КПД ИКТ и его влияние на конкурентоспособность Узбекистана
16 декабря 2009
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Ойбек Ходжаев.

uchastnik На фоне многочисленных публикаций о развитии в мире информационно-коммуникационных технологий (далее, ИКТ) хотелось бы обсудить вопросы развития ИКТ именно в Узбекистане. С развитием ИКТ все более заметным становится конкурентное преимущество фирм, активно использующих эти технологии перед компаниями, предпочитающими работать «по старинке». А как насчет преимущества целой страны, которая в сравнении с другими странами более активно развивает у себя ИКТ?

Насколько сильно влияет уровень развития ИКТ на темпы экономического роста, на мощь и эффективность государства на международной арене? И как наглядно оценить «коэффициент «полезного действия» (далее, КПД) и влияние ИКТ на производительность в стране, эффективность ее развития? В условиях всемирного экономического кризиса особенно интересно и, на мой взгляд, важно ответить на эти вопросы на примере Республики Узбекистан, поскольку по итогам визита миссии исполнительных директоров Международного валютного фонда в Узбекистан именно эта страна «проявила устойчивость к мировому кризису» и «располагает большим экономическим потенциалом», прежде всего, в базовых отраслях, одной из которых является ИКТ (источник: http://www.gazeta.uz/2009/10/15/imf/).

Ответы на эти вопросы являются главной целью данной статьи и могут помочь с выбором наиболее эффективной стратегии развития ИКТ в Узбекистане, а также с планированием конкретных ИКТ-проектов коммерческими структурами в сегодняшних условиях.

«Вавилонская башня» стратегии развития ИКТ во многих странах традиционно строится на следующих «трех китах»: 1) Подражание странам, набравшим силу и опыт в развитии технологий, адаптация успешных проектов под собственное видение; 2) Определение спроса на ИКТ среди коммерческих и государственных структур, а также его соответствия бюджету и реальным инвестициям в ИКТ; 3) Выявление «подводных камней», мешающих развитию ИКТ и наиболее стремительных «течений» рынка, помогающих их развитию. Полагаю, что есть и невидимая «черепаха», удерживающая на себе этих трех «китов», или, своего рода, мостик через пропасть изначального неравенства в возможностях полноценного доступа к ИКТ, — такая, как, например, государственная поддержка образовательных программ и стандартов ИКТ на фоне роста качества правового регулирования. Рано или поздно стратегия ИКТ, построенная на подобных «китах и черепах», эволюционирует во все более «прогрессивную» и динамичную модель развития, но в условиях жесткой конкуренции определяющими становятся новизна решения и время, требующееся на «квантовый скачок» к взрывному росту спроса на технологии и насыщение ими рынка.

Такой резкий рост спроса на ИКТ был характерным итогом гибридных моделей стратегии развития ИКТ, в которых использовались преимущества не только «социальной» европейской стратегии, но и «свободной» американской модели. Подобный «франкенштейн» из комбинации стратегий различных стран и регионов мира, как ни странно, выжил и до сих пор «оживляет» экономику и важнейшие отрасли многих стран азиатского региона. Думаю, это произошло благодаря, в первую очередь, совершенно новым для рынка преимуществам в отдельных секторах ИКТ-рынка, причем для каждой страны были и еще очень долгое время будут свои модели развития ИКТ, несмотря на явное движение мира к глобализации.

В связи с этим, хотелось бы обсудить ключевые изменения в стратегии развития ИКТ в Узбекистане, описание которых, надеюсь, попутно ответит и на вышеозначенные вопросы влияния ИКТ на конкурентоспособность, производительность, международный рейтинг страны.

К сожалению, формат статьи не позволяет детально описать каждое из изменений, и я привожу здесь лишь приоритетные и конкретные действия, которые могут быть объединены в едином государственном техническом стандарте с заполнением всевозможных рыночных «ниш» ИКТ:

I. ДОСТУПНОСТЬ СТАТИСТИКИ ПО ИКТ. Необходимо предоставлять наглядную и постоянно обновляемую информацию о конкретных преимуществах использования ИКТ с точки зрения конкурентоспособности Узбекистана на международной арене и обеспечить доступ к этой информации всем желающим. У любого предприятия должны быть стимулы самостоятельно измерить, как влияют ИКТ на производительность и на государственном уровне должен быть единый стандарт расчета показателей эффективности при планировании проектов внедрения ИКТ. Почему, если прибыль падает, то одна фирма увеличивает бюджет на ИКТ, а другая сворачивает. И насколько изменяется этот бюджет? Может ли сейчас какая либо крупная компания, к примеру, узбекистанское представительство Microsoft, IBM, Hewlett-Packard, внедрив корпоративную ИКТ-систему, похвастаться цифрами, полученными в результате измерения изменившихся показателей по финансам, по клиентам, по материалам, по себестоимости и так далее? А небольшие фирмы могут? Если и могут, то доступа к этим данным, исследования их в сравнении пока нет. То же самое, должно быть доступно на уровне экономик стран региона или всего мира. Необходимость постоянного развития ИКТ как конкурентного преимущества может выражаться не только качественно, но и количественно: на языке финансистов, бухгалтеров, аудиторов. При этом обязательно следует учитывать все дополнительные преимущества, получаемые приверженцами такого товара/услуги, которым уже пользуется большое число других потребителей и совокупный спрос на товар/услугу не только в текущий момент, но и за все время растущего спроса на данный товар/услугу. Долгосрочная мотивация развития ИКТ опирается на долгосрочные прогнозы динамики роста отдельных рынков ИКТ и наиболее эффективные механизмы влияния на эти рынки.

II. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. В зависимости от изменяющегося уровня монополизации ИКТ-рынка следует поднять уровень качества и плотности инфраструктуры ИКТ, качества правовой поддержки и стандартов информационной безопасности, устранить лишние иммиграционные барьеры, обеспечивать необходимый уровень заработной платы и качества подготовки ИКТ-специалистов. При создании «электронного правительства» в Узбекистане имеет смысл наладить систему изучения информационных потребностей органов власти, их готовности к применению новейших ИКТ, уровень подготовки кадров в области создания и использования ИКТ, а также систему контроля использования и защиты национального информационного ресурса, систему доступа к новой научно-технической информации и реализации единой политики информатизации системы. С развитием «электронного правительства» в Узбекистане на государственном уровне будет усовершенствована координация выполняемых проектов и обмен информацией, что повысит эффективность расходования средств и адекватность нормативно-правовой базы реалиям динамично меняющегося рынка ИКТ. Чтобы повысить так называемый КПД ИКТ в экономике Узбекистана, нужны серьезные административные изменения в государственных структурах, в первую очередь, для обеспечения единой информационной базы данных, «единого окна» в мир, замкнутого документооборота в рамках всей республики.

III. ДОСТУПНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ ИКТ. Немаловажно сделать условно доступной стоимость использования товаров и услуг ИКТ. В этом направлении – огромное невозделанное поле для снижения пошлин, открытия конвертации, поставок субсидированных нетбуков, государственных кредитов на компьютеры и Интернет для учащихся, раздачи бесплатных логинов при рождении или при получении паспорта и так далее. Среди первоочередных изменений в ближайшие годы назову, пожалуй, следующие:

a) Массовое развитие мобильной электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и тотальная информатизация всех бизнес-процессов частного и государственного сектора. Условно бесплатное предоставление ЭЦП операторами мобильной связи, приведение законодательства в соответствие долгосрочным целям стратегии развития ИКТ и, в частности, саморегуляции в сфере защиты интеллектуальной собственности, создание нормативно-правовой базы относительно применения электронно-цифровой подписи (ЭЦП), сети удостоверяющих центров в регионах Узбекистана.

b) Доступные компьютеры, смартфоны, модемы и массовое развитие системы «электронных денег». Более гибкое правовое регулирование импорта ИКТ-оборудования, экспорта программного обеспечения, отрасли связи и мобильной передачи данных, платежных систем, электронной коммерции и внебанковских «электронных денег». Субсидирование государством поставок мобильных терминалов, их реализация населению в кредит, поддержка проектов развития ИКТ в сфере малого бизнеса, устранение таможенных антистимулов на ввоз/вывоз продуктов ИКТ и избыточного регулирования телекоммуникационного рынка и рынка платежных систем. Собственное производство оборудования и товаров ИКТ.

c) Доступные программы. Развитие и массовая реализация «мобильного» контента, условно бесплатных программ (в частности, биометрии, распознавания документов, автоматизации коммерческой и управленческой деятельности, электронного перевода, игровых программ, систем информационной безопасности), а также развитие рынка исследований, разработок программ и услуг информационного аутсорсинга по заказу зарубежных компаний

Программой развития ООН в Узбекистане и Узбекским Агенством связи и информатизации подготовлен «Обзор развития ИКТ в Узбекистане за 2006-2008 годы», статистика которого может быть показательной для построения основ общей теории «КПД ИКТ» в Узбекистане.

В частности, изучив статистику по расходам на ИКТ в Узбекистане и росту валового внутреннего продукта (ВВП), можно выявить статистически значимое влияние на рост ВВП расходов на «компьютеризацию» и «интернетизацию», а также корреляцию по многим другим показателям.

Чтобы население почувствовало все преимущества от развития ИКТ с точки зрения международной конкурентоспособности Узбекистана необходимо направить усилия на массовую доступность статистики и аналитики ИКТ, оборудования и услуг ИКТ, более активно стимулировать и финансировать перспективные разработки в области аппаратного и программного обеспечения, роста производительности, повысить конкурентоспособность наиболее перспективных для Узбекистана отраслей ИКТ и национальной экономики в целом, снизить уровень экономических барьеров для предпринимателей, вывести на новый уровень качество продуктов и услуг, производимых с применением ИКТ в процессе их производства, сделав их привлекательными для международного инвестирования и экспорта. Одним словом, приблизить КПД к значению, максимально возможному на данном этапе развития ИКТ.

Выполнение этих задач невозможно без разработки общей стратегии воздействия ИКТ на международную конкурентоспособность и научно-технического обоснования государственных и коммерческих бизнес-планов инвестирования в ИКТ.

Узбекистан на данном этапе развития имеет высокий потенциал для практической демонстрации улучшения производительности и других экономических показателей в зависимости от уровня технологического развития и более качественного планирования проектов внедрения ИКТ в деловую практику. Демонстрация влияния ИКТ на рост уровня жизни и международный статус Узбекистана позволит и другим странам перенять этот полезный опыт для более успешного взаимодействия и информационного обмена.

До сих пор в мире преобладают лишь качественные оценки, которые не позволяют «сухим языком цифр» обосновать экономическую эффективность финансирования и вложений в ИКТ. Между тем, интенсивные темпы развития ИКТ требуют не только периодического мониторинга, но пристального исследования всех вышеперечисленных действий, влияющих на развитие ИКТ.

Впервые в мировой практике в одной отдельно взятой стране может зародиться система управления влиянием ИКТ на международную конкурентоспособность, причем система не столько его качественной оценки, сколько количественной. И этой страной может стать Узбекистан, заняв лидирующие позиции не только в рейтингах привлекательности для прямых иностранных инвестиций, существующих сейчас в агентстве Карни, Международном институте развития менеджмента (IMD), Всемирном экономическом форуме (WEF), но и во всевозможных будущих рейтингах, учитывающих влияние ИКТ на конкурентоспособность отдельных компаний, национальной и международной экономики в целом.

Темп развития Узбекистана как никогда сильно зависит от КПД действующих в стране интеллектуальных технологий. Интеллектуальные системы завтрашнего дня потребуют осознания всех перечисленных в данной публикации факторов и тенденций, освоения наиболее прогрессивных и создания собственной технологии индустрии знаний как самостоятельного и конкурентоспособного продукта.

Именно ИКТ сделают экономику «умной», а объективная оценка КПД ИКТ создаст ядро для качественно иного развития этой экономики и всего общества.

Сами того не осознавая, мы уже готовы к этому, также, как наши предки были готовы к первым электронным импульсам мозга, ведущим к новым знаниям, к первым мысленным образам, воплощению этих образов в звуки, слова, символы, электронные коды общения и базы знаний.

ИКТ эволюционируют, их КПД растет и все сильней влияет на экономики на всех уровнях отношений между людьми. Эта эволюция беспрецедентна по своей сути, но вполне поддается осмыслению и совершенствованию.

Мы готовы к измерению эволюции ИКТ, готовы к измерению его влияния на основные базы знаний человечества, живущего в сегодняшнем информационном мире.

Осталось сделать этот новый шаг…

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте