Развитие дистанционного обучения в Узбекистане на примере Филиала РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина
15 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Ориф Арипов.

uchastnik Филиал Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в городе Ташкенте организован в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова № ПП-564 от 12 января 2007 года «Об организации деятельности филиала Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина в г. Ташкенте».

В Постановлении отмечается, что основной задачей филиала является подготовка высококвалифицированных специалистов для нефтегазовой отрасли республики в соответствии с образовательными программами, принятыми в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина и общепризнанными международными требованиями, предъявляемыми к качеству высшего образования, целями и задачами Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан.

Для того, чтобы студенты могли слушать лекции и учиться у лучших преподавателей РГУ им.Губкина, Филиал имеет аудиторию на 150 посадочных мест предназначенную для дистанционного обучения и оборудованную всем необходимым для трансляции и приема сигнала из головного ВУЗа.

Дистанционное обучение представляет собой создание учебной среды, которая включает в себя компьютерные и информационные средства, где связь между обучаемыми и преподавателем происходит посредством телекоммуникационных каналов.

Существует ряд технологических средств для проведения дистанционного обучения:

Компьютерные технологии обучения. Эта технология уже прочно закрепилась в учебном процессе, обычно учебный материал в этой технологии представлен в виде компьютерных программ или систем, Основной составляющей этого учебного материала составляет «гипертекст», отличие гипертекста от обычного текста в четкой структурированности и в возможности мгновенно перемещаться в любую часть материала. Также гипертекст может содержать ссылки на такие объекты, как: какой-либо текст, графическая иллюстрация, анимация, аудиофрагмент, видеофрагмент или же какая-либо программа. Так же важнейшей частью учебной программы является блок вопросов и упражнений для закрепления теоретических и практических знаний. Такие программы могут передаваться учащимся на дискетах, на CD дисках и на других носителях , либо распространяться по сети ИНТЕРНЕТ.

Технологии Интернет. К ним можно отнести:
— World Wide Web («Всемирная паутина») — система организации информации в Интернет, основанная на гипертексте. Эта технология позволяет размещать в сети Интернет гипертекстовые учебные пособия, тесты для контроля, в том числе и с элементами мультимедиа, и обеспечивает интерактивный доступ к учебному материалу непосредственно в компьютерной сети;
— FTP (File Transfer Protocol) — протокол передачи файлов. Это стандартная сетевая служба, обеспечивающая передачу файлов от одного компьютера к другому. Позволяет учащимся забирать с компьютера учебного заведения на свой персональный компьютер любые файлы (учебные пособия, прикладные программы, компьютерные учебники, компьютерные тесты и т.п.);
— Синхронные по времени, онлайновые видеоконференции. Позволяют проводить консультации учащихся с преподавателем, групповые дискуссии синхронно по времени, например, с помощью программ Chat, Netmeeting. Такого рода программы требуют высоких скоростей каналов Интернет. Видеоконференции такого типа создают чрезвычайно важный психологический эффект совместной учебной деятельности.

В филиале Российского Государственного Университета нефти и газа имени И.М. Губкина в городе Ташкенте широко применяется метод дистанционного обучения посредствам онлайн видеоконференций . Итак, какие же положительные стороны таких дистанционных лекций? В первую очередь, конечно, стоило бы отметить, что данный тип обучения дает возможность студентам получать знания от известных профессоров, которые преподают в головном ВУЗе и поэтому не всегда имеют возможность приезжать в Ташкент и читать лекции. Еще стоило бы отметить отношение студентов к данному типу обучения: так как это новая система, студент воспринимает ее с большей серьезностью и с очень большим интересом сидят на таких лекциях.

Также это дает возможность преподавателям обмениваться опытом друг с другом. В филиале РГУ для проведения видеоконференций используется самые современные передовые технологии телекоммуникаций. Видеоконференции осуществляются посредством оборудования всемирно известной фирмы ТANDBERG, которая разрабатывает и поставляет оборудование для проведения такого рода мероприятий. Итак, что же собой представляет эта система?- Это сам блок управления TANDBERG, две камеры расположенные в разных концах аудитории которые позволяют удаленному преподавателю иметь полное представление о том, что происходит в аудитории, и проектор, который выводит на экран учебный материал (презентацию, графическое изображение, текстовый файл и т.д.). Также в комплект оборудования добавлены DVD и VHS устройства, которые позволяют производить архивную запись лекций. Для осуществления таких лекций требуется интернет-канал со скоростью не менее 512 Кбит\сек, в филиале РГУ для этих целей проведен отдельный интернет-канал со скоростью 1 Мбит\сек. Так же, как и в любом виде дистанционного обучения, используется компьютер, через который удаленные преподаватели демонстрируют свои презентации или же учебные материалы.

Фотография шкафчика управления системой

fil_15_12_2009

Примерно так проходит дистанционные лекции в филиале
РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

fil_15_12_2009_1

Сама лекция не сильно отличается от стандартной лекции, разве что только тем, что преподаватель на экране, а не за кафедрой. После установления соединения на экране запускается презентация преподавателя, в одном из углов размещается окошко с удаленной видеотрансляцией, и посредством удаленного управления компьютером преподаватель проводит свою презентацию. Дистанционное обучение данным методом открывает широкие возможности в образовательной системе. Например, оно дает возможность получить качественное образование людям с ограниченными физическими возможностями, которые не имеют возможности посещать ВУЗы. Так же эту систему можно использовать для организации обучения в отдаленных районах нашей Республики.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что информационные технологии оказывают огромное влияние на жизнь человека и их внедрение в образовательную систему вызывается повседневной необходимостью. В наш быт легко вошли компьютеры, высокоскоростной доступ во всемирную паутину и технические мультимедиа-возможности. Было бы непростительно не использовать с максимальной отдачей то, что буквально «лежит под ногами».
Однозначно, обучение таким методом имеет право на жизнь. Оно дает возможность получить знания широким слоям населения, территориально удаленным от крупных городов или образовательных центров. Дистанционное обучение также позволяет одному преподавателю обучать огромное количество студентов и проводить контроль знаний при помощи тестов и контрольных работ.

Тем не менее, эффективное дистанционное образование возможно лишь тогда, когда студент этого сам хочет, иначе это просто выброшенные на ветер деньги и время. Никто не проконтролирует человека лучше его самого.

fil_15_12_2009_2

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте