Блоги в образовании

uchastnik blog_4_12_2009

Информационно-компьютерные технологии все больше используются в образовании. Но пока все сводится к оборудованию (компьютеры, проекторы, интерактивные доски), к мультимедийным урокам с элементами интерактивности, обучающим играм и электронным энциклопедиям.

Интернет используется лишь для поиска рефератов и совсем редко для самостоятельной работы с поиском информации. И это при том, что практически все студенты вузов и учащиеся колледжей имеют электронную почту и странички в «Одноклассниках» и «Моем мире».

blog_4_12_2009_1

К сожалению, пока игнорируется вузами такая замечательная возможность общения, обучения и образования, как блоги. Напомню кратко, что под блогом подразумевают записи автора (или авторов), расположенные в хронологическом порядке. Обычно записи (статьи, или посты от английского post — сводка, отправление по почте) разделяют по категориям и присваивают им ключевые слова (теги). К записи предусмотрен механизм комментирования читателями. Такой нехитрый механизм, тем не менее, обеспечил невиданный рост популярности блогов, проникновение их в разные сферы жизни. В Корее, например, считается социальной нормой каждый вечер читать и комментировать семейные журналы родственников и близких знакомых. В той же Корее, по свидетельству студентки, ведущей блог на «Дойре», преподаватели ставят зачеты, читая блоги студентов.

Как же использовать блоги в образовании? Попытаемся рассмотреть несколько аспектов проблемы.

Возможно, придется постепенно отходить от испытанной веками схемы, когда преподаватель «вещает», рисуя мелом на доске, а студенты «внимают», пытаясь законспектировать услышанное. Предлагается преподавателю поставить задачу перед студентами, дав теоретические основы и персональную детализацию с тем, чтобы студенты самостоятельно поработали над материалом и опубликовали решение в блоге. Даже не решение, чем хорош блог, что в нем можно публиковать и обсуждать не столько результат, сколько сам процесс с самыми мелкими его этапами. Даже субъективный живой литературный рассказ о том, как происходил процесс поиска решения, будет интересен не менее сухого решения. Каждая мелкая незначительная на первый взгляд запись найдет своих читателей-комментаторов, которые помогут, подскажут, или просто поддержат морально. Даже можно рекомендовать такую методику работы: частые промежуточные записи с рассуждениями и документированием хода работы и регулярное (например, еженедельные или ежемесячные) подведение итогов с выводами и планами на следующий этап.

Преподаватель отслеживает и контролирует весь процесс по промежуточным записям, подправляя и оберегая от ошибок при необходимости. Весь процесс решения превращается в коллективное творческое действие, в пьесу с реальными актерами, сценарий которой рождается прямо во время обучения. Да и само время не делится на учебу и отдых, так как продолжить общение в блоге, также, как и отвлечься на другие дела, можно в любое время. Есть и противоположные предложения. Например, Марина Унгер в одном из обсуждений пишет: «Мне кажется, что если ограничить время публикации сообщения, то можно стимулировать учащихся к более быстрой умственной работе. Например, каждый должен высказать свое мнение по предложенному кейсу в течение 24 часов с момента публикации. Те, кто ответил в первых рядах, поощряются сладким призом :)». Как видим, поле для творческих и педагогических/методологических опытов безгранично.

Ограничение времени хорошо для конкурсов и викторин, их тоже полезно использовать в обучении. Но лучше, конечно, не торопиться. Работая над проблемой в блоге можно параллельно открыть в браузере справочники, зайти на тематические форумы, проконсультироваться в профильных сообществах, просмотреть все мировые он-лайновые библиотеки.

Общение с сокурсниками, преподавателями, сторонними комментаторами создает кумулятивный синергетический эффект, позволяющий добиться высоких результатов, неведомых одиночке в оффлайне. Советы комментаторов и поиск аргументов для диспута подстегивают творческий процесс, добавляют азарта и хорошей амбициозности. Особенно с учетом того, что блог открыт всему миру, по поисковым запросам заходят незнакомые люди и хочется выглядеть посолиднее.

Блог – это еще и лицо студента, список его работ и достижений. При приеме на работу в резюме достаточно будет дать ссылку на блог вместо характеристик и рекомендаций. Мало того, работодатели ищут сотрудников, в первую очередь, читая блоги по нужному направлению. Так, например, журналисты ищутся из блоггеров «Живых журналов». Еще фактор, имеющий значение для молодежи: блог расскажет о вас лучше любого сайта знакомств, все честно, без прикрас, можно узнать вкусы и интеллект предполагаемого партнера.

Не хотелось бы громких слов, но блог – это еще и заявка на вечность, он будет крутиться на сервере годами, люди будут заходить, читать, пытаться найти автора, чтобы что-то уточнить или подсказать. Если рассматривается интересная задача, то блог станет популярным, попадет в разные тематические каталоги, на него будут ссылаться.

Интересно мнение преподавателя университета Гонконга Роберта Дэвидсона: «Обучение становиться, по меньшей мере, двуполярным. Во-первых, когда студенты осмысливают то, что они изучили, им нужно перевести то, что они «молчаливо» поняли, в форму документа на блоге. То, что это отражение хотя бы частично организовано – это дополнительное преимущество, поскольку студенты часто «приправляют» свои записи деталями конкретной работы, и ИТ-приложений, которые они используют. Во-вторых, читая и комментируя другие блоги, студенты начинают учиться друг у друга – напрямую, без участия инструктора. Конечно, я тоже читаю и комментирую каждый блог, давая конструктивные и положительные отзывы везде, где это возможно. Это может быть затратным по времени, в зависимости от размера класса. Лучше проверять блоги каждые несколько дней или чаще, чтобы предотвратить накапливание непрочитанных и непрокомментированных записей к моменту создания новых».

blog_4_12_2009_2

Естественно, преподаватель тоже должен вести блог с описанием процесса придумывания задания, с промежуточным разбором и даже раздачей заданий студентам. В нем же можно выкладывать и теоретические блоки, которые нужны будут студентам при решении задач. Еще полезно было бы рассматривать типовые ошибки и обобщать закономерности протекающего процесса.

На следующий год тему можно усложнить или расширить задачу, так как студенты имеют багаж в виде блогов прошлых лет с решениями. Таким образом, кафедра или факультет сможет решить научную проблему, разбивая ее на этапы и исполнителей, собирая весь материал в монографии.

Еще аспект. Владимир Наумов из Беларуси в обсуждении темы о блогах в образовании пишет: «Всегда проталкивал мысль, что образовательная работа в блогах, соц. сетях и даже wiki должна быть структурирована и регламентирована. То есть: конкретные исходные данные — реакции обучаемых на них. Например, обучаемые получили некую учебную информацию (от лектора, тьютора, бумажного или электронного курса). В блоге преподаватель дает каждому из них индивидуально или для пар или для микрогрупп (3-4 человека) свои вопросы. Обучаемые отвечают на них и комментируют\обсуждают ответы других участников (групп участников). Или обучаемые выкладывают рефераты, проекты в блог, а там они обсуждаются». Вопрос о строгом регламентировании работы в блогах должен решаться индивидуально каждым преподавателем. Тут общее для всех форумов и сообществ правило: нужны правила, которые должны выполняться, но нужна и свобода выкладывания материала и общения, слишком жесткое регламентирование блоггинга просто задушит процесс на старте.

И еще важная мысль от того же автора: «…на подобную работу не понадобятся санкции начальства. Преподаватель может инициировать такую форму работы сам, поощрять за нее обучаемых. На первых порах, если не все имеют доступ к интернету, достаточно работать с добровольцами. Блоги, к тому же не требуют сверхмощного канала связи». Это к вопросу о вписываемости блоггинга в установленный учебный процесс. Не стоит ждать методичек (а лучше разработать и совместным обсуждением в блоге Заведующего кафедрой) и утверждения их, можно начинать неформально обсуждать какие-то задачи.

И два важных замечания. Первое – ведение блога это творческий процесс, подстегивающий и окрыляющий, все мысли приобретают вес и «формат» с точки зрения публикации их в блоге. Второе – есть теория о том, что невысказанная идея тормозит появление следующей идеи. Так вот, блог – это идеальное место для высказывания идеи, и не «в пустоту», а в профильную аудиторию хорошим знакомым.

Какие же конкретные рекомендации для вузов Узбекистана по организации обучения через блоги? Возможны три серьезных варианта.

1. Использовать популярнейший блоговый сервис «Живых журналов» http://livejournal.com. Согласно весеннему отчету Яндекса в русскоязычной блогосфере присутствуют 7,4 млн. блогов: 6,9 млн. личных дневников и более полумиллиона сообществ. Каждый день блоггеры создают около миллиона записей на русском языке (около 300 тыс. постов и около 700 тыс. комментариев). Большинство из этих блогов расположены в «Живых журналах». При построении работы на этом сервисе сразу можно получить читателей-коментаторов, но велик риск и получение рекламы и негативной информации. Еще из минусов: сервис не в Узнете, нет интерфейса на узбекском языке, сложно работать с картинками — их надо будет располагать на сторонних сервисах.
2. Удобный блоговый сервис предлагает Информационно-образовательный центр Ziyonet http://zn.uz.

blog_4_12_2009_3

Любой (зарегистрированный в сети http://id.uz) желающий сразу получает настроенный и готовый к работе блог. Интерфейс можно выбирать на русском или на узбекском языках. Картинки можно вставлять в текст, они хранятся в базе на сервере. Блоги работают на многопользовательском варианте «движка» WordPress, что обеспечивает удобную «административную панель» для управления блогом и материалами. Из минусов можно назвать отсутствие социальности: хотя пользователи и связаны сетью id.uz, но е могут выбирать «друзей» и читать их блоги. Многие студенты и преподаватели ведут блоги на этом сервисе. Например, Лилия Николенко ведет интересный тематический блог «Самообразование учителя» http://edunet.zn.uz/.

blog_4_12_2009_4

3. Площадка социальных сервисов «Дойра» http://doira.uz. Есть интерфейс на узбекском и русском языках. Каждый участник получает персональный сайт с фотохостингом и возможностью вести сколько угодно блогов. Можно выбирать друзей и читать их новости, создавать сообщества по интересам, планировать встречи и еще много разного функционала. Пример использования – доцент УМЭД Тамара Санаева создала блог для студентов, изучающих русский язык, и выкладывает в нем справочные пособия.

blog_4_12_2009_5

Также создано сообщество «Unizona +» для общения студентов и преподавателей с целью изучения русского языка.

blog_4_12_2009_6

Так что технические возможности для использования блогов в образовании есть. И первые шаги в этом направлении тоже. Приглашаю всех преподавателей присоединяться.

Orphus system