IP-телефония: за и против
12 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Михаил Елумеев.

uchastnik Ни для кого не секрет, что целостность и своевременность информации во все времена определяла одну из самых значимых ролей в жизни общества. Во все времена и целостность, и своевременность достигались разными путями, так, например, во времена Чингиз-хана посыльным сочиняли песню, дабы они не забыли в пути передаваемое сообщение – сейчас же в век информационных технологий и к целостности, и к своевременности информации немного другой подход.

Есть множество способов реализации доставки информации, начиная от e-mail и заканчивая видео-конференцией, мне бы хотелось остановиться немного подробнее на организации телефонных разговоров. Сегодня, наверное, у всех на слуху такие термины как IP-телефония и NGN. Важнее понимать: что кроется под этими терминами, а не знать сами аббревиатуры? Смысл и главное отличие VoIP от нынешних телефонных сетей общего пользования (ТфОП) заключается именно в передаче речевой информации. Ведь в ТфОП для одного разговора выделяется один канал, и не важно как быстро или медленно будете Вы говорить, будете ли Вы молчать друг с другом на протяжении часа или что-либо еще (канальная коммутация). VoIP- технология осуществляет пакетную коммутацию, а в пакеты «утрамбовывается» только значимая информация и в результате такого подхода по одному используемому каналу ТфОП могут одновременно проводиться 2 и более соединений ( в зависимости от выбранных параметров кодеков и полосы канала). При том IP-телефония имеет ряд преимуществ перед ТфОП:

— во-первых, пакетная коммутация, используемая в IP-телефонии более гибка, одни и те же пакеты могут доставляться абсолютно разными маршрутами;

— во-вторых, на сетях IP-телефонии можно организовать QoS( Quality of service) и GoS( Guaranty of Service), конечно же качество сервиса можно внедрить и на сетях ТфОП, модернизировав их в IN (Intellectual Network), но покупая календарь, мы же не будем брать прошлогодний, не так ли?

— в-третьих, пакетная коммутация, используемая в IP-телефонии, позволяет оторваться от сети ТфОП и использовать глобальную сеть Интернет в качестве транспортной;

— в-четвертых, IP-телефония позволяет использовать алгоритмы шифрования и криптографии, делающие Ваши разговоры абсолютно приватными и недоступными для чужих ушей;

— в-пятых, безболезненное внедрение IP-телефонии в сеть NGN с ее последующим развитием;

Я мог бы продолжать перечислять еще очень долго, но необходимо показать выгоду IP-телефонии, а выгода проста — вследствие удешевления трафика разговоров, становятся дешевле и сами разговоры, и не только региональные, но и международные. Конечно же, возникает вопрос «стыковки» IP-телефонии с сетями ТфОП, но и этот вопрос решаем. На сегодняшний день уже разработан стек протоколов сигнализации SIP-SS7. Более того, если смотреть в глубину этого вопроса, протоколы IP-телефонии SIP, H.323 сами по себе универсальны. Они способны передавать любой трафик по IP-сетям, начиная от разговорного и заканчивая видеоконференцией, на сегодняшний день многие отдают предпочтение SIP в виду его открытости и повышенной скорости создания соединения. Но это сегодня, а мне хотелось бы поговорить и о том, что будет завтра. Ни для кого не секрет, что проектируемые сети NGN основываются на так называемых гибких коммутаторах или технологии softswitch. И именно в такой концепции сетей NGN я вижу IP-телефонию, образованную путем слияния ТфОП, ЦСИО и нынешней VoIP, естественно суть IP-телефонии останется той же, с той лишь разницей, что масштабы сети будут много больше, как и количество ( и, надеюсь, качество) оказываемого сервиса.

Так же одной из отличительных особенностей IP-телефонии можно считать ее лояльность к передвижениям абонента. Ведь, по сути, трафик IP, не зависит от проводов ТфОП, доступ абонента к сети IP-телефонии может быть организован и беспроводным путем, будь то WI-FI, WI-MAX или тот же старый и любимый GPRS на Вашем мобильном, то есть абонент может воспользоваться любым устройством, имеющим доступ к нужной сети. И, после аутефикации, он будет иметь полный доступ ко всем услугам. Такая территориальная независимость для абонента способна увеличить число пользователей сети до самого максимального значения. Кстати говоря, этой идеей воспользовался в свое время Skype, реализовав skypephone – первый в мире мобильный IP-телефон, который, как известно, пользуется большой популярностью среди населения Западного континента.

Конечно же, существует множество способов реализации серверов IP-телефонии. Это готовые продукты известных всему миру «монстров» Cisco и прочих, но есть и программные решения, которые могут быть настроены практически под любую сеть, будь то маленький коллектив компании или же гигантская корпорация – все зависит от Вас, примером таких программных решений может служить Asterisk или основанный на нем продукт Trixbox, единственная сложность реализации такого сервера в его компиляции ( т.е. сборки) и последующей настройке. Так же IP-телефония позволяет вести более гибкую систему расчетов и тарифов (по сравнению с ТфОП), а гибкость и надежность биллинговой системы во много определяет последующую прибыль. На мой взгляд, отличительной особенностью IP-телефонии является, прежде всего, ее доступность, а вследствие чего и будущая массовость. Я считаю, что за технологиями VoIP будущее, которое начинается уже сейчас.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте