Сколько стоит сайт построить? Инструкция для «чайников»
12 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Елена Селезнева.

uchastnik Интернет все увереннее входит в нашу повседневную и деловую жизнь, и становится сложно представить компанию, не имеющую собственного сайта. Если, несмотря на долгий срок существования вашей компании, эта «гениальная» мысль вас почему–то осенила только сейчас, что ж — лучше поздно, чем никогда, и в этой статье мы постараемся «разложить по полочкам» весь процесс и посчитать, во сколько это удовольствие вам обойдется.

«Когда мы будем делить наши деньги?»
Ильф и Петров, «Золотой теленок»

Итак, у вас появился свободный капитал, и вы решили с толком его потратить, то есть, инвестировать. От момента появления этой идеи до того дня, когда вас можно будет назвать счастливым обладателем собственного веб-ресурса, пройдет несколько нелегких этапов:

1. Определяемся с форматом сайта:
Для начала необходимо четко понять, какой именно сайт вам нужен. Простой корпоративный (так называемая «визитка»), или электронный магазин с огромным каталогом – решать только вам, исходя из специфики вашего бизнеса, а также финансовых возможностей. Разумеется, с повышением уровня сложности растет и стоимость создания сайта. Многие заказчики — «чайники», зачем-то порываются наворотить сайт со всеми имеющимися премудростями (видеогалереей для роликов, которые «может быть, будут сниматься в 20хх году», «красивой» и неуместной в некоторых случаях флеш-графикой, каталогом статей, написанных сложносочиненными предложениями, которые никто, кроме них, читать не будет) – грамотный исполнитель всегда отговорит вас от подобных излишеств.
Следует отметить, что прайс-листов на разработку сайтов у большинства студий нет, так как все заказы просчитываются индивидуально и по запросу. Но разброс цен на сайты различных форматов приблизительно таков:

sitep_12_12_2009

Пару лет назад многие мелкие студии, особо не утруждаясь и поставив творческий процесс на поток, предлагали стандартные шаблоны сайтов, за смехотворные суммы. В итоге вы всегда могли натолкнуться в сети на сайт, до боли похожий на ваш собственный. Радует, что сейчас подобным «творчеством» уже мало кто занимается, и заказчики стали более разборчивыми.

2. Выбираем веб-студию.
Далее – выбираем исполнителя. Можно, конечно, заказать сайт и фрилансерам, либо знакомому студенту-программисту, но, знаете ли, если никаких документально оформленных отношений заводить вы не захотите и знакомый вдруг внезапно потеряется, винить надо будет только себя. Редкий программист потом возьмется за переделку и дополнение чужих ляпсусов. В таком случае легче и лучше заказать сайт у профессиональной веб-студии «с нуля». Поэтому советуем выбирать веб-студию, работающую на рынке хотя бы пару лет, с портфолио достойных работ, обязательной технической поддержкой хотя бы в течение года после создания (в дальнейшем вам придется доплачивать за тех. поддержку отдельно), и, конечно же, дружелюбным отношением к клиентам. Где же найти подобные раритеты? На специализированных сайтах, либо форумах очень часто обсуждают веб-студии Узбекистана, либо по рекомендациям знакомых, уже работавших с какой-либо студией. Хорошей репутацией заслуженно пользуются Arsenal D, Brand.uz, eSector Solutions, Mirada Software, Sarkor Solutions, и ещё некоторые известные веб-студии Узбекистана.

Можете объявить тендер, но некоторые серьезные студии в тендерах не участвуют, так как, по их мнению, заказчики склонны выбирать участника с самыми низкими ценами, а не с «правильным» соотношением цена/качество. Необходимым условием является также грамотное составление Технического Задания на разработку сайта (ТЗ). Это позволит сторонам максимально подробно прописать все пожелания и требования, ничего не упустить, и избежать возможного недопонимания.

Здесь также важно отметить еще один весьма важный аспект: — оптимизация под поисковые системы и продвижение вашего сайта в сети посредством так называемого SEO (Search Engine Optimization). В этом плане заказчику необходимо отдельно уточнить у потенциальных разработчиков — будет ли данная опция включена в стоимость разработки, с внесением соответствующих записей в ТЗ.

Система администрирования сайта
При выборе исполнителя обратите внимание на систему администрирования будущего сайта, так называемый «движок». Если вам предложат лицензионные CMS (Content Management System — Система управления контентом/сайтом), имейте в виду, что лицензию эту сначала необходимо купить (к примеру, пакет «Стандарт» у «Битрикса» стоит порядка 400 долларов США), а потом желательно каждый год продлевать, иначе при работе могут возникать некоторые ошибки и проблемы (своевременное продление того же самого «Стандарта» стоит порядка 80$). Радует, что при покупке лицензии вы становитесь партнером компании, и при продлении вам предоставляется 40% скидка. На мой взгляд, как административного пользователя «Битрикса» и CMS других отечественных компаний, а также открытых/бесплатных CMS – по функционалу наши CMS ничуть не хуже: поэтому не вижу смысла ежегодно доплачивать за лицензию, если только вы не фанат лицензионного ПО. Ни в коем случае не агитирую всех бойкотировать лицензионные CMS, всего лишь мои личные впечатления.

Здесь уместно предложить заказчику не полениться и рассмотреть все преимущества и недостатки каждой предлагаемой CMS, посмотреть, какие возможности она может предоставить, и в чём в дальнейшем может ограничить.

Для наглядности, ниже приводятся примеры интерфейсов некоторых известных CMS:

Необходимо также отметить, что если речь идёт о персональном сайте или блоге, более продвинутым пользователям интернета могут подойти готовые решения на базе CMS —WordPress, Joomla или даже MediaWiki. В этом случае, безусловно, необходимо провести для себя более глубокий ликбез, чему могут поспособствовать специальные путеводители (tutor), выложенные на сайтах разработчиков и специализированных форумах.

3. Регистрируем доменное имя.
Не менее значимым аспектом является выбор доменного имени и покупка хостинга для размещения будущего сайта. Нейминг также важен, как и все другие элементы сайтостроительства, как говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». С выбором подходящего, звучного и желательно короткого доменного имени в Узнете особых проблем и ажиотажа пока нет (всего в доменной зоне «UZ» зарегистрировано чуть более 9400 доменных имен — по состоянию на начало декабря 2009 года), каждый месяц регистрируется более 300 новых доменных имён), так что вы еще успеете забронировать нужное вам имя. Кстати, сделать это можно и, скорее всего, нужно задолго до начала работы над сайтом, так как всегда есть вероятность, что с хорошим названием вас могут опередить конкуренты либо иные лица. Хорошим тоном считается регистрация в доменной зоне «UZ»: если уж вы собираетесь работать на рынке Узбекистана. В этом случае желательно избегать международных доменных зон: com, org, net, или, если вам уж совсем невтерпеж забронировать за собой эти домены, настроить с них переадресацию на основной домен в зоне «uz» (или наоборот).

Вопросам регистрации доменов и администрированию доменной зоны «UZ» посвящен сайт www.ccTLD.uz (Администрация доменной зоны «UZ»). Здесь вы можете проверить, свободен ли домен, выбрать регистратора, почерпнуть много полезной информации о доменах и тенденциях развития Интернет и т.п. Также запущена услуга: сервис уведомления об окончании срока регистрации вашего домена. Многие граждане в силу различных причин иногда забывают продлевать свое право владения, пользования и распоряжения доменным именем, бывали случаи, что отдельные регистраторы «забывали» им об этом напоминать, и доменное имя уходило другому владельцу. Также есть другая хорошая новость: с ноября 2009 года регистрировать и продлевать доменные имена можно уже на три года: это и удобнее с точки зрения более длительного закрепления своих прав, и дешевле (см. таблицу 2). Стоит отметить, что тарифы на предоставление услуг Администрацией доменной зоны «UZ» не регулируются, а устанавливаются самими регистраторами.

Официальных регистраторов в Узбекистане на сегодняшний день — 7: старейший на рынке – «Томас» (работает с 2001 года), единственный регистратор в регионах — «Симус» (Фергана).


*«Арсенал Д» запускает услугу регистрации на три года в 2010 г.
**Для стимулирования развития Узнета в регионах была запущена специальная акция — «Восточный базар»: компаниям и гражданам из областей Узбекистана, (кроме Ташкента), в течение всего 2009 года на регистрацию и продление предложены сниженные цены. По состоянию на 3 ноября по акции зарегистрировано и продлено более 730 доменных имен. Лидирующая область — Ташкентская – более 250 домена (Источник).

4. Покупаем хостинг
Переходим к выбору хостинг-провайдера. На мой взгляд, больная для Узнета тема. Вроде бы понятно, что нашим пользователям быстрее, удобнее, и дешевле (TAS-IX) работать с сайтами, которые хостятся в Узбекистане, но, тем не менее, многие владельцы сайтов (около 56%, по данным www.uz) до сих пор предпочитают размещать свои веб-ресурсы в России, Европе или США. Что это – неверие в безопасность и надежность наших серверов? Неуважение к узбекистанским юзерам? Скорее всего – элементарная экономия средств: для сравнения, masterhost предоставляет 600мб за 60$ в год, а у нас за эти деньги можно купить максимум 100 мб (см. таблицу 3). С чем связан такой разброс цен? При анализе причин получается замкнутый круг: высокая стоимость аренды внешнего канала у «Узбектелеком» +дорогое оборудование ? высокая стоимость хостинга ? высокая стоимость интернета ? низкое количество пользователей, недостаточное для окупаемости вложенных средств и нежелание владельцев сайтов хоститься на местных серверах.

Интересен опыт Казахстана, который позволяет приобретать домен в зоне «.KZ» только сайтам, которые хостятся на казахстанских серверах. Неплохая идея для поддержки отечественного производителя, но «насильно мил не будешь», и при гипотетическом введении подобных мер в нашей стране, это только бы оттолкнуло владельцев сайтов, что может сказаться на темпах развития Узнета.

Возможно, дополнительным стимулом для переноса Вашего сайта в TAS-IX послужат следующие факторы:

• рейтинг посещаемости у тас-иксовских ресурсов выше, так как пользователи с ограниченным трафиком (и тарифным планом с безлимитным тас-иксом), естественно, предпочитают местные ресурсы;

• при «падении» внешнего канала (такие случаи у нас, к сожалению, не редки), ваш сайт будет продолжать работу;

• скорость загрузки сайта в TAS-IX для наших пользователей выше, чем у зарубежных ресурсов. Но, если целевая аудитория вашего сайта – иностранные пользователи, то небольшая емкость нашего внешнего канала (1270 Мбит/сек по состоянию на конец ноября 2009 г.) заставит их «немного» подождать.

Оптимальный объем дискового пространства вам посоветует исполнитель (веб-студия), но очевидно, что под стандартный, незагруженный корпоративный сайт, не стоит покупать «про запас» хостинг в 500 мб. Поменять тарифный план и нарастить объем, вы сможете всегда, а вот зря потраченных денег на неиспользуемый объем будет жаль.

Услуги хостинга в Узбекистане предоставляют многие, остановимся на нескольких крупных провайдерах:

5. Платим зарплату контент-редакторам
В случае с корпоративным сайтом вы, без особого зазрения совести, можете «попросить» pr-менеджера компании заполнять сайт в размерах его текущей заработной платы либо с пропорциональной к затрачиваемому времени доплатой. Отдельно хотелось бы выделить затраты на модерацию сайта СМИ: ведь, кроме вышеперечисленных расходов, подобный ресурс требует расходов на заработную плату журналистов и контент-менеджеров. Прибавляем 350-600 тысяч сум/в месяц, если это сотрудник работает в штате постоянно, или от 5 до 25 тыс. сум за статью, если для вас пишет фрилансер/журналист.

Важный момент при создании сайта, на котором вы собираетесь размещать какие-либо новости и вести посредством сайта коммерческую деятельность – это получить государственную регистрацию (Свидетельство) на электронное СМИ. Заявление подается в УзАПИ (Узбекское агентство по печати и информации), пошлина взимается в размере 1 минимальной заработной платы (на сегодня 37680 сум). Впоследствии очень важно соблюдать все требования, предъявляемые к СМИ (указаны в Законе Республики Узбекистан «О средствах массовой информации»), дабы эту лицензию (свидетельство) у вас не отозвали. Для регистрации вашего сайта в качестве электронного СМИ, необходимо внимательно ознакомиться с «Положением о порядке государственной регистрации средств массовой информации в Республике Узбекистан», утвержденного постановлением правительства РУз от 11 октября 2006 года за №214, и подготовить все формы заявления в соответствии с данным документом.

Итак, суммируем все статьи расходов, и покажем приблизительные затраты на создание корпоративного сайта и сайта СМИ*:

Очевидно, что корпоративный сайт обходится своему владельцу намного дешевле сайта СМИ, и, при надлежащем исполнении и правильном продвижении, окупится после некоторого времени успешного привлечения клиентов через сайт. Даже если вопрос окупаемости не является столь важным, принципиальным на сегодняшний день является наличие электронного представительства для любой уважающей себя компании. Сайту же СМИ придется зарабатывать на свое содержание рекламой и pr-статьями, и то, первое время, до приобретения известности, сайт будет убыточным, как и всякое начинание, а с появлением доходов к точке безубыточности проект выйдет, скорее всего, лишь через несколько лет.

Итак, очевидно, что создание сайта – дело недешевое и нелегкое, но нужное и важное, поэтому ни в коем случае не стоит экономить на «виртуальном лице» компании, и заказывать сайт неизвестным исполнителям только потому, что их тарифы ниже среднерыночных. Ведь вы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи/услуги/сайты (нужное -подчеркнуть).

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте