Болезни Узнета
4 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Эльвира Шеина.

uchastnik Только за текущий год в доменной зоне «UZ» было зарегистрировано более 4 тыс. новых доменных имен, многие из которых, как показывает статистика, не переживут продления уже на следующий год. Доменов, которым более 5 лет, единицы. Почему интернет-проекты в Узбекистане умирают, так и не дождавшись пика славы, что мешает развиваться сайтам Узнета?

Корпоративный Узнет

Если присмотреться к успешным проектам Узнета, становится ясно – Узнет дело корпоративное. Развиваются проекты интернет-провайдеров (собственные или внутренние ресурсы), сайты Афиши-Медиа (afisha.uz, kinoman.uz, zor.uz, staff.uz) и Top.uz (torg.uz, pc.uz, bank.uz, apteka.uz, norma.uz и другие).

К сожалению, то, что домен зарегистрирован юридическим лицом, еще не гарантирует успешность проекта. Наоборот, многие компании, заказывающие разработку корпоративного сайта, до конца не осознают, для чего он вообще им нужен. А главное, не осознают того, что созданием сайта работа не заканчивается. В итоге, становясь добычей спамеров, сайт компании из достоинства и преимущества превращается в позор компании, крайне отрицательно сказываясь на престиже и имидже. За состоянием сайта никто не следит, домен забывают продлить и вложенные в сайт деньги просто улетают в трубу. Посмотрите портфолио узбекских веб-студий – половина сайтов уже не работают и чаще всего даже домен оказывается свободным. В силу профессионального интереса, я всегда обращаю внимание на сайты, упоминание которых встречается в оффлайн-рекламе, и часто натыкаюсь на «under construction» и даже несуществующие домены.

Компаниям важно включать корпоративный сайт в информационную схему компании, активнее его использовать, найти ему живое применение или хотя бы не забывать ухаживать за ним.

Судьба стартапа

По статистике 60% доменов регистрируются юридическими лицами, и лишь немногим из оставшихся удается удержаться на плаву. Для создания сайта достаточно энтузиазма, но для его поддержания, раскрутки и развития нужны время и постоянные финансовые вложения. А если при этом нет никакой отдачи, то желание и рвение постепенно угасают и очередной «мега-портал» умирает. Многие ли готовы инвестировать в веб-проект? Стоит ли осуждать авторские сайты в отсутствии оффлайн-рекламы на билбордах или в метро, одном из самых дорогих рекламных мест? Окупятся ли эти инвестиции в условиях нашего рынка? Слишком велики риски, слишком молод еще Узнет, слишком много еще недоверия к веб-проектам у потенциальных рекламодателей, которые являются практически единственным средством возврата вложенных в проект средств. Сегодня еще немногие производители товаров и услуг верят в силу интернет-рекламы. Тем не менее, реклама в Узнете эффективный и пока еще недорогой способ продвижения товаров и услуг среди целевой аудитории — жителей Узбекистана.

Бюрократия и монетизация проектов

Итак, для содержания и развития сайта необходимо оплачивать хостинг, домен, рекламные компании по привлечению посетителей, тратить время или деньги на обновление контента, модерирование форумов и так далее. Поэтому сайт нуждается в монетизации. И речь не об обогащении, хотя и от прибыли никто не откажется, а об объективной необходимости наличия источников доходов, средства из которых будут расходоваться на развитие проекта.

Главным источником дохода сайта является размещение рекламных баннеров. Но для физических лиц эта роскошь недоступна. Нашим рекламодателям нужны гарантии, возможность оплаты по перечислению и просто прозрачность взаимоотношений. Но не каждый владелец сайта захочет регистрировать юридическое лицо, ведь это довольно сложная работа и бумажная волокита. К тому же придется регулярно платить налоги и предоставлять различную отчетность. Решением проблемы являются посредники — компании, берущие на себя решение всех правовых вопросов за небольшое вознаграждение. Попытка выступить в роли такого посредника была предпринята sir.uz, позиционирующей себя как «Система интернет-рекламы Узбекистана». Но попытка, на мой взгляд, неудачная. Доход sir.uz составляет 479% от дохода владельца сайта :). Согласитесь, не очень справедливо. Но дело даже не в справедливости, потенциальный рекламодатель, увидев такие цены (80 евро за 10.000 уникальных показов), скорее всего, решит, что такова в среднем цена интернет-рекламы в Узбекистане и может навсегда отказаться от идеи рекламировать свои товары и услуги в Узнете, ведь при равной стоимости рекламных компаний рекламодатель, еще не уверенный в эффективности интернет-рекламы, скорее всего, предпочтет привычные способы оффлайн-рекламы.

Другими средствами монетизации в Рунете является организация на сайте приема пожертвований, платных голосований, опросов, викторин, платного доступа к некоторым разделам сайта и т.д. Суть этого метода сводится к отправке платного SMS-сообщения на указанный короткий номер. Все, что требуется от владельца сайта — это внедрить на сайт кусок программного кода, выданного соответствующей биллинговой платформой (к примеру, smszamok.ru).

К сожалению, ни одна из компаний, занимающаяся подобными сервисами и работающая практически во всех странах СНГ, не работает с Узбекистаном. Причина в нашем законодательстве. По закону, в Узбекистане запрещен прием денежных средств в пользу третьих лиц. А как же NikitaMobile или InformMobile спросите вы? Да, у них есть возможность подключения подобных услуг, но только для юридических лиц и интересных проектов. Полученные таким образом средства, делятся примерно следующим образом:

bole_4_12_2009

Для сравнения, сервисы Рунета берут за свои услуги около 3%. Другое принципиальное отличие сервисов Рунета заключается в автоматической, легкой и удобной интеграции SMS-замка на сайт, чем, к сожалению, не могут похвастаться наши контент-провайдеры.

Хотелось бы, чтобы в Узнете стало поменьше бюрократии — одной из главных проблем, мешающих развитию новых сервисов и услуг.

Раскрученным способом заработка в Рунете, доступным для сайтов Узнета, является контекстная реклама поисковых систем. Но для участия в рекламной сети Яндекса необходимо иметь не менее 300 уникальных посетителей в день. Казалось бы, совсем незначительное число, но для начинающего сайта немноголюдного Узнета и этот порог оказывается критичным. Оплачивают поисковые системы исключительно клики, поэтому доход от подобной рекламы не особо велик.

Гораздо меньше занимают места и приносят больше дохода продажные рекламные ссылки. Если баннерная и контекстная реклама рассчитана на потенциального посетителя и служит для привлечения их внимания к рекламируемому товару или услуге, то рекламные ссылки рассчитаны на поисковые системы.

У каждой поисковой системы есть свои критерии выбора сайта, наиболее удовлетворяющего запросам пользователя. Статистика показывает, наиболее вероятно, что пользователь просмотрит лишь первые 2-3 страницы результатов поиска. Поэтому владельцы сайтов стараются быть как можно выше в результатах поиска. Для этого проводится ряд мероприятий, называемых SEO-оптимизацией. Размещение ссылок — важная часть SEO-оптимизации. Логика поисковых систем проста — если на сайт ссылается много других авторитетных ресурсов, значит, материал сайта заслуживает внимания.

Раз есть спрос, появилось и предложение. Существуют сервисы (к примеру, sape.ru), которые объединяют SEO-оптимизаторов и владельцев ресурсов, получая около 10% с оборота каждого в качестве вознаграждения за посреднические услуги. Сегодня в sape.ru продают ссылки 165 сайтов доменной зоны «UZ», практически все сайты старше 1 года. Доход от размещения ссылок напрямую зависит от количества и качества страниц сайта. Размещение одной ссылки, где-нибудь в незаметном месте, с главной страницы сайта в доменной зоне «UZ» стоит от $0,22 до $37,4 в месяц за ссылку1. При этом общее количество публикуемых ссылок на каждой странице определяется владельцем сайта, который так же решает, какие ссылки он согласен разместить.

Стоит ли делать подобный сервис в Узнете? Думаю, нет. В нашей стране SEO-оптимизацией практически никто не занимается. Так что целесообразней пользоваться сервисами Рунета.

Неизвестный Узнет

Полнейшее пренебрежение SEO-оптимизацией — это еще одна болезнь Узнета. Сколько сайтов Узнета вы можете назвать на память? Из более чем 9 тысяч доменов известных сайтов не более сотни. А где остальные? Сколько в Узнете хороших и полезных сайтов, главной бедой которых является то, что об их существовании знают лишь единицы! Да, не каждый может позволить себе оплату рекламы в метро, но следуя простейшим правилам SEO-оптимизации можно, как минимум, получить целевой трафик с поисковых систем (например, по запросу «автошкола в Ташкенте» сайт автора этой статьи www.prava.uz выходит первым в результатах поиска :). Конечно, для поиска сайта в Узнете можно воспользоваться и местными поисковыми системами, но много ли людей станут менять свои привычки и облюбованный поисковик на другой и не проверенный?

Пользователей сети интернет в Узбекистане еще достаточно мало. Основная масса активных пользователей скапливается в определенных местах (к примеру, uforum.uz). Правильная работа с массами и участие во всевозможных конкурсах и акциях также помогает сделать сайт узнаваемым.

Проблемы контента

Серьезной проблемой для сайтов Узнета является контент. Часто, владельцы сайтов идут легкими путями, подчистую копируя информацию Рунета. С одной стороны, конечно, хорошо, что информация становится доступной в сети TAS-IX, доступ к которой предоставляется интернет-провайдерами по льготным ценам, но было бы лучше, если бы он был уникальным. Авторский контент не только полезен посетителям с Узбекистана, но и способен привлечь внешнюю аудиторию.

Хотелось бы видеть больше информации, непосредственно связанной с нашими реалиями. И простора для выбора предостаточно. Конечно, в Рунете можно найти практически любую информацию, но там точно не пишут о наших роддомах или танцах наших улиц.

Основной проблемой создания ресурсов, посвященных Узбекистану, является сложность получения информации с оффлайн-источников: инертность государственных структур, недальновидность и безграмотность организаций, халатно относящихся к информационным возможностям сети интернет. Все эти искусственные препоны мешают свободному обмену информацией, которой мы видим в Рунете.

Главным источником пополнения информации в web2.0 является генерация контента пользователями. Это могут быть авторские статьи, активность форумов и чатов, выпуски подкастов2 и скринкастов3 — все многообразие информации, которым богат современный интернет можно привнести на ваш сайт, если создать удобные условия для ее генерации. Потенциал подобных источников информации в Узнете практически не используется.

Заключение

• Физическим лицам сложно монетизировать проект, а значит его поддержка и развитие строится исключительно на энтузиазме, запас которого, к сожалению, ограничен.
• Юридические лица халатно относятся к своим сайтам, часто созданным «для галочки» и никак не включенным в общую инфраструктуру компании.
• При правильном подходе и большом желании любой сайт способен сам «зарабатывать себе на жизнь» и даже приносить прибыль. Возможно, это даст дополнительный стимул для тех, кто хотел бы открыть свой проект в Узнете.
• Много хороших ресурсов умирают в безвестности, в то время как применение элементарных правил SEO-оптимизации и активное участие в жизни Узнета способны привлечь к нему внимание.
• Проблема контента для Узбекистана всегда была особенно актуальна, и в первую очередь способствуют этому трудности получения информации из реального мира.

Остается надеяться, что с уменьшением арендной стоимости внешнего канала, а значит и существенного уменьшения стоимости услуг интернет-провайдеров, накопится критическая масса пользователей, которые, наконец, помогут Узнету задышать полной грудью.

1 Статистика получена путем простой регистрации в сервисе в качестве оптимизатора через поиск площадок по заданному фильтру.
2 Подкаст – аудио или видеозапись на определенную тему, обычно выпускаемая на регулярной основе.
3 Скринкаст – видеоподкаст, в котором дополнительно отображается содержимое экрана автора

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте