ИКТ в почтовой связи
7 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс. Тэги:
Автор: Джамиля Аипова.

uchastnik Гонец бежал три дня и три ночи. Бежал, преодолевая тяжесть в ногах, невзирая на колючий дождь и слякоть, на ветер, обдувавший его со всех сторон, на усталость, сбивающую с ног. Он понимал, что должен вовремя предупредить родное войско о грядущем наступлении врага.

Дыхание перехватывало, сердце бешено колотилось, ноги не слушались, но воля к исполнению своего долга придавала сил для последних нескольких шагов. Он добежал до заветного места, сообщил о предстоящем сражении и упал замертво. Этого можно было избежать, если бы в то время были информационно-коммуникационные технологии…

Напиши мне письмо
Однако, так было много лет назад, когда люди в качестве передачи сообщений использовали гонцов. А до этого, еще во времена каменного века, в качестве обмена информацией использовали дым костров, удары в сигнальные барабаны, звуки труб. Но согласитесь, методы гораздо менее эффективные, чем нынешние.

Трудно себе представить, какое количество трагических жертв могло бы еще произойти, если бы почтовая связь не развивалась и не совершенствовалась благодаря приходу в нее информационно-коммуникационных технологий.

Для нас почта давно стала делом привычным и обыденным, поскольку все мы повседневно сталкиваемся с ее работой. Очень радует, что в наш стремительный век с внедрением в почтовую сферу информационно-коммуникационных технологий, люди не перестали писать обычные письма. Хотя нынче для передачи информации столько современных возможностей – телефон, смс- сообщение, Интернет! Но все же, как приятно получить письмецо из рук почтальона. Наверно потому, что только в письме, неспешно написанном пером, можно в полном объеме отразить души порывы, глубину мыслей, искренность чувств. При всем стремительном проникновении в почтовую службу ИКТ, в наше бурное техно-время эпистолярный жанр продолжает существовать наряду с современными методами передачи данных. Ежегодный рост писем, наблюдающийся на протяжении нескольких последних лет, составляет четыре-пять процентов. А почтальон – профессия по-прежнему востребованная и почитаемая.

Но эффективнее, мобильнее и динамичнее делают почтовую связь, конечно, информационно-коммуникационные технологии. С их внедрением появилось столько возможностей, о которых пару десятков лет назад, мы и не мечтали. Сегодня, благодаря ИКТ, за считанные секунды наше письмо летит на другой конец планеты и столь же быстро возвращается ответ.

Конечно, история почты неотделимо связана с историей государства. Реформы, осуществляемые в экономике нашей страны, внесли значительные позитивные перемены в сферу почтовой связи, повысив ее потенциал. Существенный скачок произошел в этой отрасли за годы независимости республики. В это время быстрыми темпами развиваются новые виды услуг в сфере связи. Большая роль в этом принадлежит ОАО «Узбекистон почтаси». Благодаря масштабной работе этого координирующего почтовую сеть органа, сегодня в республике компьютеризированы все объекты почтовой связи, 216- подключено к системе ЭДП (электронные денежные переводы), 87 из них в сельской местности. Создана единая информационная сеть почтовой связи для оказания услуг «электронный денежный перевод» не только в областных центрах, но и в каждом региональном центре. С развитием информационных технологий электронные денежные переводы становятся все более популярным инструментом для трансфера денежных средств.

Организован и начат обмен международными электронными денежными переводами с Украиной и Россией. Активная работа ведется для открытия услуг международных электронных денежных переводов с другими государствами СНГ и дальнего зарубежья. Более 660 операторов и котролеров пользуются электронно-цифровыми подписями.
Основные направления внедрения и развития новых видов услуг в почтовой связи определены «Программой модернизации сети почтовой связи, внедрения и развития новых видов услуг на базе информационно-коммуникационных технологий до 2010 года», утвержденной постановлением Кабинета Министров 19 мая 2005 года.
Казалось бы, с приходом в нашу жизнь высоких технологий, у почты появилось столько конкурентов, и как трудно ей, должно быть, выживать в условиях такой конкуренции. Но она не отстает, а шагает в ногу со
временем, не только внедряя эти технологии в свою сферу, но и самих же конкурентов привлекая к совместной работе. Ведь в сотрудничестве работать куда легче! Примерно в 150 отделениях установлены терминалы пластиковых карточек для приема платежей за коммунальные услуги, открыто 44 пункта коллективного пользования Интернетом.

В нынешнем году большая работа была проведена по оказанию услуги – гибридные денежные переводы во всех отделениях почтовой связи. Это такие услуги, когда часть пути денежные переводы идут по сети, а дальше до отдаленных кишлаков – на бумажном носителе. Такая практика широко применяется за рубежом. Теперь она активно внедряется и у нас в республике. Это позволит увеличить объем услуг и отказаться от приема простых почтовых переводов, которые ранее пересылались с использованием традиционных средств.

Большое внимание уделяется созданию во всех узлах почтовой связи локальных компьютерных сетей, соединение их в корпоративную. Для этого закуплено о 200 компьютеров, более 190 серверов, 160 принтеров, 40 многофункциональных устройств, которые отправлены по местам их установки. Это дает возможность оказывать современные услуги населению во всех узлах связи. В настоящее время более 150 объектов почтовой связи подключено к этой системе приема.

Многие годы почтовая связь служила средством глобальной сети, причем услуги предоставляются по умеренным ценам. Сегодня потенциал почтовой связи значительно выше, чем скажем, лет 10 назад. Экономическая и
техническая эффективность инфраструктуры повышена за счет рационального внедрения информационно-коммуникационных технологий, благодаря чему спектр деятельности почты значительно расширился.

Дальнейшее развитие отрасли предусматривает автоматизацию производственных процессов за счет оснащения объектов почтовой связи современными технологиями, поэтапного создания корпоративной сети передачи данных, выход на новые сегменты рынка услуг связи, существенное увеличение доходов.

Источниками финансирования являются средства ОАО «Узбекистон Почтаси», Фонда развития информационно-коммуникационных технологий (ФРИКТ), кредиты коммерческих банков.

Корпоративная компьютерная сеть имеет выход в Интернет, по ней осуществляется быстрый обмен электронными данными между ОАО «Узбекистон почтаси» и его структурными филиалами, а также функционируют внутри республиканские автоматизированные системы электронных денежных переводов и приема платежей.

Автоматизированная система учета и контроля прохождения почтовой корреспонденции, внедренная в филиале «Халкаро почтамт» и территориальных филиалах позволяет ускорить обработку заказных корреспонденций, улучшить качество сопроводительной документации, оперативно предоставлять нужную информацию потребителям и клиентам о доставке (вручении) входящих международных почтовых отправлений через веб-сайт Общества www.pochta.uz.

Для модернизации и развития услуги по международным почтовым денежным переводам ОАО «Узбекистон почтаси» подключилось к международной сети электронных денежных переводов Всемирного почтового союза по системе «IFS Light».

В нынешнем году, объявленном в нашей стране Годом развития и благоустройства села, особое внимание уделялось развитию почтовой связи в отдаленных уголках страны. Для достижения доступности почтовых услуг населению в сельской местности открыто 20 передвижных отделений почтовой связи, оснащенных по последнему слову техники. Благодаря передвижной почте связью охвачены населенные пункты даже в самых отдаленных кишлаках. Реализация этих проектов направлена на улучшение качества жизни на селе, создание условий для оказания новых современных информационно-коммуникационных услуг.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте