Дети в информационном мире

uchastnik Нынешний XXI век ознаменовался бурным развитием электронных средств телекоммуникаций. Кабельное и спутниковое телевидение, сотовая связь, Интернет прочно вошли в наш быт. И если старое поколение с трудом воспринимает и осваивает их, то молодёжь, особенно дети возраста 12-18 лет, легко общаются со всеми «мудрёными» устройствами: мп3 и ДВД – плеерами, флеш-накопителями, сотовыми телефонами, компьютерами….

Родившись и взрослея уже при существовании всего перечисленного, они уже не представляют жизнь без «благ цивилизации».

Особенность познания современных детей в том, что они зачастую не имеют ни малейшего представления и принципах работы того или иного электронного устройства ( а это не под силу порой и взрослому), тем не менее нисколько не тяготятся этим и принимают это как должное. Если раньше, лет 20 назад, дети увлекались паянием радиосхем, печатали чёрно-белые фотографии в тёмной комнате с красным светом, бегали к друзьям переписать магнитофонные кассеты, то теперь лазерные проигрыватели, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, мультисистемные телевизоры, разнообразная китайская бытовая электроника не требуют никаких особенных знаний в области радиотехники, работая удобно и легко по принципу «нажимай – и готово».

Ребёнок уже не мечтает о велосипеде, управляемой машинке или вертолете, магнитофоне или радиоприёмнике. Вожделенная мечта не только мальчиков, но и девочек школьного возраста — многофункциональный сотовый телефон и компьютер. Пару месяцев назад видел, как солидный папаша покупал дочке лет 14-15 китайский телефон со всеми функциями — за 100.000 сум. Подобный фирменный аппарат обошёлся бы ему как минимум в 3 раза дороже. Нужно было видеть, как сияла и трепетала девочка, держа в руках желанное блестящее изделие. Знаю случай, когда 8-классник, получив от дяди в подарок Нокиа 1110, поиграл ею неделю, и отдал папе, у которого нет телефона, по той причине, что с таким «примитивным» телефоном он не собирается ходить. Заработав летом некоторую сумму, купил китайский аппарат, но с музыкой, клипами, простой фотокамерой – и очень рад, хотя музыка пищит, камера слабая….

Современный сотовый телефон — для детей уже не просто аппарат для связи. Кроме этой основной, он имеет ещё 12 функций: часы, будильник, радио, мп3-плеер, видеоплеер, фотокамера, СМС, Интернет, BlueTooth, игры, диктофон, калькулятор.

В одном устройстве — целый мир! Как тут не вспомнить наивные карманные игры типа «Тетрис» и «Волк и заяц», которыми многие увлекались ещё лет 6 назад. Кажется, в нашей динамичной жизни каждый уже привязан невидимой нитью к сотовому аппарата, настолько, что скоро наверное можно будет управлять человеком через сотовый телефон. Возможности сближения общающихся людей , которые он предоставил нам, вызывают у взрослых ностальгию («Я к Вам пишу…», «Письма лично на почту ношу….-Вологда»).Действительно, от стёртой из памяти СМС-ки не остаётся и следа. Неудавшуюся цифровую фотографию можно тут же просмотреть и сделать повторный снимок, но ожидая проявки фотоплёнки….Можно с собой в кармане на телефоне носить полную коллекцию фотографий родных, друзей, любимых, не опасаясь их помять или намочить. Легко сделать копии с фотографий, отправить на телефон приятелю. А уж про длительные ожидания «под часами» на свидании вообще можно забыть! Сегодняшний парень не ждёт ни минуты, он ещё на подходе к обговоренному месту уже звонит девушке и спрашивает, вышла она или нет. «А, ну тогда я пока в радиомагазин зайду….» . Помню как несколько лет назад мы с знакомым неточно обговорили место и время встречи, и пару часов бесполезно блуждали по одному и тому же кварталу в поисках друг друга – он был внутри кафе, когда я проходил мимо этого заведения. Как я улыбаюсь, мечтая о том, что будь тогда у него и меня сотовый телефон, всё было бы безумно просто.

Редкий человек носит теперь часы — телефон, да ещё если и синхронизированный с сервером времени, покажет точное время.

Записочки, передаваемые на уроке по партам, тоже ушли в прошлое. Нынче в моде СМС- общение, «аська», майл-агент. Любой ребёнок объяснит , что такое «мыло». Чаты – это типа старушки на скамейке, только в Интернете и не для старушек. Ники, логины, «клавы», «уши», «СиДи»-шки (они же «компашки») – нашли своё место в жаргоне подростков обоего пола. Не знать чего-то в этой области становится уже неприлично. Дети со скептикой относятся к бабушкам, которые понятия не имеют, что за коробочка у внука на телевизоре. Их приводит в смех, когда взрослые называют системный блок «процессором».

Может быть, это разумно устроено природой, что в нашей сегодняшней жизни, когда нет поездок в пионерлагерь или на море, каруселей с лошадками, танцплощадок в парке с оркестром, походов за макулатурой всем классом, когда выжившие детские библиотеки пустуют, станции юных техников позакрывались, почти нет детских мероприятий и праздников от домов культуры — у детей есть возможность для общения на «виртуальном» уровне с любимой игрушкой. Тем более, что она обычно делает то, что ребёнок захочет. И это приносит ему радость.

Orphus system