Hosted сервисы
15 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Тимур Саттаров.

uchastnik На современном рынке IT сервисов происходят два противоположных процесса: процесс централизации и процесс распределения. Примером распределения может быть работа сайта использующего AJAX. Например, почтовый сервис Gmail распределяет часть нагрузки, которую раньше выполнял сервер, на компьютеры пользователей.

Ранее при переходе между почтовыми сообщениями, браузер посылал запрос серверу, сервер генерировал новую страницу полностью, затем отсылал ее обратно браузеру, который отображал ее для пользователя. Что происходит сейчас: браузер отсылает запрос только на содержимое того почтового сообщения, которое вы хотите просмотреть. При этом страница полностью не перезагружается, оформление страницы, скрипты, стили – все это вы загружаете один раз, а затем браузер сам компонует из этого страницу. Таким образом, сервер занят передачей только необходимых данных, и избавлен от тех задач, которые могут быть выполнены на местах. Сервер разгружен, и может обслужить больше запросов, пользователи тоже в выигрыше – ведь сервис стал работать быстрее, благодаря тому, что больше не нужно передавать по сети избыточные данные. Еще один пример — распределенные вычисления. В этом случае с помощью разделения нагрузки получается более мощное устройство за меньшие деньги. В таких проектах как Seti@home и Folding@home полученная в итоге мощность вполне сравнима с суперкомпьютерами.

Hosted (анг.) — дословно
находящийся в гостях, ведомый.

На противоположном полюсе находится процесс централизации, это обратное движение к объединению однотипных сервисов, например в одном устройстве или дата-центре. Другое их название — hosted сервисы. Рассмотрим обычный хостинг: не каждая компания имеет возможность установить собственный сервер, который будет обслуживать электронную почту и веб-сайт компании. Зачастую дешевле и проще купить эту услугу у хостинг-провайдера. В этом случае клиенту не нужно самостоятельно обслуживать свой сервер, решать проблемы с персоналом, защитой данных, фильтрацией спама и многим другим.

Но хостинг это только один, самый распространенный случай, hosted сервиса. Давайте рассмотрим какие еще разновидности hosted сервисов можно встретить:

• Сервис защиты от спама и вирусов. Работает это так: почта клиента пропускается через фильтры сервис-провайдера, и вся ненужная корреспонденция отсекается. Такие сервисы предоставляют компании IronPort, Google, Microsoft и др.

• Системы управления предприятиями (ERP). Клиент получает полноценный инструмент для управления своим бизнесом. В процессе расширения бизнеса он может докупить дополнительный функционал, лицензии или мощности. При использовании схемы hosted-сервисов он избавлен от необходимости покупать что либо кроме услуги. Все сопутствующие задачи (техническое обслуживание, поддержка и т.д) ложатся на плечи сервис-провайдера. Подобные услуги предоставляют компании Atlas, Salesforce, и другие.

• Hosted контакт-центры. Случай из практики: в этом году в Узбекистане вышло постановление, которое требовало от банков иметь свою горячую линию с несколькими операторами для обслуживания клиентов. Проблема заключалась в том, что банкам не нужно было много линий и операторов, но нужно было много функций. Подходящие по функциям модели контакт-центра были рассчитаны на гораздо большее количество линий и стоили дорого, поэтому банки оказались перед выбором: купить дорогое и избыточное по мощности решение или сэкономить, выбрав решение с урезанным функционалом. Конечно, руководство банков склонялось к тому, чтобы сэкономить средства и использовать более дешевое решение. Если бы на рынке в тот момент был специализированный провайдер, то проблема решилась бы легко и выгодно. Банк смог бы получить полноценный контакт-центр с отдельными линиями, персональными настройками, голосовым меню и так далее. И что важно — в том количестве и качестве, которое им нужно на данный момент.

• Другой пример: виртуальная АТС (hosted PBX). Для использования услуги клиент получает от провайдера только интернет-канал и устройство, к которому подключаются телефоны. Всю остальную работу: создание внутренней нумерации, обслуживание голосовой почты, выход на городские линии — берет на себя провайдер услуги. Если нужно подключить ещё один офис — клиенту нужно только подключить его к интернету. Эта услуга в том или ином виде уже присутствует на рынке республики, что не может не радовать.

• Ещё один интересный пример — виртуальные серверы. В традиционной схеме: при установке или аренде оборудования на площадке дата-центра владелец оборудования не всегда может предугадать необходимые ему мощность процессора, объём памяти и жестких дисков. Из-за этого ему придется купить больше чем нужно из расчета дальнейшего роста и возможных скачков нагрузки. В случае виртуальных серверов – наращивание производительности может производиться постепенно, увеличивая мощность сервера по запросу пользователя, без замены оборудования. При виртуализации сервер не привязан к реальному оборудованию, один и тот же набор виртуальных серверов в зависимости от нагрузки может работать на одном реальном устройстве, а в моменты пиковых нагрузок распределяться на несколько. Наращивание мощностей и апгрейд устройств —всегда были большой проблемой, которые теперь решаются работниками дата-центра. Они же, в свою очередь, докупая новое оборудование, не выкидывают старое, а объединяют их вместе, увеличивая мощность кластера. Подобное решение есть у компании Cisco совместно с компанией VMware, и называется оно Unified Computing.

Мы можем еще долго рассматривать возможные варианты применения hosted сервисов. Это может быть централизованная система видеонаблюдения с раздельным доступом к своим камерам, виртуальный диспетчер такси или система оплаты товаров и услуг через мобильный телефон. На нашем рынке много неосвоенных областей применения таких сервисов и потенциал этих областей довольно высок. Hosted сервисы выгодны обеим сторонам, позволяя с одной стороны удовлетворить потребности клиента за разумные деньги, а с другой стороны — унифицировать саму услугу и облегчить работу провайдера. Уже сегодня возможна реализация части из них в Узбекистане. От клиентов всё чаще будут поступать такие запросы, которые потребуют реализации подобной бизнес-схемы. Хотелось бы верить, что бизнес-аналитики и маркетологи подтолкнут наших бизнесменов к развитию рынка hosted сервисов.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте