-директ и сколько Google AdSense и как – за клики или за показы. Яндекс-директ платит только за клики по рекламным ссылкам. Стоит попробовать. Google AdSense так и пишет, что заранее невозможно определить величину заработка, так как часть дохода забирает сам Гугль, поэтому надо попробовать поставить рекламный блог и отследить заработок. Правда, он отображается, когда на счету не менее 10 долларов, а снять можно, только если превышен порог заработка в 100 долларов.

sir_1_12_2009_6

Вот подобрались и к самому достойному заработку. В плане раздражающего действия на психику посетителей. Речь идет о ссылках, точнее, о рынке ссылок с сайтов. Чем больше ссылок ведут на какой-либо сайт, тем выше его тематический индекс цитирования (ТИЦ), который, в свою очередь, каким-то образом связан с очередностью сайта в выдаче Яндексом результатов поиска. Именно за место в результатах поиска по ключевым словам идет главная война оптимизаторов, владельцев сайтов и разработчиков алгоритмов ранжирования в поиске от Яндекса. Для поднятия ТИЦ продвигаемых сайтов оптимизаторы готовы покупать ссылки на свой сайт, а многие владельцы сайтов готовы продавать ссылки со своих сайтов. Связующим звеном между покупателями и продавцами служат сервисы продажи ссылок, самый популярный из которых «Сапа» http://sape.ru.

sir_1_12_2009_8

Основная приятность таких ссылок в том, что их не обязательно выпячивать, наоборот, можно показывать мелким шрифтом и приглушенной контрастности фоном, важно просто само их наличие на странице для робота-паука от Яндекса. Единственным критерием для определения стоимости ссылок служит ТИЦ самого сайта. Если он от 500 единиц и выше, то можно рассчитывать на 60-70 или даже 80 долларов в месяц, в зависимости от купленных ссылок. Если же ТИЦ менее 100, то и сумма на порядок меньше. Заработок с «Сапы» неплохая добавка к семейному бюджету у владельцев раскрученных (не по посещаемости, а по ТИЦу сайтов), многие блоггеры ставят эту систему — в глаза не бросается, не мешает, а копейки постепенно капают. Прожить на них может и нельзя, но иметь вебмани на всякий случай вполне получится. С августа Сапа перешла с расчетов в WMZ на расчеты в WMR, то есть, в рублях. Это немного осложнило вывод… но сейчас не об этом. А о том, что надо поднимать ТИЦ своих сайтов. Да, учтите, что если вы накопили-взрастили ТИЦ, то не расчитывайте на большие заработки – после установки Сапы он рухнет… то есть, задача в том, чтобы нарастить ТИЦ при установленной Сапе… тогда можно будет не работать.

На этом закончим рассказы о рекламе на сайтах. Надеюсь, что кому-то эти рассуждения помогут.

sir_1_12_2009_9

Кроме рекламы на сайтах можно зарабатывать на платных сервисах. Например, фотохостинг бесплатно, а распечатать фотографию и привезти на дом – платно. Или, как сейчас на Торг.уз, можно за плату поднять объявление вверх в списке. Примеров можно привести много, минус в том, что платные услуги можно вводить постепенно на раскрученном проекте. Начинать с них — утопия для проекта, поэтому этот вариант для желающих зарабатывать быстро не годится.

А что же делать, если голова и таланты есть, но сайта своего нет? Уже много раз писал, что хороших блоггеров «отлавливают» для разных изданий, есть смысл не упускать этот шанс, но сейчас об этом не будем. В сети всегда есть места, где можно заработать. На только что закончившейся премии Рунета 2009 третье место в номинации «Экономика бизнеса» присуждено и так многим известному сайту «Удаленная работа для дизайнеров, программистов, менеджеров, оптимизаторов, копирайтеров» http://www.free-lance.ru/. Сейчас в сервисе зарегистрированы 453 199 фрилансеров, предлагающих свои услуги и 17 502 проектов искали разработчиков за последний месяц. Так что есть куда податься, даже если у вас постоянная работа и есть желание и возможность подзаработать. Расценки на сайте на первый взгляд довольно высокие для Узнета, что открывает перспективы для безбедной жизни при удачном стечении обстоятельств.

Есть отдельные сервисы именно для журналистов, копирайтеров, технических писателей. Иногда приходит приглашение в такой сервис с предложением послать им для регистрации 200 рублей, чтобы они убедились в серьезности моих намерений сотрудничать. Я не посылал, так как смахивает на лохотрон.

Хороший сервис подсказала в своем журнале Мария, пишущая под ником den-mari: «Если вы каким-то образом связаны с фрилансом, можете догадаться, что вначале фрилансерской активности я также не могла обойти вниманием известные сетевые ресурсы соответствующей тематики – free-lance.ru и weblancer.net. На последнем, кстати, дальше заполнения портфолио дело не пошло. А вот c первым – сдружилась, получив прекрасную возможность узнать еще об одном замечательном сервисе, предлагающем услуги по копирайтингу и рерайтингу. Им оказался сайт my-publication.ru Конец цитаты. Стоит воспользоваться советом Марии, на сайте есть рейтинг копирайтеров, каталог тем и много-много предложений. Хороший сервис для заработка. Если знаете еще подобные сервисы – сообщайте, составим вместе каталог фрилансерских сервисов с рекомендациями попробовавших их услуги.

sir_1_12_2009_10

И последний вид заработка, пока не распространенный в Узнете — писать заказные статьи. Например, пишите про отдых на Чарваке, и «случайно» упоминаете, что связь у вас от «Билайна», что еду брали в «Корзинке.уз» пивом затарились «Сарбаст красный», а доехали на «Такси-Аист», вас читают тысячи домохозяек и подсознательно отмечают упомянутые бренды. Все хорошо, но у нас пока не готовы платить за такое упоминание.

Вот, пожалуй, и все, если не считать всякие опыты с перепродажей трафика, со скачкой контента на заказ, ну и всякие консультации.

Узнет растет, все время что-то в нем происходит, будем надеяться, что возможность заработать в нем своей головой будет появляться все чаще и чаще.

Orphus system